СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Скорость реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний создает условия для конструирования и синтеза знаний с целью формирования и совершенствования функциональной грамотности учащихся через творческую самостоятельную и исследовательскую работу.

Просмотр содержимого документа
«Скорость реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.»

КГУ «Гимназия №1 города Темиртау»



















Урок открытия новых знаний

Скорость реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Автор: учитель химии КГУ «Гимназия№1г. Темиртау»

Кулик И.Ю. (высшая категория, стаж 31 год)





Урок открытия новых знаний создаёт условия для конструирования и синтеза знаний

с целью формирования и совершенствования функциональной грамотности учащихся

через творческую самостоятельную и исследовательскую работу.

























2016год



Тема урока: Скорость реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций

Класс:10 класс

Дата проведения урока: 25.11.2016г.

Временной объём урока: 45 минут

Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами исследования.

Основные понятия: факторы, влияющие на скорость реакции, скорость химической реакции, катализаторы, ферменты, ингибиторы.

Оборудование и реактивы: растворы CuSO4, NaOH, HCl, H2O2, Zn, Cu, MnO2, железный гвоздь, пробирки, инструкции по выполнению лабораторных работ.

Приоритетные интегративные связи:

  1. содержательно-информационные с курсами физики, биологии, на уровне фактов, межпредметных понятий, методологических знаний;

  2. специально-предметные – информатика: причинно-следственные; математика: логические; политехнические.

Цель урока: Формирование у учащихся научных представлений о химической картине мира через факторы влияния. Развитие функциональной грамотности учащихся на основе изучения химических процессов.

Приоритетная задача урока: создание условий для открытия и конструирования знаний с целью развития функциональной грамотности учащихся

Структура урока

Этап урока

% времени

Методическая цель

Используемая методика

Сущность метода

Алгоритм реализации метода

Формируемые навыки

1 этап

Мотивацион

ный

4 минуты

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы

Через видеосюжет и повествование

Эмоциональное воздействие, побуждение мотивов к изучению нового материала

видеосюжет

 управление информацией

2 этап

Формирующий

6 минут

Формирование и совершенствование функциональной грамотности через практико-ориентированный подход

1.Задание «Википедия»

  • Формирование предпосылок для открытия новых знаний по теме урока

  • Постановка предложений, требующих активной мыслительной деятельности учащихся, создание нестандартных ситуаций, обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить.

Уч-ся восстанавливают поврежденный контент «Википедии» по ключевым словам:

  • Химическая реакция

  • Реагенты

  • Продукты реакции

  • Гомогенная реакция

  • Гетерогенная реакция

  • Скорость в физике

  • развитие речи, памяти, информационных компетенций

3 этап

Конструирования и синтеза новых знаний

13 минут

Осуществить через полученную информацию открытие новых знаний

2. Задание «Вывод расчетной формулы для скорости реакции»

  • вывод расчетной формулы для скорости реакции;

  • создание условий для открытия и конструирования знаний

    1. Демонстрация гомогенной реакции (взаимодействие раствора щелочи с раствором сульфата меди (II); гетерогенной реакций (металлический гвоздь+ раствор сульфата меди (II)

    2. Вывод формулы для расчета скорости в разных реакциях

  • анализа

  • сравнения

  • синтеза




3. «Креативная матрица»

Метод побуждает учеников мыслить креативно о происходящих явлениях, что стимулирует навыки мышления, принятия решений, позволяет ученикам взглянуть на вопросы с различных аспектов. Ученики работают индивидуально или в малых группах, изучая различные варианты и идеи участников класса, конструктивно и креативно разрабатывая на их основе свои варианты.

После выполнения творческого задания ученикам предоставляется матрица с различными вариантами сценариев для выбора главного фактора влияния на химическую реакцию: (приложение№1).

Ученикам необходимо определить наиболее и наименее вероятные, на их взгляд, сценарии, выбирая один вариант из каждого ряда и соединяя их вместе.

В ходе выполнения на магнитной доске фиксируются плакаты с важными факторами влияния на скорость химических реакций: (приложение№2).

мышления,

выбора

принятия решений.

