СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Скелет-опора организма

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Скелет - опора организма"

Просмотр содержимого документа
«Скелет-опора организма»

Структура конспекта урока

· класс: 6 класс

· УМК: Сонин

· продолжительности урока: 40 мин.

· тема урока: «Скелет – опора организма».

· номер урока в данной теме: первый урок.

· тип урока: освоение нового материала.

· цели и задачи урока.

1. Обучающая - расширить представление учащихся об опорных системах живых организмов за счет раскрытия особенностей строения внутреннего скелета и его функций у позвоночных.

2. Развивающая – продолжить развитие у учащихся умения проводить наблюдения и самостоятельно делать выводы, систематизировать учебный материал в виде схем и таблиц, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников.

3. Воспитывающая – продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником и инструктивными карточками, умения работать в паре, умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умения ставить цели и определять пути их решения, проводить самооценку своих знаний.

Задачи урока:

1. Раскрыть основные функции скелета и его основные части.

2. Путем проведенного эксперимента изучить химический состав кости.

3.Используя раздаточный материал изучить строение кости.

    1. Используя рисунки учебника изучить типы соединения костей.

    2. Доказательно обосновать преимущества внутреннего скелета.

    3. Меры профилактики травматизма скелета.

· формы, методы, приёмы работы на уроке, используемые технологии: наглядные материалы, беседа с учениками, работа в тетради, творческие задания; методы словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа учащихся.

· оборудование: мультимедиопроектор, рисунки скелетов позвоночных животных (рыбы, лягушки, крокодила, птицы, млекопитающих), модуль ОМС “Внутреннее строение кости”, модуль ОМС «Строение костей» пробирка, держатель, спиртовка, бедренная кость курицы. дидактические карточки для дифференцированного задания на дом.

· ожидаемые результаты: Информационно-познавательные: умение работать с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное, делать выводы.

Коммуникативные: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения.

Предметные: исследовать строение скелета позвоночных животных, строение и свойства костей; изучить значение внутреннего скелета в живых организма;


Ход урока



Структурный

компонент урока

Характеристика учебных действий


  1. Оргмомент:

(Цель: мотивация к учебным действиям

Учитель организует проблемную ситуацию, в которой восстанавливаюся необходимые для новой темы знания и умения предыдущих урока или знания из житейского опыта; ставится проблемный вопрос на урок.



2. Актуализация знаний. (Цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений)

На материале домашних заданий актуализируются знания по теме урока. Задание может видоизменяться, чтобы осуществить проверку не только выполнения/невыполнения, но и осмысленность выполненного задания


3. Целеполагание (Цель: создать мотив к учебному исследованию, формировать у учащихся способность самим ставить цели на урок)

В беседе из темы урока учащиеся под руководством учителя выводят цель учебной деятельности на данном уроке, для чего восстанавливаются уже известные понятия.


4. Этап «Открытие нового знания». Исследование «проблемного вопроса». (Цель: сформировать представление об опорных системах живых организмов за счет раскрытия особенностей строения внутреннего скелета и его функций у позвоночных.

, стимулировать активное участие учеников в поисковой деятельности.)

Учащиеся осуществляют исследовательскую деятельность по теме: «Скелет позвоночных животных.Строение костей»». Фиксируют на бумаге , в тетради свое “открытие”.




5.Этап закрепления нового знания (Цель: закрепить полученные знания)

Учащиеся выполняют задания на закрепление «нового знания». Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.


6. Итог урока. Рефлексия.

(Цель: формировать у учащихся способности обобщать, делать выводы, восстанавливать алгоритм своих учебных действий на уроке, оценивать свою деятельность.

Учащиеся восстанавливают алгоритм своих учебных действий на уроке.Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.


7. Задавание на дом

(Цель: дать установку на тренировку полученных знаний)

Записывают домашние задания, задают вопросы.


