СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Скорость химической реакции. Условия, влияющие на скорость химической реакции

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 На данном уроке идет обсуждение продолжительности химических реакций и от чего это зависит.

Просмотр содержимого документа
«Скорость химической реакции. Условия, влияющие на скорость химической реакции»

Тема урока: Общее представление о скорости химической реакции.

Условия, влияющие на скорость химической реакции.

Цель урока: Дать понятие о скорости химической реакции и условий, от которых она зависит.

Экспериментально изучить влияние отдельных факторов на скорость химической реакции.

Продолжить формирование умений учащихся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с химическим оборудованием и реактивами.

Соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими веществами.

Оборудование и реактивы: Медная проволока, гранулы цинка, железный порошок и железные опилки, растворы соляной и серной кислот ( 10% и 20%)

Спички, спиртовка, пробирки, штатив для пробирок

Тип урока: Комбинированный

Девиз урока:

«Практика – есть основа познания и критерий истины»


Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Основная часть урока:

2.1. Актуализация опорных знаний

Беседа: 1. Как можно классифицировать химические реакции?

2. Как вы понимаете понятие «энергетический эффект»?

3. Дайте определение «экзотермическая», «эндотермическая» реакции.

4. Что такое «тепловой эффект»?

5. Дайте характеристику следующим реакциям по всем классификациям


a) F е(т) + S(т) F е S(т) + 96 кДж б) N2 (г) + O2 (г) 2N O – 181 кДж


2.2. Новый материал.

1.Учитель: Вопрос: Отличаются ли свойства веществ, вступивших в реакцию от свойств веществ, образовавшихся в результате реакции?

Вы познакомились с классификациями химических реакций. Давайте поговорим о продолжительности протекания химических реакций, т.е. время за которое они протекают. Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Тема урока :»Скорость химических реакций»

Для чего нам необходимо знать такую характеристику реакций?

На производстве недостаточно знать качественные изменения веществ в реакции, необходимо учитывать количественные изменения, влияние условий на ход химической реакции.

Одни реакции протекают быстро, а другие медленно.

Приведите примеры химических реакций, которые протекают: а) быстро, б) медленно?

( а) горение древесины, горение газа, гашение соды уксусом….

б) (скисание молока, гниение листьев, ржавление гвоздя ……)


Чтобы определить быстроту химической реакции, было введено понятие «скорость химической реакции. Что это за величина? В курсе математики и физики вы уже встречались с понятием « скорость». Как её можно вычислить и что эта величина означает? S

Учащиеся записывают формулу скорости: V= t


Вопросы: Можно ли использовать эту формулу для характеристики скорости химической реакции?

Почему нет?

Что изменяется в результате химической реакции?

Попробуем вывести формулу скорости химической реакции.


Учащиеся высказывают своё мнение, что в результате химической реакции изменяется количество веществ, которые вступили в химическую реакцию, т. е. их концентрация. За определённый промежуток времени.

Обозначим начальную концентрацию знаком С1 , С2 – концентрация веществ в данный момент, t1 – начальное время, t2- время в момент измерения скорости. Теперь мы можем вывести формулу скорости химической реакции:

С1 – С2 ▲С

V = k ---------- , или V = k -----

t2 –t1 ▲ t



k – коэффициент пропорциональности.

При химической реакции изменение концентрации веществ в реакционной смеси происходит неравномерно. Это означает, что скорость в каждый момент протекания реакции может быть неодинаковой. Поэтому определяют среднюю скорость за определённый промежуток времени. Химические процессы можно ускорить. Например, быстрее сгорит угольная пыль, нежели уголь, щепочки древесины, чем поленья. В жизни, на производстве часто приходиться регулировать скорость химических реакций – ускорять химические процессы или замедлять. А для этого необходимо знать: от чего зависит скорость химических реакций?

Давайте экспериментально попробуем установить, от каких факторов зависит скорость химических реакций.

2. Выполнение и обсуждение лабораторных работ № 10, 11, 12 ( тетрадь для лабораторных работ)

Закрепление.

1. Беседа: 1. По каким признакам можно судить о скорости химических реакций?

2. Почему сера горит в кислороде быстрее и ярче, чем в воздухе?

3. Почему древесные опилки сгорают быстрее, чем поленья дров?

4.Предложите способы ускорения таких химических процессов, с которыми вы сталкиваетесь в быту: а) растворение сахара в воде, скисание молока, замедление порчи мяса.

5.Определите, какая реакция будет протекать с наименьшей скоростью. Почему?

а) гранулы Mg + 10% раствор H2SO4

б) пластина Mg + 10% раствор H2SO4

в) порошок Mg + 10% раствор H2SO4



2. Заполните таблицу:


Факторы

Как происходит изменение скорости химической реакции

1. Природа реагирующих веществ


2. Температура


3. Поверхность соприкосновения реагирующих веществ


4.Концентрация исходных веществ (для растворов и газов)


5. Давление (для газов)




3. Заключительная часть урока.

Рефлексия: 1. Чему мы научись сегодня на уроке?

● Сформулировали понятие «скорость химической реакции»

● Вывели формулу скорости реакции.

● Определили факторы, влияющие на скорость химической реакции.

● Экспериментально доказали зависимость скорости химической реакции от отдельных факторов.

2. Все ли было понятно на уроке?

3. Что вызвало затруднение?

4. Домашнее задание





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!