СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: Сложное предложение и его виды

Цель урока: Расширение и углубление знаний о сложном предложении

Задачи урока:

познавательные:

  • формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений;
  • умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений

развивающие:

  • совершенствование грамматического строя речи – изучения разных синтаксических конструкций;
  • развитие творческих способностей, способности выделять, сопоставлять, обобщать, рассуждать;
  • развитие коммуникативных навыков учащихся

воспитательная: воспитание интереса к языку, чувства прекрасного, любви к природе, ко всему живому.

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Вид урока: развивающий

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: ПК, проектор, магнитофон, опорный конспект.

Ход урока

I. Вводно-мотивационный этап

Организационный момент

Доброе утро! Каждое утро мы встречаемся с вами и радуемся этой встрече. Любое утро, поистине, доброе. Оно открывает новый день со своими тайнами, секретами, чудесами. Утро бывает разным: ярким, радостным, пасмурным, грустным, хмурым. Но каким бы оно ни было, утро вселяет в человека самые радужные, светлые надежды. Каждое утро – это что-то новое, неразгаданное, интересное.

– А каким было сегодня ваше утро?

– Чего вы ожидаете? Каким цветом можно выразить ваше настроение и почему?

2. Работа в тетради. Запись числа и классной работы

3. Орфоэпическая разминка

(слова записаны на магнитофон с интервалом друг от друга, дети произносят их в соответствии с нормами литературного произношения)

Договóр, позвонúшь, красúвее, коне[шн]о, [шт]обы, потому [шт]о, каталóг, баловáть, [т’]ермин, ску[шн]о, компью[тэ]р, занятá, щавéль.

4. Актуализация темы

(Слайд 2 Приложение 1)

1. Рассмотрите рисунки и сформулируйте пунктуационное правило, которое в них «зашифровано». Приведите примеры, иллюстрирующие это правило.

– Какова тема нашего урока? Запишите ее в тетрадь (Слайд 3)

2. Целевая установка отражена в рубриках:

Слайд 4

Знать:

  • определение сложного предложения;
  • виды сложных предложений: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное;
  • как связаны, с помощью чего части сложного предложения.

Слайд 5

Уметь:

  • распознавать сложное предложение и простое;
  • ставить знаки препинания в сложном предложении;
  • конструировать разные синтаксические конструкции;
  • разграничивать сочинительные и подчинительные союзы.

Слайд 6

3. Этапы работы

  • I этап – «Вспомни!» – вспомните все, что уже знаете о сложном предложении.
  • II этап – «Познакомься! Изучи!» – расширение и углубление знаний по теме.
  • III этап – «Используй!» – применение полученных знаний: упражнения на опознание видов сложных предложений, конструирование сложных предложений и использование в речи.
  • IV этап – «Проверь себя!» – обобщение и контроль.

5. Повторение

I этап «Вспомни!» (Слайд 7)

– Что вы знаете о сложном предложении? Чем оно отличается от простого? Устно закончите предложение:

Сложное предложение – это …

Что вы знаете о знаках препинания в сложном предложении?

Закончите письменно предложения.

– В каких случаях вам нужно придумать простое, а в каких – сложное предложение? Сделайте выводы.

  • Пошел теплый дождь, и …
  • Пошел теплый дождь и …

II. Операционно-содержательный этап

Слайд 8 «Познакомься! Изучи!»

  1. Просмотровое чтение. Учебник (страница 65) Задание: Бегло просмотрите текст и определите, какая новая для вас информация в нем содержится.
  2. Работа с опорной схемой «кластер» (Ученики заполняют опорную схему)
  3. Анализ примеров на доске Задание: подчеркнуть грамматические основы, установить, как связаны части сложного предложения, расставить знаки препинания.
  4. Физкультминутка

III. Рефлексивно-оценочный этап

Слайд 9 «Используй!»