Методическая разработка урока

Тема урока: Опорные системы животных”

1.Оргмомент

(Цель: создать мотивацию к учебной деятельности)


2. Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации

(Цель: актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме)

10 минут















3.Этап целеполагания на урок (Цель:

формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок)

В организме, что у нас,

Как для здания каркас?

Что внутри нам помогает,

Став опорою для нас?

( скелет)


А, что такое скелет?

Скелет – это совокупность твёрдых тканей в организме животных и человека, придающих телу опору и защищающих его от механических повреждений.

Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили.

Улитка

Краб

Майский жук

рыба

Какой скелет называют наружным?

Что объединяет всех представителей?

Значит, тема нашего сегодняшнего урока « Скелет – опора организма»

- Сейчас я предлагаю вам вспомнить, всё, что вы знаете о скелете позвоночных животных. На ваших партах находятся карточки: «Что я знаю о скелете». Ваша задача: в правой колонке таблицы указать своё отношение к утверждению: «Да», «нет, «не знаю». Время на обдумывание не более 5 мин.

Верно ли утверждение?

Да,

нет,

не

знаю

Позвоночные организмы имеют внутренний скелет.


Функции скелета: опорная, защитная, двигательная.


Скелет образован костями


Эластичность придают костям органические вещества, а твердость неорганические.


Сочетание органических и неорганических веществ, делает кость крепкой и достаточно упругой.


Внешнее строение трубчатой кости: головка и надкостница.


Внутреннее строение трубчатой кости: плотное вещество и губчатое вещество


Существует два типа соединения костей в скелете: неподвижное (шов), подвижное (сустав), полуподвижное


Отделы скелета позвоночных: скелет головы, туловища, конечностей.


- Ответы на все ли вопросы вы знали?

- В чём заключалась трудность при их выполнении?

- Что каждому из вас было бы интересно узнать о скелете?

- Взгляните ещё раз на таблицу, выпишите те вопросы, ответы на которые вызвали у вас затруднение и самостоятельно определите цели на урок.

Знать

Уметь

1. функции скелета

1.самостоятельно определять свойства костной ткани.

2. основные отделы внутреннего скелета позвоночных животных.

2. доказательно обосновывать преимущества внутреннего скелета животных.

3. способы соединения костей образующих скелет.

 



4.Этап «Открытие нового знания»

(Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее)

4.1Создание проблемной ситуации























4.2.Самосто-ятельная работа в группах 15 минут



































































Отчет 10 минут











5.Этап закрепления нового материала (Цель: закрепить полученные знания



5 минут





























5 минут

6. Подведение итогов. Рефлексия. (Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия)



7. Задавание на дом

(Цель: дать установку на тренировку определённых умений)

- Мы с вами самостоятельно определили цель нашего  урока, и самостоятельно опираясь на усилия своих мыслей, будем изучать скелет позвоночных животных

Проблема

Один учёный сказал при массе человека 70 кг масса его скелета составляет всего 8—9 кг. и что если бы у человека не было скелета, то он напомнил бы медузу.

Как вы думаете, что учёный хотел этим подчеркнуть, если известно, что медуза передвигаться сама почти не может, потому что у неё нет скелета. Ей приходится ждать попутного ветра и сильной волны, которая унесла бы её?

Экскурсия в историю ( сообщение)

С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах — Демокрит — собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален — древнеримский врач и естествоиспытатель — посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных.

Церковь запрещала “мерзкое и богопротивное употребление человека на анатомические препараты”, хотя еще в начале XVIII века Петр I закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии.

Религия неустанно чинила препятствия изучению организма человека. В первой половине XIX века в Казани церковники организовали захоронение на городском кладбище анатомических препаратов и костей человека, которые изучали студенты-медики. Наука закалялась в этой борьбе и неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных. Для всех животных, имеющих сколько-нибудь сложное строение, нужна прочная основа тела, к которой бы прикреплялись различные органы.

