Внеклассное мероприятие по литературе «Сквозные мотивы в произведениях русского искусства. Мотив вечернего звона в поэзии, музыке, живописи».
Цель: получение учащимися разносторонних знаний по теме «Мотив вечернего звона в поэзии, музыке, живописи».
Задачи:
1. познакомить школьников с историей возникновения колоколов, разновидностями колокольных звонов; показать интерес поэтов, художников, композиторов к одному из символов христиантства, Руси;
2. развивать культуроведческую компетенцию обучающихся, устную и письменную речь; способствовать развитию творческих способностей школьников;
3. воспитывать интерес к творчеству русских деятелей культуры, любовь к родной земле.
План мероприятия
1. Организационный момент. Чтение фрагмента стихотворения А.К.Толстого «Колокольчики».
2. Вступительное слово учителя. Ознакомление учащихся с личной коллекцией колокольчиков.
3. Рассказы учащихся об истории возникновения колоколов.
4. Литературно-музыкальная композиция «Колокола России» (Е.Шкловский) в сопровождении слайдов с изображением колоколов и звонниц.
5. Рассказ учителя о благовесте – вечернем звоне, собирающем людей в храм.
6. Презентация об И.И.Козлове – авторе знаменитой песни «Вечерний звон».
7. Исполнение песни «Вечерний звон» вокальной группой.
8. Работа с текстом стихотворения И.И.Козлова.
9. Презентация по картине И.И.Левитана «Вечерний звон».
10. Беседа по картине И.И.Левитана.
11. Чтение стихотворения Н.Рубцова «Левитану».
12. Работа с текстом стихотворения Н.Рубцова.
13. Подведение итогов. Объявление благодарности активным участникам мероприятия.
Ход занятия.
1. Организационный момент (чтение учителем стихотворения А.К.Толстого «Колокольчики»)
2. Вступительное слово учителя.
Колокольчик. Удивительно музыкальное, поэтическое слово. В нём соединяются понятия театральной премьеры, удачной рыбалки, праздника школьного звонка, скоморошьих потех, ямщицкой удали, молчаливого голубого цветка. Почти в каждой семье хранятся сувенирные колокольчики из металла, глины, стекла... Иногда они составляют целые коллекции. Есть такая и у меня. Мои колокольчики – память о тех русских городах, где довелось побывать. (Демонстрируется коллекция с кратким описанием городов, откуда они были привезены).
В народе говорят: «Кто колокол купит, то счастлив будут». Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие в мир колоколов и колокольного звона. Слово предоставляется нашей информационной группе, которая расскажет нам о том, когда и где появились первые колокола.
3. Рассказ учащихся об истории возникновения колоколов (в сопровождении слайдов презентации, подготовленной учащимися).
1 ученик. Сорок веков истории... Полагают, что колокольчики – гремки из дерева и высушенных плодов существовали уже в эпоху неолита. Что же касается бронзовых колоколов, то их история началась с маленького колокольчика. Именно он является в колокольном семействе «старшим братом». До сих пор нет единого мнения относительно его родины и возраста. Колокольчик и бубенец были обнаружены в быту многих народов: китайцев, евреев, скифов, египтян, этрусков, греков. А бронзовое литьё существовало с 4-го тысячелетия до н.э. на территории южного Ирана, Турции, Месопотамии и Египта. Однако самый древний литой колокольчик, сохранившийся до наших дней, родом из Китая.
2 ученик. Основными функциями древних колокольчиков являлись сигнальная, культовая, магическая. Ко времени возникновения христианской религии колокольчики и бубенцы применялись почти во всех существовавших ранее религиях. Известно, что древнегреческие солдаты отделывали колокольчиками щиты, древнегреческие жрецы привязывали их к щиколоткам, иудейские первосвященники украшали колокольчиками полы одежд, древние римляне клали их в гробы к покойникам. Ранние христиане считали колокольчики и бубенцы предметами языческого культа и отвергали их. Следствием такого отношения стало то, что технологию бронзового литья колоколов европейцам пришлось изобретать самостоятельно. Первые христианские колокола Европы были клёпанными из листов железа.
3 ученик. В 15 веке после татаро-монгольского нашествия началось возрождение литейного дела на Руси. Учителями русских мастеров были немцы и итальянцы. Надо сказать, что русские оказались хорошими учениками и скоро превзошли учителей. На Руси сложился способ звона, отличный от западноевропейского – «языковой», когда раскачивают не весь колокол, а только его язык. Это позволило отливать колокола большого веса и звонить в них без боязни разрушить колокольню. В 1532 году был отлит 8-тонный колокол, а в 1533 – колокол весом уже более 16 тонн.
4 ученик. 17 век стал временем расцвета колокололитейного дела в Русском государстве. Колокола весом в 3-5 тонн были уже обычным явлением. Известны имена около 500 имён русских литейщиков. Представитель династии Моториных – Михаил отлил в 1735 году в Москве 200-тонный Царь-колокол, так никем до сих пор и не превзойдённый по весу. К сожалению, в 1737 году «Царь», находившийся тогда ещё в литейной яме, жестоко пострадал во время большого пожара: от него откололся большой кусок весом в 17.5 тонн, поэтому колокол никогда не звонил. Сейчас Царь-колокол находится в Московском кремле и служит памятником искусству русских литейщиков.
5 ученик. На Руси православный народ полюбил колокольный звон. Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается правильным сплавом самого колокола и его языка, толщиной стен, правильным подвешиванием колокола, способом крепления языка и многим другим.
Православный звон не только сопутствует богослужению, но и служит выражением радости, грусти и торжества.
