СКУЛЬПТУРА-ВИД изобразительного искусства
Презентация для учащихся школ искусств программы ФГТ
Подготовила преподаватель МБУДО Новоспасская ДШИ Ульяновской области
Бадигина Т.Г.
Художники в разных областях изобразительного творчества работают различными материалами и техниками. Совершенно по-особому создавая художественные образы окружающего мира.
Живописцы используют для этого все богатство красок и оттенков, графики –игру теней и строгую графичность линий, скульпторы творят трехмерные осязаемые образы.
- Скульптор — это специалист, который создает объемные художественные произведения из дерева, металла, гипса и т.д. Основные способы: резьба, высекание, лепка, литье.
- Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.
Скульптура как вид искусства обладает весьма специфическими особенностями. Главная из них – это то, что скульптурное изображение трехмерно, объемно. Объектом для изображения в скульптуре является, как правило, человек, либо животное. Анималистическая скульптура изображает животного, причем главное здесь - это тонко подмеченные скульптором движения, пластика, грация.
Скульптура имеет две основные разновидности. Она бывает круговой или рельефной.
- Круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон,
- Рельеф (изображение располагается на плоскости — барельеф и горельеф)
- Горельеф ( фр. haut-relief — высокий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма.
- Барельеф ( фр. bas-relief — низкий рельеф) — вид скульптуры , в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
- Койланаглиф (или en creux (анкрё)) — вид углублённого рельефа, то есть вырезанный на плоскости контур. В основном, применялся в архитектуре Древнего Египта
В скульптуре есть монументальное , станковое направления, мелкая пластика . Монументальными скульптурами в виде памятников и монументов украшают улицы, ими обозначают важные места. Станковые используют для декорации помещений изнутри. Мелкая пластика предназначена для украшения быта человека .
- Монументальная скульптура (памятники, монументы ) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами;
- Монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура).
- Станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание
- МЕ́ЛКАЯ ПЛА́СТИКА (нем. Kleinplastik) — термин, впервые примененный в 1920-х гг. в Германии в каталогах Берлинского музея для обозначения малых форм скульптуры Древнего Египта. Позднее этим термином чаще называли мелкие фигурки из фарфора. Ещё позднее мелкие фигурки из различных материалов. (бронза, медь, латунь, пластик и т. п. )
- Микеланджело Буонарроти – признанный гений эпохи Возрождения, который принес неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры
Статуи Микеланджело хранят свою каменную природу. Они всегда отличаются монолитностью объема: Микеланджело говорил, что хороша та скульптура, которую можно скатить с горы и у нее не отколется ни одна часть. Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами. Их движения сильны, страстны и вместе с тем как бы скованны
«Умирающий раб»
В скульптуре в ряде случаев Микеланджело использовал бронзу и дерево, но подавляющее число его работ исполнено в мраморе. Расположенный в глубокой горной котловине, город Карарра уже в древности славился мрамором. Там, питаясь почти одним хлебом, Микеланджело пробыл более восьми месяцев, чтобы наломать как можно больше белого караррского мрамора и доставить его в Рим.
«Пьета»
В 1498 году скульптор создал статую «Вакх» и композицию «Пьета», которые приносят ему мировую известность. Скульптуру, где юная Мария держит на руках мертвого Иисуса, разместили в церкови Святого Питера. Через несколько дней Микеланджело услышал разговор одного из паломников, который заявлял, что композиция «Пьета» создана Christoforo Solari. Этой же ночью юный мастер, охваченный гневом, пробрался в церковь и высек надпись на нагрудной ленте Марии. Гравировка гласила: «MICHEL ANGELUS BONAROTUS FLORENT FACIBAT – это сделал Микеланджело Буонароти, Флоренция».
Чуть позже он раскаялся в своем приступе гордыни и решил больше не подписывать свои работы.
https://24smi.org
Уже в ранних произведениях виден необычайно яркий талант Микеланджело-скульптора, умеющего чувствовать материал, ведь мрамор по-гречески означает «сияющий камень». Он считает, что немыслимо разрабатывать композицию скульптуры, не зная того мрамора, который составит ее плоть. Порой у него уходило несколько месяцев на то, чтобы разыскать нужную глыбу, такую, каждый кристалл которой сиял и лучился. Микеланджело лил на нее воду, чтобы обнаружить малейшие трещины, колотил по краям молотком и слушал, как она звучит, выискивал любой порок, любое пятнышко или полость. Он считал, что только с восходом солнца, когда камень весь пронизан светом, его можно увидеть насквозь, проникая взглядом в самую толщу, в нем не должно быть изъянов: ни трещин, ни полостей, ни затемнений; вся поверхность глыбы должна сиять как бриллиант. И только постигнув природу камня, узнав каждый слой, мог приступать к высвобождению из него тех форм, которые он замыслил. http://www.mikelangelo.ru
В 26 лет он взялся за невероятно трудную работу – высечение статуи из 5-метровой глыбы испорченного мрамора. Один из его современников, не создав ничего интересного, просто бросил камень. Больше никто из мастеров не был готов облагородить искалеченный мрамор. Только Микеланджело не побоялся трудностей и спустя три года явил миру величественную статую Давида. Этот шедевр обладает невероятной гармонией форм, наполнен энергией и внутренней силой. Скульптор сумел вдохнуть жизнь в холодный кусок мрамора .