4 этап

Исследовательский

10 минут

Формирование и совершенствование исследовательских компетентностей

4. Исследовательские задания по выявлению фактора, влияющего на скорость реакции

Исследовательский метод предполагает самостоятельное прохождение учеником всех этапов исследования: выдвижение гипотезы, подтверждение, отработку всех этапов эксперимента и его проведение, анализ результатов.


Перед выполнением работы проводим инструктаж по правилам техники безопасности: (приложение№3).

5 группы учащихся получают исследовательские задания (приложение №4).

Учащиеся формулируют общую гипотезу и приступают к эксперименту. В ходе эксперимента гипотеза подтверждается.


креативного подхода;

 совместной работы

 анализа проблем

 коммуникативные

и исследовательские компетенции


5 этап

Контролирующий

8 минут

Формирование и совершенствование умений делать выводы; реализации контрольно-оценочной функции

5. Формирование кластера, защита ответа

Отчёт формируется на кластере формата А-3 и демонстрируется при защите.

Заполнение приложения№4

  • умения делать выводы

  • поиск причинно-следственных связей

6 этап Подведение итогов урока, самооценивание

4 минуты

Ориентация на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода

6.

Заполнение листа самоконтроля «Мастер»

Самооценка является важнейшим психологическим фактором успешной учебной деятельности и влияет на формирование личности Результаты должны продемонстрировать сами дети в созданных для них условиях.

Заполнение приложения№5

  • самоопределения

  • самооценки

Приложение№1

Правильное решение должно оказаться не только изящным, но и простым. (Ф. Уотсон)



КРЕАТИВНАЯ МАТРИЦА «Химические реакции в природе»

Реакция, её сущность

старение

превращение гусеницы в бабочку

горение

распускание цветка

Факторы влияния

температура

катализатор

концентрация

природа реагирующих веществ

площадь поверхностного соприкосновения

Причины влияния фактора на скорость реакции

И.П. Павлов назвал ферменты носителями жизни. В организме человека около 30тыс.ферментов, каждый из которых ускоряет реакцию. Клетки живых организмов чётко соблюдают заданную им природой «инструкцию»: под действием ферментов происходит распад белков, жиров, углеводов, поступивших в организм с пищей и синтез новых молекул. Ферменты также «осушают» клетки.

При повышении площади соприкосновения реагирующих веществ (степень измельчения) увеличивается энергия активации, т.е. число активных соударений, поэтому скорость реакции возрастает.

Тепловой режим — важнейшее условие существования живых организмов, так как все физиологические процессы в них возможны при определенных условиях. Главным источником тепла является солнечное излучение. Фотосинтез активен при положительных температурах.

Кислород – газ, поддерживающий горение. Углекислый газ не поддерживает горение.

При повышении концентрации реагирующих веществ увеличивается число активных соударений, поэтому скорость реакции прямо пропорциональна концентрации реагирующих веществ.

Другие причины








Приложение№2

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность (Б. Шоу)

Правила техники безопасности

  1. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.

  2. Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус. Твёрдые вещества берите специальной ложкой для сухих реактивов.

  3. При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ.

  4. Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами. Если случайно кислота попадёт на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.

  5. Остатки веществ не высыпайте и не вливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.

  6. Проводите опыты только над столом и, закончив работу, приведите рабочее место в порядок.



Инструкция группе 1.



Исследование влияния природы реагирующих веществ

на скорость химической реакции.

Цель: сравнить скорость протекания химической реакции взаимодействия раствора соляной кислоты с различными металлами.

Оборудование и реактивы: раствор соляной кислоты, Zn, Cu, пробирки.

Возьмите две пробирки и налейте в них по одному мл соляной кислоты, поместите в одну из них гранулу Zn, а в другую – кусочек медной проволоки. Наблюдения и выводы запишите в таблицу.

Предмет

исследования

Объект исследования

Гипотеза

эксперимента

Уравнение реакции

Вывод

Подтверждение или опровержение гипотезы в ходе эксперимента









Инструкция группе 2.



Влияние концентрации реагирующих веществ

на скорость химической реакции.

