СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Скульптура и архитектура России 18 века". Презентация к уроку истории.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку истории, 8 класс, по АООП, вариант 9,1

Просмотр содержимого документа
«"Скульптура и архитектура России 18 века". Презентация к уроку истории.»

3/17/19 Скульптура и архитектура России 18 века.

3/17/19

Скульптура и архитектура России 18 века.

Подумай, что относится к произведениям скульптуры? статуэтка статуя бюст рельеф Скульптура - искусство создания объёмных изображений.

Подумай, что относится к произведениям скульптуры?

статуэтка

статуя

бюст

рельеф

Скульптура - искусство создания объёмных изображений.

Скульптура 18 век – время появления в России огромного интереса к скульптуре. При Петре I в Летнем саду Петербурга были установлены мраморные древнегреческие статуи. Первыми скульпторами, создавшими выдающиеся произведения в России 18 века были иностранцы. Например, Бартоломео Карло Растрелли, приехавший в Россию по приглашению Петра I и создавший его скульптурный портрет. Позже появились талантливые русские скульпторы, создавшие прекрасные произведения искусства. Б.К. Растрелли Бюст Петра I

Скульптура

18 век – время появления в России огромного интереса к скульптуре. При

Петре I в Летнем саду Петербурга были установлены мраморные древнегреческие статуи. Первыми скульпторами, создавшими выдающиеся произведения в России 18 века были иностранцы. Например, Бартоломео Карло Растрелли, приехавший в Россию по приглашению Петра I и создавший его скульптурный портрет. Позже появились талантливые русские скульпторы, создавшие прекрасные произведения искусства.

Б.К. Растрелли

Бюст Петра I

Федот Иванович Шубин  Родился в семье крестьянина – помора недалеко  от Холмогор. В детстве с отцом и братьями ходил на рыбный промысел, занимался резьбой из кости и перламутра. С помощью  М.В. Ломоносова Шубин переехал в Петербург, поступил в Академию художеств и окончил её с большой Золотой медалью, учился также в Париже и Риме, получил звание академика. Шубин работал в основном с мрамором, очень редко обращался к бронзе.  Его работы относят к стилю классицизма, большинство исполнены в форме бюстов.

Федот Иванович Шубин

Родился в семье крестьянина – помора недалеко

от Холмогор. В детстве с отцом и братьями

ходил на рыбный промысел, занимался

резьбой из кости и перламутра. С помощью

М.В. Ломоносова Шубин переехал в

Петербург, поступил в Академию

художеств и окончил её с большой

Золотой медалью, учился также в

Париже и Риме, получил звание

академика. Шубин работал в основном с

мрамором, очень редко обращался к бронзе.

Его работы относят к стилю классицизма, большинство исполнены в форме бюстов.

Екатерина II Павел I Ломоносов М.В. Голицын А.М. Бюст А.М. Голицына, созданный Шубиным, очень понравился Екатерине II. Скульптор получил и выполнил много заказов на портреты знати, русских князей и царей, декоративное убранство дворцов и соборов. Он всегда стремился изображать людей в максимальном соответствии с действительностью, передавать в портрете индивидуальные черты и характер.

Екатерина II

Павел I

Ломоносов М.В.

Голицын А.М.

Бюст А.М. Голицына, созданный Шубиным, очень понравился Екатерине II. Скульптор получил и выполнил много заказов на портреты знати, русских князей и царей, декоративное убранство дворцов и соборов. Он всегда стремился изображать людей в максимальном соответствии с действительностью, передавать в портрете индивидуальные черты и характер.

Екатерина II – законодательница Статуя

Екатерина II – законодательница

Статуя "Екатерина II - законодательница" создавалась для праздника, устроенного Г.А. Потемкиным в честь императрицы в Таврическом дворце. Беломраморная статуя была установлена в специальной беседке в Зимнем саду на порфировом пьедестале, в окружении зелени и мерцающих свечей. Торжественность и величие императрице придают лавровый венок на голове, орденская цепь на груди, царский скипетр и горностаевая мантия.

За эту работу в 1794 году скульптор был удостоен звания профессора.

