СКВОЗЬ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ…
Элективный курс по АСТРОНОМИИ 9 класс
АВТОР: учитель физики МБОУСОШ №7 имени Героя России Марка Евтюхина г. Североморска Третьякова Л.В.
Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне – дна…
М.В.Ломоносов
Программа курса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) и предназначена для учащихся 9 классов. Он призван удовлетворить интерес школьников к изучению астрономии, способствовать формированию научного миропонимания, целостного представления о строении и эволюции Вселенной, раскрыть астрономическую картину мира.
ЦЕЛИ КУРСА:
познавательной активности к изучению астрономии и проведению астрономических наблюдений;
умения самостоятельно приобретать знания и применять их за рамками учебного процесса;
творческих способностей, умения работать в группе;
наблюдать и изучать астрономические явления, объяснять их;
самостоятельно формулировать задачи исследований, выполнять их и делать выводы;
расширять и углублять понятия, с которыми обучающиеся знакомы из курсов географии, физики;
обращаться к научно-популярной литературе по астрономии, пользоваться ПКЗН.
Программа курса подготавливает к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории, обеспечивая возможность определить интересы к изучению различных дисциплин для сознательного выбора профиля дальнейшего обучения в старшей школе.
Перед данным курсом стоят следующие задачи:
* показать роль Астрономии в познании фундаментальных знаний о природе;
* способствовать формированию научного мировоззрения, раскрывая процесс развития знаний о Вселенной;
* способствовать развитию интеллектуальных способностей подростков и их социальной активности;
* способствовать развитию творческих способностей обучающихся (написание сказок, рефератов, создание исследовательских проектов).
Оптимизация процесса обучения Астрономии предполагает использование кроме учебника, записей в тетради других средств обучения: моделей, ПКЗН, кинофильмов, компьютерных программ.
ПРОГРАММА.
И если все науки возвышают дух
Человеческий,
То больше всего это свойственно
Астрономии…
Н. Коперник
1. ВВЕДЕНИЕ В АСТРОНОМИЮ (8 ЧАСОВ).
Сквозь тьму веков…(предмет астрономии). Небесная сфера и ее основные элементы. Изменение вида звездного неба в течение суток. Изменение вида звездного неба в течение года.
Практические занятия:
1. Графическое построение элементов небесной сферы.
2. Определение прямого восхождения и склонения светил с помощью ПКЗН.
2. КОСМИЧЕСКАЯ СЦЕНА (9 ЧАСОВ).
Созвездия. Окрестности северного полюса мира. Калейдоскоп созвездий:
Осеннее, зимнее, весеннее и летнее небо, зодиакальные созвездия (созвездия и легенды). Звездная карта. Ориентировка по звездам. «Три кита» астрономии.
Предметные УУД
- имена выдающихся астрономов;
- специфику астрономических наблюдений;
- основные элементы небесной сферы;
- теорему о высоте Полюса мира;
- принципы определения горизонтальных и экваториальных координат светил;
- гелиоцентрическую картину строения Солнечной Системы;
- назначение и возможности телескопов;
- основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба.
- находить на небе ярчайшие звезды;
- работать со звездной картой;
- пользоваться ПКЗН и по ней узнавать, какие созвездия видны в данный момент времени;
- определять координаты звезд.
Практическая часть
Изготовление простейшего угломерного инструмента.
Реферат «Астрономические наблюдения в древности».
Галерея – «Творцы Астрономии (Фалес, Пифагор, Демокрит, Аристотель, Птолемей, Коперник, Бруно, Галилей, Браге, Кеплер)».
Написание статьи «Специфика астрономических исследований».
Изготовление звездных часов и проведение исследования: определение солнечного времени с помощью звездных часов и по положению звезд Большой и Малой Медведиц относительно горизонта.
Зарисовать дважды форму и расположение Большой и Малой Медведиц с интервалом 2 часа (20:00 и 22:00).
