Пшеницына Анна Валерьевна,
учитель начальных классов,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Гимназия № 21»
Схемы, шифры, коды как средство развития лингвистического мышления на этапе закрепления изученного материала.
Схемы, шифры, коды составляют группу упражнений, которые, стимулируя развитие различных качеств младшего школьника, вместе с тем основной акцент делают на формирование у него логического мышления.
При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций (например, сравнение, группировку, обобщение) и задействует различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.
Комплексное воздействие на сознание обучаемого в такого рода упражнениях реализуется через специфический набор и необычную компоновку языкового материала, а также через постановку нетрадиционных заданий.
На развитие у младших школьников речи, устойчивости и распределения внимания, аналитико-синтетического мышления, абстрактного мышления направлены следующие задания:
1. Пример задания, выполняемого в рамках темы «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей»:
Напишите имена, отчества и фамилии известных людей в соответствии с шифром. Шифр указывает на количество слогов в словах.
Имена, отчества, фамилии :
(Л, л)ев (Н, н)иколаевич (Т, т)олстой
(М, м)ихаил (А, а)лександрович (Ш, ш)олохов
(Б, б)орис (В, в)ладимирович (З, з)аходер
Шифр :
1) 2 –5 – 3
2) 1 –5 – 2
3) 3 –5 – 3
2. Пример задания, выполняемого при изучении темы «Число имен существительных»:
Заполните таблицу, подбирая к данным видовым понятиям родовые. Укажите число имен существительных.
ВИДОВЫЕ ПОНЯТИЯ | РОДОВОЕ ПОНЯТИЕ |
КРЕСЛО, КРОВАТЬ | |
ТАРЕЛКА, ЛОЖКА | |
ПРЯНИК, КОНФЕТА | |
3. Пример задания, выполняемого во время изучения темы «Три склонения имен существительных»:
Прочитайте. Сгруппируйте пары слов в соответствии с шифром. Для этого определите смысловую связь слов внутри каждого шифра. Подберите к ним из верхнего столбика другие пары слов с такой же смысловой связью. Свой выбор слов обоснуйте. Составленные группы напишите. Определите склонение существительных.
Исходный материал :
холод – жара
лес – степь
ложь – правда
лес – тигр
трамвай – автобус
море – корабль
яблоко – вишня
голод – сытость
дуб – береза
Шифр:
школа – учитель
озеро – река
3) трусость – храбрость
4. Восстановление текста через нахождение предложения, выражающего обобщенную мысль и частных подтверждений.
Предложения в исходном материале пишутся не по порядку, каждое – с новой строки. В качестве дополнительной записи используется схема.
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ► Т. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ |
Белуги кричат чибисом.
Морской петух кукует кукушкой.
Часто голоса рыб схожи с птичьими.
Ставриды трещат дроздом.
Морской карась крякает.
Задание 1. Прочитайте предложения. Познакомьтесь со схемой. Сформулируйте задание.(Надо из данных предложений составить текст. Первое предложение должно выражать основную мысль. Остальные – ее подтверждение.)
Задание 2. Назовите предложение, в котором известных вам орфограмм больше, чем слов.(Ставриды трещат дроздом.)
5. Восстановление текста по таблице.
Тема: Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Предложения записываются учителем в измененной последовательности, каждое с новой строки. Школьники должны написать их в соответствии с данными таблицы 3.
Учащиеся расшифровывают их самостоятельно.
Чудесный холодильник.
Долго лежит пища в таком чудесном холодильнике.
Пища песцов – рыбы и птицы.
Они кладут добычу в нору.
№ предложения | Слова, обозначающие предметы |
| Кто? Что? |
1 | 3 1 |
2 | 1 2 |
3 | - 2 |
Задание 1. Прочитайте предложения. Рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к упражнению.(Надо расположить предложения, учитывая в каждом из них количество слов, отвечающих на вопросы кто? и что?)
Задание 2. Сгруппируйте по орфограммам слова, отвечающие на вопрос что?
Задание 3. Назовите слово, противоположное по характеристике звуков слову пища. (Рыбы.)