Михаил Иванович Козловский  Родился в семье флотского трубача.  Учился в Санкт-Петербургской Академии художеств, в Риме и в Париже. Получил звание академика и профессора. Создавал статуи и барельефы в стиле классицизма. Бдение Александра Македонского Памятник Суворову

Михаил Иванович Козловский

Родился в семье флотского трубача. Учился в Санкт-Петербургской Академии художеств, в Риме и в Париже. Получил звание академика и профессора. Создавал статуи и барельефы в стиле классицизма.

Бдение Александра Македонского

Памятник Суворову

Одна из самых известных работ Козловского – скульптура «Самсон, раздирающий пасть льва» в центре главного фонтана дворцово-паркового ансамбля «Петергоф», символ победы России над Швецией.

Одна из самых известных работ Козловского – скульптура «Самсон, раздирающий пасть льва» в центре главного фонтана дворцово-паркового ансамбля «Петергоф», символ победы России над Швецией.

Этьен Морис Фальконе  Сын простого столяра. Первые навыки в скульптуре получил в мастерской своего дяди, мастера-мраморщика. Екатерина II поручила ему создание конного памятника Петру I.

Этьен Морис Фальконе

Сын простого столяра. Первые навыки в скульптуре получил в мастерской своего дяди, мастера-мраморщика. Екатерина II поручила ему создание конного памятника Петру I.

Фальконе отказался от обычного образа императора-победителя, римского цезаря, в окружении символических фигур. Скульптор сосредоточил внимание на изображении личности великого человека, созидателя-законодателя. Император изображён в простой одежде, вместо богатого седла – медвежья шкура.

Фальконе отказался

от обычного образа императора-победителя, римского цезаря, в окружении символических фигур. Скульптор сосредоточил внимание на изображении личности великого человека, созидателя-законодателя. Император изображён в простой одежде, вместо богатого седла – медвежья шкура.

Голова бронзового императора была отлита по проекту ученицы Фальконе Мари-Анны Колло. Змея под копытами коня, по замыслу Фальконе играющая роль дополнительной опоры и символизирующая «побеждённую зависть», выполнена русским скульптором Федором Гордеевым.  Отливка статуи осуществлялась под руководством русского литейщика Емельяна Хайлова.

Голова бронзового императора была отлита по проекту ученицы Фальконе Мари-Анны Колло. Змея под копытами коня, по замыслу Фальконе играющая роль дополнительной опоры и символизирующая «побеждённую зависть», выполнена русским скульптором Федором Гордеевым. Отливка статуи осуществлялась под руководством русского литейщика Емельяна Хайлова.

Постаментом для памятника стал огромный «гром-камень», найденный в окрестностях Петербурга и усилиями множества людей доставленный в центр города. Его доставка длилась с ноября по март, по замёрзшей земле и на специальном корабле через Финский залив. После обработки камень стал значительно меньше. Надпись на постаменте гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782»

Постаментом для памятника стал огромный «гром-камень», найденный в окрестностях Петербурга и усилиями множества людей доставленный в центр города. Его доставка длилась с ноября по март, по замёрзшей земле и на специальном корабле через Финский залив. После обработки камень стал значительно меньше. Надпись на постаменте гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782»

Вид искусства Автор Скульптура Произведение Ф. Шубин «Екатерина II – законодательница» Э. Фальконе Памятник Петру I «Медный всадник»

Вид искусства

Автор

Скульптура

Произведение

Ф. Шубин

«Екатерина II – законодательница»

Э. Фальконе

Памятник Петру I «Медный всадник»

Подумай, что относится к произведениям архитектуры? Архитектура – искусство строительства.

Подумай, что относится к произведениям архитектуры?

Архитектура – искусство строительства.