1. Работа с текстом (текст и задание к нему на карточках для учащихся)

«Рассвет в лесу. Пение птиц» (фонограмма)

На фоне звуков живой природы учитель читает текст. (текст на слайде)

Одна за другой гаснут звезды, и от горизонта поднимается розовая полоска и разливается по всему небосклону. Густой туман расстилается по земле, а высокая трава белеет ровной скатертью. Но вот пробежал ветерок, высоко в небо взлетел жаворонок и запел. И лес наполнился птичьим пением. Я люблю слушать пение птиц ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья. Слушаешь их песню и замираешь от восторга!

– Какую картину вы увидели? Что помогло автору нарисовать ее так ярко?

– Объясните орфограммы в выделенных словах и запишите их поморфемно.

– Найдите сложные предложения в тексте. Какие они? Докажите, постройте схему сложных предложений.

– Какие предложения вы не назвали и почему?

Слайд 10

2. Грамконструктор. Упражнение 155 из учебника.

Задание: Закончите сложное предложение, используя данные союзы. Запишите получившиеся предложения. Определите, какие из них являются сложносочиненными, а какие – сложноподчиненными.

2. Фотоколлаж. (Слайд 11)

Задание: Рассмотрите фотоколлаж и составьте сложные предложения разных видов: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Выводы по уроку

«Проверь себя!» (Слайд 12)

  1. Устно закончи предложения
  2. Тест (карточка для учащихся)

Домашнее задание

(Слайд 13)

  1. Устное высказывание на тему «Сложное предложение и его виды» (схема «кластер») Учебник стр. 65-66
  2. Упражнения 153

Рефлексия

(Слайд 14)

! – что было важным сегодня на уроке? , – выскажите свои мысли по уроку ? – что осталось непонятным, вызвало трудности. – работу по данной теме продолжим на следующем уроке.

Конец урока (Слайд 15).

 

Просмотр содержимого документа
«Сложные предложения»

Тема урока: Сложные слова с пол-, полу-

Цель урока:

познакомить с условиями выбора слитного и дефисного написания сложных слов с корнем пол-, полу-;

формировать навык правописания слов с этой орфограммой;

закрепить навык правописания сложных слов;

актуализировать умение находить сложные слова;

воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка;

прививать любовь к языку великих русских писателей

Тип урока: Урок объяснения нового материала.

Интеграция (межпредметные связи): связь с литературой, украинским языком, географией, музыкой.

Оборудование:

1)учебник по русскому языку для 6 класса с украинским языком обучения (авторы: Н.Ф. Баландина , К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко, Киев,2011)

2)Русскийязык.Орфография.5класс(автор: Н.В. Митюшкина, Харьков,2009)

3) Волина В. В  Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: Изд-во «Арго», 1996. – стр.369                                                                                              

4) карточки с индивидуальными заданиями;

5) материалы презентации, выполненные с помощью программы PowerPoint;

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности учащихся, повторение изученного ранее.

Эмоциональный настрой на урок.

- Наш урок сегодня мне хотелось бы начать, рассказав вам старинную притчу:

…Однажды султан решил испытать своих придворных министров. Он приказал им открыть в саду старую ржавую дверь с огромным замком. В награду за выполненное дело султан пообещал исполнителю место главного дворцового визиря. Но одни подданные лишь качали головами, другие разглядывали замок, а третьи – начали неуверенно толкать дверь, показывая, что не могут её открыть. Тогда один из стражей дворца подошёл к двери, внимательно осмотрев её, резко навалился плечом и толкнул. И – о чудо! Дверь поддалась и раскрылась! Тогда султан сказал дворцовому стражу: «Ты будешь главным визирем, потому что ты не только полагаешься на то, что слышишь и видишь, но и веришь в свои силы!».

-Верь в свои силы — и все получится! С этим оптимистическим высказыванием позвольте продолжить наш урок.

-Давайте вспомним тему предыдущих уроков.

- Какие слова называются сложными? (сложные – это слова, состоящие из двух (реже трех корней))

-Как образуются сложные слова? ( Они образуются в результате сложения основ исходных слов или целых слов)

-Каким образом соединяются корни в сложных словах?( при образовании сложных слов используются соединительные гласные О и Е, а также И (семилетка). Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: Ивангород)

-Какую роль играют сложные слова в речи? (краткость речи)

Учитель раздает карточки с заданием (работа в парах)

Отгадайте названия птиц, определите, каким способом образованы эти слова.

