СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Схемы разного вида анализа на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит схемы всех видов анализа, используемого на уроках литературы (анализ эпизода, героя, лрического, эпического произведения). Может использоваться как наглядность для оформления кабинета литературы.

Просмотр содержимого документа
«Схемы разного вида анализа на уроках литературы»

Схема анализа лирического произведения



  1. О стихотворении и его авторе (кем и когда написано стихотворение, кому оно посвящено, как было воспринято читателями и критиками, особенности эпохи - вся та информация, которая относится к стихотворению вообще).



  1. Жанровое своеобразие стихотворения (ода, гимн, романс, элегия...).



  1. Структура образов и развитие конфликта.



  • Тема и основная мысль произведения.

  • Как развивается в тексте мысль и чувство автора (с чего стихотворение начинается и чем заканчивается, как вы думаете, почему автор выбирает именно такую композицию)

  • Система художественных образов стихотворения (как эти образы соотносятся с жизнью человека и его чувствами).





  1. Черты лирического героя.





  1. Основные особенности поэтического языка.

  • Тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, инверсия).

  • Языковой поуровневый анализ
    *поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация.)
    * поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы).
    * использование явлений морфологии и синтаксиса.





  1. Ритм. Стихотворный размер (двухстопный – ямб, хорей; трехстопный – анапест, дактиль, амфибрахий). Рифма (женская, мужская; перекрестная, опоясывающая, параллельная).





  1. Ваше восприятие произведения.



Схема анализа эпизода



1. Действующие лица эпизода:



  • портретные и речевые характеристики;

  • авторское отношение к персонажам;

  • ваше отношение;

  • художественные средства для изображений персонажей.



2. Развитие действия, конфликт эпизода:



  • отношения героев друг с другом;

  • цели героев в данном эпизоде;

  • что они делают для достижения своих целей;

  • результат поступков;

  • вспомогательные художественные приемы (лирические отступления, описания природы и т. д.), их роль.



3. Место эпизода в контексте произведения, композиционная роль.



4. Необходимость данного эпизода для:



  • развития действия всего произведения;

  • раскрытия характеров персонажей.


СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (РАССКАЗА, ПОВЕСТИ и др.)



1. История создания произведения:

  • факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.

  • связь произведения с исторической эпохой его создания;

  • место произведения в творчестве автора.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).



3. Название произведения и его смысл.



4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?



5. Тема и идея произведения. Проблематика.



6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.



7. Система образов произведения:

  • персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные;

  • особенности имён и фамилий персонажей;

  • поступки персонажей и их мотивация;

  • предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;

  • связь персонажа с общественным окружением;

  • отношение к герою произведения других персонажей;

  • самохарактеристика персонажей;

  • авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

8. Композиция произведения:

  • деление текста произведения на части, смысл такого деления;

  • наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;

  • наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;

  • наличие эпиграфов и их смысл;

  • наличие лирических отступлений и их смысл.



9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?



10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.



11. Особенности языка произведения.


СХЕМА АНАЛИЗА ГЕРОЯ-ПЕРСОНАЖА



1. Место персонажа в системе образов произведения.


2. Социальное и материальное положение.


3. Внешний облик.


4. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек
:


  • характер деятельности и основных жизненных устремлений;

  • влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия)


5. Область чувств


  • тип отношения к окружающим;

  • особенности внутренних переживаний.


6. Авторское отношение к персонажу.


7. Какие черты личности героя выявляются в произведении:


  • с помощью портрета;

  • в авторской характеристике;

  • через характеристику других действующих лиц;

  • с помощью предыстории или биографии;

  • через цепь поступков;

  • в речевой характеристике;

  • через «соседство» с другими персонажами;

  • через окружающую обстановку.


8. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

Схема анализа драматического произведения


1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.
2. Сюжет, композиция:
  • основной конфликт, этапы его развития;
  • характер развязки (комический, трагический, драматический)

3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.
4. Сбор материала о персонажах:
  • внешность героя,
  • поведение,
  • речевая характеристика
  • содержание речи (о чем?)
  • манера (как?)
  • стиль, словарь
  • самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;
  • роль декораций, интерьера в развитии образа.

5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!