Архитектура 18 век – период расцвета архитектуры в России. По заказу правителей строились прекрасные дворцы. Знать соревновалась в роскоши своих домов и усадеб. В середине 18 века в русской архитектуре преобладал стиль барокко. Его отличительные черты: Пышность, величавость убранства Стены окрашены в жёлтый, голубой, зелёный, красный цвет Много колонн Много лепных и скульптурных украшений Много зеркал, бронзы и позолоты Группы зданий или корпусов часто образуют замкнутый архитектурный ансамбль

Архитектура

18 век – период расцвета архитектуры в России. По заказу правителей строились прекрасные дворцы. Знать соревновалась в роскоши своих домов и усадеб. В середине 18 века в русской архитектуре преобладал стиль барокко. Его отличительные черты:

  • Пышность, величавость убранства
  • Стены окрашены в жёлтый, голубой, зелёный, красный цвет
  • Много колонн
  • Много лепных и скульптурных украшений
  • Много зеркал, бронзы и позолоты
  • Группы зданий или корпусов часто образуют замкнутый архитектурный ансамбль
Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли Сын известного итальянского скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли, приехавшего в Россию по приглашению Петра I, когда Франческо было 15 лет. Став главным придворным архитектором при Елизавете I, он спроектировал самые грандиозные дворцы русских императоров.  В своих проектах Растрелли успешно сочетал элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями .

Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли

Сын известного итальянского скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли, приехавшего в Россию по приглашению Петра I, когда Франческо было 15 лет.

Став главным придворным архитектором при Елизавете I, он спроектировал самые грандиозные дворцы русских императоров. В своих проектах Растрелли успешно сочетал элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями .

Зимний дворец (1754—1762г.) Строительство главной резиденции русских императоров в Петербурге началось по заказу Елизаветы I. Пышное убранство, торжественность и великолепие дворца должны были соответствовать его парадному назначению.

Зимний дворец (1754—1762г.)

Строительство главной резиденции русских императоров в Петербурге началось по заказу Елизаветы I. Пышное убранство, торжественность и великолепие дворца должны были соответствовать его парадному назначению.

3-этажное здание дворца имеет 1084 комнаты, длина по фасаду со стороны Невы - 210 метров. По образцу дворцов Западной Европы Зимний дворец имеет форму замкнутого прямоугольника с внутренним двором.

3-этажное здание дворца имеет 1084 комнаты, длина по фасаду со стороны Невы - 210 метров. По образцу дворцов Западной Европы Зимний дворец имеет форму замкнутого прямоугольника с внутренним двором.

Для оформления фасада дворца Растрелли использовал одиночные и сдвоенные полуколонны с пышными капителями. Великолепие силуэту  дворца придают скульптуры и вазы, установленные над  карнизом по всему периметру здания.

Для оформления фасада дворца Растрелли

использовал одиночные и сдвоенные

полуколонны с пышными капителями. Великолепие силуэту

дворца придают скульптуры и вазы, установленные над

карнизом по всему периметру здания.

Растрелли разработал проекты самого разнообразного обрамления оконных и дверных проёмов дворца.

Растрелли разработал проекты самого разнообразного обрамления оконных и дверных проёмов дворца.

Одно из главных украшений  дворца – Иорданская (Посольская) лестница с беломраморной балюстрадой, алебастровыми статуями, колоннами из серого гранита, богатым лепным декором и позолотой. Современное убранство лестницы создано по проекту архитектора В.П. Стасова после пожара 1837г.

Одно из главных

украшений

дворца –

Иорданская

(Посольская)

лестница с беломраморной балюстрадой, алебастровыми статуями, колоннами из серого гранита, богатым лепным декором и позолотой. Современное убранство лестницы создано по проекту

архитектора В.П. Стасова после пожара 1837г.

Большой Екатерининский дворец в Царском селе (1752-1756г.) Строительство летней резиденции Екатерины I началось в 1717г. В 1752г. ЕлизаветаI поручила Б. Ф. Растрелли перестроить дворец.

Большой Екатерининский дворец

в Царском селе (1752-1756г.)

Строительство летней резиденции Екатерины I началось в 1717г.

В 1752г. ЕлизаветаI поручила Б. Ф. Растрелли перестроить дворец.

Украшением фасада Екатерининского дворца служат полуколонны с пышными капителями, обилие лепнины и декоративной скульптуры, окна разнообразной формы, узорные кованные решётки.

