СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Схемы предлогов

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Схемы предлогов»



В (дом) – куда?

Из (дома)



На (столе)


Над (лесом)


Под (стулом)


В (доме) – где?






Из (дома)


В (дом) – куда?


По (полю) Вдоль (забора)


Через (забор)




От (стены)


От (стены)


От (стены)


От (стены)








В (доме) – где?

Под (стулом)

Над (лесом)

На (столе)



От (стены)

Через (забор)

По (полю)

Вдоль (забора)











§5. ПРЕДЛОГИ

Работа начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. Основными

задачами изучения этой темы, таким образом, будут:

§ дальнейшее развитие и уточнение пространственных представлений, их выражение посредством данной категории служебных слов;

§ преодоление аграмматизмов как в импрессивной, так и экспрессивной речи школьников.

Тема. Предлоги.

Цель. Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов.

1. Выполнить различные действия по указанию логопеда:

Положите книги на стол, где лежат книги? (На столе.) Возьмите книги. Откуда взяли книги? (Со стола.) Положите книги в стол. Где они сейчас? (В столе.) Возьмите их. Откуда взяли книги? (Из стола.) Спрячьте книги под стол. Где они? (Под столом.) Выньте книги. Откуда их вынули? (Из-под стола.)

2. Построиться по указанию логопеда:

Коля за Леной. Рита за Колей.

Рита перед Леной.

Рита между Леной и Колей... и т.д.

Ответить на вопросы:

За кем ты стоишь?

Впереди кого ты стоишь?

Перед кем ...?

Позади кого ты стоишь?

Между кем...?

Рядом с кем...?

3. Встать в одну шеренгу. Рассчитаться по порядку. Запомнить свой порядковый номер. При назывании какого-либо номера по предварительному уговору делают шаг вперед:

а) названный номер;

б) впереди стоящий (предыдущий номер);

в) следующий за названным (последующий).

Схемы предлогов

4. Ознакомить детей с условным обозначением предлогов (схемы). Для работы следует иметь демонстрационный набор и индивидуальные комплекты а) с подписями, б) без подписей

5. Расположить предлоги в две группы:

а) обозначающие место и отвечающие на вопрос где? (в схемах обозначены точкой);

б) обозначающие направление, отвечающие на вопрос куда? откуда? (обозначены стрелкой).

Работа проводится сначала на схемах с подписями, затем — без подписей.

6. Отобрать схемы предлогов, близких по значению. Составить с ними словосочетания.

7. Сгруппировать попарно предлоги, противоположные по значению: сначала из тех, что обозначают место, затем из тех, что обозначают направление. Составить с ними словосочетания.

Образец:

I. В - НА НАД – ПОД II. В - ИЗ НА - С (СО)

8. Отобрать предлоги, годные для обозначения как места, так и направления. Включить их в словосочетания.

Например: Идти (куда?) — в лес. Найти (где?) - в лесу.

9. Списать, вставить вместо галочек предлоги. На полях тетради начертить схемы предлогов.

Дети идут V школу. Они строятся парами V дверью класса. Днем ученики выходят V школы.1/ школой большой сад. Ветер V морю гуляет. Река вышла V берегов. Тропинка шла V поле. V грядке зеленеет лук. V конуры сидит пес. V норе маленькие лисята. Лошадь шла V дороге.

10. Списать текст, объяснив раздельное написание предлогов с существительными.

Мы с младшим братом любим бродить в лесу. Рано утром мы отправились в дальний лес. В этом лесу много ягод. Ягоды мы собираем в маленькое ведёрко, а грибы — в плетёную корзину. Шишки кидаем в мешок. У лесного ручья мы с братом отдыхаем. Приятно в жаркий день попить прохладной воды из ручья.

11. Правда или шутка?

Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепёшки.

Овечки в речке, караси у речки.

Под столом портрет, над столом табурет.

12. Вставить предлоги, обозначив на полях их схемы.

Лодка плыла V озеру. Птенец выпал V гнезда. Самолет летит V морем. V театром собралась толпа. Картину повесили V диваном. Щенок спрятался V крыльцом. Дорожка вела V лес. Вечером мы добрались V города. Лестницу прислонили V стене. Туфли стоят V кроватью. Поезд отошел V станции. Машина стоит V подъезда. Пуговица оторвалась V

пальто. Трактор идет V целине.

13. Списать, изменяя данные в скобках существительные, соответственно вопросам

куда? (на что? во что?) и где? (в ч ё м?)

Дочка поставила чашки на стол. Чашки стоят на столе. Мама повесила платье А (шкаф). Платье висит V... Мы повесили карту ^ (стена). Карта висит V... Бабушка положила виноград V (ваза). Виноград лежит V... Я кладу зонт V (скамья). Зонт лежит V... Котят положили V (ящик). Котята сидят V... Я высыпал картофель / (корзина). Картофель лежит V...

14. Прослушать загадку:

Дом открыт со всех сторон.

В доме — тысячи колонн.

Над колоннами — шатры,

под колоннами — ковры.

Тут живут и на коврах,

и в колоннах, и в шатрах. (Лес.)

(В.Фетисов.)

Пересказать текст своими словами, используя предлоги. Назвать жителей разных «этажей» леса.



15. Графический диктант.

Цель: Проверить навык раздельного написания предлогов с существительными.

Образец: Птица жила у нас в комнате, в клетке.

