СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложное предложение с разными видами связи

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Сложные предложения с разными видами связи.

Цель:  организовать  деятельность учащихся по изучению сложных предложений с разными видами связи.

Задачи:

образовательные: формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи;

развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;  исследовать сложные предложения  через их сравнительный анализ;

воспитательные: воспитание чувства патриотизма, уважения к людям, живущим рядом; воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;  воспитание интереса и любви к русскому языку.

 

Тип урока: урок изучения нового материала

 

 Форма урока: урок –презентация

                                   

Ход урока

І.Орг.момент. 

ІІ.Опрос.  Какие предложения называются сложными? (Имеющие 2 и более грамматические основы

- Назовите виды сложных предложений. (Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).

 - От чего зависит такое деление? (От средства связи между частями).

- В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных? (В нем части неравноправны, одна часть – главная, другая – придаточная).

- Назовите виды сложноподчиненных предложений. (Определительные; изъяснительные; обстоятельственные, которые делятся на подвиды).

- Назовите средства связи частей сложноподчиненного предложений. (Подчинительный союз или союзное слово).

- Чем отличается союзное слово от омонимичного союза? (Союзное слово является членом предложения, заменяется самостоятельной частью речи из главной части предложения и на союзное слово всегда падает логическое ударение).

- Объяснить отсутствие запятой перед союзом и в сложносочиненных предложениях:

  По ночам устанавливался сильный мороз и звезды усеивали небо.

  Когда ушла гроза, над горами засияло солнце и сад наполнился ароматом цветов.

  К сожалению, сад уже отцвел и птицы улетели.

ІІІ.Устная коллективная работа. Дать характеристику предложениям.

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества(СПП). Этот рост начинается именно с корней, а человек должен сохранять культуру страны(ССП). Краеведение является самым массовым видом  науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники(БСП). Каждый город – это синтез нескольких культур(ПП).

 

ІV. Презентация проектов

Задачи:

Найти теоретический материал по своей теме.

Подобрать примеры.

Создать слайд-презентацию.

Защита проектов:

      «Сложные предложения с разными видами связи»

      «Знаки препинания в сложном предложении»

      «Роль сложного предложения с разными видами связи»

 

V.Практическая работа. Работа в группах. Определите виды связи, составьте схемы.

Сочинительная и подчинительная:

1.Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов)

 

Сочинительная и бессоюзная:

2.Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев)

 

Подчинительная и бессоюзная:

3.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский)

 

Сочинительная, подчинительная, бессоюзная:

4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.

 

VІ. Работа по тексту стихотворения

Кто землю сам пахал, тот за столом Разрежет хлеб, не уронив ни крошки, Стянув на свежей скатерти узлом Во дни страды исхоженные стежки.

Я тоже в поле вырос и окреп, Шёл не прохожим по родному краю, И по тому, как люди ценят хлеб, Себе друзей в дорогу выбираю.

-О чем стихотворение?

-Как вы понимаете последние две строчки стихотворения?

Задание: произвести синтаксический разбор первого предложения - вторая группа,

 (Пов., нев., сложн., союзн., СПП с прид. .,сост. х частей,соед. союзн. сл. кто: гл. часть -двусост., распр., осложн. Одноро.обособл. обст.,выраж. д/о; придат. часть - двусост., распр.) 

второго предложения - первая группа.

 (Пов., нев., сложн., с разными видами связи:сочинит. и подчинит., сост. из 2 х частей, соед. И : 1часть - прост., двусост., распр., осложн. однородн.чл. ; 2 часть- СПП с прид. изъяснит., сост из 2 частей,соед. союзн. сл. как: гл. часть-односост., опр. -личн., распр., неосложн.; придат. часть - двусост.,распр., неосложн.

 

VІІ. Разминка у доски.  

К записанным предложениям   подобрать соответствующую схему. 1. 1.Непонятно и мудрено заблуждение и тупоумие, потому что они неестественны, а гений прост и понятен, как истина…

2. Мелькнула мысль:   может быть, радио действует и кто-нибудь услышит его?

3. Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

4. Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач.

5.Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне.  (когда…), [ ] : [ ].

6.Мы расстаёмся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слёзы и надежды. [ ] ; однако [ ], (что…) : [ ].

 

VІІІ. Проблемное задание – 1 группа

Сопоставить две схемы и определить, в чем их сходство и  чем они отличаются.

 

Сходство: это два СП, и в первом примере и во втором есть последовательное подчинение. Различие: 1 пример – СПП с несколькими придаточными. 2 пример – СП с различными видами связи, помимо подчинения есть ещё бессоюзная связь.

 

 

 

ІХ.Лингвистический эксперимент -  2 группа

 Глубоко символично, что у слов Родина и природа один корень; для многих из нас ёмкое понятие Родины неразрывно связано с домом, где ты родился и вырос, с речкой, на берегах которой прошло твоё детство, с рощей,  посаженной вместе с друзьями за околицей.

[    ], ( что..) ;  [ …(где…),  ..( ..которой…), …  ].

 

Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной.  

Состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью. Главная связь – бессоюзная. 1-я часть - сложноподчиненное  предложение с придаточной изъяснительной;

2-я часть – сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: первая – определительная, с домом каким? Вторая –   с речкой какой?- тоже определительная.  

Х.Работа в группах по карточкам

 Практическая работа с комментированием.

1группа:

1. [Солнце закатилось], и [ночь последовала за днем без промежутка], [как это обыкновенно бывает на юге].

               [ - = ], и [ - = ], ( как - = ).

- Это предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; состоит из двух частей, соединенных сочинительным союзом «и»:

1 часть – по своему строению – простое предложение;

2 часть – по своему строению – СПП с придаточным сравнительным с союзом «как», стоящим после главного предложения.

 

2. [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье].

                [ = - ], но [ - = ]: [ - = ], [ - = ].

- Это предложение сложное с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1 часть – ССП с противительным союзом «но»;

2 часть – СП бессоюзное, состоящее из двух простых предложений, связанных бессоюзной связью.

2группа:

3. (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою].

               (Когда - = ), [ = - ]; [ - = ].

- Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью:

1 часть – СПП с придаточным времени, с союзом «когда»,

2 часть – простое предложение.

 

4. [Костер горел ярко], и (чем ближе я подъезжал к нему), [тем все резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка].

               [ - = ], и (чем - = ), [тем = - ].

- Это сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, рядом стоят сочинительный союз «и» и подчинительный двойной союз «чем, тем», состоит из двух частей, соединенных сочинительной связью, союзом «и».

1 часть – простое предложение,

2 часть – СПП с двойным союзом, поэтому после союза «и» не ставится запятая, так как придаточное предложение стоит перед главным.

 

ХІ.Тестирование.

1.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и подчинительной связью  а) Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала ослепительной белизной.  б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь, пошел к реке.  в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам.  2.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью  а) Там, щедрым облаком зари освещены,  Густые облака, сбегая с вышины,  Нависли пышными, янтарными клубами.  б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды,  И зеленью покрылись сожженные сады.  в) Чернеет лес, теплом разбуженный,  Весенней сыростью объят,  А уж на ниточках жемчужины  От ветра каждого дрожат.  3.Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной связью  а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и томится, и сладкая лень смыкает глаза.  б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.  в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь : ты частица этой земли, которая тебе принадлежит.  4.Части этого сложного предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью  а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую большую ель, которую по мощи можно было принять за башню.  б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни кажется, что земля начинает даже светиться.  в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен.  5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые  Хозяйка поняла ( 1 ) что ( 2 ) если гости опять окажутся в зале ( 3 ) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца ( 4 ) и поспешно предложила прогуляться по саду.  А)1,3   Б)1,3,4   В)1,2,3,4 Г)2,3,4

 

ХІІ.Обобщение.

 

ХІІІ.Подведение  итогов урока.