Очень изящные, стройные, дружные птички. Вместе строят гнезда, вместе выкармливают птенцов. Оперенье на головке — черное. (Черноголовка)

Серенькая птичка,Птичка — невеличка, Шеей вертишь ты всегда,Разве в этом есть нужда? (Вертишейка)

Эта птичка так названа за свой интересный хвостКрасного цвета, он все время подрагивает.Поэтому и кажется, что хвост, вспыхивает огоньком,Как будто горит. (Горихвостка)

Работа в группах. Учащимся предлагается отгадать кроссворд (повторение изученных ранее орфограмм)

Непроизносимый согласный

Подберите близкие по значению к данным имена прилагательные с непроизносимым согласным – и прочтете в столбике ключевое слово:

1. Печальный.2. Удачливый.3.Огромный4. Веселый.

5. Отважный.6. Знаменитый.7.Здешний.8. Правдивый.

Ответы: 1. Грустный. 2. Счастливый. 3. Гигантский. 4. Радостный. 5. Доблестный.6. Известный. 7. Местный. 8. Честный.

Ключевое слово: синонимы.

II. Работа по теме урока.

Сегодня на уроке мы рассмотрим тему «Сложные слова с пол-, полу ». Известно, что память эффективнее удерживает  и сохраняет ту информацию, которая яркая, необычная, нестандартная. Мы с вами в этом неоднократно убеждались, используя методы эйдетики на уроках русского языка. Без сомнения, метод ассоциаций выручит нас и сегодня: »Правило Поля» поможет быстро и легко запомнить новую орфограмму, закрепить навык слитного и дефисного написания сложных слов с корнем пол-, полу-.

Алгоритм действия:

1) Прочитайте орфографическое правило.

2) Ознакомьтесь с лингвистической миниатюрой.

3)Внимательно рассмотрите рисунок (опорный сигнал для памяти), сопоставьте его с орфографическим правилом.

4) Выполняйте упражнения.

5)Для воспроизведения в памяти опорных сигналов орфографических правил используйте перфокарты.

Орфографическое правило.

Дефис между корнем пол- и второй частью сложного существительного пишется:

перед прописной буквой. Например: пол — Киева.

перед буквой, обозначающей гласный звук. Например: пол-улицы

3)Перед буквой л . Например: пол — лодки

В остальных случаях сложные слова с пол- пишутся слитно. Например: полкниги.

С корнем полу — слова всегда пишутся слитно. Например: полусапожки.

Лингвистическая миниатюра

Я помогу Вам запомнить написание дефиса в словах с пол-. Собственно говоря, здесь и запоминать нечего: услышали слово с пол- — сразу вспоминайте мое имя Поль, которое пишется с большой буквы. Каждая буква моего имени символизирует одно из правил о написании дефиса.

Мальчик Поль.

(на рисунке изображен мальчик, который в одной руке держит дефис, в другой – пол-апельсина)

П (большая буква) пол — Киева

О (гласный) пол — улицы

Л (л) пол — лодки

ь

Спишите, раскрывая скобки. (Пол)метра,   (пол)лимона,   (пол)девятого,   (пол)арбуза, (пол)Африки, (пол)листа,  (пол)города, (пол)Полтавы, (пол)яблока, (пол)груши, (пол)тысячи

Образуйте слова с пол- и полу- . Объясните правописание.

А.  Окно, булка, армия, сантиметр, гектар, стакан, чашка,  ярмарка,  апельсин,  дыня,  шаг,  слово,  столица,  юрта, ягодник, оборот, липа.Б.   Ботинки, жидкий, остров, согнутый, тьма, сон, тень, тон, подвальный, часовой, шаль, шёпот.

Переведите данные слова на русский язык и запишите их. Півмісяць,   напівкоштовннй,   напівправда,   полуденний, півгодинний, півкуля, напіввовняний, напівживий, півострів, півфінал, напівтемрява, півріччя, півколо.

Музыкальная пауза. Поем все вместе « Крылатые качели» (звучит аудиозапись)

III. Продолжаем работу по закреплению нового материала.

Подберите и запишите подходящие по смыслу слова.

