Подготовила: Людинчан Алла Сергеевна
Воспитатель г. Северодвинск
МБДОУ №57 «Лукоморье» комбинированного вида
Введение
Реальность такова, что педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Ведь нет такого специального курса или учебного предмета в университетах и подобных заведениях, где молодых людей учат, как стать хорошими мамами и папами, как нужно взаимодействовать с детьми и правильно воспитывать их. В принципе, этому не обучают нигде и никогда. Вопросами педагогического просвещения родителей можно заниматься в ДОУ и школе.
Изменить ситуацию педагогической безграмотности позволяет планомерная и содержательная работа учебных учреждений, направленная на педагогическое просвещение родителей. Это одна из главных составляющих работы педагога.
Родители должны понимать (и учреждение, и педагог должны эту мысль до них донести), что именно они являются наиболее заинтересованной стороной в вопросах педагогического взаимодействия, поскольку на них лежит ответственность за воспитание и качество образования их детей, а ДОУ и школа является профессиональным посредником и помощником для них.
Исходя из этого мною было принято решение провести родительское собрание среди родителей подготовительной к школе группы в форме круглого стола на тему «Скоро в школу».
На основании этого были подобраны тесты о готовности ребенка к школе, портрет первоклассника, не готового к школьному обучению, физиологическая, психологическая и педагогическая готовность к школе ребенка. Была разработана и подготовлена презентация, рекомендации родителям будущих первоклассников, памятка для родителей «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу» и методическая и развивающая литература в помощь родителям в подготовке детей к школе.
Конспект круглого стола «Скоро в школу»
Цель: организация совместной работы ДОУ и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.
Задачи:
способствовать эмоциональному расположению друг к другу участников круглого стола;
дать родителям и педагогам дошкольного учреждения опыт взаимодействия друг с другом, культуры общения;
развивать у родителей представление о понятии психологическая и педагогическая готовность ребенка к школе;
мотивационная и физиологическая готовность детей к школе;
привлечь родителей к активному совместному участию в подготовке детей к школе;
дать практические рекомендации родителям для успешной подготовки детей к школе.
Адресная группа: родители детей подготовительной группы к школе (6-7 лет)
Участники круглого стола: педагоги детского сада подготовительной к школе группы, родители детей подготовительной группы.
Материалы и оборудование:
ноутбук, экран, мультимедийный проектор;
листы бумаги, авторучки, фломастеры разных цветов;
анкеты, памятки и практические рекомендации для родителей;
видеозапись интервью детей «Хочу ли я в школу?»;
выставка методической и развивающей литературы в помощь родителям в подготовке детей к школе;
электронная презентация «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником».
Ход проведения:
Воспитатель: - Добрый день, уважаемые родители! Наша встреча будет проходить в форме «Круглого стола». Тема «Скоро в школу» (слайд №1,2).
Первый класс – это серьезное испытание, как для детей, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов на всем школьном пути. Дошкольник становится школьником, а его родители - это теперь родители ученика. Сегодня мы с Вами собрались, чтобы поговорить о подготовке детей к школе.
Поступление ребенка в школу это волнующий момент, который переживаете и вы, и ваш ребенок. И сейчас Вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Предлагаю Вам пройти тест:
Тест для родителей (Н.Н. Серова)
Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу? (слайд № 3,4)
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще неспособны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»
Занесите свои ответы в таблицу: если вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны – оставьте клетку пустой. А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова их общая сумма.
1/ | 2/ | 3/ | 4/ | 5/ |
6/ | 7/ | 8/ | 9/ | 10/ |
11/ | 12/ | 13/ | 14/ | 15/ |
Если общий показатель принимает значение:
до 4 баллов – это означает, что у вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября, по крайней мере, вы сами вполне готовы к школьной жизни вашего ребенка;
5-10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским педагогом-психологом.
А теперь обратите внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика:
1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику;
2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли ваш ребенок общаться с другими детьми;
3 – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями;
4 – есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учителем, надо обратить внимание на сюжетные игры;
5 – ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год.
(родители проходят тест, подсчитывают баллы и читают значение)
Портрет первоклассника, не готового к школьному обучению (слайд №5)
- импульсивность, бесконтрольное поведение, преобладание «хочу» над «можно»;
- чрезмерная игривость, крикливость;
- трудности общения с незнакомыми взрослыми (нежелание контактировать или наоборот, непонимание своего статуса);
- неумение общаться со сверстниками;
- неспособность следовать инструкции (ребенок быстро отвлекается, не понимает, с чего начать и что делать дальше);
- низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделять сходство, различие;
- плохое развитие мелкой моторики рук (не любит рисовать, не умеет работать с мелкими деталями);
- нарушение темпа деятельности (очень медленно двигается, говорит, ест и т.д.), пассивность;
- недостаточное развитие произвольной памяти;
- задержка речевого развития.
Родителям предлагается посмотреть видеозапись интервью с детьми «Хочу ли я в школу»? (родители смотрят видеофильм и обсуждают ответы детей).
Воспитатель: Подготовка к школе – процесс многоплановый. Психологи выделяют разные виды готовности к школе, (слайд №6)
1.Физиологическая готовность.
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Около 25% детей испытывают значительные трудности в обучении именно в связи с состоянием здоровья.
Поэтому особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, охрана зрения, голоса, слуха, формирование правильной осанки. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
(родителям раздаются памятки «Как правильно выбрать портфель (рюкзак) для первоклассников).
2. Психологическая готовность.
Воспитатель: У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребенка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счета и письма. Что для Вас, уважаемые родители, является главными факторами успешной подготовки детей к школе?
На экране перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе, выберите из них три фактора, на ваш взгляд главных, пронумеруйте их по степени значимости и обоснуйте свой выбор, (слайд №7)
Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.
1. Физическое здоровье.
2. Развитый интеллект.
3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми.
4. Выносливость и работоспособность.
5. Умение считать и читать.
6. Аккуратность и дисциплинированность.
7. Хорошая память и внимание.
8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
(родители выполняют задание и обсуждают его)
Воспитатель: Психологическая готовность к школе заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику.
Компоненты психологической готовности к школе: (слайд №8)
Мотивационная готовность (желание учиться, получать знания, умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные, определенный уровень развития мышления, памяти, внимания).
Интеллектуальная готовность это соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных процессов (внимания, память, мышления, воображение, речь, умение анализировать и сравнивать) и школьно-значимых психофизиологических функций (фонематический слух, артикуляционный аппарат, мелкие мышцы рук).
Эмоционально – волевая готовность (умение управлять своим поведением, эмоциональная устойчивость, произвольная регуляция внимания).
Коммуникативная готовность (умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции, умение «влиться» в детский коллектив).
Требования, которые предъявляет к ребенку школа, значительно отличаются от тех требований, к которым он привык в детском саду и дома. Эти требования связаны, в первую очередь, с изменением социальной позиции ребенка, с тем новым местом, которое он начинает занимать в обществе с поступлением в школу. Первоклассник должен быть более самостоятельным и организованным (не опаздывать на уроки, выполнять домашнее задание, должен уметь управлять своим поведением (не отвлекаться во время урока, не перебивать других, не вставать с места без
разрешения, направлять свое внимание на решение учебных задач), должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми (правильное восприятие учителя, его действий и слов). Этот тип готовности называется личностным. Он выражается в том, как ребенок относится к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе. Во многом задачу по подготовке к школе можно считать решенной, если у ребенка сформировано положительное отношение к школе, если она привлекает дошкольника, главным образом, новой интересной и серьезной деятельностью, результаты которой важны и для самого ребенка, и для окружающих взрослых.
3. Педагогическая готовность.
Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая моторика), считать (владеть навыками счета)– это и есть педагогическая готовность.
Воспитатель: Дети, не умеющие последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, испытывают серьезные трудности в школе. Поэтому необходимо как можно больше общаться с ребенком, поощрять его рассказы, выполнять различные подготовительные упражнения, которые способствуют развитию речемыслительной деятельности ребенка. К школе ребенок уже должен хорошо владеть речью, легко отвечать на вопросы, составлять небольшие рассказы, иметь хорошую дикцию.
В заключении хочется сказать: как бы ни продвигались успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, он для вас самый любимый!
Только мы, взрослые, можем сделать каждый новый день спокойным и добрым, только мы можем помочь своему ребенку вырасти не задерганным неврастеником, а здоровым и уверенным в себе человеком. Нам только нужно помочь ему. Давайте начнем это делать с сегодняшнего дня.
УСПЕХОВ ВАМ И ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!