 

ХІV.Домашнее задание:

 1.выписать из художественной литературы предложения                                                           с разными видами связи,  составить  схемы;

2.составить  тестовые задания из 5-ти вопросов по теме «Сложное    предложение».                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. [Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное), скользил по воде яркий луч прожектора], но [через минуту – две он мгновенно исчезал], и [тогда снова водворялась тьма].

- Это сложное предложение, с различными видами связи: сочинительная и подчинительная; состоит из трех частей соединенных сочинительными союзами «но», «и»;

1 часть по своему строению – СПП с придаточными условиями ( союз «если»), стоящим внутри главного;                                                                                                                                          2-я часть и 3-я часть – простые предложения.

[..,(если = - или - =), = - ], но [ - = ], и [ = - ].

 

2. [Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше]; [казалось], (что конца не будет подъему).

- Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1-я часть простое предложение;

2-я часть СПП с придаточным дополнительным.

[ = - ]; [ = ], ( что = )

  - В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, как) или союза «но».

  •  

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было темно.

[=-], и (хотя =-), но[=].

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, было темно.

[  ], и, (хотя …), [   ].

  1. . Практическая работа.

— Выполняем упр. 538.

Задание.  Запишите II предложение и составим схем.

[С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

                    [ - = ], и [ = ], [ - = ],  [ - = ], и [ - = ]

 осложнено однородными обстоятельствами

Это сложное предложение с разными видами связи, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1 часть  - по своему строению состоит из 2х простых предложений, соединенных сочинительным союзом «и», следовательно, это ССП, причем первое предложение двусоставное, второе предложение – односоставное.

2 часть  - по своему строению состоит из трех простых предложений, соединенных бессоюзной и союзной связью, все три предложения двусоставные, последнее осложнено однородным обстоятельством образа действия.

  • ечи. Составить схему данного предложения, охарактеризовать его)

 

учителя: Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь - взволнованной и торжественной. Использование проблемного задания.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение с разными видами связи»

Тема:  Сложные предложения с разными видами связи.

Цель:  организовать  деятельность учащихся по изучению сложных предложений с разными видами связи.

Задачи:

образовательные: формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи;

развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;  исследовать сложные предложения  через их сравнительный анализ;

воспитательные: воспитание чувства патриотизма, уважения к людям, живущим рядом; воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;  воспитание интереса и любви к русскому языку.

 

Тип урока: урок изучения нового материала

 

 Форма урока: урок –презентация

                                   

Ход урока

І.Орг.момент. 

ІІ.Опрос.  Какие предложения называются сложными? (Имеющие 2 и более грамматические основы

- Назовите виды сложных предложений. (Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).

 - От чего зависит такое деление? (От средства связи между частями).

- В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных? (В нем части неравноправны, одна часть – главная, другая – придаточная).

- Назовите виды сложноподчиненных предложений. (Определительные; изъяснительные; обстоятельственные, которые делятся на подвиды).

- Назовите средства связи частей сложноподчиненного предложений. (Подчинительный союз или союзное слово).

- Чем отличается союзное слово от омонимичного союза? (Союзное слово является членом предложения, заменяется самостоятельной частью речи из главной части предложения и на союзное слово всегда падает логическое ударение).

- Объяснить отсутствие запятой перед союзом и в сложносочиненных предложениях:

  По ночам устанавливался сильный мороз и звезды усеивали небо.

  Когда ушла гроза, над горами засияло солнце и сад наполнился ароматом цветов.

  К сожалению, сад уже отцвел и птицы улетели.

ІІІ.Устная коллективная работа. Дать характеристику предложениям.

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества(СПП). Этот рост начинается именно с корней, а человек должен сохранять культуру страны(ССП). Краеведение является самым массовым видом  науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники(БСП). Каждый город – это синтез нескольких культур(ПП).

 

ІV. Презентация проектов

Задачи:

Найти теоретический материал по своей теме.

Подобрать примеры.

