Просмотр содержимого документа
«Схема анализа урока по ФГОС»
Класс_________ Дата___________________
ФИО учителя____________________________________________________
Цель посещения________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема урока_____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
Цели урока _____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО посетившего урок ___________________________________________
| Параметры | Критерии | баллы | Примечания |
1 | 2 | 3 |
1. | Мотивация | 1 уровень Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом) 2 уровень Эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др) 3 уровень Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал) | | | | |
2. | Целеполагание | 1 уровень Цель урока определяется учителем 2 уровень Цель урока согласуется в обсуждении с учениками 3 уровень Оформляются несколько целей урока (учителем- для себя, учениками- для себя) | | | | |
3. | Характер учебных заданий | 1 уровень Репродуктивный (выполнение по образцу) 2 уровень Репродуктивный с включением самостоятельной работы 3 уровень Поисковый, творческий | | | | |
4. | Управление познавательной деятельностью школьника и характеристика деятельности учащихся на уроке | 1 уровень Ученик: -принимает проблемную ситуацию, заданную учителем; -принимает цели и задачи, поставленные учителем; -использует предложенный алгоритм действий; Использует предложенные ресурсы 2 уровень Ученик: -принимает проблемную ситуацию, заданную учителем; -ставит цель, формулирует задачи по достижению заданной цели; -выбирает алгоритм решения задач из предложенных алгоритмов; -выбирает необходимые ресурсы; -самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своих действий. 3 уровень Ученик: -самостоятельно выявляет и формулирует проблему; -ставит цель, определяет задачи, способы достижения цели и предполагаемые результаты; -создаёт алгоритм действий; -находит ресурс для выполнения действий; -соотносит запланированный и полученный результат; -планирует свою дальнейшую деятельность. | | | | |
5. | Формы освоения урока | -самостоятельная; -работа в парах; -работа в группах; -индивидуальная; -фронтальная | | | | |
6. | Методы, используемые на уроке | -исследовательский; -проблемное изложение; -репродуктивный; -эвристический; -объяснительно- иллюстративный | | | | |
7. | Применение инновационных технологий (эффективность применения) | -ИКТ; -проектная деятельность; -Технология продуктивного чтения; -Проблемно- диалогический урок; -исследовательская | | | | |
8. | Коммуникация учащихся | 1 уровень Соблюдает речевые нормы и процедуру работы в группе 2 уровень Задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в группе. 3 уровень Используют средства письменной коммуникации, адекватные цели, успешно справляются с конфликтной ситуацией | | | | |
9. | Формирование УУД | 1 уровень Наличие в конспекте урока. Во время объяснения нового материала преобладает время активного объяснения материала учителем; 2 уровень Активное объяснение материала учителем с включением проблемных вопросов, эвристической беседы 3 уровень Оптимальное сочетание объяснения материала учителем с сообщениями учащихся. Объяснение материала носит проблемный характер | | | | |
10. | Организация обратной связи на уроке | 1 уровень Обратная связь на уровне контроля: Учитель спрашивает- ученик отвечает. Отношения на уровне «субъект-объект» (учитель учит ученика) 2 уровень Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п.), но ученики могут выбрать способы и формы обратной связи. Отношения строятся на уровне «субъект- объект/субъект». При организации обратной связи учитель учитывает разные способы восприятия информации учащимися. 3 уровень Постоянное «субъект/субъектное» взаимодействие между учителями и учащимися, учеников между собой; совместное моделирование ситуаций для проявления компетентностей как учителя, так и учеников. Обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности. | | | | |
11. | Система оценивания достижений учащихся | 1 уровень Самооценка учащихся на основе словесной характеристики 2 уровень Включение учащихся в обсуждение ответа 3 уровень Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку. | | | | |
12. | Рефлексия | 1 уровень Ученики высказываются по поводу результата урока 2 уровень Ученики оценивают результат и процесс деятельности 3 уровень Ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъективное значение результатов деятельности | | | | |
13. | Результативность урока | 1 уровень Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем 2 уровень Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками 3 уровень Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза | | | | |
14. | Домашнее задание | 1 уровень Задания, подобные классным. Объём не более 25-30% от классной работы 2уровень Задания, дифференцированного характера. 3 уровень Контекстные задания, для решения которых необходима информация. | | | | |
ИТОГО БАЛЛОВ: | | |
Максимальное количество баллов за урок – 29-42б. -показатель на достаточном уровне 15-28б.- показатель на среднем уровне менее 15б.- показатель на низком уровне |
