Технологическая карта урока русского языка по ФГОС
Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе
Класс: 4 В
Цель: развивать умение изменять по падежам существительные множественного числа, распознавать падежи и писать окончания в дательном, творительном и предложном падежах.
Задачи:
1) Учить:
а) формировать умения правописания падежных окончаний имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложных падежах, практические умения проверять и правильно писать безударные окончания имён существительных множественного числа, учить приёмам анализа и синтеза;
б) приводить примеры слов с заданной орфограммой.
2) Развивать:
а) развивать учебную самостоятельность, умение делать выводы по новому материалу на основе опоры на уже изученный,;
б) развитие мышления: умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения;
в)умение классифицировать факты, делать обобщенные выводы
3) Воспитывать аккуратность.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):
* Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
*Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.
Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД):
* Ориентироваться в учебном материале:
определять круг своего незнания;
осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока;
* Работать по заданиям опираясь на маршрутные листы, уметь определять падеж, число имен существительных
Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД):
* Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.
Оборудование: учебник русского языка 4 класс, презентация по теме урока; карточки с заданиями; алгоритм.; компьютер; интерактивная доска
Структура урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
- Проверьте все ли у вас готово к уроку. Дорогие, ребята! Я хотела бы начать сегодня урок с одной восточной мудрости. «Давным – давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой сильно завидовал ему. И чтобы показать себя мудрее первого, он придумал каверзный вопрос. Завистник поймал бабочку, спрятал её в кулаке и спросил: «Живая она или мёртвая?» А сам думал: «Если скажет: «мертвая» - выпущу, она улетит. Если скажет: «Живая», то сожму руку и она умрёт. Он не угадает и опозорится. Но первый мудрец на вопрос «Живая она или мёртвая? Ответил: «Всё в твоих руках» Ребята, перед вами долгая и интересная дорога - дорога жизни. И даже если сейчас вы недовольны собой и отношением к себе, все можно изменить. Это в ваших руках. - Ребята, давайте начнём свой урок с минутки чистописания постараемся услышать и понять всё, о чём будем говорить сегодня. Минутка чистописания: 1 строка - Ол ом Ал ал 2 строка - Ольга Александр ольха аллея | Приветствие учащихся | Самоопределение, смыслообразование, формирование эмоционального настроя на урок. (Л) Планирование учебного сотрудничества, взаимодействие с учителем. (К) Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала (Р). |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
- Максим Горький писал: «И маленькая победа над собой делает человека намного сильнее» - Ребята, мы можем отнести слова М Горького к восточной мудрости? - Кто найдет имена существительные в этом предложении? - Что их объединяет? -Какая орфограмма в этих словах определите? (безуд. гласные в слове не проверяемые ударением) Вывод: Поэтому написание гласной нужно запомнить -Запишите слово в словарики и выделите орфограмму - Определите вид предложения ( простое -1 грамматическая основа) - Дать характеристику предложению. - Презентация: словарные слова. Вставить пропущенные слова. Х…зяин, к…мп…ют…р, г…р…зонт, кв…ртира, т…л…фон, …бед, б…рёзовый, к…ртина, п…льто, д…рога, к…мандир, уч...ник, ч…л…век. Взаимопроверка - Ещё раз прочтите все словарные слова и найдите лишнее слово. А почему? - Вспомним, что мы знаем о существительных? - Что такое существительное? - Как изменяются имена существительные? (Изменяется по числам, падежам). - А как мы по-другому называем изменение по падежам? ( склонение). - Какие имена существительные относятся к 1 склонению? - Какие имена существительные относятся ко 2 склонению? - Какие имена существительные относятся к 3 склонению? - Как определить падеж существительного? (По падежным вопросам, по предлогам). | Записывают в тетрадь. Работа у доски | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися |
