IV городская научно-практическая конференция
Магнитогорского научного общества учащихся
«Первые открытия»
Направление (секция): мир точных наук
Тема: Мы и компьютер.
Что такое хорошо и что такое плохо?
Учреждение: | МОУ «СОШ № 63», 3 класс |
Автор работы: | Попова Елена Анатольевна |
Научный руководитель: | Соколова Ирина Викторовна, учитель начальных классов |
Магнитогорск
2015
Оглавление
Введение ………………………………………….. 2
Основная часть ………………………………………….. 3
Заключение ………………………………………….. 6
Список литературы ………………………………………….. 8
Приложения …………………………………………… 9
Введение
Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты», смотрят искоса. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех уровнях, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее. И ответа всё равно нет.
Я тоже играю в компьютерные игры, но у меня много других дел и интересов: школа, модельное агентство, семейные обязанности и традиции.
Я знаю, что некоторые родители запрещают играть детям в компьютерные игры, не разрешают много времени проводить за компьютером. И, наоборот, родители других ребят не контролируют своих детей, не интересуются сколько времени они проводят за игрой, в какие игры играют.
Я выбрала эту тему потому, что мне стало интересно, почему же родители так по-разному относятся к компьютерным играм? Если разрешают играть, значит это хорошо. А если не разрешают, значит это плохо.
Как же воздействуют компьютерные игры на ребенка, в какие игры можно играть, а в какие нельзя и почему?
Я считаю, что эта тема важна, так как большинство из нас проводит много времени за компьютером, он является неотъемлемой частью их жизни и не все из них знают, какие правила надо соблюдать, чтоб сохранить своё здоровье.
Цель моего исследования: выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр в жизни школьника, и ответить на главный вопрос: играть в компьютерные игры – это хорошо или плохо?
У меня возникло два предположения:
• Предположим: играть в компьютерные игры – это плохо, т.к. вредит здоровью детей.
• Возможно, играть в компьютерные игры – это хорошо, т.к. игра развивает детей.
Для того чтобы раскрыть цель, я ставила перед собой следующие задачи:
1. Узнать, какую пользу и какой вред несут для детей компьютерные игры.
2. Узнать, как правильно организовать рабочее место за компьютером, какие правила безопасного поведения должны соблюдаться.
Основная часть
1
Излишняя популярность компьютерных развлечений давно вызывает тревогу у врачей.
Работа с компьютером влияет на здоровье детей. Это выражается в том, что происходит:
- нарушение зрения;
- искривление осанки, ожирение;
- негативное влияние на психику (тревога, раздражительность, агрессия, стресс);
- нежелание общаться с друзьями, заниматься учёбой, спортом, гулять.
Чрезмерное увлечение компьютерными играми мешает развиваться детскому творчеству, потому что показывают им придуманный мир. Ребенок, часами просиживающий перед компьютером, мало читает, его интересы сужаются до размеров экрана.
2
Велико количество компьютерных игр и все они по разному влияют на детей. Например, игры вида Action - это развлекательные игры, считающиеся кровавыми, жестокими. Они не познавательны, не развивают мышления, безнравственны, но развивают моторные функции.
Стратегии развивают усидчивость, тренируют мышление, быстроту реакции.
Аркадные игры тренируют глазомер, внимание, реакцию, но длительная игра способствует головной боли, и даже нервным срывам.
Логические игры, головоломки заставляют думать, развивают мышление.
Симуляторы – бывают очень сложны, что тоже приводит к нервным срывам от того, что ребёнок не может пройти тур.
Ролевые игры – создают доверительные отношения, и развивают умение решать проблемы. Но увлекаясь игрой, ребёнок теряет связь с реальностью, он живёт той, компьютерной жизнью.
3
Одним из этапов моей работы было анкетирование учащихся нашей школы и их родителей. Для исследования я выбрала 3-е классы.
Результаты проведенного исследования показали, что очень мало ребят учатся пользоваться разными программами, большую часть времени проводят за играми.
