СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе Класс: 4 В Цель: развивать умение изменять по падежам существительные множественного числа, распознавать падежи и писать окончания в дательном, творительном и предложном падежах. Задачи: 1) Учить: а) формировать умения правописания падежных окончаний имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложных падежах, практические умения проверять и правильно писать безударные окончания имён существительных множественного числа, учить приёмам анализа и синтеза; б) приводить примеры слов с заданной орфограммой. 2) Развивать: а) развивать учебную самостоятельность, умение делать выводы по новому материалу на основе опоры на уже изученный,; б) развитие мышления: умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения; в)умение классифицировать факты, делать обобщенные выводы 3) Воспитывать аккуратность. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД): * Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. *Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе. Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД): * Ориентироваться в учебном материале: определять круг своего незнания; осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока; * Работать по заданиям опираясь на маршрутные листы, уметь определять падеж, число имен существительных Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД): * Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока. Оборудование: учебник русского языка 4 класс, презентация по теме урока; карточки с заданиями; алгоритм.; компьютер; интерактивная доска Структура урока. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне - Проверьте все ли у вас готово к уроку. Дорогие, ребята! Я хотела бы начать сегодня урок с одной восточной мудрости. «Давным – давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой сильно завидовал ему. И чтобы показать себя мудрее первого, он придумал каверзный вопрос. Завистник поймал бабочку, спрятал её в кулаке и спросил: «Живая она или мёртвая?» А сам думал: «Если скажет: «мертвая» - выпущу, она улетит. Если скажет: «Живая», то сожму руку и она умрёт. Он не угадает и опозорится. Но первый мудрец на вопрос «Живая она или мёртвая? Ответил: «Всё в твоих руках» Ребята, перед вами долгая и интересная дорога - дорога жизни. И даже если сейчас вы недовольны собой и отношением к себе, все можно изменить. Это в ваших руках. - Ребята, давайте начнём свой урок с минутки чистописания постараемся услышать и понять всё, о чём будем говорить сегодня. Минутка чистописания: 1 строка - Ол ом Ал ал 2 строка - Ольга Александр ольха аллея Приветствие учащихся Самоопределение, смыслообразование, формирование эмоционального настроя на урок. (Л) Планирование учебного сотрудничества, взаимодействие с учителем. (К) Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала (Р). II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося - Максим Горький писал: «И маленькая победа над собой делает человека намного сильнее» - Ребята, мы можем отнести слова М Горького к восточной мудрости? - Кто найдет имена существительные в этом предложении? - Что их объединяет? -Какая орфограмма в этих словах определите? (безуд. гласные в слове не проверяемые ударением) Вывод: Поэтому написание гласной нужно запомнить -Запишите слово в словарики и выделите орфограмму - Определите вид предложения ( простое -1 грамматическая основа) - Дать характеристику предложению. - Презентация: словарные слова. Вставить пропущенные слова. Х…зяин, к…мп…ют…р, г…р…зонт, кв…ртира, т…л…фон, …бед, б…рёзовый, к…ртина, п…льто, д…рога, к…мандир, уч...ник, ч…л…век. Взаимопроверка - Ещё раз прочтите все словарные слова и найдите лишнее слово. А почему? - Вспомним, что мы знаем о существительных? - Что такое существительное? - Как изменяются имена существительные? (Изменяется по числам, падежам). - А как мы по-другому называем изменение по падежам? ( склонение). - Какие имена существительные относятся к 1 склонению? - Какие имена существительные относятся ко 2 склонению? - Какие имена существительные относятся к 3 склонению? - Как определить падеж существительного? (По падежным вопросам, по предлогам). Записывают в тетрадь. Работа у доски Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися «Учитель дал задание ученику» «Учитель дал задание ученикам» -Чем отличаются предложения?