Просмотр содержимого документа
«Схемы разного вида анализа на уроках литературы»
Схема анализа лирического произведения
О стихотворении и его авторе (кем и когда написано стихотворение, кому оно посвящено, как было воспринято читателями и критиками, особенности эпохи - вся та информация, которая относится к стихотворению вообще).
Жанровое своеобразие стихотворения (ода, гимн, романс, элегия...).
Структура образов и развитие конфликта.
Тема и основная мысль произведения.
Как развивается в тексте мысль и чувство автора (с чего стихотворение начинается и чем заканчивается, как вы думаете, почему автор выбирает именно такую композицию)
Система художественных образов стихотворения (как эти образы соотносятся с жизнью человека и его чувствами).
Черты лирического героя.
Основные особенности поэтического языка.
Тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, инверсия).
Языковой поуровневый анализ
*поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация.)
* поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы).
* использование явлений морфологии и синтаксиса.
Ритм. Стихотворный размер (двухстопный – ямб, хорей; трехстопный – анапест, дактиль, амфибрахий). Рифма (женская, мужская; перекрестная, опоясывающая, параллельная).
Ваше восприятие произведения.
Схема анализа эпизода
1. Действующие лица эпизода:
портретные и речевые характеристики;
авторское отношение к персонажам;
ваше отношение;
художественные средства для изображений персонажей.
2. Развитие действия, конфликт эпизода:
отношения героев друг с другом;
цели героев в данном эпизоде;
что они делают для достижения своих целей;
результат поступков;
вспомогательные художественные приемы (лирические отступления, описания природы и т. д.), их роль.
3. Место эпизода в контексте произведения, композиционная роль.
4. Необходимость данного эпизода для:
СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (РАССКАЗА, ПОВЕСТИ и др.)
1. История создания произведения:
факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.
связь произведения с исторической эпохой его создания;
место произведения в творчестве автора.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
3. Название произведения и его смысл.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
7. Система образов произведения:
персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные;
особенности имён и фамилий персонажей;
поступки персонажей и их мотивация;
предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;
связь персонажа с общественным окружением;
отношение к герою произведения других персонажей;
самохарактеристика персонажей;
авторское отношение к персонажам и способы его выражения.
8. Композиция произведения:
деление текста произведения на части, смысл такого деления;
наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;
наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;
наличие эпиграфов и их смысл;
наличие лирических отступлений и их смысл.
9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?
10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
11. Особенности языка произведения.
СХЕМА АНАЛИЗА ГЕРОЯ-ПЕРСОНАЖА
1. Место персонажа в системе образов произведения.
2. Социальное и материальное положение.
3. Внешний облик.
4. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
характер деятельности и основных жизненных устремлений;
влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия)
5. Область чувств
6. Авторское отношение к персонажу.
7. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
с помощью портрета;
в авторской характеристике;
через характеристику других действующих лиц;
с помощью предыстории или биографии;
через цепь поступков;
в речевой характеристике;
через «соседство» с другими персонажами;
через окружающую обстановку.
8. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
Схема анализа драматического произведения
1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.
2. Сюжет, композиция: - основной конфликт, этапы его развития;
- характер развязки (комический, трагический, драматический)
3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений. 4. Сбор материала о персонажах: - внешность героя,
- поведение,
- речевая характеристика
- содержание речи (о чем?)
- манера (как?)
- стиль, словарь
- самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;
- роль декораций, интерьера в развитии образа.
5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.