Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Стальновская школа»
План-конспект занятия по внеурочной деятельности
«Школа докторов здоровья» в 1-Б классе
Тема: «Скелет – наша опора».
(Спортивно-оздоровительное направление)
Подготовил: учитель начальных классов
Гавришкина Татьяна Николаевна
С.Стальное, 2018г
Дата: 14.02.2018г. «Школа докторов здоровья» Класс 1-Б
Тема занятия: Скелет – наша опора.
Цель занятия: побудить стремление детей быть здоровыми душой и телом, творить своё здоровье.
Планируемые результаты
Личностные:
- овладение навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
-умение характеризовать действия, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- умение организовывать собственную деятельность;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
Предметные:
- расширить представления о своём организме, культуре здоровья: скелете человека как опоре организма, о правильной осанке и умении сохранять её в покое и движении;
- применять знания, личностные ориентиры, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психологического здоровья;
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня
Термины и понятия
Скелет, череп, верхние и нижние конечности, грудная клетка, позвоночник, таз, осанка, здоровый образ жизни.
Межпредметные связи
Работа с пословицами (чтение), выполнение комплекса упражнений для осанки (физкультура), ориентация в сведениях об окружающем мире, цифровой диктант.
Формы работы и ресурсы
Индивидуальная, групповая и фронтальная формы работы; частично – поисковый метод, оздоровительные минутки.
Оборудование для мультимедийной демонстрации (компьютер, проектор), презентация, картинки, кроссворд, скелет, конверты для групповой работы, пословицы о здоровье, тряпичная кукла, смайлики настроения для этапа рефлексии.
Ход занятия
1. Мотивация к деятельности
- Ребята, сегодня мы опять встретились с вами на занятии «Школа докторов здоровья».
В народе говорят: «Береги платье снову, а здоровье смолоду». (слайд №1)
- Как вы понимаете эту пословицу?
(Чтобы платье долго служило, нужно его бережно носить, и здоровье нужно начинать беречь смолоду, чтобы в старости человек был здоровым.)
– На занятиях мы знакомились с Докторами здоровья. Они нас лечат и ничего не требуют взамен. Вспомните, с какими докторами здоровья мы уже знакомы?
(Доктор Вода, доктор Свежий воздух, доктор Здоровая пища, доктор Упражнение, доктор Любовь и т.д.)
– Они помогли нам узнать, как человек слышит, видит, дышит, переваривает пищу, чувствует разные вкусы.
– Сейчас мы проведём цифровой диктант, и определим, кто из вас лучше знает органы, с помощью которых человек слышит, видит, дышит.
Цифровой диктант (слайд №2)
1. Язык 2. Ухо 3. Кожа 4. Глаза 5. Лёгкие
Задания
1. Какой орган защищает наше тело от различных повреждений.
2. Орган человека, при помощи которого мы можем определить сладкую, кислую, солёную, горькую пищу.
3. При помощи этого органа мы видим друг друга, любуемся красотой окружающего мира
4. С помощью этого органа мы различаем звуки, шум и шорох.
5. При помощи этого органа мы дышим
Самопроверка (слайд №2)
3, 1, 4, 2, 5
Самостоятельно пишут на листочках цифровой диктант
Сверяют свои ответы с эталоном
2.Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации
Определение темы и целей занятия
-Сегодня мы продолжим изучать свой организм.
- Проведём эксперимент. Перед вами тряпичная кукла. Попробуем посадить ее.
- Как вы думаете, почему тряпичная кукла упала?
Ребята, я предлагаю вам решить ребус. (Разгадывание ребуса)
Отгадкой будет слово, которое обозначает каркас, основу тела человека. (слайд №3)
Я опору телу составляю
Ходить, бегать, прыгать помогаю
Получилось слово: СКЕЛЕТ
Физминутка
– Как вы думаете, какова тема нашего занятия?
- Какую цель перед собой поставим? Чему мы должны научиться?
(– Узнать, что такое скелет, для чего он нужен, почему и как его нужно беречь.)
3.Исследовательская деятельность.
- Прочитайте определение слова «скелет» (слайд №4)
-Для чего же нужен скелет? ( с помощью скелета мы двигаемся, сидим, танцуем ит.д.)
