Приложение 5.
- (к Положению об индивидуальной воспитательной работе
с проблемными воспитанниками)
Схема наблюдения за адаптацией воспитанника.
- I критерий «Эффективность учебной деятельности»
- 1 шкала «Учебная активность» (в том числе на самоподготовке)
5 – Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно.
4 – На уроке работает, положительные и отрицательные результаты чередуются.
3 – Редко поднимает руку, но отвечает правильно.
2 – Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса.
1 – Пассивен на уроке, дает отрицательные ответы или не отвечает совсем. Часто переписывает готовое с доски.
0 – Учебная активность отсутствует.
2 шкала «Усвоение знаний»
5 – Правильное, безошибочное выполнение заданий. (Средний балл 5-4)
4 – Небольшие помарки, единичные ошибки (Средний балл 4,5-4)
3 – Редкие ошибки, связанные с пропуском букв и их заменой (Средний балл 3,9-3)
2 – Плохое усвоение материала по одному из основных предметов. (Средний балл по этому предмету 3,5 и ниже)
1 – Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий. Много исправлений и зачеркиваний. (Непостоянство оценок. Средний балл 3,5 и ниже)
0 – Плохое усвоение программного материала по всем предметам: грубые ошибки, большое количество
- II критерий «Усвоение норм поведения»
- 3 шкала «Поведение на уроке, занятии»
5 – Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования педагога
4 – Выполняет требования педагога, но иногда на короткое время отвлекается от урока
3 – Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами
2 – Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах
1 – Выполняет требования педагога частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает
0 – Не выполняет требования педагога; большую часть урока занимается посторонними делами. Преобладает игровой интерес.
- 4 шкала «Поведение на перемене, в свободное время»
5 – Высокая игровая активность. Охотно участвует в подвижных коллективных играх
4 – Активность выражена в малой степени. Предпочитает занятия в кабинете с кем-нибудь из ребят, чтение книг, спокойные игры
3 – Активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку. (Готовит учебники, тетради, моет доску, убирает кабинет)
2 – Не может найти себе занятия: переходит от одной группы к другой
1 – Пассивный, движения скованные, избегает других
0 – Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит. Не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой)
- III критерий «Успешность социальных контактов»
- 5 шкала «Взаимоотношения с одногруппниками»
5 – Общительный, легко контактирует с детьми, в общении активен
4 – Легко вступает в контакт, но малоинициативен
3 – Сфера общения ограничена, общается только с некоторыми детьми
2 – Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает в контакт
1 – Замкнут, изолирован от детей. Предпочитает находиться один. Другие дети равнодушны к нему
0 – Постоянно ссорится, проявляет негативизм. Дети его не любят
- 6 шкала «Взаимоотношения с педагогами»
5 – Дружелюбен, стремиться понравиться, часто подходит, общается с педагогами.
4 – Дорожит хорошим мнением педагога о себе, стремится выполнить все его требования. В случае необходимости сам обращается к нему за помощью
3 – Старательно выполняет требования педагога, но за помощью обращается чаще к одногруппникам
2 – Выполняет требования педагога формально, старается быть незаметным. Не заинтересован в общении с педагогом
1 – Избегает контакта с педагогом. При общении с ним говорит тихо, смущается, запинается
0 – Общение с педагогом приводит к отрицательным эмоциям. Обижается, плачет при малейшем замечании
- IV критерий «Эмоциональное благополучие»
- 7 Шкала «Преобладающее настроение»
5 – Обычно хорошее настроение. Часто смеется, улыбается
4 – Спокойное эмоциональное состояние
3 – Эпизодические проявления сниженного настроения
2 – Отрицательные эмоции, тревожность, огорчения, иногда страхи. Частые ссоры с детьми. Повышает голос, обидчив
1 – Депрессивное настроение. Плач без всяких на то причин
0 – Агрессия. Вспышки злости, гнева (и в отношении педагога). Часто может затеять драку
Результаты:
35 — высокий уровень адаптации,
28 — хороший уровень адаптации,
21 — средний уровень адаптации,
14 — уровень ниже среднего,
7 — низкий уровень.