«Учитель дал задание ученику» «Учитель дал задание ученикам» -Чем отличаются предложения?(ученику - ученикам) Ученики выписывают эти слова. -Чем они отличаются?(числом) -Чем похожи? (падеж) (Ученики самостоятельно называют тему урока). - Чтобы выполнить следующее упражнение, повторим падежи. -Заботятся о люд____ -Рассказывают ребят____ -Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что мы видим? ( словосочетания) - Что мы должны сделать? (дописать окончания) -Сможем ли мы сразу дописать окончания. Что мы будем делать? ( Проверим какое окончание пишется с помощью слов-помошников) - Как нужно поступить, если окончание безударное? (определить падеж. Подобрать слово в этом же падеже, но с ударным окончанием). Проблема: Кто сформулирует тему урока? ( Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе) - С окончаниями каких падежей мы сегодня с вами познакомимся? ( Дательный, творительный, предложный) | Формулирую тему урока. | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
Упр.122 стр.46 ( работа с таблицей) Какие окончания имеют имена существительные в дательном падеже множественного числа? (-ам, -ям). Какие окончания имеют имена существительные в творительном падеже множественного числа? (-ами, -ями). Какие окончания имеют имена существительные в предложном падеже множественного числа? (-ах, -ях). - Что интересного заметили в окончаниях? ( одинаковые) - Скажите, пожалуйста, в каких случаях пишется в окончаниях буква а, а в каких я? Физкультминутка. | Выполняют задание по учебнику. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование, применение методов информационного поиска Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений Оценивание усваемого содержания |
V. Применение новых знаний Цель этапа: Обеспечение закрепления и усвоения знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Проблемная ситуация. - Карточка №1 Поставить слова во множественное число Д.п. (чему?) картин… ,башн… ,гриб… , дожд… ,ноч… , метел… . Т.п. (чем?) картин… ,башн… ,гриб… , дожд… ,ноч… , метел… . П.п.(о чём?) о картин… ,о башн… ,о гриб… , о дожд… ,о ноч... ,о метел… План работы: 1 группа вставляет окончания только существительных 1 склонения. 2 группа вставляет окончания существительных 2 склонения. 3 группа вставляет окончания существительных 3 склонения. Сделайте устно вывод. -Существительные какого склонения мы изменяли по падежам? (1, 2, 3 склонения). Какие окончания у существительных Дательного падежа? (-ам, -ям). Какие окончания у существительных Творительного падежа? –ами, ями). Какие окончания у существительных Предложного падежа?(-ах, -ях). Что интересного заметили при склонении имён существительных? (Различаются ли окончания во множественном числе существительные по склонениям?) (Не различаются). А как определить склонения существительных во множественном числе? Самостоятельная работа. Работа по учебнику – Стр.. , упр … | Групповая работа. Выступление групп. Ответы на вопросы. Работа в паре. Взаимопроверка | Анализ, работа с источниками информации Выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера Саморегуляция в ситуации затруднения |
VI.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
- Наш урок заканчивается, пора подвести итоги. Я предлагаю вам продолжить предложения . - Имена существительные – это.. - Имена существительные изменяются по … - Имена существительные имеют три …. - К 1 склонению относятся имена существительные … - Ко 2 склонению относятся имена существительные …. - К 3 склонению относятся имена существительные … - Чтобы определить склонение имен существительных во множественном числе нужно… - Чтобы написать правильно безударное окончание имен существительных нужно.. | Ответы на вопросы по фишбоун Оценивание своей работы Записывают домашнее задание | Выделение и осознание усвоенного, осознание качества и уровня усвоенного Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
- Карточка №1
Д.п. (чему?) картин…, башн… , гриб… , дожд… , ноч… , метел… .
Т.п. (чем?) картин… , башн… , гриб… , дожд… , ноч… , метел… .
П.п.(о чём?) о картин… , о башн… , о гриб… , о дожд… , о ноч... , о метел…
- Карточка №1
Д.п. (чему?) картин…, башн… , гриб… , дожд… , ноч… , метел… .
Т.п. (чем?) картин… , башн… , гриб… , дожд… , ноч… , метел… .
П.п.(о чём?) о картин… , о башн… , о гриб… , о дожд… , о ноч... , о метел…
- Карточка №1
Д.п. (чему?) картин…, башн… , гриб… , дожд… , ноч… , метел… .
Т.п. (чем?) картин… , башн… , гриб… , дожд… , ноч… , метел… .
П.п.(о чём?) о картин… , о башн… , о гриб… , о дожд… , о ноч... , о метел…