Цель: изучить зависимость скорости взаимодействия растворов соляной кислоты разной концентрации с Zn.

Оборудование и реактивы: раствор HCl, Zn.

В двух пробирках находятся растворы соляной кислоты с разной концентрацией:

В пробирке №1 – раствор соляной кислоты с концентрацией 10%

В пробирке №2 – раствор соляной кислоты с концентрацией 1%

В каждую пробирку поместите одинаковые гранулы Zn. Наблюдения и выводы занесите в таблицу.

Предмет

исследования

Объект исследования

Гипотеза

эксперимента

Уравнение реакции

Вывод

Подтверждение или опровержение гипотезы в ходе эксперимента









Инструкция группе 3.



Влияние поверхности соприкосновения реагирующих веществ

на скорость химической реакции.

Цель: сравнить скорость взаимодействия раствора соляной кислоты с порошком карбоната натрия и раствором соли

Оборудование и реактивы: раствор HCl, раствор и порошок карбоната натрия, 2 пробирки.

В одну пробирку поместите мерную ложку карбоната натрия, а в другую – раствор этой же соли, добавьте раствор HCl. Наблюдения и выводы занесите в таблицу.

Предмет

исследования

Объект исследования

Гипотеза

эксперимента

Уравнение реакции

Вывод

Подтверждение или опровержение гипотезы в ходе эксперимента









Инструкция группе 4.



Влияние катализатора

на скорость химической реакции.

Цель: рассмотреть влияние катализатора MnO2 на скорость разложения перекиси водорода.

Оборудование и реактивы: раствор H2O2, MnO2, пробирки,

В пробирку налейте раствор H2O2. Наблюдается ли разложение перекиси водорода и выделение газа? Добавьте в пробирку немного порошка MnO2. Какой газ выделяется? Сравните скорость разложения H2O2 при разных условиях.

Предмет

исследования

Объект исследования

Гипотеза

эксперимента

Уравнение реакции

Вывод

Подтверждение или опровержение гипотезы в ходе эксперимента









Инструкция группе 5.



Влияние температуры

на скорость химической реакции.

Цель: рассмотреть влияние температуры на скорость растворения цинка в соляной кислоте.

Оборудование и реактивы: раствор соляной кислоты, цинк, пробирки, держатель для пробирки, спиртовка

В 2 пробирки поместите по грануле цинка, в каждую прилейте раствор кислоты. Одну из пробирок закрепите в держателе. Зажгите спиртовку. Осторожно нагрейте одну из пробирок. Не допускайте кипячения и выплеска содержимого из пробирки!!! Сравните скорость выделения газа при разных условиях.

Предмет

исследования

Объект исследования

Гипотеза

эксперимента

Уравнение реакции

Вывод

Подтверждение или опровержение гипотезы в ходе эксперимента















Приложение№5

Карта самооценивания «МАСТЕР»

Самая трудная вещь – это требование к себе. А С. Макаренко

Ф.И. учащегося______________________________________________________




Мысль

(1 балл)

Активность

(0,5 балла)

Ситуация успеха

(1 балл)

Творчество

(1 балл)

Единство

(0,5 баллов)

Результат

(1 балл)

1.Википедия







2 Креативная матрица «Реакции в природе»







Исследование:







3.Проведение эксперимента







4.Формирование кластера

5. Защита ответа







Итоговый балл


Мысль

  • Подал идею, которая привела к верному решению (Ни один ветер не будет попутным, если не знаешь, куда плыть)

Активность

  • Был активным при выполнении задания, дополнял ответы товарищей

Ситуация успеха

  • Создал ситуацию успеха в группе

Творчество

  • Творческий подход к выполнению задания

Единство

  • Удалось сплотить или убедить коллектив группы в принятии решения (Только в единстве можно достичь целей)

Результат

  • Защита исследовательской задачи; формирование выводов



Рефлексия



Уважаемые ребята! Перед Вами незаконченные предложения. Проведите рефлексию и закончите предложения:

Сегодня на уроке:

  • Для меня было открытием то, что…

  • Вызвало затруднения….

  • Больше всего мне понравилось…

  • Пожелания учителю………




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!