Русский язык
Тема:
«Склонение имен существительных во множественном числе».
Цели урока:
- учить склонять и определять падеж имен существительных во множественном числе,
отработать умение находить имена существительные в контексте и употреблять слова в нужном падеже, опираясь на лексическое значение слова;
- развивать устойчивое внимание, логическое мышление, память, речь, воображение, их графические навыки, орфографическую зоркость, ориентировку в малом пространстве (в тетради);
- воспитывать добросовестное отношение к учебе, уважение к людям разных профессий.
Оборудование: ноутбук, презентация, экран, картинки к словарному диктанту (токарь, слесарь), индивидуальные карточки.
Ход урока
I. Организация класса.
– Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Все настроились на работу? Садитесь.
II. Актуализация изученных знаний.
Проверка домашнего задания.
- Что вам было задано на дом?
с. 87, выполнить упр. 114 (по заданию).
- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Читаем по цепочке.
2. Вопрос-ответ.
- Дайте определение имени существительного.
- Сколько склонений в русском языке?
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
- Какие существительные относятся ко 2 склонению?
- Какие существительные относятся к 3 склонению?
- Сколько падежей в русском языке? Как иначе можно сказать «изменять слова по падежам»?
- Как еще изменяются существительные? (по числам)
- В каком числе употребляются имена существительные?
III. Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня на уроке мы поговорим о склонении имен существительных множественного числа.
IV. Чистописание.
- А сейчас откройте свои тетради, запишите число, классная работа.
- Пишем чисто, красиво, аккуратно.
Индивидуальная работа: Белякова Маша - работа в тетради (Письмо буквы к).
V. Изучение нового материала.
1. Работа с презентацией.
- Посмотрите на экран. Здесь вы видите 2 столбика.
И.п. школа школы
Р.п. школы школ
Д.п. школе школам
В.п. школу школы
Т.п. школой школами
П.п. о школе о школах
- Чем они отличаются? (в 1 столбике склоняется имя существительное в единственном числе, а во 2 столбике – во множественном числе).
- Какой из этого можем сделать вывод?
Существительные единственного и множественного числа изменяются по падежам, то есть склоняются.
- Что можете сказать об окончаниях в словах во 2 столбике? (они безударные)
- Скажите, как определить склонение имен существительных во множественном числе? (поставить имя существительное в форму И.п. единственного числа.
- Давайте определим склонение этих существительных.
- Какой вывод можно сделать? (склонения имен существительных в единственном и во множественном числе одинаковые)
2. Работа с правилом.
- Давайте прочитаем правило на стр.89.
3. Работа с учебником.
Комментированное письмо.
- Откройте учебники на стр. 89 упр. 117.
- Прочитайте задание.
Спиши словосочетания. В скобках ставь вопрос к существительным во множественном числе. Укажи их падеж, поставь ударение и выдели окончания.
- Сравните ударные и безударные окончания существительных в каждом падеже. Как пишутся безударные окончания существительных во множественном числе.
4. Словарь.
- А сейчас послушайте загадки. О каких профессиях в них говорится?
На станке детали точит
Этот кадровый рабочий.
Без его умелых рук
Не собрать ни танк, ни плуг.(Токарь)
- Что вы знаете об этой профессии? Кто такой токарь?
Токарь – рабочий, специалист, который обрабатывает металл, дерево на станке.
Запишите слово токарь.
- На какую букву падает ударение?
- Какую букву нужно запомнить? Подчеркните её.
- Послушайте еще одну загадку.
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка. (Слесарь)
- Что это за профессия? Что вы о ней знаете?
Слесарь – рабочий, специалист, который вручную чинит, изготавливает металлические изделия.
- Запишите это слово в словарь. Укажите в слове орфограмму.
- Составьте и запишите словосочетания и предложения с этими словами.
- Как вы считаете – это нужные профессии, почему?
Предметно-актуализирующая физкультминутка.
- А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку.
- Я буду называть существительные в единственном и во множественном числе. Если услышите сущ. в ед. ч. – наклон вправо, если во мн. ч. – наклон влево.
Страны, школы, ручка, апельсин, огурцы, линейки, верблюд, слон, верблюды, парты, стол, стул, вьюга, метель, дожди, снега, сердце, душа, дни, ночи.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Работа с учебником.
Самостоятельная работа. - С. 90 упр.118.
Дополни словосочетания несколькими существительными во множественном числе. Безударные окончания пиши так же, как ударные.
Индивидуальная работа: Белякова Маша - работа в тетради (Письмо слогов и слов с буквой к).
VII. Итог урока.
- О чем говорили сегодня на уроке?
- Как изменяются имена существительные во множественном числе? (Изменяются по пад
ежам, склоняются.)
- Как определить склонение имени существительного, если оно употреблено в форме множественного числа? (поставить его в форму единственного числа)
- Как определить падеж у имен существительных во множественном числе? (так же, как у имен существительных в единственном числе – задать к ним вопрос)
- Как пишутся безударные падежные окончания множественного числа? (Так же, как ударные.)
VIII. Рефлексия деятельности.
- Вам понравился урок?
- Что на уроке вам было трудным и непонятным?
IX. Домашнее задание.
с. 90, выполнить упр. 119 (по заданию).
Инд. задание: Белякова Мария – письмо слогов с буквой к.