СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Славянский праздник – Починки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Починки - славянский праздник, посвященнный труду, который отмечался 16 февраля.

Просмотр содержимого документа
«Славянский праздник – Починки»

План - конспект открытого мероприятия в рамках сетевого проекта учителей технологии Слюдянского района.


Дата: 16.02.2021г.

Место проведения: МБОУ «СОШ № 10» г.Байкальска, кабинет технологии.

Класс: 6 «А» девочки.

Цель проекта: создание единого информационного пространства,

доступного для каждого члена районного методического объединения

учителей технологии; организация формального и неформального общения на профессиональные темы.

Тема: «Славянский праздник – Починки»

Вид мероприятия: Конкурс

Материалы и инструменты: Иглы для ручных работ, нитки ножницы, детали кроя, пуговицы, детали картины, карточки с заданиями, образцы готовых работ, фотографии праздничных посиделок.

Цель: Знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Задачи:

Обучающая: Познакомить с обычаями и традициями русского народа.

Развивающая: Заинтересовать традициями русского народа.

Воспитательная: Воспитывать уважение к труду, бережного отношения к традициям своего народа, уважение к членам семьи и их труду.

Планируемые результаты:

Предметные - должны знать историю славянского праздника Починки; основные ручные стежки и строчки; какие инструменты, материалы и оборудование необходимы для ручных швейных работ.

Метапредметные -самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.

Личностные – проявление интереса к истории и традициям русского народа, умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Приёмы: проблемного обучения, игровые.


Ход мероприятия:


1. Организационный момент (приветствие, проверка явки обучающихся, проверка готовности учащихся  к уроку, настрой учащихся  на работу).



2. Актуализация знаний.

Девочки, как вы думаете, по какому поводу люди собираются вместе?

Когда может собраться вся семья?

А вы любите веселиться?

Когда веселятся люди? (по праздникам)

Действительно, праздники- часть духовной культуры русского народа. Праздники в нашей жизни занимают очень важное место. Именно праздники объединяют наши семьи. А какие праздники отмечает  русский народ?

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с приметами, суевериями, обычаями, происхождение которых для нас остается загадкой. Как оказалось, обряды, приметы и суеверия в жизни современных людей сохранились со времен язычества. Процесс принятия христианства на Руси продолжался несколько столетий, в результате русское православие превратилось в исключительное явление, где  христианство и язычество тесно переплелись друг с другом.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?


Тема занятия «Славянский праздник – Починки»


3. Объяснение нового материала: (историческая справка о праздновании дня Починок).

Починки – славянский праздник, который отмечается 16 февраля.

Праздник имеет и другие названия: Семен и Анна — расчинай починки, Семен с Анной упряжь чинят.



Как праздновали Починки?



Праздник в отличие от других посвящен труду, именно в этот день начинали работы по починке того, что может пригодиться весной и летом. Сюда можно отнести поговорку «Готовь сани летом, а телегу зимой».

В Починки вставали рано с восходом солнца и брались за работу. У каждого члена семьи было свое дело, распределенное заранее. Пожилые мужчины ремонтировали сбруи и конскую упряжь, существовало даже выражение: в Починки дед встает чуть свет - чинит сбрую летнюю да соху столетнюю. Мужчины средних лет налаживали бороны, телеги и другой инвентарь. Юноши занимались домашней утварью, чинили табуреты, лавки, столы.

Женщины также не отставали, доставая из сундуков одежду, проветривали ее, штопали, чистили. Девочки занимались чисткой посуды, отскабливали сажу и накипь. Девушки на выданье старались особенно, так как существовало поверье, если на Починки Счастье увидит, что в доме недостаточно усердно трудятся, может пройти мимо.

К обеду, все, что было сделано, демонстрировалось в доме или во дворе, чтобы каждый мог увидеть, что здесь живут трудолюбивые женихи и невесты.

Далее следовал обед, на котором, как правило, подавали кашу, заправленную поджаренным салом, называли ее саламата. Саламата представляет собой мучную кашу или густой мучной кисель из прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи; иногда с добавлением сала или масла. Мука может быть гречневой, пшеничной, ржаной или овсяной. 

А после продолжали работы. Починенное белье женщины складывали обратно в сундуки, бабушки и внучки меняли солому в подушках и матрацах, перебирали пух в подушках. Мужчины наводили порядок в сараях, конюшнях, хлевах и курятниках.

Как вы думаете, почему Починки – это праздник, ведь люди с раннего утра занимались трудом?

Знакомо ли вам слово «посиделки»?

Как вы думаете, что оно означает?



