- Мы с вами самостоятельно определили цель нашего урока, и самостоятельно опираясь на усилия своих мыслей, будем изучать скелет позвоночных животных Проблема Один учёный сказал при массе человека 70 кг масса его скелета составляет всего 8—9 кг. и что если бы у человека не было скелета, то он напомнил бы медузу. Как вы думаете, что учёный хотел этим подчеркнуть, если известно, что медуза передвигаться сама почти не может, потому что у неё нет скелета. Ей приходится ждать попутного ветра и сильной волны, которая унесла бы её? Экскурсия в историю ( сообщение) С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах — Демокрит — собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален — древнеримский врач и естествоиспытатель — посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных. Церковь запрещала “мерзкое и богопротивное употребление человека на анатомические препараты”, хотя еще в начале XVIII века Петр I закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии. Религия неустанно чинила препятствия изучению организма человека. В первой половине XIX века в Казани церковники организовали захоронение на городском кладбище анатомических препаратов и костей человека, которые изучали студенты-медики. Наука закалялась в этой борьбе и неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных. Для всех животных, имеющих сколько-нибудь сложное строение, нужна прочная основа тела, к которой бы прикреплялись различные органы. Для того чтобы достичь поставленных целей и ответить на проблемный вопрос, я предлагаю вам выполнить следующие практические задания. Задание 1. Цель: изучить функции скелета и определить, чем образован скелет позвоночных животных. Используя учебник страницу 92, выясните, какие функции выполняет скелет. Сделайте вывод в виде схемы. Прочитайте в учебнике страницу 94, рассмотрите скелеты животных и выясните, чем образован скелет позвоночных животных. Сделайте вывод в виде схемы: Скелет ? ? ? Задание2 . Цель: изучить строение кости. Рассмотрите и зарисуйте образец костной ткани, охарактеризуйте ее. Используя натуральный объект, рисунок, страница 87 учебника, выясните, какое внешнее и внутреннее строение имеет трубчатая кость. Сделайте вывод в виде схем. Зарисуйте кость и обозначьте ее составные части. Задание 3. Цель: изучить типы соединения костей. Используя рисунок, страница 87 учебника, выясните, как соединены, кости между собой. Какое это имеет значение. Сделайте вывод в виде схемы. Заполните таблицу Обоснуйте утверждение: "Тип соединения костей зависит от выполняемых ими функций". Соединения костей скелета | Голова (Тип соединения) | Туловище (Тип соединения) | Конечности (Тип соединения) | Какая функция? | Какая функция? | Какая функция? | Отчет групп ( по слайдам, и работа у доски)остальные заполняют рабочий лист Вопросы для 1 группы Известно, что рыбы не могут поворачивать голову. Могут ли это делать лягушки и тритоны? Ответ поясните В скелете змей отсутствует грудная клетка. В связи с чем она была утрачена у этих животных? Шея у млекопитающих имеет разную длину: у собаки она короткая, у жирафа длинна. Чем определяются такие различия Какие утверждения верны? 1. Все живые организмы имеют внутренний скелет. 2.Функции скелета: опорная, защитная, двигательная. 3.Скелет образован костями, связками, сухожилиями. 4.Эластичность придают костям органические вещества, а твердость неорганические. 5.Сочетание органических и неорганических веществ, делает кость крепкой и достаточно упругой. 6.Внешнее строение трубчатой кости: головка и надкостница. 7.Внутреннее строение трубчатой кости: плотное вещество и костный мозг. 8.Существует два типа соединения костей в скелете: неподвижное (шов), подвижное (сустав). 9.Отделы скелета позвоночных: скелет головы, туловища, конечностей. 10.Все позвоночные имеют только костный скелет. - Проверьте друг друга ! . - Вернёмся снова к нашим карточкам. Взгляните на вопросы, на которые вы не могли ответить в начале урока. - Вы получили на них ответы? В чем преимущества и недостатки внутреннего и наружного скелета? Возвращение к проблеме - Что нового вы узнали сегодня о скелете позвоночных животных? - Как вы это узнали? - Можно ли считать, что ваши цели на уроке достигнуты? - Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности. ( Раздаются листы с вопросами, помогающими организовать этап рефлексии: Я выполнил задание… Я понял, что… Я приобрел… Я научился… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… (Письменное задание дается разноплановое, чтобы каждый смог найти себе “задание по душе”) 1. С.92-95, пересказ. Р.Т. №74-76 2. заполнить таблицу: Вопросы для сравнения | Раковины моллюсков | Панцирь рака (краба) | Кости позвоночных | Тип скелета | | | | Из каких веществ состоит | | | | Какими свойствами обладают | | | | Могут ли расти и в какие периоды жизни. | | | | Преимущества (по сравнению с другими) | | | | Недостатки (по сравнению с другими) | | | | 3. Почемучкам. Почему необходимо соблюдать правила поведения на дорогах, по время гололёда, на переменах? 4. Создать памятку «Чем опасны травмы скелета.» Выставление оценок |