Выводы и рекомендации: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Технологическая карта оценки деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий
Класс_________ Дата___________________
ФИО учителя____________________________________________________
Цель посещения________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема урока_____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
Цели урока _____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО посетившего урок ___________________________________________
№ | Критерии | Баллы |
I | Личностные универсальные учебные действия |
-
| Работает над смыслообразованием: -установление связи между учебной деятельностью и мотивом | |
-
| -формирование нравственно- эстетических ценностей | |
II | Регулятивные универсальные действия |
-
| Учит планировать, строить алгоритм деятельности, прогнозированию | |
-
| Учит находить наиболее рациональные способы выполнения задания | |
-
| Учит самооценке, самоконтролю выполняемой работы | |
-
| Учит работать по образцу, по алгоритму | |
-
| Учит организации рабочего места, рациональному размещению учебных средств | |
III | Чтение. Работа с текстом. |
1. | Уделяет на уроке внимание процессу чтения | |
2. | Находят в тексте конкретные факты, сведения | |
3. | Определяют тему и главную мысль | |
4. | Обучает продуктивным методам с учебником и др. источниками информации | |
5. | Учит работать с планом, тезисами, конспектом, схемами, таблицами, диаграммами | |
6. | Учит ориентироваться в словарях и справочниках. | |
IV | Коммуникативные универсальные учебные действия |
1. | Развивает внимание учащихся | |
2. | Обучает умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика | |
3. | Развивает монологическую, диалоговую речь, учит ставить вопросы | |
4. | Учит правилам участия в коллективной деятельности | |
5. | Учит постановке вопросов | |
6. | Учит способам взаимодействия, учебного сотрудничества | |
V | Познавательные (логические) действия |
1. | Работает над формированием логических умений: анализ синтеза; сравнение; обобщение и классификация; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; построение цепочек рассуждений. | |
2. | Опирается на уже известное учащимся, их субъективный опыт. Учит формулировке проблемы | |
3. | Работает над формированием знаково-символическими действиями; -моделирование; -преобразование моделей с целью выявления законов | |
4 | Вводит умение практически | |
5 | Осуществляет межпредметные связи | |
Общая сумма баллов (примечание: 1 балл за каждый параметр) | |
20-24 б.- показатель на достаточном уровне
16-19 б.- показатель на среднем уровне
менее 16б.- показатель на низком уровне
Выводы и рекомендации: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Схема анализа урока по ФГОС
Класс__________________________________________________________________
Предмет_______________________________________________________________
Автор учебника_________________________________________________________
Тема урока_____________________________________________________________
| Этапы анализа | Баллы |
1. | Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока? | |
2. | Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели. | |
3. | Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебный материал) | |
4. | Соответствие урока требованиям ФГОС: | |
4.1. | Ориентация на новые образовательные стандарты. | |
4.2. | Нацеленность деятельности на формирование УУД | |
4.3. | Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др. | |
5. | Содержание урока: | |
5.1. | Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям | |
5.2. | Соответствие содержания урока требованиям программы. | |
5.3. | Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности. | |
5.4. | Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи. | |
6. | Методика проведения урока: | |
6.1. | Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. | |
6.2. | Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера ( «докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку») | |
6.3. | Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы. | |
6.4. | Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.) | |
6.5. | Применение диалоговых форм общения. | |
6.6. | Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся. | |
6.7. | Осуществление обратной связи: ученик-учитель. | |
6.8 | Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. | |
6.9 | Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. | |
6.10. | Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения. | |
6.11. | Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен. | |
6.12. | Формирование навыков самоконтроля и самооценки. | |
7. | Психологические основы урока: | |
7.1. | Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. | |
7.2. | Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. | |
7.3. | Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. | |
7.4. | Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока. | |
8. | Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора.. | |
9. | Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона) | |
Итого: | |
За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2- в полном объёме. |