КГУ «Гимназия №1 города Темиртау»
Урок открытия новых знаний
Скорость реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
Автор: учитель химии КГУ «Гимназия№1г. Темиртау»
Кулик И.Ю. (высшая категория, стаж 31 год)
Урок открытия новых знаний создаёт условия для конструирования и синтеза знаний
с целью формирования и совершенствования функциональной грамотности учащихся
через творческую самостоятельную и исследовательскую работу.
2016год
Тема урока: Скорость реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций
Класс:10 класс
Дата проведения урока: 25.11.2016г.
Временной объём урока: 45 минут
Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами исследования.
Основные понятия: факторы, влияющие на скорость реакции, скорость химической реакции, катализаторы, ферменты, ингибиторы.
Оборудование и реактивы: растворы CuSO4, NaOH, HCl, H2O2, Zn, Cu, MnO2, железный гвоздь, пробирки, инструкции по выполнению лабораторных работ.
Приоритетные интегративные связи:
содержательно-информационные с курсами физики, биологии, на уровне фактов, межпредметных понятий, методологических знаний;
специально-предметные – информатика: причинно-следственные; математика: логические; политехнические.
Цель урока: Формирование у учащихся научных представлений о химической картине мира через факторы влияния. Развитие функциональной грамотности учащихся на основе изучения химических процессов.
Приоритетная задача урока: создание условий для открытия и конструирования знаний с целью развития функциональной грамотности учащихся
Структура урока
Этап урока | % времени | Методическая цель | Используемая методика | Сущность метода | Алгоритм реализации метода | Формируемые навыки |
1 этап Мотивацион ный | 4 минуты | Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы | Через видеосюжет и повествование | Эмоциональное воздействие, побуждение мотивов к изучению нового материала | видеосюжет | управление информацией |
2 этап Формирующий | 6 минут | Формирование и совершенствование функциональной грамотности через практико-ориентированный подход | 1.Задание «Википедия» | Формирование предпосылок для открытия новых знаний по теме урока Постановка предложений, требующих активной мыслительной деятельности учащихся, создание нестандартных ситуаций, обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить. | Уч-ся восстанавливают поврежденный контент «Википедии» по ключевым словам: Химическая реакция Реагенты Продукты реакции Гомогенная реакция Гетерогенная реакция Скорость в физике | |
3 этап Конструирования и синтеза новых знаний | 13 минут | Осуществить через полученную информацию открытие новых знаний | 2. Задание «Вывод расчетной формулы для скорости реакции» | | Демонстрация гомогенной реакции (взаимодействие раствора щелочи с раствором сульфата меди (II); гетерогенной реакций (металлический гвоздь+ раствор сульфата меди (II) Вывод формулы для расчета скорости в разных реакциях | анализа сравнения синтеза |
| | | 3. «Креативная матрица» | Метод побуждает учеников мыслить креативно о происходящих явлениях, что стимулирует навыки мышления, принятия решений, позволяет ученикам взглянуть на вопросы с различных аспектов. Ученики работают индивидуально или в малых группах, изучая различные варианты и идеи участников класса, конструктивно и креативно разрабатывая на их основе свои варианты. | После выполнения творческого задания ученикам предоставляется матрица с различными вариантами сценариев для выбора главного фактора влияния на химическую реакцию: (приложение№1). Ученикам необходимо определить наиболее и наименее вероятные, на их взгляд, сценарии, выбирая один вариант из каждого ряда и соединяя их вместе. В ходе выполнения на магнитной доске фиксируются плакаты с важными факторами влияния на скорость химических реакций: (приложение№2). | мышления, выбора принятия решений. |
4 этап Исследовательский | 10 минут | Формирование и совершенствование исследовательских компетентностей | 4. Исследовательские задания по выявлению фактора, влияющего на скорость реакции | Исследовательский метод предполагает самостоятельное прохождение учеником всех этапов исследования: выдвижение гипотезы, подтверждение, отработку всех этапов эксперимента и его проведение, анализ результатов. | Перед выполнением работы проводим инструктаж по правилам техники безопасности: (приложение№3). 5 группы учащихся получают исследовательские задания (приложение №4). Учащиеся формулируют общую гипотезу и приступают к эксперименту. В ходе эксперимента гипотеза подтверждается. | креативного подхода; совместной работы анализа проблем коммуникативные и исследовательские компетенции |
5 этап Контролирующий | 8 минут | Формирование и совершенствование умений делать выводы; реализации контрольно-оценочной функции | 5. Формирование кластера, защита ответа | Отчёт формируется на кластере формата А-3 и демонстрируется при защите. | Заполнение приложения№4 | |
6 этап Подведение итогов урока, самооценивание | 4 минуты | Ориентация на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода | 6. Заполнение листа самоконтроля «Мастер» | Самооценка является важнейшим психологическим фактором успешной учебной деятельности и влияет на формирование личности Результаты должны продемонстрировать сами дети в созданных для них условиях. | Заполнение приложения№5 | самоопределения самооценки |
Приложение№1
Правильное решение должно оказаться не только изящным, но и простым. (Ф. Уотсон)
КРЕАТИВНАЯ МАТРИЦА «Химические реакции в природе»
Реакция, её сущность | старение | превращение гусеницы в бабочку | горение | распускание цветка |
Факторы влияния | температура | катализатор | концентрация | природа реагирующих веществ | площадь поверхностного соприкосновения |
Причины влияния фактора на скорость реакции | И.П. Павлов назвал ферменты носителями жизни. В организме человека около 30тыс.ферментов, каждый из которых ускоряет реакцию. Клетки живых организмов чётко соблюдают заданную им природой «инструкцию»: под действием ферментов происходит распад белков, жиров, углеводов, поступивших в организм с пищей и синтез новых молекул. Ферменты также «осушают» клетки. | При повышении площади соприкосновения реагирующих веществ (степень измельчения) увеличивается энергия активации, т.е. число активных соударений, поэтому скорость реакции возрастает. | Тепловой режим — важнейшее условие существования живых организмов, так как все физиологические процессы в них возможны при определенных условиях. Главным источником тепла является солнечное излучение. Фотосинтез активен при положительных температурах. | Кислород – газ, поддерживающий горение. Углекислый газ не поддерживает горение. | При повышении концентрации реагирующих веществ увеличивается число активных соударений, поэтому скорость реакции прямо пропорциональна концентрации реагирующих веществ. |
Другие причины | | | | | |
Приложение№2
Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность (Б. Шоу)
Правила техники безопасности
Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус. Твёрдые вещества берите специальной ложкой для сухих реактивов.
