СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Славянские картины из пластилина

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пластилинография- новый удивительный жанр искусства. https://vk.com/video?z=video68133347_456239026%2F126cf29f9b7395eed8%2Fpl_updates  Записала об этом и видеоролик. 

Просмотр содержимого документа
«Славянские картины из пластилина»

  Всероссийский творческий конкурс уроков лепки из пластилина и природных материалов для детей «Творим с детьми».

Всероссийский творческий конкурс уроков лепки из пластилина и природных материалов для детей «Творим с детьми».

Департамент образования  администрации города Липецка  Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение  средняя школа № 51   Славянские картины из пластилина. Автор: Малинкина  Надежда Викторовна,  библиотекарь   Контактные данные:  398042,г.Липецк,  9 микрорайон, д 42а  Телефон:(4742) 31 77 35, 31 76 34  Факс:(4742) 33 42 90  Е-mail: sc51@list.ru  2016 г.

Департамент образования администрации города Липецка Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа № 51 Славянские картины из пластилина.

Автор: Малинкина Надежда Викторовна, библиотекарь Контактные данные: 398042,г.Липецк, 9 микрорайон, д 42а Телефон:(4742) 31 77 35, 31 76 34 Факс:(4742) 33 42 90 Е-mail: [email protected] 2016 г.

Пластилинография в библиотеке.

  • В нашей библиотеке регулярно проводятся занятия по славянской культуре. Занятия интегрированные: библиотечные уроки вбирают в себя уроки литературы, музыки, истории, ИЗО и технологии. Изучение исторических фактов из детских энциклопедий о мире славян закрепляется анализом художественных произведений, слушанием аудиозаписей, рисунками или изготовлением поделок.
  • Одна из форм улучшения освоения материала о жизни славян – пластилиновая графика.
  • Оказывается, из пластилина можно не только лепить - он прекрасно может заменить краски и карандаши. Целые картины можно создать из пластилина.
  • Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» – создавать, рисовать, а первая половина слова "пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
  • Пластилинография – это один из сравнительно недавно появившегося нового вида (жанра) изобразительной деятельности, нетрадиционная техника использования пластилина.
  • Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, плоскостных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник.
  • Цель программы:
  • Формирование у детей младшего школьного возраста эстетического
  • отношения и творческих способностей посредством
  • пластилинографии.
  • Задачи:
  • формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
  • освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и обучение навыкам создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином;
  • обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
  • развитие мелкой моторики;
  • ознакомление с окружающим миром;
  • развитие эмоций и фантазии, ознакомление со славянским искусством и искусством неославянства.
  • Регулярная работа с пластилином уже к младшему школьному возрасту позволяет ребенку создавать довольно сложные композиции (фигурки, пластилинографию) с помощью разнообразных и комплексных приёмов:
  • выполнение декоративных налепов разной формы,
  • прищипывание,
  • сплющивание,
  • оттягивание деталей от общей формы,
  • плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.
  • Смешение цветов.
  • Наш опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, ученики начальной школы с удовольствием приходят в библиотеку позаниматься пластилиновой графикой после урока.
  • С чего начинается пластилиновая картина? Рассмотрим это на примере – одной из картин, выполненной ученицей 3 класса нашей школы:
  • Славянское древо Радости и Печали ( Сирин и Алконост).
Название работы: Славянское древо Радости и Печали ( Сирин и Алконост). Форма работы: Пластилиновая «живопись». Номинация: «Керамика». Выполнила: Кондрашова Анастасия Александровна, ученица 3 «А» класса МАОУ СШ № 51 г. Липецка, 9 лет. Педагог: Малинкина Надежда Викторовна (библиотекарь).  1 этап. Придумываем сюжет пластилиновой картины. Рассматриваем славянские сюжеты. Читаем про славянское древо жизни.
  • Название работы: Славянское древо Радости и Печали ( Сирин и Алконост).
  • Форма работы: Пластилиновая «живопись».
  • Номинация: «Керамика».
  • Выполнила: Кондрашова Анастасия Александровна,
  • ученица 3 «А» класса МАОУ СШ № 51 г. Липецка, 9 лет.
  • Педагог: Малинкина Надежда Викторовна (библиотекарь).
  • 1 этап.
  • Придумываем сюжет пластилиновой картины. Рассматриваем славянские сюжеты. Читаем про славянское древо жизни.