Украшением фасада Екатерининского дворца служат полуколонны с пышными капителями, обилие лепнины и декоративной скульптуры, окна разнообразной формы, узорные кованные решётки.

Перед величественным фасадом был разбит не менее величественный «правильный» парк, с фигурными дорожками и подстриженными деревьями. Часть статуй в парке была позолочена.

Перед величественным фасадом был разбит не менее величественный «правильный» парк, с фигурными дорожками и подстриженными деревьями. Часть статуй в парке была позолочена.

Бальный зал Чередование больших окон с зеркалами зрительно расширяет границы зала, роспись потолка раскрывает пространство в высоту. Свет множества свечей играет на позолоченной резьбе, выполненной по эскизам Растрелли.

Бальный зал

Чередование больших окон с зеркалами зрительно расширяет границы зала, роспись потолка раскрывает пространство в высоту. Свет множества свечей играет на позолоченной резьбе, выполненной по эскизам Растрелли.

Янтарный кабинет был изготовлен немецким мастером для короля Фридриха I, а затем подарен Петру I. Под руководством Растрелли янтарные панели, составлявшие кабинет, были дополнены золочёной деревянной резьбой, зеркалами и мозаичными картинами из агата и яшмы. Так появилась янтарная комната. Во время войны немцы захватили и разграбили Екатерининский дворец, Янтарную комнату вывезли в Кёнигсберг. Оттуда ящики с панелями Янтарной комнаты исчезли в конце войны и до сих пор не найдены. Работы по восстановлению комнаты проводились с 1981г. и были закончены в 2003г.

Янтарный кабинет был изготовлен немецким мастером для короля Фридриха I, а затем подарен Петру I. Под руководством Растрелли янтарные панели, составлявшие кабинет, были дополнены золочёной деревянной резьбой, зеркалами и мозаичными картинами из агата и яшмы. Так появилась янтарная комната.

Во время войны немцы захватили и разграбили Екатерининский дворец, Янтарную комнату вывезли в Кёнигсберг. Оттуда ящики с панелями Янтарной комнаты исчезли в конце войны и до сих пор не найдены. Работы по восстановлению комнаты проводились с 1981г. и были закончены в 2003г.

Василий Иванович Баженов  Сын дьячка одной из придворных кремлёвских церквей с раннего детства проявлял талант в рисовании всякого рода московских зданий. Благодаря этому был принят в архитектурную школу, а потом в петербургскую Академию художеств, и направлен учиться в Париж. Свои проекты Баженов создавал в стиле классицизма и русской готики. Творческая судьба Баженова не была удачна. Многие его проекты так и не были построены, некоторые снесены. Творений Баженова сохранилось мало.

Василий Иванович Баженов

Сын дьячка одной из придворных кремлёвских церквей с раннего детства проявлял талант в рисовании всякого рода московских зданий. Благодаря этому был принят в архитектурную школу, а потом в петербургскую Академию художеств, и направлен учиться в Париж.

Свои проекты Баженов создавал в стиле классицизма и русской готики. Творческая судьба Баженова не была удачна. Многие его проекты так и не были построены, некоторые снесены. Творений Баженова сохранилось мало.

Во второй половине 18 века стиль барокко с присущим ему обилием украшений (их называли взбитыми сливками) вышел из моды. На смену ему пришёл стиль - классицизм , характерными чертам которого являются: Строгая симметрия Простота Строгость Основательность и величие Отказ от большого количества украшений

Во второй половине 18 века стиль барокко с присущим ему

обилием украшений (их называли взбитыми сливками) вышел из моды. На смену ему пришёл стиль - классицизм , характерными чертам которого являются:

  • Строгая симметрия
  • Простота
  • Строгость
  • Основательность и величие
  • Отказ от большого количества украшений
Дом Пашкова  (1784 -1786 г.) образец классицизма, построен предположительно, по проекту архитектора В. И. Баженова по заказу капитан- поручика П.Е. Пашкова. Он стал достопримечательностью Москвы и на протяжении многих лет считался одним из самых красивых зданий города. Сейчас в нём находится Российская государственная библиотека.