Пол (название планеты), пол (название континента), пол (название государства), пол (название столицы государства),пол(название острова),пол(название горы),пол (название озера),пол(название реки), пол(название города), пол(название села)

Минутка для шутки. Прочитайте шуточное стихотворение. Выпишите слова с пол-.Объясните орфограмму.

Выпишите слова с корнем пол- , объясните орфограмму (запись в тетрадях и на доске – по цепочке).

Я пришёл из школы: мамы дома нет. На столе оставлен для меня обед:

Полбатона хлеба, полсудка борща и на сковородке ровно пол-леща.

Если мамы дома нет, полминуты не теряй

И варенье из буфета поскорее доставай.

У меня сегодня был такой обед: полкило варенья, полмешка конфет,

Пол – арбуза с тортом, апельсин с халвой (я ещё не мёртвый, но полуживой).

Я не ем уж  полнедели, я не сплю уж 5 ночей,

У моей  стоит постели ровно пол – Москвы врачей.

 Рубрика «Литературные чтения»

А сейчас настало время для традиционной рубрики «Литературные чтения»

Мы с вами уже познакомились з некоторыми произведениями русского классика А. П. Чехова. Помните ли вы их названия?

«Хамелеон», «Толстый и тонкий», »Хирургия».

Учитель читает рассказ А. П. Чехова «Жалобная книга»

ЖАЛОБНАЯ КНИГА

Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги. Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте:

«Милостивый государь! Проба пера!?»

Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей написано:

«Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя».

«Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин».

«Кто писал не знаю, а я дурак читаю».

«Оставил память начальник стола претензий Коловроев».

«Приношу начальству мою жалобу на Кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жене. Жена моя вовсе не шумела, а напротив старалась чтоб всё было тихо. А также и насчет жандарма Клятвина который меня Грубо за плечо взял. Жительство имею в имении Андрея Ивановича Ищеева который знает мое поведение. Конторщик Самолучшев».

«Никандров социалист!»

«Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка… (зачеркнуто). Проезжая через эту станцию, я был возмущен до глубины души следующим… (зачеркнуто). На моих глазах произошло следующее возмутительное происшествие, рисующее яркими красками наши железнодорожные порядки… (далее всё зачеркнуто, кроме подписи). Ученик 7-го класса Курской гимназии Алексей Зудьев».

«В ожидании отхода поезда обозревал физиогномию начальника станции и остался ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии. Неунывающий дачник».

«Я знаю кто это писал. Это писал М. Д.».

«Господа! Тельцовский шуллер!»

«Жандармиха ездила вчера с буфетчиком Костькой за реку. Желаем всего лучшего. Не унывай жандарм!»

«Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов».

«Лопай, что дают»…

«Кто найдет кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».

«Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры. Телеграфист Козьмодемьянский».

«Добродетелью украшайтесь».

«Катинька, я вас люблю безумно!»

«Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. За начальника станции Иванов 7-й».

«Хоть ты и седьмой, а дурак».

-Сколько «авторов» вы сможете насчитать на страницах этой жалобной книги?(20)

- Какие ошибки вы можете назвать? («станцыи», «физиогномия», «пущай». «Катинька»

«Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа»и т.д.)

-Кстати говоря, как называют человека, который делает много ошибок? Это слово начинается на полу -(полуграмотный, полуневежда)

-Каков жанр «Жалобной книги»? (юмористический рассказ)

-Какие чувства вызывает рассказ ? (полугрустно, полусмешно)

IV. Подведение итогов урока.

Выясняется, чему научились школьники, как оценивают свою деятельность на уроке. (используя метод незаконченных предложений)

На сегодняшнем уроке я узнал(а) о…

На сегодняшнем уроке я научился(ась)…

Было интересно выполнить…

Я с удовольствием выполнял(а)…

V. Домашнее задание.

Придумать собственную лингвистическую миниатюру к орфограмме слитное и дефисное написание сложных слов с корнем пол-, полу-,нарисовать иллюстрацию к лингвистической миниатюре.

-Я благодарю всех за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!