Сказания о мировом древе

  • Мировое древо - олицетворяет в себе единство всего мира. Это своеобразная модель вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место. Это также посредник между мирами — своеобразная дорога, мост, лестница, по которой можно перейти в потусторонний мир (Навь) или в мир богов (Правь). О древе жизни в мире создано множество легенд, сказок, этот символ нашёл отображение в орнаментике многих народов.
  • Согласно представлениям славян Мировое древо - это дуб на острове Буян, в центре всего мироздания. Мировое древо (иногда — Святые горы) древние славяне считали своеобразной осью, скрепляющей мир. В ветвях древа живут Солнце, Месяц и звёзды, у его корней — Змей. Иногда древо называют Ирий, т. е. древо блаженной страны Ир. Она лежала на юге, где зимуют птицы и живёт Весна. В самых древних представлениях славян о мире блаженный Ир помещался на дне моря. Именно там высшие силы решали судьбы людей.
  • Дерево - славянский символ, олицетворяющий собой единство и взаимодействие всех трех времен: прошлого, настоящего и будущего. Ствол дерева олицетворяет настоящее время, нас самих. То, что под землей – корни дерева олицетворяют прошлое время, наших предков. Крона олицетворяет будущее время - наших потомков. Корни дерева олицетворяют наши корни - в начале это отец с матерью, потом наши дедушки и бабушки, потом прадедушки, прабабушки, потом многие поколения всех наших предков. Потом среди наших предков начинается живая природа. … Потом идут стихии - воздух, вода, огонь, земля, металл.
  • Также мы изучили картины Васнецова. Сирии и Алконост. Песнь радости и печали (1896)
  • Сделав героями этого полотна райских птиц-дев, известных по русским и византийским средневековым легендам, Васнецов одновременно "потрафил" и любителям отечественного фольклора, и поклонникам мистики, только-только входящей в моду. Известно датированное 1899 годом стихотворение-ответ на эту картину молодого Блока. Между тем васнецовская версия не находит себе подтверждений в средневековых преданиях и русском лубке, где обе птицы изображались жизнерадостными. Дуализм веселья и печали, легший в основу этой работы, - в данном случае дань эпохе перелома веков.
Традиционными славянскими символами радости и печали считались две райские птицы: Сирин и Алконост. В православных бестиариях о «сиринах» говорится, что это полулюди-полуптицы, обоеполые, поющие настолько сладкие песни, что слышавший их теряет рассудок, идёт на голос, не замечая пути, падает в воду и умирает.  По другой версии: забывает жизнь свою, уходит в пустыню и, заблудившись, умирает. Сирины или вилы – духи водяных источников, умеющие летать. Пение Алконост радостно, поскольку она обещает Рай. Пение Сирин, как указывают средневековые источники, щемяще, Сирин тоскует о потерянном Рае, просит о возвращении на небо. В современной культуре Сирин и Алконост нерасторжимы, это устоявшиеся символы Горестного и Радостного пения (информация с сайта Третьяковской галереи http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/tsirin96.html ).
  • Традиционными славянскими символами радости и печали считались две райские птицы: Сирин и Алконост. В православных бестиариях о «сиринах» говорится, что это полулюди-полуптицы, обоеполые, поющие настолько сладкие песни, что слышавший их теряет рассудок, идёт на голос, не замечая пути, падает в воду и умирает. По другой версии: забывает жизнь свою, уходит в пустыню и, заблудившись, умирает. Сирины или вилы – духи водяных источников, умеющие летать.
  • Пение Алконост радостно, поскольку она обещает Рай. Пение Сирин, как указывают средневековые источники, щемяще, Сирин тоскует о потерянном Рае, просит о возвращении на небо. В современной культуре Сирин и Алконост нерасторжимы, это устоявшиеся символы Горестного и Радостного пения (информация с сайта Третьяковской галереи http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/tsirin96.html ).
  • Алконост – звездно-космическая птица, символизирующая древние времена рая – Радость и Блаженство. Сирин – птица Печали и Мудрости. «Сирин» – слово русское, обозначающее сову, филина (корень – «сирый, серый»), русским народом почитаемые как птицы мудрости. Культ человека-совы идет с доисторичестких времен – с гиперборейской эры. С этим словом связаны «София», «совесть», «совет». Вот почему в Сирине много смыслов. Это слово дало имена – Сирия, Сириус, Осирис и др. Согласно мифологии эти птицы изредка спускаются из рая на землю и очаровывают людей своим необыкновенным видом и завлекающим пением. Алконост и Сирин в русской культуре – символы недостижимой небесной красоты и далекого небесного счастья, а также таланта и призвания. (информация из Мифологических словарей).
  • В стихотворении символиста Александра Блока «Сирин и Алконост» от 25 февраля 1899 г. Сирин становится символом радости, Алконост- печали.
  • Вот как описывает Сирина,райскую птицу, молодой поэт:
  • Густых кудрей откинув волны, Закинув голову назад, Бросает Сирин счастья полный,
  • Блаженств нездешних полный взгляд.
  • Алконост же, напротив, предстаёт символом неизбывной печали, средоточием власти темных сил: Другая – вся печалью мощной Истощена, изнурена... Тоской вседневной и всенощной Вся грудь высокая полна... Напев звучит глубоким стоном, В груди рыданье залегло, И над её ветвистым троном Нависло чёрное крыло.
  • Повторимся, что на лубках XVII–XVIII вв. птицы Сирин и Алконост изображались обе жизнерадостными, приближёнными к Богу в его райской обители и тоже вряд ли могли рассматриваться как символы радости и печали.
Мифология славян - это огромный пласт русской культуры. Славяне верили в пограничность мира, поэтому часто на лубочных картинках мы видим изображение подобного славянского двоемирия: День-Ночь, Доля-Недоля, Радость – Печаль, Правда – Кривда, Жизнь - Смерть. На суд жюри мы представляем работу Славянского Древа Радости-Печали. По преданию, это древо раскинуло свои ветви в райском саду или на острове Буяне, а на его ветвях прекрасные райские птицы с головами дев поют пророчества о воздаянии в раю за праведную жизнь на земле. Пение эдемских птиц о грядущем блаженстве настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.
  • Мифология славян - это огромный пласт русской культуры. Славяне верили в пограничность мира, поэтому часто на лубочных картинках мы видим изображение подобного славянского двоемирия: День-Ночь, Доля-Недоля, Радость – Печаль, Правда – Кривда, Жизнь - Смерть. На суд жюри мы представляем работу Славянского Древа Радости-Печали. По преданию, это древо раскинуло свои ветви в райском саду или на острове Буяне, а на его ветвях прекрасные райские птицы с головами дев поют пророчества о воздаянии в раю за праведную жизнь на земле. Пение эдемских птиц о грядущем блаженстве настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.
2 этап – прорабатываем на плотном листе бумаги рисунок, придумываем сюжет работы. 3 этап Обводим гелевой ручкой края фигурок, начинаем закрашивать основные фигуры пластилином. В нашей работе мы начали с основных фигур – птиц Сирина и Алконоста. Используем светлую гамму пластилина для Алконоста, темную – Сирина. Далее – фигурки солнца и месяца, котов. Помним, что смешивать более 2-3 цветов пластилина одновременно не рекомендуется. 4 этап. После проработки основных фигур пластилиновой «живописи» переходим к заполнению фона : само древо, корни древа, трава у основания древа: заполнение картины пластилином лучше делать сверху вниз. Итак, давайте взглянем на поэтапную работу.
  • 2 этап
  • прорабатываем на плотном листе бумаги рисунок, придумываем сюжет работы.
  • 3 этап
  • Обводим гелевой ручкой края фигурок, начинаем закрашивать основные фигуры пластилином. В нашей работе мы начали с основных фигур – птиц Сирина и Алконоста. Используем светлую гамму пластилина для Алконоста, темную – Сирина. Далее – фигурки солнца и месяца, котов. Помним, что смешивать более 2-3 цветов пластилина одновременно не рекомендуется.
  • 4 этап.
  • После проработки основных фигур пластилиновой «живописи» переходим к заполнению фона : само древо, корни древа, трава у основания древа: заполнение картины пластилином лучше делать сверху вниз.
  • Итак, давайте взглянем на поэтапную работу.
5 этап – Помещаем работу в подходящую рамку, для лучшего хранения работы ее можно покрыть лаком для волос.
  • 5 этап –
  • Помещаем работу в подходящую рамку, для лучшего хранения работы ее можно покрыть лаком для волос.