Дом Пашкова

(1784 -1786 г.) образец классицизма, построен предположительно, по проекту архитектора В. И. Баженова по заказу капитан- поручика П.Е. Пашкова.

Он стал достопримечательностью Москвы и на протяжении многих лет считался одним из самых красивых зданий города. Сейчас в нём находится Российская государственная библиотека.

Ярко - белое здание стоит на холме возле Кремля. Центральный корпус, увенчанный бельведером (надстройкой в виде беседки) объединен одноэтажными галереями с боковыми флигелями.

Ярко - белое здание стоит на холме возле Кремля. Центральный корпус, увенчанный бельведером (надстройкой в виде беседки) объединен одноэтажными галереями с боковыми флигелями.

Украшением дома служат белоснежные колонны, скульптуры и каменные вазы, отделка стен разбивкой на полосы и квадраты.

Украшением дома служат белоснежные колонны, скульптуры и каменные вазы, отделка стен разбивкой на полосы и квадраты.

Царицыно (1776 – 1785)- По заданию Екатерины II В. Баженов разработал проект подмосковной императорской резиденции Царицыно. Он задумал строительство целого городка: в центре - пять дворцов для Екатерины II и её сына Павла с семьёй. Вокруг — постройки для придворной знати, домики для прислуги, павильоны, мосты и декоративные постройки.

Царицыно (1776 – 1785)-

По заданию Екатерины II В. Баженов разработал проект подмосковной императорской резиденции Царицыно. Он задумал строительство целого городка:

в центре - пять дворцов для Екатерины II и её сына Павла с семьёй. Вокруг — постройки для придворной знати, домики для прислуги, павильоны, мосты и декоративные постройки.

Первый Кавалерский корпус Третий Кавалерский корпус Из красного кирпича и белого камня были построены 6 и 8 – гранные и крестообразные павильоны. Второй Кавалерский корпус Оперный дом

Первый Кавалерский корпус

Третий Кавалерский корпус

Из красного кирпича и белого камня были построены 6 и 8 – гранные и крестообразные павильоны.

Второй Кавалерский корпус

Оперный дом

Большой мост через овраг Кухонный корпус — в виде квадрата со скруглёнными углами. Строительство затянулось, начались перебои с финансированием, Баженову пришлось даже брать кредиты на своё имя, вести стройку за свой счёт и продать свой дом в Москве вместе со всей обстановкой и библиотекой. Фигурный мост

Большой мост через овраг

Кухонный корпус — в виде квадрата со скруглёнными углами.

Строительство затянулось, начались перебои с финансированием, Баженову пришлось даже брать кредиты на своё имя, вести стройку за свой счёт и продать свой дом в Москве вместе со всей обстановкой и библиотекой.

Фигурный мост

Арка-галерея между Хлебным домом и Большим дворцом Оформление окон Оперного дома В первых числах июня 1785г. Екатерина II посетила Царицыно. Осмотрев готовые постройки в стиле русской готики, она нашла, что лестницы узки, потолки тяжелы, комнаты и будуары тесны, залы, будто погреба, темны. Дворец было приказано разобрать, проект переделать.

Арка-галерея между Хлебным домом и Большим дворцом

Оформление окон Оперного дома

В первых числах июня 1785г. Екатерина II посетила Царицыно. Осмотрев готовые постройки в стиле русской готики, она нашла, что лестницы узки, потолки тяжелы, комнаты и будуары тесны, залы, будто погреба, темны. Дворец было приказано разобрать, проект переделать.

Новым архитектором Царицыно был назначен ученик Баженова, Матвей Казаков. Два корпуса, построенные Баженовым, были разобраны и на их месте построен большой дворец. После смерти Екатерины II строительство прекратилось, долгое время заброшенные постройки разрушались.  С середины 1980-х годов проводилась реставрация Царицыно, в 2007 г.  состоялось открытие дворцового комплекса, ставшего любимым местом отдыха москвичей.