Список используемой литературы:
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/11/23/kruglyy-stol-dlya-roditeley-gotovimsya-k-shkole
3. Осипова, Л. Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа / Л.Е. Осипова. - М.: Скрипторий 2003, 2010. - 56 c.
4. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе / ред. Е.А. Белый. - М.: АСТ, 2002. - 126 c.
5. Лаврик, И. П. Готов к обучению в школе. Книга для родителей / И.П. Лаврик. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. - 144 c.
Приложение
Памятка для родителей
«Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу».
1. Своё имя, фамилию и отчество
2. Свой возраст (желательно дату рождения)
3. Свой домашний адрес
4. Свой город и его главные достопримечательности
5. Страну, в которой живет
6. Фамилию, имя, отчество родителей и их профессию
7. Времена года (последовательность, месяцы, приметы)
8. Домашних животных и их детёнышей
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей
10. Транспорт наземный, водный, воздушный
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды
12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки
13. Знать великих русских поэтов и писателей: А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, С.А.Есенина и др. и некоторые их произведения для детей
14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал
15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая -левая сторона, верх-низ и т.д.)
16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке
17. Запомнить и назвать 6 – 10 картинок, слов, предметов
18. Различать гласные и согласные звуки
19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
20. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
21.Уметь работать, не отвлекаясь 30 – 35 мин.
2.Методическая и развивающая литература в помощь родителям в подготовке детей к школе.
Пятак С.В. «Читаю слова и предложения»
Это пособие для детей, которые уже умеют хорошо читать по слогам. Цель - усовершенствовать технику чтения и развить связную речь. Задания здесь серьезней, чем для детишек 5-6 лет. Можно сказать – это следующий уровень подготовки. Всего в пособии 23 занятия, к каждому есть методические рекомендации. 120 страниц. Год выпуска 2016.
Пьянкова Е.А., Родионова Е.А. «Читаю легко и правильно»
Пособие кардинально отличается от «Читаю слова и предложения». Оно помогает понять, на каком уровне развития находится навык чтения. В издании приведены занятия, расписанные по дням. Каждое занятие содержит небольшой текст, который нужно прочитать и вопросы, на которые нужно ответить. Есть еще и тесты. Тесты проводятся перед первым днем занятий, после двенадцатого и после двадцать четвертого. Тесты также содержат текст и вопросы к нему. Есть система оценки. Все занятия и тесты рассчитаны на три уровня сложности. 96 страниц. Год выпуска 2015.
Володина Н.В. «Пишу красиво»
Пособие продолжает формирование графических навыков будущих первоклассников. Здесь уже идет курсивное (наклонное) письмо. Много графических упражнений. Закрепляются навыки письма, правильного удерживания ручки. Развивается навык писания по строке. 128 страниц. Год выпуска 2015.
Володина Н.В. «Говорю красиво»
Это пособие для развития у дошкольника красивой и связной речи. Цель — научить его высказывать свои мысли, строить диалог, пересказывать
текст и т.п. Все задания предложены в игровой форме, что немаловажно. На страницах приводится много произведений известных авторов, например А. Барто. 144 страницы. Год выпуска 2016.
Сорокина Т.В. «Занимаюсь математикой»
Здесь идет закрепление умения решать задачки на сложение и вычитание. Уже в пределах 20. Закрепляются знания о геометрических фигурах, а также дается понятие об объемных фигурах. Много заданий на штриховку, чтобы мелкая моторика не «застаивалась». Дошкольник узнает, что такое четные и нечетные числа. Что такое «разность», «сумма», «слагаемые», «вычитаемое» «уменьшаемое». 144 страницы. Год выпуска 2016.
Липская Н.М. «Изучаю мир вокруг»
Это заключительная книжка из серии пособий по изучению окружающего мира. Дается более детальная информация. В пособии представлены следующие темы: космос, вода, полезные ископаемые, растения, человек, мир вещей, Москва. 136 страниц. Год выпуска 2016.
Пятак С.В., Мальцева И.М. «Готов ли я к школе?»
Эта книга содержит тесты и позволяет провести диагностику развития ребенка перед школой. Оценить базу его знаний. Знания оцениваются по четырем разделам: Математика. Речь и письмо. Осведомленность. Пространство.
С помощью пособия можно найти пробелы в подготовке и обратить на их «закрытие» особое внимание. Тесты выполняются либо совместно со взрослым, либо дошкольником самостоятельно. 160 страниц. Год выпуска 2015.