Исследование: изменение вида созвездия из века в век.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Дагаев М.М. «Наблюдения звездного неба». Москва: Наука. 1988
Зигель Ф.Ю. «Сокровища звездного неба». Москва: наука, 1986
Карпенко Ю.А. «Названия звездного неба». Москва: Наука, 1985
Климишин И.А. «Элементарная Астрономия». Москва: Наука, 1991
Воронцов-Вельяминов Б.А. « Методика преподавания Астрономии в средней школе». Москва: Просвещение, 1985
Астрономия. Энциклопедия для детей. Москва: Аванта +, 1998
Тематическое планирование элективного курса
СКВОЗЬ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ…
№ . | Тема | Основное содержание | Форма деятельности |
1- 2. | Введение (8 часов) Сквозь тьму веков…(Предмет астрономии). | Что изучает А., роль наблюдений в А., развитие представлений о Солн. Системе: А. древности, геоцентрич. Система Птолемея, гелиоцентрич. Система Н. Коперника, телескопические открытия Галилея. | Беседа |
3. | Небесная сфера и ее основные элементы | Определение НС, основные точки и линии НС, связь между высотой полюса мира и географич. Широтой наблюдателя. | Экскурсия в планетарий рыбопромышл. Колледжа им. Месяцева |
4. | Графическое построение основных элементов НС | Практическое занятие | Построить на НС осн. Точки и линии НС. |
5. | Изменение вида звездного неба в течение суток. | Суточное вращение НС, горизонтальная система координат, изменение горизонт.координат, кульминации светил. | Экскурсия в планетарий + работа с НС (использование модели). Нанесение горизонт. СК на НС. |
6-7. | Изменение вида звездного неба в течение года. | Экваториальные системы координат, эклиптическая СК, годичное движение Солнца и вид звездного неба. | Экскурсия в планетарий + работа с НС (использование модели). Нанесение экваториальных и эклиптич. СК на НС. |
8. | Практическое занятие с использованием ПКЗН. | Порядок работы с ПКЗН, определение прямого восхождения и склонения звезд, нанесение звезд на карту по заданным координатам. | Практическая работа |
1. | Космическая сцена(9 часов). Созвездия. | Определение, величины звезд, названия звезд. | Беседа, просмотр кинофильма. |
2. | Окрестности северного полюса мира. | Околополюсные созвездия (Большая Медведица, Волопас, Кассиопея, Северная Корона, М. Медведица, Дракон, Цефей. Их наиболее яркие звезды. | Наблюдения невооруженным глазом. Цель: знакомство с наиболее известными созвездиями. Наблюдения проводятся с использованием ПКЗН, зарисовать дважды форму и расположение Б. и М. Медведицы с интервалом 2 часа. |
3. | Калейдоскоп созвездий: Осеннее небо (созвездия и легенды) | Рассмотреть на ПКЗН созвездия Лебедя, Лиры, Андромеды, Пегаса, распознавать наиболее яркие звезды. | Использование кинофильма, работа с ПКЗН, работа в мультимед. Кабинете. |
4. | Зимнее небо (созвездия и легенды) | «Путешествие» по зимним созвездиям: Б.Пес, М.Пес, Орион, Близнецы, Возничий, Телец. Знакомство с наиболее яркими звездами. | ------ |
5. | Весеннее небо (созвездия и легенды) | «Путешествие» по созвездиям: Возничий, Близнецы, Орион, Рак. Знакомство с наиболее яркими звездами. | -------- |
6. | Летнее небо (созвездия и легенды) | «Путешествие» по созвездиям Гончих Псов, Малого Льва, Кентавра, знакомство с полосой Млечного Пути. | ------- |
7. | Зодиакальные созвездия. | Легенды, связанные с созвездиями Зодиака, астрономический и астрологический Зодиак, обозначение созвездий Зодиака. | Исследование: под каким знаком ты родился? (Совпадают ли астроном. И астрологич. Знаки ?). Работа с ПКЗН. |
8. | Звездная карта. Ориентировка по звездам. | Ориентировка с помощью ярких звезд и созвездий, работа с картой звездного неба, с ПКЗН. | Исследование: изменение вида созвездия из века в век. Определение созвездий по фрагменту карты звездного неба без использования ПКЗН. |
9. | Итоговое занятие: «Три кита» Астрономии. | Первый «кит» - мощная светоприемная техника. «Кит» второй - совокупность законов, идей, методов. «Кит» третий – сложный математич. Аппарат. | Реферат «Астрономические наблюдения древности», галерея «Творцы Астрономии», проектная работа «Специфика астрономических исследований». Астрономическая мастерская (стендовая защита): простейший угломерный инструмент, звездные часы. |
| | | |
Проект «Специфика астрономических исследований».