Новым архитектором Царицыно был назначен ученик Баженова, Матвей Казаков. Два корпуса, построенные Баженовым, были разобраны и на их месте построен большой дворец. После смерти Екатерины II строительство прекратилось, долгое время заброшенные постройки разрушались. С середины 1980-х годов проводилась реставрация Царицыно, в 2007 г. состоялось открытие дворцового комплекса, ставшего любимым местом отдыха москвичей.

Матвей Фёдорович Казаков  Родился в Москве, в семье мелкого чиновника, выходца из крепостных, учился в архитектурной школе, работал помощником В. Баженова. По его проектам были построены многие здания в Москве. Здание мэрии в Москве

Матвей Фёдорович Казаков

Родился в Москве, в семье мелкого чиновника, выходца из крепостных, учился в архитектурной школе, работал помощником В. Баженова.

По его проектам были построены многие здания в Москве.

Здание мэрии в Москве

Сенатский дворец (1776—1787) Построен на территории Московского Кремля по проекту Матвея Казакова по заказу императрицы Екатерины Великой в классическом стиле. При Советской власти во дворце находился кабинет В. И. Ленина, позднее он становится зданием Правительства СССР. В настоящее время Сенатский дворец является рабочей резиденцией Президента Российской Федерации.

Сенатский дворец (1776—1787)

Построен на территории Московского Кремля по проекту Матвея Казакова по заказу императрицы Екатерины Великой в классическом стиле. При Советской власти во дворце находился кабинет В. И. Ленина, позднее он становится зданием Правительства СССР. В настоящее время Сенатский дворец является рабочей резиденцией Президента Российской Федерации.

Для строительства дворца  М. Казакову был предоставлен треугольный участок земли между Кремлёвской стеной, Арсеналом и Чудовым монастырём. Архитектор в полной мере использовал предоставленную площадь, построив совершенно симметричное здание треугольной формы, с внутренним двором и дополнительными поперечными корпусами.

Для строительства дворца

М. Казакову был предоставлен

треугольный участок земли между

Кремлёвской стеной, Арсеналом и Чудовым монастырём. Архитектор в полной мере использовал предоставленную площадь, построив совершенно симметричное здание треугольной формы, с внутренним двором и дополнительными поперечными корпусами.

Главный композиционный центр дворца — купольный зал. Этот один из обширнейших круглых залов Москвы использовался для дворянских собраний. Сегодня здесь проходят все главные официальные мероприятия  с участием президента.

Главный композиционный центр дворца — купольный зал. Этот один из обширнейших круглых залов Москвы использовался для дворянских собраний. Сегодня здесь проходят все главные официальные мероприятия

с участием президента.

Купол Сенатского дворца благодаря своей величине считается чудом архитектурного искусства. Его диаметр - 27,4 м, высота - 27 м.    Смелый проект испугал даже бывалых строителей. Рассказывают, что рабочие отказывались снимать поддерживающие купол леса, опасаясь, что он рухнет. Чтобы ободрить строителей, Казаков взобрался на купол и стоял там, пока убирали подпорки.

Купол Сенатского дворца благодаря своей величине считается чудом архитектурного искусства. Его диаметр - 27,4 м, высота - 27 м.

Смелый проект испугал даже бывалых строителей. Рассказывают, что рабочие отказывались снимать поддерживающие купол леса, опасаясь, что он рухнет. Чтобы ободрить строителей, Казаков взобрался на купол и стоял там, пока убирали подпорки.

Вид искусства Автор Скульптура Произведение Ф. Шубин Архитектура «Екатерина II – законодательница» Ф. Растрелли Э. Фальконе Памятник Петру I «Медный всадник» Зимний дворец в Петербурге Екатерининский дворец в Царском селе В. И. Баженов Дворцовый ансамбль Царицыно

Вид искусства

Автор

Скульптура

Произведение

Ф. Шубин

Архитектура

«Екатерина II – законодательница»

Ф. Растрелли

Э. Фальконе

Памятник Петру I «Медный всадник»

Зимний дворец в Петербурге

Екатерининский дворец в Царском селе

В. И. Баженов

Дворцовый ансамбль Царицыно

Домашнее задание:  стр. 195-197

Домашнее задание: стр. 195-197


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!