Схемы предложений:
Кто? что сделали?
1.Ребята выбежали на перемену
[ ] – схема простого предложения
Что делает? что делает? что?
2.В траве между корней бежит, струится маленький ручей
[ ] – схема простого предложения с однородными членами.
Что? что делали? что делали? Кто?
3.Цветы пестрели на клумбе, над ними порхали бабочки.
[ ], [ ] – схема сложного предложения (бессоюзная связь)
Кто? что сделали? что? что сделали?
4.Ребята собрались в поход, а дожди помешали.
[ ], а [ ] – схема сложного предложения (союзная связь)
Отличие простого предложения с однородными членами от сложного предложения
-
Необходимо выделить в предложении грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) или основы, если их несколько.
Например: в предложении
Что делает? Что? Кто? что делают?
Идёт мелкий дождь, а дети всё равно играют на улице в футбол - 2 грамматические основы
[ ], а [ ]
-
Проверяем, есть ли в предложении однородные подлежащие и сказуемые. При их наличии нужно установить, в состав какого количества грамматических основ они входят.
Например:
Кто? Кто? что сделали? что сделали?
Мама и папа очень устали и поехали домой
И и
В данном предложении есть однородные подлежащие мама и папа, а также сказуемые устали и поехали. Однако все однородные члены относятся к одной грамматической основе, в отличие от такого предложения:
Кто? Кто? что сделали? Кто? что делал? что делал?
Мама и папа очень устали, а я всё ещё собирал грибы и радовался встрече с лесом.
[ И ], а [ и ]
В этом предложении две грамматические основы: мама и папа устали, а также я собирал и радовался.
-
Делаем вывод о виде предложения – сложное (несколько грамматических основ) или простое (одна основа) с однородными членами.