Посиделки в починки


Когда работы были закончены, начинались праздничные посиделки. Но и здесь было отличие от обычных праздников. Посиделки были посвящены женскому труду, проводились конкурсы кулинарии, шитья и т.д.

Соревновались молоденькие девушки, которых приводили матери. А на них смотрели будущие свекрови, подбирающие невестку в дом. После этого начинались танцы, частенько тогда матери и принимали решение, в чей дом сыну засылать сватов.

Танцы заканчивались чаепитием с пирогами. Пироги пекли не простые, а с секретом. Они выпекались с начинкой из картошки, а один или два - с грибами. Считалось, что кому попадался такой пирожок, весь год будет сопутствовать успех.

4. Конкурс рукодельниц.

Давайте представим, что у нас с вами сегодня праздничные посиделки. Группа делится на два «дома» (команды) по 7 человек, которые рассаживаются за парты на двух рядах, получают карточки с заданиями.

Перед началом работ давайте вспомним правила техники безопасности для швейных ручных работ.

Можете приступать к выполнению заданий.



ЗАДАНИЯ:

Задание 1. Для двух рукодельниц в каждом доме.

«Починить головной убор» - из готовых деталей сшить игольницу «Шляпку», украсить лентой.

Задание 2. Выполняет одна рукодельница.

«Починить рубаху»- сметать по боковым и плечевым швам рубашку М 1:4.

Задание 3. Выполняет одна рукодельница.

Пришить пуговицу.

Задание 4. Выполняет одна рукодельница.

«Починить телегу» - собрать пазл с изображением телеги .

Задание 5. Для двух рукодельниц.

«Приготовление праздничного обеда (-саламаты)» - разгадать кулинарный кроссворд.



Кулинарный кроссворд.

В выделенном столбике должно получиться название каши, которую на Руси подавали к обеду в праздник Починки.



  1. Как называется мясо домашних свиней?

  2. Этим продуктом обычно заправляют кашу и используют для приготовления бутербродов.

  3. Ценный продукт питания, жидкость животного происхождения, из него изготавливают творог, кефир, масло…

  4. Этим жирным продуктом заправляют традиционное блюдо в праздник Починки. Бывает солёное, копченое…

  5. Основной ингредиент праздничной каши. Бывает пшеничная, ржаная, овсяная, гречневая…

  6. Горячий напиток. Бывает черный, зеленый, травяной.

  7. Изделие из ткани, которым накрывают стол перед сервировкой.

  8. Вид тепловой кулинарной обработки, при котором продукты готовятся в кастрюле в большом количестве воды.



















1

с

в

и

н

и

н

а


2

м

а

с

л

о




3

м

о

л

о

к

о





4

с

а

л

о







5

м

у

к

а





6

ч

а

й






с

к

а

т

е

р

т

ь




8

в

а

р

к

а








5. Оценка работ (самооценка, взаимооценка).

По окончании работы «рукодельницы» оценивают свою работу, сравнивая с образцом. Затем команды обмениваются своими работами и оценивают работу друг друга. После этого работы передаются членам жюри.

«Будущие свекрови» (члены жюри) оценивают работу рукодельниц. Отмечают лучшие работы. Поощряют «рукодельниц» сладкими грибочками (конфеты в форме грибков), с пожеланием успеха на весь год!

6. Рефлексия. Давайте оценим, как прошло занятие. Я предлагаю вам вытянуть по одному грибочку. На каждом из них вы увидите начало предложения, закончить которое вы должны своими словами, отражая ваше отношение к сегодняшнему мероприятию.

Каждая ученица высказывается одним предложением, начиная словами напечатанными на бумажном грибочке:



  • Сегодня я узнала…

  • Мне было интересно…

  • Мне было трудно…

  • Я выполняла задания…

  • Я поняла, что…

  • Теперь я могу…

  • Я почувствовала, что…

  • Я приобрела…

  • Я научилась

  • У меня получилось…

  • Я смогла…

  • Я попробую…

  • Меня удивило…

  • Занятие дало мне для жизни…

  • Мне захотелось… 



Замечательно!

Наше занятие подошло к концу.

Я благодарю всех за работу, желаю хорошего настроения на весь день!





Методические материалы для учителя:

https://www.5-tv.ru/tabloid/376355/den-simeona-ianny-cto-nelza-delat-16fevrala/#:~:text=Праздник%2016%20февраля%20был%20тесно,удастся%20сделать%20в%20теплый%20сезон

https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2020/06/18/metody-i-priemy-refleksii-na-urokah-tehnologii-v-ramkah

https://урок.рф/library/vneurochnoe_zanyatie_slavyanskie_i_hristianskie_praz_175400.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!