Ласточки с юга вернулись на север. В углу за шкафом жил щенок. Пчелы летают с

яблони на яблоню. В селе за рекою потух огонёк. У входа в дом стоял сторож с фонарём.

В лесу поддеревьями ещё лежит снег. Мы с отцом решили выйти из дому на рассвете. На

лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. Три мудреца в одном тазу пустились

по морю в грозу.

16. Составить словосочетания, выбирая подходящий предлог.

с, из

Приехал ... Москвы, ... Украины, ... Литвы, ... Кавказа, ... Казахстана, ... Алтая, ... Узбекистана, ... Урала, ... Сибири.

в, на

Работать... школе,... музее,... почте,... библиотеке,... фабрике, ... заводе, ... магазине, ... театре, ... стройке.

из, с (со)

Упал ... дерева, ... дупла, ... кармана, ... ветки, ... гнезда, ... окна, ... крыши, ... стола, ... крыльца, ... стула, ... ступеньки.

Вернулся ... школы,... магазина,... завода,... театра,... вокзала, ... окраина, ... улицы, ... переулка, ... площади.

18. Игра «Наоборот» с перекидыванием мяча (назови противоположный предлог).

Образец: В школу - из школы, в сумку - из сумки.

Над окном — под окном, над диваном —

К двери — от двери, к дому —

Перед уроком — после урока, перед боем —

До города — от города, до поворота —

Перед машиной - за машиной, перед воротами -

19. Прослушать и обсудить стихотворение К.И.Чуковского «Федорино горе» (текст дан в

сокращении).

При повторном чтении закрепить навыки распознавания предлогов в тексте на слух,

опираясь на следующую таблицу:

ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?

В процессе повторного слушания отдельных фрагментов дети располагают в

соответствующие колонки а) карточки с предлогами, б) схемы предлогов.

ФЕДОРИНО ГОРЕ

Скачет сито по полям,

а корыто по лугам.

За лопатою метла

вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

так и сыплются с горы.

Вот и чайник за кофейником бежит,

тараторит, тараторит, дребезжит...

Утюги бегут, покрякивают,

через лужи, через лужи перескакивают.

Из окошка вывалился стол

и пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл...

А на нём, а на нём,

как на лошади верхом,

самоварище сидит

и товарищам кричит:

«Уходите, бегите, спасайтеся!»

И в железную трубу:

«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»

А за ними вдоль забора

скачет бабушка Федора:

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!

Вам ли бегать за воротами

с воробьями желторотыми?

Вы в канаву упадёте,

вы утонете в болоте.

Не ходите, погодите,

воротитеся домой!»

Но тарелки вьются, вьются,

А Федоре не даются:

«Лучше в поле пропадём,

а к Федоре не пойдём!»

Но блюдо сказало: «Гляди,

кто это там позади?»

И видят: за ними из тёмного бора

идёт-ковыляет Федора.

Но чудо случилося с ней:

стала Федора добрей.

Тихо за ними идёт

и тихую песню поёт:

«Вы подите-ка, немытые, домой!

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

окачу вас кипяточком,

и вы будете опять,

словно солнышко, сиять!»

Засмеялися кастрюли,

самовару подмигнули:

«Ну, Федора, так и быть,

рады мы тебя простить!»

Полетели, зазвенели

да к Федоре прямо в печь!

Стали жарить, стали печь,

будут, будут у Федоры и блины, и пироги!

А на белой табуреточке,

да на вышитой салфеточке

самовар стоит,

словно жар горит.

И пыхтит, и на бабу погладывает:

«Я Федорушку прощаю,

сладким чаем угощаю.

Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

(К.И. Чуковский.)


Прослушав повторно последнюю строфу (выделенные строки), перечислить указанные

предметы в направлении сверху вниз.



§6. ПРЕДЛОГИ И ПРИСТАВКИ

1. Прочитать стихотворение. Проследить соотношение предлогов и глагольных

приставок. Обратить внимание на слитное и раздельное написания. Вспомнить, что перед

глаголами не бывает предлогов:

А потом ты покатился

и назад не воротился.

Покатился в огород,

докатился до ворот,

подкатился под ворота,

добежал до поворота...

(С. Маршак.)

2. Записать словосочетания из слов обеих колонок. Обратить внимание на то, что с

данными предлогами соотносятся определенные глагольные приставки:

Доехал до ручья

Дошел сучка

Долез двери

Добежал остановки

Долетел гнезда

перепрыгнуть

через

речку

перейти верёвку

перескочить мост

переехать лужу

переплыть дорогу

перешагнуть канаву

пробежать

под

столом

пролезть дождём

проехать окном

прорыть пулями

проскочить землёй

пройти мостом

3. Прослушать стихотворение. Найти каламбуры, указав предлоги и приставки.

Определить, какой части речи эти слова принадлежат:

... Я влез однажды на подводу

и с нее нырнул под воду.

Решили лисы кролика запечь,

а кролик из духовки прыг за печь.

... Зависело б от мыла

Веснушки я б отмыла.

Сугробы снега вьюги намели,

и грузовик, как баржа на мели.

(Я. Козловский. )

4. Исправить ошибки в выделенных словах, подобрать подходящую по значению

приставку:

Картинку нужно вклеить на картон. Попробуй слезть на это дерево. Комар прилетел в

комнату. Собака повела мальчика из леса. Наш дом выделяется от соседних небольшим

ручьём. Надо расписаться под заявлением.__


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!