(ученику - ученикам) Ученики выписывают эти слова. -Чем они отличаются?(числом) -Чем похожи? (падеж) (Ученики самостоятельно называют тему урока). - Чтобы выполнить следующее упражнение, повторим падежи. -Заботятся о люд____ -Рассказывают ребят____ -Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что мы видим? ( словосочетания) - Что мы должны сделать? (дописать окончания) -Сможем ли мы сразу дописать окончания. Что мы будем делать? ( Проверим какое окончание пишется с помощью слов-помошников) - Как нужно поступить, если окончание безударное? (определить падеж. Подобрать слово в этом же падеже, но с ударным окончанием). Проблема: Кто сформулирует тему урока? ( Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе) - С окончаниями каких падежей мы сегодня с вами познакомимся? ( Дательный, творительный, предложный) Формулирую тему урока. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию Упр.122 стр.46 ( работа с таблицей) Какие окончания имеют имена существительные в дательном падеже множественного числа? (-ам, -ям). Какие окончания имеют имена существительные в творительном падеже множественного числа? (-ами, -ями). Какие окончания имеют имена существительные в предложном падеже множественного числа? (-ах, -ях). - Что интересного заметили в окончаниях? ( одинаковые) - Скажите, пожалуйста, в каких случаях пишется в окончаниях буква а, а в каких я? Физкультминутка. Выполняют задание по учебнику. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование, применение методов информационного поиска Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений Оценивание усваемого содержания V. Применение новых знаний Цель этапа: Обеспечение закрепления и усвоения знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Проблемная ситуация. - Карточка №1 Поставить слова во множественное число Д.п. (чему?) картин… ,башн… ,гриб… , дожд… ,ноч… , метел… . Т.п. (чем?) картин… ,башн… ,гриб… , дожд… ,ноч… , метел… . П.п.(о чём?) о картин… ,о башн… ,о гриб… , о дожд… ,о ноч... ,о метел… План работы: 1 группа вставляет окончания только существительных 1 склонения. 2 группа вставляет окончания существительных 2 склонения. 3 группа вставляет окончания существительных 3 склонения. Сделайте устно вывод. -Существительные какого склонения мы изменяли по падежам? (1, 2, 3 склонения). Какие окончания у существительных Дательного падежа? (-ам, -ям). Какие окончания у существительных Творительного падежа? –ами, ями). Какие окончания у существительных Предложного падежа?(-ах, -ях). Что интересного заметили при склонении имён существительных? (Различаются ли окончания во множественном числе существительные по склонениям?) (Не различаются). А как определить склонения существительных во множественном числе? Самостоятельная работа. Работа по учебнику – Стр.. , упр … Групповая работа. Выступление групп. Ответы на вопросы. Работа в паре. Взаимопроверка Анализ, работа с источниками информации Выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера Саморегуляция в ситуации затруднения VI.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса - Наш урок заканчивается, пора подвести итоги. Я предлагаю вам продолжить предложения . - Имена существительные – это.. - Имена существительные изменяются по … - Имена существительные имеют три …. - К 1 склонению относятся имена существительные … - Ко 2 склонению относятся имена существительные …. - К 3 склонению относятся имена существительные … - Чтобы определить склонение имен существительных во множественном числе нужно… - Чтобы написать правильно безударное окончание имен существительных нужно.. Ответы на вопросы по фишбоун Оценивание своей работы Записывают домашнее задание Выделение и осознание усвоенного, осознание качества и уровня усвоенного Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Просмотр содержимого документа
«Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе»