Создать слайд-презентацию.

Защита проектов:

      «Сложные предложения с разными видами связи»

      «Знаки препинания в сложном предложении»

      «Роль сложного предложения с разными видами связи»

 

V.Практическая работа. Работа в группах. Определите виды связи, составьте схемы.

— Сочинительная и подчинительная:

1.Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов)

 

— Сочинительная и бессоюзная:

2.Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев)

 

— Подчинительная и бессоюзная:

3.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский)

 

— Сочинительнаяподчинительнаябессоюзная:

4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.

 

VІ. Работа по тексту стихотворения

Кто землю сам пахал, тот за столом Разрежет хлеб, не уронив ни крошки, Стянув на свежей скатерти узлом Во дни страды исхоженные стежки.

Я тоже в поле вырос и окреп, Шёл не прохожим по родному краю, И по тому, как люди ценят хлеб, Себе друзей в дорогу выбираю.

-О чем стихотворение?

-Как вы понимаете последние две строчки стихотворения?

Задание: произвести синтаксический разбор первого предложения - вторая группа,

 (Пов., нев., сложн., союзн., СПП с прид. .,сост. х частей,соед. союзн. сл. кто: гл. часть -двусост., распр., осложн. Одноро.обособл. обст.,выраж. д/о; придат. часть - двусост., распр.) 

второго предложения - первая группа.

 (Пов., нев., сложн., с разными видами связи:сочинит. и подчинит., сост. из 2 х частей, соед. И : 1часть - прост., двусост., распр., осложн. однородн.чл. ; 2 часть- СПП с прид. изъяснит., сост из 2 частей,соед. союзн. сл. как: гл. часть-односост., опр. -личн., распр., неосложн.; придат. часть - двусост.,распр., неосложн.

 

VІІ. Разминка у доски.  

К записанным предложениям   подобрать соответствующую схему. 1. 1.Непонятно и мудрено заблуждение и тупоумие, потому что они неестественны, а гений прост и понятен, как истина…

2. Мелькнула мысль:   может быть, радио действует и кто-нибудь услышит его?

3. Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

4. Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач.

5.Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне.  (когда…), [ ] : [ ].

6.Мы расстаёмся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слёзы и надежды. [ ] ; однако [ ], (что…) : [ ].

 

VІІІ. Проблемное задание – 1 группа

Сопоставить две схемы и определить, в чем их сходство и  чем они отличаются.

 

Сходство: это два СП, и в первом примере и во втором есть последовательное подчинение.Различие: 1 пример – СПП с несколькими придаточными. 2 пример – СП с различными видами связи, помимо подчинения есть ещё бессоюзная связь.

 

 

 

ІХ.Лингвистический эксперимент -  2 группа

 Глубоко символично, что у слов Родина и природа один корень; для многих из нас ёмкое понятие Родины неразрывно связано с домом, где ты родился и вырос, с речкой, на берегах которой прошло твоё детство, с рощей,  посаженной вместе с друзьями за околицей.

[    ], ( что..) ;  [ …(где…),  ..( ..которой…), …  ].

 

Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной.  

Состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью. Главная связь – бессоюзная. 1-я часть - сложноподчиненное  предложение с придаточной изъяснительной;

2-я часть – сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: первая – определительная, с домом каким? Вторая –   с речкой какой?- тоже определительная.  

Х.Работа в группах по карточкам

 Практическая работа с комментированием.

1группа:

1. [Солнце закатилось], и [ночь последовала за днем без промежутка], [как это обыкновенно бывает на юге].

               [ - = ], и [ - = ], ( как - = ).

- Это предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; состоит из двух частей, соединенных сочинительным союзом «и»:

1 часть – по своему строению – простое предложение;

2 часть – по своему строению – СПП с придаточным сравнительным с союзом «как», стоящим после главного предложения.

 

2. [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье].

                [ = - ], но [ - = ]: [ - = ], [ - = ].

