СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Славянская письменность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час ко дню славянской письменности и культуры.

Просмотр содержимого документа
«"Славянская письменность"»

1 класс

Учитель: Беднякова О.А.

Кл. час «День славянской письменности»



Цель: способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие:

  • создать условия для самореализации личности каждого ребёнка через усвоение знаний: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры;

  • развивать личностные качества: толерантность, целеустремлённость; психические процессы: память, восприятие, мышление и познавательные процессы;

  • воспитывать культуру демократических отношений и чувство любви и уважения к культуре русского народа

  • создавать условия для накопления и обогащения опыта нравственного поведения учащихся путём вовлечения их в практическую деятельность;

  • вызвать живой и непосредственный интерес к истории своей малой родины.

Оборудование:

  • творческие работы детей;

  • книги;

  • наглядный материал (старославянский и современный алфавит).



Ход



Мы живем в стране, которая называется Россия. Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки. Род, родился, Родина, родословная—все эти слова родственные(родственники), однокоренные.

1. «Дорога к письменности».

Учитель: Итак, открываем нашу первую страницу. Всем известна поговорка: «Слово не воробей, вылетит—не поймаешь».

А можно ли поймать слово и передать другим? Как вы думаете?

Сейчас мы поиграем в старинную русскую игру «Баранья голова».

Играющие становятся друг за другом, каждый последующий игрок должен повторить слова, названные предыдущими участниками, а затем добавить свое, например:

1-й—дом,

2-й—дом, улица,

3-й—дом, улица, хлеб и т. д.

Тот, кто забывает предыдущие слова или затрудняется быстро назвать свое, выходит из игры с прозвищем «баранья голова».

Но передать слово другому, конечно же, можно иначе, если его записать. Для этого нужно было изобрести письменность. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности.

Когда люди открыли рисуночное письмо, они уже прошли большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало еще очень много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунков.

Около пяти тыс. лет назад в Египте были созданы первые письменные знаки—иероглифы. Слово иероглиф означает «священные знаки». Каждый иероглиф означает слово или его часть. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии.

2. «Бессмертный след Кирилла и Мефодия».

Учитель: Принято считать, что славяне до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия не знали письменности. Но есть основание полагать, что до Кирилла и Мефодия славяне уже имели некий прообраз письменности.

Более 1114 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году.

Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с детства знали 2 языка: родной греческий и славянский, т. к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян.

Константин благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку по-славянски. Старший — издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди.

1 ученик: Ну, а как же была придумана азбука славян?

Учитель: Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый неизвестный звук он пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой - легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество.

Вы узнали сейчас о том, когда и кем была создана наша азбука. Сегодня мы пользуемся с вами алфавитом, который нам кажется простым и удобным, но не всегда наша азбука была такой, и выучить ее было гораздо труднее.

3. «Из жизни русского алфавита».

Следующая страничка поможет нам осуществить переход от славянской азбуки к русскому алфавиту.

Сейчас я вам покажу некоторые буквицы, а вы постарайтесь догадаться, что они обозначали.

( Учащиеся выходят с написанными на альбомных листах буквицами).

Расшифруйте это слово: Славянский алфавит был создан на основе греческой письменности. Строго говоря - кириллица это не единственная раннеславянская письменность. Многие ученые считают, что глаголица существовала еще до Кирилла. Вот перед вами самая ранняя письменность – глаголица. Посмотрите, какими значками обозначились буквы. Этими значками можно было записать простые слова.

А теперь прочитаем название букв славянского алфавита. Так почему названная книга, по которой вы учились читать - Азбука?

Посмотрим на первый славянский алфавит - кириллицу.

Аз – я; Буки – буквы, книги;

Веди – ведать, знать; Глаголь - говорю, слово; Добро – добро;

Есть – есть; Живете – жизнь; Земля - земля; И – и; Како - как;

Люди - люди; Мыслите – мыслите;

-Почему буквы стоят именно в таком порядке?

Что хотели сказать потомкам создатели азбуки?

Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий?

Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составим текст.

(Я, книга, знающая слово добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.

Я – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.)

То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли.

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Называли «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Не замечая и не задумываясь, мы произносим слова, которым более сотен лет. Эти слова пришли из общеславянского в древнерусский, а потом в наш современный русский язык. Это знакомые всем нам слова: мать, отец, сын, брат, весна, зима и т. д. А сколько в нашем языке древних пословиц и поговорок, фразеологизмов, которые мы так часто употребляем.

4. «В мире слов, букв и звуков».

Игра «Наборщик».

Из букв одного слова составьте как можно больше слов.

«Здоровье» - зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, воз, вред.

Игра «Один звук, марш!»

Из каждого слова исключить по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть — гость.

Хлев уточка столб щель

укол зубр коса мрак

полк удочка волк смех

олень клещ мель снаряд

град скот власть краска

стол тепло беда экран

  • Добавьте к каждому слову один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: рот — крот.

Роза рубка шар

клад лапа дар

уксус стол усы

  • Замени в словах один согласный звук. Вот так: корж — морж.

Ногти булка галка полено

киска песок свет

ножка клин зубы

рамочка лапка орёл



Подведение итогов.