6 ученик. Колокольный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон. Благовестом называются мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие собираются в храм Божий к богослужении. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале богослужения. Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. (Звучит запись благовеста).
7 ученик. Есть ещё такое понятие как трезвон – звон во все колокола трижды с маленькими перерывами. (Звучит трезвон). Перезвон – звон поочерёдно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол ударяют во все колокола одновременно, и так повторяется много раз. (Звучание Малинового звона в записи).
4. Литературно-музыкальная композиция «Колокола России».
Учитель: Колокола России. О чём они звонят? Что они помнят? О чём предупреждают? О какой радости возвещают?
Слышу вас, колокола, над землёю.
Против горя, против зла вы со мною.
Сколько веры и тепла! Сколько силы!
До чего же вам мила Мать-Россия!
Вам и роща дорога, и былинка,
И дорога на века, и тропинка,
И могучий богатырь, и старушка,
Златоглавый монастырь и церквушка.
.Вы слышны и мудрецу, и ребёнку.
Вы летите ко дворцу и в избёнку.
Вот, гудя, ударит бас: Слушай! Слушай!
Словно с неба Божий глас – прямо в души.
Голоса колоколов, словно пламя,
Как свидетели веков все вы с нами.
То ль сомнения вас жгли, то ли беды-
Всё равно вы с нами шли до победы.
Никогда ваш гул и стон не остынет –
От Мамаевых времён до Хатыни.
И при солнце, и в ночи жизни ради
Ваш набат для нас звучит в Бухенвальде.
И Майданек слышит вас, и Освенцим,
Потому что боль жива в вашем сердце.
Потому что знали вы слёзы тризны
И страдали для любви, для отчизны.
Так взлетайте вновь и вновь в купол синий,
Чтоб всегда жила любовь над Россией!
5. Рассказ учителя о благовесте.
Колокола, колокольные звоны... Они являются неотъемлемой частью жизни христианина. Мы уже познакомились с некоторыми звонами. (Начинает звучать «Благовест»).
Благовест. Он созывает людей в храм на вечернюю службу, совершаемую в благодарность Богу за проходящий день. И отзывается душа, даже если была она погружена в глубокий сон...
Вечерний звон... Первое, что приходит на память, -песня, написанная на стихи современника А.С.Пушкина – И.И.Козлова.
6. Презентация «И.И.Козлов»
7. Исполнение песни «Вечерний звон» вокальной группой.
8. Беседа по тексту стихотворения «Вечерний звон» И.И.Козлова.
(На слайде демонстрируются два варианта – стихотворение Козлова и песенный вариант.
- Какие думы навевает герою вечерний звон? Какие образы прошлого могли возникнуть у него?
- Как вы думаете, почему в песню, которую поёт народ, вошли не все строфы стихотворения И.И.Козлова?
Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он... Поёшь или слушаешь, и комок подступает к горлу. Грустно, но нет безысходности. Песня напоминает нам о том, что все мы смертны, и одновременно пробуждает в нас лучшие чувства. Любовь к родному краю, к отчему дому. Слова песни напоминают нам о тех, кто был с нами рядом, а теперь их нет, Не слышен им вечерний звон, но мы помним о них, помним самое лучшее – уж так принято на Руси.
9. Презентация по картине И.И.Левитана «Вечерний звон».
10. Беседа по картине И.Левитана.
Учитель: Тема вечернего звона нашла своё отражение и в живописи. Картину под таким названием написал Исаак Ильич Левитан.
- Почему картина так названа? Можно ли на картине услышать колокольный звон?
Есть ли изображения людей на картине? Рассмотрим ближний план на картине. Что вы видите на берегу? Как вы думаете, что может символизировать эта одинокая лодочка? (Душа, которая ещё не устремлена к Богу, может, чуть припоздав, совершить свой путь к храму. Вспомним притчу о заблудшей овечке. Дорога к Храму Господа открыта каждому. Об этом благовестят колокола).
10. Стихотворение Н.Рубцова «Левитану».
Учитель: В 1960 году в стране отмечали 100-летие со дня рождения И.И.Левитана. Многие захотели ещё и ещё раз взглянуть на его полотна. Видимо, так произошло и с Н.Рубцовым. Своё стихотворение он так и назвал - «Левитан», дав подзаголовок, - по мотивам картины «Вечерний звон».
11. Чтение стихотворения «Левитан» Н.Рубцова.
(По мотивам картины «Вечерний звон»)
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн,
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси…
12. Работа с текстом стихотворения Н.Рубцова «Левитан».
Стихотворение, как и пейзажное полотно Левитана, очень проникновенно рассказывает о природе родного края. Что увидел Рубцов на картине и по-своему об этом рассказал тем, кто ещё не знаком с картиной великого пейзажиста?
Каким образом в стихотворении передан звук колокольного звона? (ассонанс и аллитерация)
Как далеко слышен звук колокола? Что об этом говорится в стихотворении? (звон заокольный и окольный)
Откуда взялись в стихотворении «лачуги», которых не на картине? Что стоит за этим образом? (Ветхие лачуги – это крестьянские избы, а люди, в них живущие, - простой народ, соль земли русской).
Что хотел сказать поэт в своём стихотворении, посвящая его Левитану? (пейзажи художника великолепны, он способны облагораживать душу, способны показать человеку ту красоту, мимо которой он порой проходит).
13. Подведение итогов.
Что запомнилось больше всего? Объявление благодарности активным участникам мероприятия. Творческое задание: написать сочинение-размышление «О чём звонит колокол?».