СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Схемы, шифры, коды как средство развития лингвистического мышления на этапе закрепления изученного материала.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка составлена на основе анализа методики интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка Л.А.Бакулиной. Материал подготовлен для выступления на семинаре.

Просмотр содержимого документа
«Схемы, шифры, коды как средство развития лингвистического мышления на этапе закрепления изученного материала.»

Пшеницына Анна Валерьевна,

учитель начальных классов,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Гимназия № 21»



Схемы, шифры, коды как средство развития лингвистического мышления на этапе закрепления изученного материала.


Схемы, шифры, коды составляют группу упражнений, которые, стимулируя развитие различных качеств младшего школьника, вместе с тем основной акцент делают на формирование у него логического мышления.

При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций (например, сравнение, группировку, обобщение) и задействует различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.

Комплексное воздействие на сознание обучаемого в такого рода упражнениях реализуется через специфический набор и необычную компоновку языкового материала, а также через постановку нетрадиционных заданий.

На развитие у младших школьников речи, устойчивости и распределения внимания, аналитико-синтетического мышления, абстрактного мышления направлены следующие задания:

1. Пример задания, выполняемого в рамках темы «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей»:

Напишите имена, отчества и фамилии известных людей в соответствии с шифром. Шифр указывает на количество слогов в словах.

Имена, отчества, фамилии :

(Л, л)ев (Н, н)иколаевич (Т, т)олстой

(М, м)ихаил (А, а)лександрович (Ш, ш)олохов

(Б, б)орис (В, в)ладимирович (З, з)аходер


Шифр :

1) 2 –5 – 3

2) 1 –5 – 2

3) 3 –5 – 3




2. Пример задания, выполняемого при изучении темы «Число имен существительных»:


Заполните таблицу, подбирая к данным видовым понятиям родовые. Укажите число имен существительных.


ВИДОВЫЕ ПОНЯТИЯ

РОДОВОЕ ПОНЯТИЕ


КРЕСЛО, КРОВАТЬ



ТАРЕЛКА, ЛОЖКА



ПРЯНИК, КОНФЕТА




3. Пример задания, выполняемого во время изучения темы «Три склонения имен существительных»:

Прочитайте. Сгруппируйте пары слов в соответствии с шифром. Для этого определите смысловую связь слов внутри каждого шифра. Подберите к ним из верхнего столбика другие пары слов с такой же смысловой связью. Свой выбор слов обоснуйте. Составленные группы напишите. Определите склонение существительных.


Исходный материал :

холод – жара

лес – степь

ложь – правда

лес – тигр

трамвай – автобус

море – корабль

яблоко – вишня

голод – сытость

дуб – береза

Шифр:

  1. школа – учитель

  2. озеро – река

3) трусость – храбрость


4. Восстановление текста через нахождение предложения, выражающего обобщенную мысль и частных подтверждений.

Предложения в исходном материале пишутся не по порядку, каждое – с новой строки. В качестве дополнительной записи используется схема.


ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

► Т.

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ





Белуги кричат чибисом.

Морской петух кукует кукушкой.

Часто голоса рыб схожи с птичьими.

Ставриды трещат дроздом.

Морской карась крякает.



Задание 1. Прочитайте предложения. Познакомьтесь со схемой. Сформулируйте задание.(Надо из данных предложений составить текст. Первое предложение должно выражать основную мысль. Остальные – ее подтверждение.)

Задание 2. Назовите предложение, в котором известных вам орфограмм больше, чем слов.(Ставриды трещат дроздом.)


5. Восстановление текста по таблице.

Тема: Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Предложения записываются учителем в измененной последовательности, каждое с новой строки. Школьники должны написать их в соответствии с данными таблицы 3.

Учащиеся расшифровывают их самостоятельно.


Чудесный холодильник.

Долго лежит пища в таком чудесном холодильнике.

Пища песцов – рыбы и птицы.

Они кладут добычу в нору.


№ предложения

Слова, обозначающие предметы


Кто? Что?

1

3 1

2

1 2

3

- 2


Задание 1. Прочитайте предложения. Рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к упражнению.(Надо расположить предложения, учитывая в каждом из них количество слов, отвечающих на вопросы кто? и что?)


Задание 2. Сгруппируйте по орфограммам слова, отвечающие на вопрос что?


Задание 3. Назовите слово, противоположное по характеристике звуков слову пища. (Рыбы.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!