- Я предлагаю вам познакомиться с опорой нашего организма – скелетом.(слайд №5)
- Пощупайте свою голову. Что вы чувствуете? Как называется скелет головы?
(Череп)
-Что защищает череп?
( Он защищает мозг от повреждения.)
– Покажите на таблице череп человека.
- Прогнитесь и проведите рукой по грудной клетке, что чувствуете? (Твердые кости). Она защищает сердце и лёгкие от повреждения
- Согнитесь и друг у друга пощупайте спину, проведите сверху вниз по спине. Что почувствовали? Это позвоночник. Позвоночник слегка изогнут. Он поддерживает череп. Гибкий позвоночник смягчает все толчки. Сколько бы человек ни бегал, ни прыгал, мозг не испытывает тряски.
Позвоночник состоит из 33-34 небольших костных коробочек – позвонков, соединенных друг с другом мягкими хрящиками. В нём находится спинной мозг.
Таз. К нему крепятся нижние конечности.
К грудной клетке крепятся верхние конечности.
- Скелет защищает и поддерживает наше тело, без него оно превратилось бы в бесформенную массу.
- Теперь можете сказать, почему тряпичная кукла падает?
(Тело тряпичной куклы не имеет опоры).
Физкультминутка
4.Работа в парах
Игра «Собери скелет»
У вас на парте лежит конверт с частями скелета человека. (Приложение3)
(Составляют скелет человека из частей. Полученные работы помещают на доску.)
- А можно ли по ним сказать, здоров человек или нет?
- Какие слова – характеристики здорового человека мы можем подобрать?
Слова вывешены на доску.
Крепкий
Толстый
Ловкий
Бледный
Стройный
Сутулый
– Чем отличается стройный человек от сутулого?
(У стройного человека хорошая осанка.)
– А как вы понимаете слово «осанка»?
По происхождению, осанка – слово русское, означает привычку держать свое тело в покое и движении. (работа со словарем.)
- Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной осанкой.
-Давайте составим правила для формирования правильной осанки. (слайд №6)
1. Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
2. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
3. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
4. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
5. Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.
5.Правильно питаться.
Отвечают на вопросы, составляют правила для формирования красивой осанки
-Доктор Красивая Осанка дает нам советы: «Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет».
- Давайте продемонстрируем это.
Физкультминутка
5.Работа в группах. Распределитесь по группам.
Игра « Собери пословицу»
6.Работа с энциклопедией ( поисковая деятельность)
1.Где находятся самые маленькие косточки скелета?
(В ухе находятся самые маленькие косточки твоего организма. Они называются молоточек, наковальня и стремечко - её длина лишь 3 мм.)
*(Энциклопедия Человек. Всё о строении человеческого телаМ.: «Астрель»,2001г)
2.Сколько костей у человека?
(У младенца примерно 300 костей. В процессе роста многие из них срастаются друг с другом. У взрослого человека – 206 костей)
*(Вопросы и ответы.М.: «Махаон», 1999г.
3. Какая кость скелета самая длинная?
(берцовая) показать на макете*Большая книга « Почему»М.:РОСМЕН, 2008г.
Рефлексивная деятельность
Какие части скелета ты знаешь?
Может ли человек прожить без скелета?
Что защищает скелет?
Как сохранить правильную осанку?
- Вспомните, вначале занятия мы не могли понять, почему тряпичная кукла падает. Можем ли мы теперь дать этому объяснение?
- Удалось ли каждому из вас открыть «новое» знание самому?
- Оцените свою деятельность. Прикрепите на доску смайлик, соответствующий вашему настроению.
.
Чистота - а злое калечит.
Кто много лежит, залог здоровья
Доброе слово лечит у того бок болит.
В здоровом теле — терять его не спеши.
Ходи больше, здоровый дух.
Здоровьем дорожи — жить будешь дольше.
Болен лечись, проживешь дольше.
Двигайся больше — долго жить.
Добрым быть — а здоров берегись
Добрый человек, а злое калечит.
Доброе слово лечит, рот прикрыть не забудь.
Хочешь кашлянуть, здоровее злого.