При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ.
Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами. Если случайно кислота попадёт на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.
Остатки веществ не высыпайте и не вливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.
Проводите опыты только над столом и, закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
Инструкция группе 1.
Исследование влияния природы реагирующих веществ
на скорость химической реакции.
Цель: сравнить скорость протекания химической реакции взаимодействия раствора соляной кислоты с различными металлами.
Оборудование и реактивы: раствор соляной кислоты, Zn, Cu, пробирки.
Возьмите две пробирки и налейте в них по одному мл соляной кислоты, поместите в одну из них гранулу Zn, а в другую – кусочек медной проволоки. Наблюдения и выводы запишите в таблицу.
Предмет исследования | Объект исследования | Гипотеза эксперимента | Уравнение реакции | Вывод | Подтверждение или опровержение гипотезы в ходе эксперимента |
| | | | | |
Инструкция группе 2.
Влияние концентрации реагирующих веществ
на скорость химической реакции.
Цель: изучить зависимость скорости взаимодействия растворов соляной кислоты разной концентрации с Zn.
Оборудование и реактивы: раствор HCl, Zn.
В двух пробирках находятся растворы соляной кислоты с разной концентрацией:
В пробирке №1 – раствор соляной кислоты с концентрацией 10%
В пробирке №2 – раствор соляной кислоты с концентрацией 1%
В каждую пробирку поместите одинаковые гранулы Zn. Наблюдения и выводы занесите в таблицу.
Предмет исследования | Объект исследования | Гипотеза эксперимента | Уравнение реакции | Вывод | Подтверждение или опровержение гипотезы в ходе эксперимента |
| | | | | |
Инструкция группе 3.
Влияние поверхности соприкосновения реагирующих веществ
на скорость химической реакции.
Цель: сравнить скорость взаимодействия раствора соляной кислоты с порошком карбоната натрия и раствором соли
Оборудование и реактивы: раствор HCl, раствор и порошок карбоната натрия, 2 пробирки.
В одну пробирку поместите мерную ложку карбоната натрия, а в другую – раствор этой же соли, добавьте раствор HCl. Наблюдения и выводы занесите в таблицу.
Предмет исследования | Объект исследования | Гипотеза эксперимента | Уравнение реакции | Вывод | Подтверждение или опровержение гипотезы в ходе эксперимента |
| | | | | |
Инструкция группе 4.
Влияние катализатора
на скорость химической реакции.
Цель: рассмотреть влияние катализатора MnO2 на скорость разложения перекиси водорода.
Оборудование и реактивы: раствор H2O2, MnO2, пробирки,
В пробирку налейте раствор H2O2. Наблюдается ли разложение перекиси водорода и выделение газа? Добавьте в пробирку немного порошка MnO2. Какой газ выделяется? Сравните скорость разложения H2O2 при разных условиях.
Предмет исследования | Объект исследования | Гипотеза эксперимента | Уравнение реакции | Вывод | Подтверждение или опровержение гипотезы в ходе эксперимента |
| | | | | |
Инструкция группе 5.
Влияние температуры
на скорость химической реакции.
Цель: рассмотреть влияние температуры на скорость растворения цинка в соляной кислоте.
Оборудование и реактивы: раствор соляной кислоты, цинк, пробирки, держатель для пробирки, спиртовка
В 2 пробирки поместите по грануле цинка, в каждую прилейте раствор кислоты. Одну из пробирок закрепите в держателе. Зажгите спиртовку. Осторожно нагрейте одну из пробирок. Не допускайте кипячения и выплеска содержимого из пробирки!!! Сравните скорость выделения газа при разных условиях.
Предмет исследования | Объект исследования | Гипотеза эксперимента | Уравнение реакции | Вывод | Подтверждение или опровержение гипотезы в ходе эксперимента |
| | | | | |
Приложение№5
Карта самооценивания «МАСТЕР»
Самая трудная вещь – это требование к себе. А С. Макаренко
Ф.И. учащегося______________________________________________________
| Мысль (1 балл) | Активность (0,5 балла) | Ситуация успеха (1 балл) | Творчество (1 балл) | Единство (0,5 баллов) | Результат (1 балл) |
1.Википедия | | | | | | |
2 Креативная матрица «Реакции в природе» | | | | | | |
Исследование: | | | | | | |
3.Проведение эксперимента | | | | | | |
4.Формирование кластера 5. Защита ответа | | | | | | |
Итоговый балл | |
Мысль
Подал идею, которая привела к верному решению (Ни один ветер не будет попутным, если не знаешь, куда плыть)
Активность
Ситуация успеха
Творчество
Единство
Результат
Рефлексия
Уважаемые ребята! Перед Вами незаконченные предложения. Проведите рефлексию и закончите предложения:
Сегодня на уроке: