3/17/19
Скульптура и архитектура России 18 века.
Подумай, что относится к произведениям скульптуры?
статуэтка
статуя
бюст
рельеф
Скульптура - искусство создания объёмных изображений.
Скульптура
18 век – время появления в России огромного интереса к скульптуре. При
Петре I в Летнем саду Петербурга были установлены мраморные древнегреческие статуи. Первыми скульпторами, создавшими выдающиеся произведения в России 18 века были иностранцы. Например, Бартоломео Карло Растрелли, приехавший в Россию по приглашению Петра I и создавший его скульптурный портрет. Позже появились талантливые русские скульпторы, создавшие прекрасные произведения искусства.
Б.К. Растрелли
Бюст Петра I
Федот Иванович Шубин
Родился в семье крестьянина – помора недалеко
от Холмогор. В детстве с отцом и братьями
ходил на рыбный промысел, занимался
резьбой из кости и перламутра. С помощью
М.В. Ломоносова Шубин переехал в
Петербург, поступил в Академию
художеств и окончил её с большой
Золотой медалью, учился также в
Париже и Риме, получил звание
академика. Шубин работал в основном с
мрамором, очень редко обращался к бронзе.
Его работы относят к стилю классицизма, большинство исполнены в форме бюстов.
Екатерина II
Павел I
Ломоносов М.В.
Голицын А.М.
Бюст А.М. Голицына, созданный Шубиным, очень понравился Екатерине II. Скульптор получил и выполнил много заказов на портреты знати, русских князей и царей, декоративное убранство дворцов и соборов. Он всегда стремился изображать людей в максимальном соответствии с действительностью, передавать в портрете индивидуальные черты и характер.
Екатерина II – законодательница
Статуя "Екатерина II - законодательница" создавалась для праздника, устроенного Г.А. Потемкиным в честь императрицы в Таврическом дворце. Беломраморная статуя была установлена в специальной беседке в Зимнем саду на порфировом пьедестале, в окружении зелени и мерцающих свечей. Торжественность и величие императрице придают лавровый венок на голове, орденская цепь на груди, царский скипетр и горностаевая мантия.
За эту работу в 1794 году скульптор был удостоен звания профессора.
Михаил Иванович Козловский
Родился в семье флотского трубача. Учился в Санкт-Петербургской Академии художеств, в Риме и в Париже. Получил звание академика и профессора. Создавал статуи и барельефы в стиле классицизма.
Бдение Александра Македонского
Памятник Суворову
Одна из самых известных работ Козловского – скульптура «Самсон, раздирающий пасть льва» в центре главного фонтана дворцово-паркового ансамбля «Петергоф», символ победы России над Швецией.
Этьен Морис Фальконе
Сын простого столяра. Первые навыки в скульптуре получил в мастерской своего дяди, мастера-мраморщика. Екатерина II поручила ему создание конного памятника Петру I.
Фальконе отказался
от обычного образа императора-победителя, римского цезаря, в окружении символических фигур. Скульптор сосредоточил внимание на изображении личности великого человека, созидателя-законодателя. Император изображён в простой одежде, вместо богатого седла – медвежья шкура.
Голова бронзового императора была отлита по проекту ученицы Фальконе Мари-Анны Колло. Змея под копытами коня, по замыслу Фальконе играющая роль дополнительной опоры и символизирующая «побеждённую зависть», выполнена русским скульптором Федором Гордеевым. Отливка статуи осуществлялась под руководством русского литейщика Емельяна Хайлова.
Постаментом для памятника стал огромный «гром-камень», найденный в окрестностях Петербурга и усилиями множества людей доставленный в центр города. Его доставка длилась с ноября по март, по замёрзшей земле и на специальном корабле через Финский залив. После обработки камень стал значительно меньше. Надпись на постаменте гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782»
Вид искусства
Автор
Скульптура
Произведение
Ф. Шубин
«Екатерина II – законодательница»
Э. Фальконе
Памятник Петру I «Медный всадник»
Подумай, что относится к произведениям архитектуры?
Архитектура – искусство строительства.
