Литература. 5 класс
Урок 2. Славянские мифы
(внеклассное чтение)
Цели деятельности учителя: познакомить с понятиями «язычество», «миф», с текстами славянских мифов; сообщить об ученых, занимавшихся изучением и сохранением славянских ми-фов; создать благоприятные условия для развития интереса к славянской мифологии и желания узнать и понять особенности восприятия мира нашими предками как сложного единства, их пред-ставления об окружающем мире.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать мифы разных народов, разнообразие тематики мифов, их связь с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем, как он связан с ис-торией народа; уметь отличать миф от сказки, легенды и былины.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и ум-ственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет сов-местную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Вступительное слово учителя.
Литература — это часть нашей культуры. Слово «культура» происходит от слова «культ» — вера, обычаи и традиции. Тот, кто забывает это, не может считаться культурным человеком.
Культура землян исчисляется тысячелетиями. До принятия христианства на Руси (988 г. н. э.) или других религий (верований) все народы были язычниками. Язычество — это тоже религия. Дословно язычество — от «языки» (народы, племена). Итак, до 988 г. н. э. славяне были язычниками.
Обратим свое внимание на мифы древних славян. Что же такое миф?
Миф — это греческое слово, означает «предание», «сказание».
Сохранились греческие, кельтские мифы. Мифы древних славян не сохранились, до нас дошли лишь те из них, которые смогли сохранить ученые-исследователи.
Одним из первых ученых, занимавшихся проблемой сохранения славянских мифов, был русский дворянин Андрей Сергеевич Кайсаров (1782—1813 гг.), профессор Дерптского университета, автор статей и книг о славянской и российской мифологии.
III. Эвристическая беседа.
1. Что такое миф?
2. Почему люди складывали мифы?
3. Назовите верховного бога древних греков. Где было его царственное место? Что значит «верховный бог»?
4. О каких богах древних греков вы узнали? Над чем они властвуют?
5. Можно ли миф назвать «фантастическим рассказом»? Почему?
IV. Сообщения учащихся о древнеславянских божествах.
Ученые различают в славянской мифологии несколько уровней.
На высшем уровне находятся два праславянских божества (объяснить понятие «прасла-вянский») — Перун и Велес. Боги изображались в виде идолов. Перун — бог всех воздушных яв-лений. Рука его управляла громом и молниями . Велес — бог-покровитель животных и растений.
Чуть ниже другие боги — Сварог и Дажбог. Сварог — бог неба, Дажбог — бог огня небесного.
К более низкому уровню относятся божества, связанные с хозяйственными циклами, — Род, Гур.
Еще ниже, а следовательно, ближе к Земле, находятся — Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть.
К низшей мифологии относят духов, животных (домовые, лешие, водяные, русалки, ки-киморы, медведь, волк).
Человек же соотносится, по мнению ученых, со всеми предыдущими уровнями.
Наряду со всем сказанным, миф описывался системой двоичных представлений (доля — недоля, весна — зима, счастье — несчастье, чет — нечет, правый — неправый, небо — земля, Солнце — луна, белый — черный, старый — молодой, близкий — дальний).
Введение христианства на Руси князем Владимиром положило начало конца славянской мифологии. Это было в 988 г. н. э. Полной картины славянских языческих мифов еще никто не восстановил. (988 г. н. э. — условная дата начала русской культуры .)
Учащиеся задают вопросы учителю по прослушанному материалу.
V. Знакомство с «Легендой о происхождении древлян, кривичей, полян, северян и русов» из Велесовой книги; обсуждение и анализ её содержания.
В те времена был Богумир — муж Славы, и имел он трех дочерей и двух сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во времена отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий.
И там мать их, Славуня, им приготавливала все необходимое. И сказала она Богумиру на седьмой день: «Мы должны выдать своих дочерей замуж, чтобы увидеть внуков».
Так сказала она, и запряг Богумир повозку и поехал куда глаза глядят И поехал до дуба, стоящего в поле, и остался ночевать у костра: и увидел в вечерних сумерках, что к нему подъез-жают три мужа на конях.
И сказали они:
— Здрав будь! Что ищешь ты?
И поведал им Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами в походе, дабы найти себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям.
Отсюда начало трем родам. И соединились они и славны были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя — Древа, а другая — Скрева, а третья — Полева.
Сыновья же Богумира имели имена: Сена и младший — Рус. От них идут северяне и русы.
Три же мужа были, все три — Утренник, Полуденник и Вечерник.
Вопросы для обсуждения:
1. Понравилась ли вам легенда? Чем она привлекла ваше внимание?
2. О чем она? Почему Велесову книгу называют сложным и объемным источником древ-них знаний?
3. Сколько детей произошло от детей Богумира и Славы? Назовите их.
4. Какие боги для этих героев являлись главными?
5. Какие стояли на самом низком уровне?
6. Что же такое «миф», «легенда»? Что (люди) язычники отражали в них?
7. Какие факты, даты, приведенные в легенде, совпадают с историческими сведениями и подтверждены подлинностью новгородских жрецов?
(В ХIII в. славяне из-за условий жизни разделились на западную, южную и восточную группы. К группе восточных славян принято относить словаков, болгар, сербов, чехов, хорватов, русских и другие народы.)
VI. Творческая работа.
Задание: нарисуйте богов низшего уровня такими, какими вы их себе представляете.
(На доске вывешиваются рисунки детей, создается своеобразная галерея образов.)
Беседа заключительная:
1. Героями каких произведений в наше время являются нарисованные вами лешие, домо-вые, русалки?
2. Подумайте, что такое сказка?
3. Чем отличается миф от сказки?
(Последние вопросы послужат переходом к следующей теме. Рисунки остаются на доске (стенде) до следующего урока.)
Домашнее задание: попробовать сочинить загадку.