Для того чтобы достичь поставленных целей и ответить на проблемный вопрос, я предлагаю вам выполнить следующие практические задания.

Задание 1.

Цель: изучить функции скелета и определить, чем образован скелет позвоночных животных.

Используя учебник страницу 92, выясните, какие функции выполняет скелет.

Сделайте вывод в виде схемы.

Прочитайте в учебнике страницу 94, рассмотрите скелеты животных и выясните, чем образован скелет позвоночных животных.

Сделайте вывод в виде схемы:

Скелет


? ? ?

Задание2 .

Цель: изучить строение кости.

Рассмотрите и зарисуйте образец костной ткани, охарактеризуйте ее.

Используя натуральный объект, рисунок, страница 87 учебника, выясните, какое внешнее и внутреннее строение имеет трубчатая кость.

Сделайте вывод в виде схем.

Зарисуйте кость и обозначьте ее составные части.

Задание 3.

Цель: изучить типы соединения костей.

Используя рисунок, страница 87 учебника, выясните, как соединены, кости между собой.

Какое это имеет значение.

Сделайте вывод в виде схемы.

Заполните таблицу


Обоснуйте утверждение: "Тип соединения костей зависит от выполняемых ими функций".

Соединения костей скелета

Голова

(Тип соединения)

Туловище

(Тип соединения)

Конечности

(Тип соединения)


Какая функция?


Какая функция?


Какая функция?




Отчет групп ( по слайдам, и работа у доски)остальные заполняют рабочий лист

Вопросы для 1 группы

Известно, что рыбы не могут поворачивать голову. Могут ли это делать лягушки и тритоны? Ответ поясните

В скелете змей отсутствует грудная клетка. В связи с чем она была утрачена у этих животных?  

Шея у млекопитающих имеет разную длину: у собаки она короткая, у жирафа длинна. Чем определяются такие различия




Какие утверждения верны?

1. Все живые организмы имеют внутренний скелет.

2.Функции скелета: опорная, защитная, двигательная.

3.Скелет образован костями, связками, сухожилиями.

4.Эластичность придают костям органические вещества, а твердость неорганические.

5.Сочетание органических и неорганических веществ, делает кость крепкой и достаточно упругой.

6.Внешнее строение трубчатой кости: головка и надкостница.

7.Внутреннее строение трубчатой кости: плотное вещество и костный мозг.

8.Существует два типа соединения костей в скелете: неподвижное (шов), подвижное (сустав).

9.Отделы скелета позвоночных: скелет головы, туловища, конечностей.

10.Все позвоночные имеют только костный скелет.

- Проверьте друг друга !

.

- Вернёмся снова к нашим карточкам. Взгляните на вопросы, на которые вы не могли ответить в начале урока.

- Вы получили на них ответы?

В чем преимущества и недостатки внутреннего и наружного скелета?

Возвращение к проблеме

- Что нового вы узнали сегодня о скелете позвоночных животных?

- Как вы это узнали?

- Можно ли считать, что ваши цели на уроке достигнуты?

- Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

(  Раздаются листы с вопросами, помогающими организовать этап рефлексии:
Я выполнил задание…
Я понял, что…
Я приобрел…
Я научился…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…

(Письменное задание дается разноплановое, чтобы каждый смог найти себе “задание по душе”)

1. С.92-95, пересказ. Р.Т. №74-76

2. заполнить таблицу:

Вопросы для сравнения

Раковины моллюсков


Панцирь рака (краба)


Кости позвоночных


Тип скелета




Из каких веществ состоит




Какими свойствами обладают




Могут ли расти и в какие периоды жизни.




Преимущества (по сравнению с другими)




Недостатки

(по сравнению с другими)




3. Почемучкам. Почему необходимо соблюдать правила поведения на дорогах, по время гололёда, на переменах?

4. Создать памятку «Чем опасны травмы скелета.»

Выставление оценок


5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!