Архитектура
18 век – период расцвета архитектуры в России. По заказу правителей строились прекрасные дворцы. Знать соревновалась в роскоши своих домов и усадеб. В середине 18 века в русской архитектуре преобладал стиль барокко. Его отличительные черты:
- Пышность, величавость убранства
- Стены окрашены в жёлтый, голубой, зелёный, красный цвет
- Много колонн
- Много лепных и скульптурных украшений
- Много зеркал, бронзы и позолоты
- Группы зданий или корпусов часто образуют замкнутый архитектурный ансамбль
Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли
Сын известного итальянского скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли, приехавшего в Россию по приглашению Петра I, когда Франческо было 15 лет.
Став главным придворным архитектором при Елизавете I, он спроектировал самые грандиозные дворцы русских императоров. В своих проектах Растрелли успешно сочетал элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями .
Зимний дворец (1754—1762г.)
Строительство главной резиденции русских императоров в Петербурге началось по заказу Елизаветы I. Пышное убранство, торжественность и великолепие дворца должны были соответствовать его парадному назначению.
3-этажное здание дворца имеет 1084 комнаты, длина по фасаду со стороны Невы - 210 метров. По образцу дворцов Западной Европы Зимний дворец имеет форму замкнутого прямоугольника с внутренним двором.
Для оформления фасада дворца Растрелли
использовал одиночные и сдвоенные
полуколонны с пышными капителями. Великолепие силуэту
дворца придают скульптуры и вазы, установленные над
карнизом по всему периметру здания.
Растрелли разработал проекты самого разнообразного обрамления оконных и дверных проёмов дворца.
Одно из главных
украшений
дворца –
Иорданская
(Посольская)
лестница с беломраморной балюстрадой, алебастровыми статуями, колоннами из серого гранита, богатым лепным декором и позолотой. Современное убранство лестницы создано по проекту
архитектора В.П. Стасова после пожара 1837г.
Большой Екатерининский дворец
в Царском селе (1752-1756г.)
Строительство летней резиденции Екатерины I началось в 1717г.
В 1752г. ЕлизаветаI поручила Б. Ф. Растрелли перестроить дворец.
Украшением фасада Екатерининского дворца служат полуколонны с пышными капителями, обилие лепнины и декоративной скульптуры, окна разнообразной формы, узорные кованные решётки.
Перед величественным фасадом был разбит не менее величественный «правильный» парк, с фигурными дорожками и подстриженными деревьями. Часть статуй в парке была позолочена.
Бальный зал
Чередование больших окон с зеркалами зрительно расширяет границы зала, роспись потолка раскрывает пространство в высоту. Свет множества свечей играет на позолоченной резьбе, выполненной по эскизам Растрелли.
Янтарный кабинет был изготовлен немецким мастером для короля Фридриха I, а затем подарен Петру I. Под руководством Растрелли янтарные панели, составлявшие кабинет, были дополнены золочёной деревянной резьбой, зеркалами и мозаичными картинами из агата и яшмы. Так появилась янтарная комната.
Во время войны немцы захватили и разграбили Екатерининский дворец, Янтарную комнату вывезли в Кёнигсберг. Оттуда ящики с панелями Янтарной комнаты исчезли в конце войны и до сих пор не найдены. Работы по восстановлению комнаты проводились с 1981г. и были закончены в 2003г.
Василий Иванович Баженов
Сын дьячка одной из придворных кремлёвских церквей с раннего детства проявлял талант в рисовании всякого рода московских зданий. Благодаря этому был принят в архитектурную школу, а потом в петербургскую Академию художеств, и направлен учиться в Париж.
Свои проекты Баженов создавал в стиле классицизма и русской готики. Творческая судьба Баженова не была удачна. Многие его проекты так и не были построены, некоторые снесены. Творений Баженова сохранилось мало.
Во второй половине 18 века стиль барокко с присущим ему
обилием украшений (их называли взбитыми сливками) вышел из моды. На смену ему пришёл стиль - классицизм , характерными чертам которого являются:
- Строгая симметрия
- Простота
- Строгость
- Основательность и величие
- Отказ от большого количества украшений
Дом Пашкова
(1784 -1786 г.) образец классицизма, построен предположительно, по проекту архитектора В. И. Баженова по заказу капитан- поручика П.Е. Пашкова.