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Развитие интеллектуального творчества учащихся,
привлечение к исследовательской, проектной деятельности,
формирование открытой развивающей среды, создающей предпосылки к дискуссии и свободному обмену мнениями.
(?): как происходит изменение в положениях звезд и созвездий на небе на протяжении года, из века в век.
ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЯ (проекта):
итальянский философ Дж. Бруно утверждал, что «Солнце и звезды движутся в беспредельном пространстве…»
как происходит изменение в положениях звезд и созвездий на небе на протяжении года (на примере Б. Медведицы)
собственное движение звезды, лучевая скорость звезды, пространственная скорость звезды,- все это позволяет выяснить условия видимости звезд в далеком прошлом и будущем! (на примере Сириуса)
изменения вида созвездия из века в век (на примере созвездий Б.Медведицы и Лебедя).
ГИПОТЕЗА:
Изучив собственное движение звезд какого-либо созвездия, можно представить себе его вид в далеком прошлом и не менее близком будущем.
КАК ПРОВОДИТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ:
Собственные движения звезд изучаются по фотографиям звездного неба, полученным с интервалом времени в несколько десятков лет (из века в век), начало и конец которого называют эпохами наблюдений.
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА:
полученные негативы совмещаем, т.е. накладываем друг на друга, и тогда на них сразу выявляются сместившиеся звезды;
t1- первая эпоха наблюдений (начало года)
t2- вторая эпоха наблюдений (конец года).
3. демонстрация фото созвездий:
изменение вида созвездия Б.Медведицы: а) 200 тыс. лет назад; б) современный вид; в) через 200 тыс. лет;
изменение вида созвездия Лебедя: а) 1 млн. лет назад; б) современный вид; в) через 1 млн. лет.
НАУЧНЫЕ ДАННЫЕ И НАБЛЮДЕНИЯ:
Еще в 1718 году астроном Э. Галлей по двум звездным каталогам сравнил положение ярких звезд и установил, что звезды Сириус (α Б. Пса) и Процион (α М. Пса) сместились примерно на 0,7˚, а Арктур (α Волопаса) более чем на 1˚.
В 1783 году В. Гершель, использовав собственные движения звезд, обнаружил движение Солнечной Системы.
В двадцатых годах 20 века началось массовое вычисление лучевых скоростей звезд относительно Солнца.
В настоящее время установлено, что Солнечная Система движется относительно окружающих ее звезд со скоростью около 19,5 км/с в направлении созвездия Геркулеса недалеко от границы этого созвездия с созвездием Лиры.
Собственные движения помогают установить у некоторых звезд наличие спутников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, звезды находятся от нас на различных расстояниях. Не существует неподвижных звезд! Астрономические наблюдения доказывают, что звезды движутся. Единственный способ обнаружения смещения звезд на небе – это сравнение их видимых положений, разделенных большими интервалами времени!
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Дагаев М.М., Чаругин В.М. «Астрофизика» М.: «Просвещение» 1988
Цесевич В.П. «Что и как наблюдать на небе» М.: Наука, 1984
Гурштейн А.А. «Извечные тайны неба» М.: Просвещение, 1984
К
лимишин И.А. «Элементарная астрономия» М.: Наука, 1991