III. Актуализация знаний. IV. Обобщение и систематизация знаний. V. Физминутка VI. Закрепление полученных знаний. | 1. Чистописание. - Спишите каллиграфическим почерком с доски слова и укажите орфограммы. 2. Работа с учебником. Страница 50, упражнение 136. -Какое задание дано в упражнении? - Самостоятельно вставьте недостающие буквы в текст стихотворения Н. Старшинова. - Передайте выполненное задание друг другу и проверим, всё ли верно вы сделали. Читаем по цепочке. - Верните работы друг другу. - Встаньте те, у кого всё верно. На полях поставьте плюсик. - У кого были затруднения и на какие орфограммы? - Найдите в тексте имена существительные множественного числа и укажите форму падежа. - Передайте задание друг другу и проверим его. - Встаньте те, у кого всё верно. На полях поставьте плюсик. - Какой великий праздник отмечаем в мае? - Кто из наших земляков участвовал в Великой Отечественной войне? - У дворца культуры имени 1 Мая есть аллея СЛАВЫ – героям – володарцам. Ежегодно 9 Мая мы с вами возлагаем цветы к их обелискам, отдаём дань памяти нашим землякам. - О героях-володарцах ребята подготовили небольшую информацию. Бори́с Андре́евич Кро́тов — первый в годы Великой Отечественной войны кавалерист, удостоенный звания Героя Советского Союза Иван Васильевич Аверьянов — участник Великой Отечественной войны, Герой Российской Федерации, командир штурмовой авиационной эскадрильи 110-го гвардейского штурмового авиационного полка - с фронта вернулся живым. Иван Николаевич Бурмистров - гвардии красноармеец, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза с фронта вернулся живым. Владимир Николаевич Деев — красноармеец стрелок. В одном из боёв в Эстонии, при попытке подавить ДЗОТ был смертельно ранен осколком гранаты. Умер в госпитале, звание Героя Советского Союза присвоено посмертно. Иван Николаевич Бурмистров и Владимир Николаевич Деев имели звание красноармеец. -Как можно назвать иначе? - Да, они были СОЛДАТАМИ великой Победы. 2. Словарная работа. - В каком словаре можно уточнить значение слова СОЛДАТ? - Прочитайте, что обозначает это слово. - Где можно узнать об историческом происхождении слова СОЛДАТ? - Загляните в этимологический словарик в конце учебника и прочитайте. СОЛДАТ – рядовой, военнослужащий армии. К истокам слова. Древнейшее значение слова СОЛДАТ было «наёмник, состоящий на жаловании». Слово связано с итальянским со́льдо, что означало название монеты и «жалование». В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово солдат. 3. - Запишите слово СОЛДАТ в тетрадь и выделите орфограмму. - Какую орфограмму вы выделили? - Подберите синонимы к слову. - Какие слова - синонимы вы подобрали? Запишите их в тетрадь. 4. - Выполним фонетический разбор слова. - Проверьте. Всё ли выполнено верно? - Кто не согласен? - В чём испытали затруднение? - Встаньте те, у кого так, как на доске? Поставьте на полях плюсик. 5. - Подберите однокоренные слова, к слову СОЛДАТ. - Запишите эти слова, сделайте морфемный разбор, т. е. по составу. - Проверим разбор слов. - Поставьте плюсик те, у кого разбор слов сделан верно. 6. - Выполним морфологический разбор слова СОЛДАТ. - Проверим морфологический разбор слова СОЛДАТ. - Поставьте плюсик те, у кого разбор слов сделан верно. (выполнение упражнений под первый куплет русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки». 7. - Поставьте слово СОЛДАТ в форме множественного числа. - Просклоняем слово СОЛДАТЫ. - Как будет слова СОЛДАТЫ в родительном падеже? Как правильно сказать много СОЛДАТОВ или много СОЛДАТ? В каком словарике можно найти ответ? - Это слово из группы имён существительных, написание которых надо запомнить. В родительном падеже правильно говорить и писать нужно именно СОЛДАТ и никак иначе. - В каких падежах слово СОЛДАТЫ склоняется одинаково? - Как отличать имена существительные в родительном и винительном падежах? - Возьмите карточки и поработаем в парах. Слово СОЛДАТЫ в карточке нужно записать на строчку, употребляя его в разных падежах. Падеж укажите в скобках. - Договоритесь, как вы будете вместе работать, кто будет записывать слова. - Проверьте, что у вас получилось. - Встаньте, у кого всё верно? Поставьте плюсик на полях в тетради. Каждый в паре получает плюс при правильном выполнении задания. - Как отличали родительный падеж от винительного? - Прочитайте второе предложение. Запишите его в тетрадь. - Выделите грамматическую основу предложения. - Проверим. Назовите грамматическую основу предложения. - У кого так? Поставьте плюсик. | Безударная гласная О, не проверяемая ударением, в словах: война Победа У каждого распечатан текст данного упражнения. Взаимопроверка с комментированием. + (обратная связь, отслеживание результатов) Выполнение задания. Взаимопроверка с комментированием. + (обратная связь, отслеживание результатов) День Победы. А. М. Матросов, А. Ф. Наганов Слайд №2. Сообщения учащихся. Они были солдатами. В толковом словаре С. И. Ожегова: СОЛДАТ – это военнослужащий, принадлежащий к некомандному и неначальственному составу. В этимологическом словаре. Из немецкого языка, от итальянского слова СОЛДО (монета, жалованье, получающий жалование) Слайд №3 Безударная гласная в корне. Воин, боец, рядовой, военнослужащий Слайд №4 [с а л д а' т] – 2 сл.,6зв. г з з г солдат – 6 б. + (обратная связь, отслеживание результатов) Солдат, солдатка, солдатский. Один ученик работает у доски. + (обратная связь, отслеживание результатов) Слайд 5. Солдат – сущ., н.ф.- солдат, предмет, одуш., м.р., 2 скл., мн.ч., Р.п., втор. член. + (обратная связь, отслеживание результатов) СОЛДАТЫ И.п. (кто?) солдаты Р.п. (кого?) солдат Д.п. (кому?) солдатам В.п. (кого?) солдат Т.п. (кем?) солдатами П.п. (о ком?) о солдатах СОЛДАТ Слайд № 6. Р.п и В.п. Слайд № 7 (памятка). Предлоги: Р.п. - от, до, из, без, у, для, около, с В.п -в, на, за, через, про. Вспомогательное слово: Р.п – нет, В.п – вижу. Подставить слова-помощники. Работа в парах Карточка: Советские (солдаты) ______(И.п.) освободили Европу от фашизма. Специальные отряды (солдаты) _______(Р.п.) днём и ночью патрулировали дороги. Родина вручила ордена и медали (солдаты) ________(Д.п) Победы. На краю леса мы увидели (солдаты) ________(В.п.), идущих бравой походкой. Мы гордимся (солдаты) ___________(Т.п) нашего Отечества. О русских (солдаты) __________(П.п.) сложили песни. + (обратная связь, отслеживание результатов) Ответы детей. Слайд 5. Специальные отряды солдат (Р.п.) днём и ночью патрулировали дороги. Слайд 6. Отряды патрулировали. + (обратная связь, отслеживание результатов) |