- Это предложение сложное с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1 часть – ССП с противительным союзом «но»;

2 часть – СП бессоюзное, состоящее из двух простых предложений, связанных бессоюзной связью.

2группа:

3. (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою].

               (Когда - = ), [ = - ]; [ - = ].

- Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью:

1 часть – СПП с придаточным времени, с союзом «когда»,

2 часть – простое предложение.

 

4. [Костер горел ярко], и (чем ближе я подъезжал к нему), [тем все резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка].

               [ - = ], и (чем - = ), [тем = - ].

- Это сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, рядом стоят сочинительный союз «и» и подчинительный двойной союз «чем, тем», состоит из двух частей, соединенных сочинительной связью, союзом «и».

1 часть – простое предложение,

2 часть – СПП с двойным союзом, поэтому после союза «и» не ставится запятая, так как придаточное предложение стоит перед главным.

 

ХІ.Тестирование.

1.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и подчинительной связью  а) Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала ослепительной белизной.  б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь, пошел к реке.  в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам.  2.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью  а) Там, щедрым облаком зари освещены,  Густые облака, сбегая с вышины,  Нависли пышными, янтарными клубами.  б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды,  И зеленью покрылись сожженные сады.  в) Чернеет лес, теплом разбуженный,  Весенней сыростью объят,  А уж на ниточках жемчужины  От ветра каждого дрожат.  3.Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной связью  а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и томится, и сладкая лень смыкает глаза.  б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.  в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь : ты частица этой земли, которая тебе принадлежит.  4.Части этого сложного предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью  а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую большую ель, которую по мощи можно было принять за башню.  б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни кажется, что земля начинает даже светиться.  в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен.  5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые  Хозяйка поняла ( 1 ) что ( 2 ) если гости опять окажутся в зале ( 3 ) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца ( 4 ) и поспешно предложила прогуляться по саду.  А)1,3   Б)1,3,4   В)1,2,3,4 Г)2,3,4

 

ХІІ.Обобщение.

 

ХІІІ.Подведение  итогов урока.

 

ХІV.Домашнее задание:

 1.выписать из художественной литературы предложения                                                           с разными видами связи,  составить  схемы;

2.составить  тестовые задания из 5-ти вопросов по теме «Сложное    предложение».                                                                                             

 

1. [Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное), скользил по воде яркий луч прожектора], но [через минуту – две он мгновенно исчезал], и [тогда снова водворялась тьма].

- Это сложное предложение, с различными видами связи: сочинительная и подчинительная; состоит из трех частей соединенных сочинительными союзами «но», «и»;

1 часть по своему строению – СПП с придаточными условиями ( союз «если»), стоящим внутри главного;                                                                                                                                          2-я часть и 3-я часть – простые предложения.

[..,(если = - или - =), = - ], но [ - = ], и [ = - ].

 

2. [Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше]; [казалось], (что конца не будет подъему).

- Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1-я часть простое предложение;

2-я часть СПП с придаточным дополнительным.

[ = - ]; [ = ], ( что = )

  - В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказатьсясочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, как) или союза «но».

  •  

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было темно.

[=-], и (хотя =-), но[=].

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, было темно.

[  ], и, (хотя …), [   ].

  1. . Практическая работа.

— Выполняем упр. 538.

Задание.  Запишите II предложение и составим схем.

[С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

                    [ - = ], и [ = ], [ - = ],  [ - = ], и [ - = ]

 осложнено однородными обстоятельствами

Это сложное предложение с разными видами связи, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1 часть  - по своему строению состоит из 2х простых предложений, соединенных сочинительным союзом «и», следовательно, это ССП, причем первое предложение двусоставное, второе предложение – односоставное.

2 часть  - по своему строению состоит из трех простых предложений, соединенных бессоюзной и союзной связью, все три предложения двусоставные, последнее осложнено однородным обстоятельством образа действия.

  • Составить схему данного предложения, охарактеризовать его)

 

учителя: Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь - взволнованной и торжественной. Использование проблемного задания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!