Он стал достопримечательностью Москвы и на протяжении многих лет считался одним из самых красивых зданий города. Сейчас в нём находится Российская государственная библиотека.
Ярко - белое здание стоит на холме возле Кремля. Центральный корпус, увенчанный бельведером (надстройкой в виде беседки) объединен одноэтажными галереями с боковыми флигелями.
Украшением дома служат белоснежные колонны, скульптуры и каменные вазы, отделка стен разбивкой на полосы и квадраты.
Царицыно (1776 – 1785)-
По заданию Екатерины II В. Баженов разработал проект подмосковной императорской резиденции Царицыно. Он задумал строительство целого городка:
в центре - пять дворцов для Екатерины II и её сына Павла с семьёй. Вокруг — постройки для придворной знати, домики для прислуги, павильоны, мосты и декоративные постройки.
Первый Кавалерский корпус
Третий Кавалерский корпус
Из красного кирпича и белого камня были построены 6 и 8 – гранные и крестообразные павильоны.
Второй Кавалерский корпус
Оперный дом
Большой мост через овраг
Кухонный корпус — в виде квадрата со скруглёнными углами.
Строительство затянулось, начались перебои с финансированием, Баженову пришлось даже брать кредиты на своё имя, вести стройку за свой счёт и продать свой дом в Москве вместе со всей обстановкой и библиотекой.
Фигурный мост
Арка-галерея между Хлебным домом и Большим дворцом
Оформление окон Оперного дома
В первых числах июня 1785г. Екатерина II посетила Царицыно. Осмотрев готовые постройки в стиле русской готики, она нашла, что лестницы узки, потолки тяжелы, комнаты и будуары тесны, залы, будто погреба, темны. Дворец было приказано разобрать, проект переделать.
Новым архитектором Царицыно был назначен ученик Баженова, Матвей Казаков. Два корпуса, построенные Баженовым, были разобраны и на их месте построен большой дворец. После смерти Екатерины II строительство прекратилось, долгое время заброшенные постройки разрушались. С середины 1980-х годов проводилась реставрация Царицыно, в 2007 г. состоялось открытие дворцового комплекса, ставшего любимым местом отдыха москвичей.
Матвей Фёдорович Казаков
Родился в Москве, в семье мелкого чиновника, выходца из крепостных, учился в архитектурной школе, работал помощником В. Баженова.
По его проектам были построены многие здания в Москве.
Здание мэрии в Москве
Сенатский дворец (1776—1787)
Построен на территории Московского Кремля по проекту Матвея Казакова по заказу императрицы Екатерины Великой в классическом стиле. При Советской власти во дворце находился кабинет В. И. Ленина, позднее он становится зданием Правительства СССР. В настоящее время Сенатский дворец является рабочей резиденцией Президента Российской Федерации.
Для строительства дворца
М. Казакову был предоставлен
треугольный участок земли между
Кремлёвской стеной, Арсеналом и Чудовым монастырём. Архитектор в полной мере использовал предоставленную площадь, построив совершенно симметричное здание треугольной формы, с внутренним двором и дополнительными поперечными корпусами.
Главный композиционный центр дворца — купольный зал. Этот один из обширнейших круглых залов Москвы использовался для дворянских собраний. Сегодня здесь проходят все главные официальные мероприятия
с участием президента.
Купол Сенатского дворца благодаря своей величине считается чудом архитектурного искусства. Его диаметр - 27,4 м, высота - 27 м.
Смелый проект испугал даже бывалых строителей. Рассказывают, что рабочие отказывались снимать поддерживающие купол леса, опасаясь, что он рухнет. Чтобы ободрить строителей, Казаков взобрался на купол и стоял там, пока убирали подпорки.
Вид искусства
Автор
Скульптура
Произведение
Ф. Шубин
Архитектура
«Екатерина II – законодательница»
Ф. Растрелли
Э. Фальконе
Памятник Петру I «Медный всадник»
Зимний дворец в Петербурге
Екатерининский дворец в Царском селе
В. И. Баженов
Дворцовый ансамбль Царицыно
Домашнее задание: стр. 195-197