Как правильно выбрать ранец, на что обратить внимание.
Совет №1. Ориентируйтесь на рост.
Нижний край ранца должен быть на уровне поясницы! В первую очередь, рюкзак должен подходить по росту и не стеснять движения ребенка. Также важно, чтобы нижний край ранца был на уровне поясницы. В основном, этого добиться несложно, достаточно лишь правильно отрегулировать лямки (которым, кстати, тоже необходимо уделить особое внимание).
Совет №2. Проверьте лямки.
Они должны быть широкими, прочными, прошитыми несколькими строчками, а также иметь возможность регулироваться. Показателем хорошего ранца являются скругленные, имеющую анатомическую форму, лямки. Такие лямки позволят снять напряжение со спины ребенка.
Совет №3. Изучите спинку ранца.
Крайне важно, чтобы первый школьный ранец имел жесткую спинку, фиксирующую позвоночник. В идеале нужно выбирать ранец с ортопедической спинкой, которая позволит равномерно распределить нагрузку на детский позвоночник.
Совет №4. Осмотрите ручку ранца.
Конечно же, она должна хорошо крепиться к рюкзаку, быть удобной и не иметь никаких выступающих, острых деталей. Лучше отдать предпочтение ручке-петле.
Совет №5. Проверьте наличие светоотражающих элементов.
Обычно светоотражатели (вставки белого или серебристого цвета) находятся на лямках, боковых карманах и лицевой части ранца. Они необходимы, чтобы сделать вашего ребенка заметнее на проезжей части.
Совет №6. Определите вес ранца.
Чтобы не перетруждать детский позвоночник, очень важно, чтобы вес ранца не превышал 10% от массы тела ребенка.
Совет №7. Изучите качество ранца.
Проверьте прочность и качество швов, насколько хорошо закрывается замок, не заедают ли замки. Пусть малыш сам потренируется открывать и закрывать рюкзак и отделения в нем – это не должно вызывать никаких трудностей или неудобств.
Рекомендации родителям будущих первоклассников.
Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.
Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не
казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
Не запугивайте ребенка школой! Это особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе. Чтобы ребенок хотел идти в школу, в его голове должен сложиться позитивный, теплый образ. Расскажите ему про ваше школьное детство, вспомните несколько веселых историй. Покажите школьные фото и расскажите о вашей школьной жизни и одноклассниках. Рассказывайте как можно больше и конкретнее о школьных обычаях и правилах. Поиграйте в школу (вы — учитель, ребенок и мягкие игрушки — ученики), а в игре задействуйте школьную атрибутику: портфель, тетради, ручки, прописи, дневник.
Хвалите своего ребенка. Похвала может принести ребенку пользу, увеличить его уверенность в своих силах, сформировать адекватную самооценку (высказывайте одобрение не только на словах, но и интонацией, мимикой, жестами, прикосновениями). Оценивайте не личность ребенка, а его действия. Если задание выполнено плохо, скажите: «К сожалению, ты сегодня не слишком старался. Видишь, как неаккуратно получилось».
Ребенок, которого часто ругают или даже бьют за «плохо» сделанную работу, начинает бояться браться за любое задание, потому что заранее страшится наказания. Он будет бояться открыть на уроке рот и предпочтет либо молчать, либо сказать «не знаю», лишь бы не ставить себя под угрозу.
Организуйте ребенку свой личный рабочий уголок.
Подарите ему две вещи: будильник и календарь, чтобы он научился правильно планировать свое время.
Просите ребенка пересказать вам фильм, книгу, что интересного было за день (для развития памяти, речи).
Пусть больше лепит, играет в конструктор, мозаику (для развития мелкой моторики).
Создайте условия для соблюдения режима дня.
Давайте больше самостоятельности (для профилактики неуверенности).
Занятия проводите в игровой и ненасильственной форме.
Уделяйте время на развитие памяти, внимания (это основные процессы, на которых строится обучение).
Если ребенок допустил ошибку, попросите его найти ее самому (это первая форма самоконтроля).
Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.
Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.
Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.
Если возникнут проблемы с адаптацией к новым условиям, то обратитесь к психологу.
Если ребенок не усваивает материал, не может найти контакт со сверстниками, появились истерики, тогда необходимо обратиться к неврологу.
Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.
Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.
Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.
Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.
Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы.
Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут
жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.
Самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. Если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.