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС


Тема урока:  Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе

Класс: 4 В

Цель: развивать умение изменять по падежам существительные множественного числа, распознавать падежи и писать окончания в дательном, творительном и предложном падежах.

Задачи:    

  1) Учить:

        а)  формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в дательном, творительном и предложных   падежах, практические умения проверять и правильно писать безударные окончания имён   существительных  множественного числа, учить приёмам    анализа и синтеза;

            б) приводить примеры слов  с заданной орфограммой.

  2) Развивать:

           а)  развивать учебную самостоятельность, умение делать выводы по новому материалу на основе опоры на уже изученный,;

            б) развитие мышления: умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения;

            в)умение классифицировать факты, делать обобщенные выводы

 3)  Воспитывать аккуратность.

          Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):

* Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

   *Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Познавательные универсальные учебные действия  (ПУУД):

* Ориентироваться в учебном материале:

определять круг своего незнания;

осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока;

  * Работать по заданиям опираясь на маршрутные листы, уметь  определять падеж, число имен существительных

Коммуникативные универсальные учебные  действия  (КУУД):

* Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.

Оборудование: учебник русского языка 4 класс, презентация по теме урока; карточки с заданиями; алгоритм.; компьютер; интерактивная доска





Структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Проверьте все ли у вас готово к уроку.

Дорогие, ребята! Я хотела бы начать сегодня урок с одной восточной мудрости.

«Давным – давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой сильно завидовал ему. И чтобы показать себя мудрее первого, он придумал каверзный вопрос. Завистник поймал бабочку, спрятал её в кулаке и спросил: «Живая она или мёртвая?» А сам думал: «Если скажет: «мертвая» - выпущу, она улетит. Если скажет: «Живая», то сожму руку и она умрёт. Он не угадает и опозорится. Но первый мудрец на вопрос «Живая она или мёртвая? Ответил: «Всё в твоих руках»

Ребята, перед вами долгая и интересная дорога - дорога жизни. И даже если сейчас вы недовольны собой и отношением к себе, все можно изменить. Это в ваших руках.

- Ребята, давайте начнём свой урок с минутки чистописания постараемся услышать и понять всё, о чём будем говорить сегодня.

Минутка чистописания: 1 строка - Ол ом Ал ал

2 строка - Ольга Александр ольха аллея



Приветствие учащихся

Самоопределение, смыслообразование, формирование эмоционального настроя на урок. (Л)

Планирование учебного сотрудничества, взаимодействие с учителем. (К)

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала (Р).


II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося


- Максим Горький писал: «И маленькая победа над собой делает человека намного сильнее»

- Ребята, мы можем отнести слова М Горького к восточной мудрости?

- Кто найдет имена существительные в этом предложении?

- Что их объединяет?

-Какая орфограмма в этих словах определите?  (безуд. гласные в слове не проверяемые ударением)

Вывод: Поэтому написание гласной нужно запомнить

-Запишите слово в словарики и выделите орфограмму

- Определите вид предложения ( простое -1 грамматическая основа)

- Дать характеристику предложению.

- Презентация: словарные слова. Вставить пропущенные слова.

Х…зяин, к…мп…ют…р, г…р…зонт, кв…ртира, т…л…фон, …бед, б…рёзовый, к…ртина, п…льто, д…рога, к…мандир, уч...ник, ч…л…век.

Взаимопроверка

- Ещё раз прочтите все словарные слова и найдите лишнее слово. А почему?

- Вспомним, что мы знаем о существительных?

- Что такое существительное?

- Как изменяются имена существительные? (Изменяется по числам, падежам).

- А как мы по-другому называем изменение по падежам? ( склонение).

- Какие имена существительные относятся к 1 склонению?

- Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?

- Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

- Как определить падеж существительного? (По падежным вопросам, по предлогам).


Записывают в тетрадь.



Работа у доски






Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения


III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

«Учитель дал задание ученику»

«Учитель дал задание ученикам»

-Чем отличаются предложения?(ученику - ученикам)

Ученики выписывают эти слова.

-Чем они отличаются?(числом)

-Чем похожи? (падеж)

(Ученики самостоятельно называют тему урока).

- Чтобы выполнить следующее упражнение, повторим падежи.

-Заботятся о люд____

-Рассказывают ребят____

-Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что мы видим? ( словосочетания)

- Что мы должны сделать?

(дописать окончания)

-Сможем ли мы сразу дописать окончания. Что мы будем делать?

( Проверим какое окончание пишется с помощью слов-помошников)

-   Как нужно поступить, если окончание безударное? (определить падеж. Подобрать слово в этом же падеже, но с ударным окончанием).

