Скульптура как направление эстетики
Выполнила студент ПОз-12 Иванова Анастасия Михайловна
Молчаливая муза
Неправда ли - примерам нет конца
Тому как образ, в камне воплощенный,
Пленяет взгляд потомка восхищенный
И замыслом и почерком резца?
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело
Эстетика — это наука о чувственном познании мира, наука о прекрасном, о красоте в природе, обществе и искусстве. Именно вечное стремление человека к красоте породило эту науку .
Мыслитель
Роден, «Граждане Кале». Музей Родена в Филадельфии
Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание. Огюст Роден (французский скульптор 1840, Париж, — 1917, Мёд
Главная категория эстетики — красота. Она правит миром. Как заметил Ч. Дарвин, утрата красоты «равносильна утрате счастья».
Скульптура (от лат. skulpo – вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются их твердых или пластичных материалов
Виды скульптуры
По рельефным признакам различают «круглую» скульптуру и рельеф. «Круглую» скульптуру можно осматривать ее всех сторон. К этому виду относятся статуи и статуэтки, скульптурные группы, бюсты и торсы.
В рельефе же изображение расположено на плоскости.
По назначению скульптуры делятся на монументальные, монументально-декоративные, станковые и скульптуры малых форм. Любой вид скульптуры может быть выполнен из натурального камня.
Круглая
Рельеф
Рельеф
- В рельефе изображение создается объемной формой, частично выступающей над плоскостью. В рельефе можно изобразить большую группу людей и даже пейзаж.
Рельеф
Так как рельефы всегда связаны с плоскостью, их широко используют для художественного оформления стен зданий и для постаментов памятников.
Разновидности скульптуры
- мелкая пластика (древние глиптики – резьба на полудрагоценных минералах; резьба по кости; фигурки из разных материалов, амулеты и талисманы; медали и т.д.);
- скульптура малых форм (статуэтки до полуметра жанровой тематики, предназначенные для интерьеров и рассчитанные на камерность восприятия);
- станковая скульптура (статуя, предназначенная для кругового обозрения, близкая к натуре реальных размеров человеческого тела, автономна и не требующая связи с конкретным интерьером);
- монументально-декоративная скульптура (рельефы, фризы на стенах, статуи на фронтонах, атланты и кариатиды, произведения, предназначенные для парков и скверов, декорации фонтанов и т.д.);
- монументальная (надгробия, монументы, памятники).
Монументальная скульптура
Монументальная скульптура (памятники, статуи, рельефы) запечатлевает исторические события и образы исторических деятелей.
Традиционный тип памятника — это одна фигура или групповая композиция, установленные на постаменте.
Декоративная скульптура
- Декоративная скульптура является частью архитектурного ансамбля и предназначается для художественного оформления зданий, парков, стадионов, городских улиц, площадей. Это статуи и рельефы, тесно связанные с архитектурой, но не лишенные и самостоятельного значения.
Жанры скульптуры:
Самый популярный жанр в скульптуре – портрет. Развитие портретного жанра в скульптуре идет практически параллельно с представлениями о роли личности в истории. Портрет стал разделяться по назначению: парадный и камерный .
Портрет Т. Г. Шевченко
Сократ
А.С. Пушкин
Анималистический жанр развивается в скульптуре еще раньше, чем портрет. Но настоящее развитие он получает с крушением антропоцентрических представлений о мире и осознании человеком единой материальности мира.
Чижик-Пыжик. Резо Габриадзе
Выразительные средства скульптуры.
Основными эстетическими средствами скульптуры выступают объем, силуэт, пропорции, светотень, т.е. построение объемной формы, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, иногда цвет.
Главное средство выражения в скульптуре – ее объем. Она смотрится со всех сторон: возможен круговой осмотр или восприятие с нескольких точек зрения. Главный предмет изображения в скульптуре – человек. Но скульптура не обращена к обыденной, случайной, будничной жизни .
Объем
Светотень в скульптуре
Средства изобразительности и выразительности скульптуры – свет и тень. Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и бросая тени, создают пространственную игру форм, эстетически воздействующую на зрителей. Бронзовая скульптура допускает резкое разделение света и тени, проницаемый же для световых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру. Так, нежный розоватый, чуть-чуть просвечивающий мрамор статуи Венеры Милосской поразительно искусно передает нежность и упругость тела женщины.
Материалы для изготовления моделей скульптур:
- Пластилин, гипс, пластик, дерево.
Воск, парафин, стеарин; технический желатин, столярный клей
Полистирол (пенопласт) - ячеистый пластик
Техника исполнения скульптуры
Лепка - создание формы из мягкого материала (глины, пластилина) путем постепенного его добавления.
Ваяние - создание нужной формы путем отделения, отсекания лишних масс от каменной глыбы или дерева.
Метод отливки используется для создания скульптур из металла — бронзы, чугуна, алюминия.
Заключение
Скульптура как вид искусства имеет большую художественную и историческую ценность в эстетическом воспитании. В распоряжении ваятеля лишь один момент действия, но несущий на себе печать всего предшествующего и последующего. Пластическая выразительность скульптуры передает красоту движения и тела и способна оказывать сильное эмоциональное влияние на человека.