Очень мало опрошенных отдают предпочтение логическим играм.
Результаты анкетирования родителей показали, что ребёнок должен уметь работать с компьютером, начиная с возраста 7 – 10 лет. Каждый родитель старается контролировать процесс игры ребёнка в компьютерные игры и не так часто происходят ссоры с ребёнком из-за чрезмерного увлечения компьютером.
4
Немногие задумываются о вреде и пользе игр, как и о том, сколько времени можно играть. Кто–то развивает логическое мышление, кто-то, наоборот, слишком увлекается стрельбой по монстрам и забывает про окружающий реальный мир. Здесь нужно придерживаться главного принципа – не навреди.
Вот в чём он, по-моему, заключается:
Исполнение гигиенических требований
Непрерывность игры:
Профилактические мероприятия:
- Правильная организация рабочего места (50 см от монитора);
Выбор жанра игры (логические игры; игры, в которых надо больше думать, исследовать; игры, которые учат добру и умению сопереживать);
При правильном подборе компьютерных игр развивается внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляется готовность к учёбе и работе с компьютером. Компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным.
5
Проведя анализ всей информации, я пришла к выводу, что нельзя сказать однозначно хорошо или плохо играть в компьютерные игры.
Я думаю, приведённые ниже факты помогут сделать правильный выбор.
ХОРОШО
Компьютерные игры развивают у ребенка: | Компьютерные игры учат ребенка: |
| классифицировать и обобщать; аналитически мыслить в нестандартной ситуации; добиваться своей цели; совершенствовать интеллектуальные навыки. |
Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.
Прекрасно нарисованные, весёлые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы дети развивали и совершенствовали свои знания.
ПЛОХО
Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что всё хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них. Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. Но в семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.
Заключение
Я думаю, что моя работа была не напрасной, а наоборот полезной и для меня и для ребят, которые увлекаются компьютерными играми. Для себя я решила, что нужно очень внимательно подходить к выбору игры. Лучше всего за помощью обратиться к родителям, которые помогут определить:
- качество игры;
- жанр игры;
- содержание игры;
Учиться работать в программах Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Nero Photo Snap для создания презентации, т.е печатать текст, делать диаграммы, выбирать фон презентации, вырезать и вставлять картинки в презентацию.
Я думаю, что компьютерные игры – это не единственное, что должно радовать любого ребёнка. С нами всегда рядом любящие родители и семья. Нас окружают друзья и одноклассники. Для нас открыто много различных секций и кружков, где каждый может реализовать свои возможности. Мир вокруг нас не должен заключаться в этом светящемся экране. Вокруг столько прекрасного!
Список литературы
Энциклопедия для детей. Т.22 Информатика / Глав. Ред. Е.А. Хлебалина, науч. ред. А.Г. Леонов. – М.: Аванта +, 2003 г.
Кузнецова, О.И. «Компьютеромания», «Здоровье детей», журнал № 4, февраль 2009 г.Приложение 1
Анкета для школьников
Твой пол: □ – муж., □ – жен.
Сколько тебе лет? _________
У тебя дома есть компьютер?
□ – да □ – нет □ – скоро будет
4. Играешь ли ты в компьютерные игры?
□ – да □ – нет □ – иногда
5. Если ДА, с какого возраста ты играешь в компьютерные игры?
□ – 5-6 лет □ – 7-8 лет □ – 9-10 лет
6. Какие твои любимые игры? (Названия игр писать НЕ надо!)
□ – гоночки
□ – стрелялки
□ – бегалки
□ – обучающие
□ – стратегии
□ – поиск предметов
□ – игры для девочек типа «Салон красоты»
7. Сколько времени ты тратишь на игру?
□ – меньше 30 мин. □ – 2 часа □ – больше 2-х часов
8. Сколько раз в день ты садишься за компьютер? _______________
9. Какими компьютерными программами ты пользуешься?