Проблема: Кто сформулирует тему урока?

( Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе)

- С окончаниями каких падежей мы сегодня с вами познакомимся? ( Дательный, творительный, предложный)

Формулирую тему урока.


Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.




IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Упр.122 стр.46 ( работа с таблицей)

Какие окончания имеют имена существительные в дательном падеже множественного числа? (-ам, -ям).

Какие окончания имеют имена существительные в творительном падеже множественного числа? (-ами, -ями).

Какие окончания имеют имена существительные в предложном падеже множественного числа? (-ах, -ях).

- Что интересного заметили в окончаниях? ( одинаковые)

- Скажите, пожалуйста, в каких случаях пишется в окончаниях буква а, а в каких я?


Физкультминутка.

Выполняют задание по учебнику.














Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование, применение методов информационного поиска

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Оценивание усваемого содержания

V. Применение новых знаний

Цель этапа: Обеспечение закрепления и усвоения знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.


Проблемная ситуация.

- Карточка №1 Поставить слова во множественное число

Д.п. (чему?) картин… ,башн… ,гриб… , дожд… ,ноч… , метел… .

Т.п. (чем?) картин… ,башн… ,гриб… , дожд… ,ноч… , метел… .

П.п.(о чём?) о картин… ,о башн… ,о гриб… , о дожд… ,о ноч... ,о метел…

План работы:

1 группа вставляет окончания только существительных 1 склонения.

2 группа вставляет окончания существительных 2 склонения.

3 группа вставляет окончания существительных 3 склонения.

Сделайте устно вывод.

-Существительные какого склонения мы изменяли по падежам? (1, 2, 3 склонения).

Какие окончания у существительных Дательного падежа? (-ам, -ям).

Какие окончания у существительных Творительного падежа? –ами, ями).

Какие окончания у существительных Предложного падежа?(-ах, -ях).

Что интересного заметили при склонении имён существительных?

(Различаются ли окончания во множественном числе существительные по склонениям?) (Не различаются).

А как определить склонения существительных во множественном числе?

Самостоятельная работа.

Работа по учебнику – Стр.. , упр …


Групповая работа. Выступление групп. Ответы на вопросы.

Работа в паре.

Взаимопроверка




Анализ, работа с источниками информации

Выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Саморегуляция в ситуации затруднения


VI.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Наш урок заканчивается, пора подвести итоги. Я предлагаю вам продолжить предложения .

- Имена существительные – это..

- Имена существительные изменяются по …

- Имена существительные имеют три ….

- К 1 склонению относятся имена существительные …

- Ко 2 склонению относятся имена существительные ….

- К 3 склонению относятся имена существительные …

- Чтобы определить склонение имен существительных во множественном числе нужно…

- Чтобы написать правильно безударное окончание имен существительных нужно..

Ответы на вопросы по фишбоун



Оценивание своей работы

Записывают домашнее задание

Выделение и осознание усвоенного, осознание качества и уровня усвоенного

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям



























- Карточка №1


Д.п. (чему?) картин…, башн… , гриб… , дожд… , ноч… , метел… .


Т.п. (чем?) картин… , башн… , гриб… , дожд… , ноч… , метел… .


П.п.(о чём?) о картин… , о башн… , о гриб… , о дожд… , о ноч... , о метел…




- Карточка №1


Д.п. (чему?) картин…, башн… , гриб… , дожд… , ноч… , метел… .


Т.п. (чем?) картин… , башн… , гриб… , дожд… , ноч… , метел… .


П.п.(о чём?) о картин… , о башн… , о гриб… , о дожд… , о ноч... , о метел…



- Карточка №1


Д.п. (чему?) картин…, башн… , гриб… , дожд… , ноч… , метел… .


Т.п. (чем?) картин… , башн… , гриб… , дожд… , ноч… , метел… .


П.п.(о чём?) о картин… , о башн… , о гриб… , о дожд… , о ноч... , о метел…






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!