□ – рисование
□ – печатание текста
□ – прослушивание аудиокниг, музыки
□ – поиск в Интернете
□ – другое
10. Бывают ли у тебя ссоры с родителями из-за компьютера?
□ – да □ – нет □ – иногда
11. Если у тебя есть свободное время, ты предпочтешь:
□ – погулять □ – поиграть за компьютером □ – почитать □ – другое
12. Как ты учишься в школе:
□ – на 4-5 □ – на 4-3 □ – на 3 и ниже
13. Занимаешься ли ты в каких-нибудь кружках? Если да, то в каких?
Приложение 2
Анкета для родителей
Есть ли у вас дома компьютер и пользуетесь ли им вы сами?
□ – да, пользуюсь для □ – нет компьютера
– общения, □ – компьютер есть, но не пользуюсь
– работы,
– игры (нужное подчеркнуть)
– другое
2. Считаете ли вы, что ребенок должен уметь работать с компьютером?
□ – да □ – нет □ – не знаю
3. Если ДА, то с какого возраста?
□ – 5-6 лет □ – 7-10 лет □ – 11-14 лет
4. Если НЕТ, то почему?
□ – вредно для здоровья
□ – это пустое занятие, баловство
□ – мешает учебе
□ – по религиозным соображениям
□ – другое____________________________________________________________
5. Какие программы осваивает ваш ребенок?
□ – не знаю
□ – слушает музыку, аудиокниги
□ – графические редакторы
□ – набор текста
□ – составление презентаций
□ – поиск в Интернете
□ – компьютерные игры
6. Стараетесь ли вы контролировать процесс игры вашего ребенка в компьютерные игры, и как именно?
□ – у нас нет такой проблемы
□ – разрешаю или запрещаю конкретные игры
□ – обсуждаем вместе с ребенком и приходим к общему решению
□ – ограничиваю время игры
□ – разрешаю играть взамен на что-либо («поиграешь, когда уберешь в комнате (помоешь посуду, прочитаешь 10 страниц)» и т.д.)
□ – стараюсь заинтересовать ребенка чем-то другим (кружки/студии, чтение книг вслух, прогулки, спорт и т.д.)
7. Сколько времени в день проводит за компьютером ваш ребенок?
□ – меньше 30 мин. □ – 2 часа □ – больше 2-х часов
8. Бывают ли у вас ссоры с ребенком из-за его чрезмерного увлечения компьютером?
□ – часто □ – регулярно □ – иногда □ – никогда
9. Занимается ли ваш ребенок в каких-нибудь кружках?
□ – да □ – нет
Приложение 3
Анализ анкетирования
Объектом исследования стали учащиеся 3 х классов и их родители. Всего опрошено 45 учеников и 45 родителей.
Проведённое анкетирование показало следующие результаты:
Школьники
- 44 человека начали играть в компьютерные игры в возрасте 7 – 8 лет;
- 41 человек отдают предпочтение компьютерным играм, а не различным программам;
- из всех видов игр выбрали: аркады – 39 человек;
стратегии – 8 человек;
логические – 5 человек.
- 43 человека проводят за компьютером не более 2 часов;
- 37 человек не конфликтуют с родителями из-за увлечения компьютерными играми;
- 22 человека посещают различные секции и кружки;
- 17 человек в свободное время отдают предпочтение прогулке и другим видам деятельности.
Родители
- 25 человек, имея дома компьютер, не пользуются им;
- 45 человек считают, что ребёнок должен владеть навыками работы на компьютере в возрасте 7 – 10 лет;
- дети, проводя время за компьютером, отдают предпочтение: игры – 41 человек; слушают музыку, аудиокниги – 4 человека; графические редакторы – 1 человек.
- 45 человек строго контролируют процесс игры ребёнка в компьютерные игры, ограничивая по времени (не более 2 часов);
- 8 человек ссорятся с детьми из-за чрезмерного увлечения компьютером.