Рисуем пластилином.

Рисуем пластилином.

Первая победа. Данную работу в феврале 2016 года от школы выставили на городской конкурс декоративно-прикладного творчества «Аленький цветочек». Жюри сразу ее оценило за новаторство, нестандартность. В итоге – 1 место. Название работы: Славянское древо Радости и Печали ( Сирин и Алконост). Форма работы: Пластилиновая «живопись». Номинация: «Керамика». Выполнила: Кондрашова Анастасия Александровна, ученица 3 «А» класса МАОУ СШ № 51 г. Липецка, 9 лет. Педагог: Малинкина Надежда Викторовна (библиотекарь). На фотографии – победитель городского конкурса декоративно-прикладного творчества «Аленький цветочек» (1 место) Кондрашова Настя вместе с педагогом Малинкиной Н.В. на награждении. Февраль 2016.

Первая победа.

  • Данную работу в феврале 2016 года от школы выставили на городской конкурс декоративно-прикладного творчества «Аленький цветочек». Жюри сразу ее оценило за новаторство, нестандартность. В итоге – 1 место.
  • Название работы: Славянское древо Радости и Печали ( Сирин и Алконост).
  • Форма работы: Пластилиновая «живопись».
  • Номинация: «Керамика».
  • Выполнила: Кондрашова Анастасия Александровна,
  • ученица 3 «А» класса МАОУ СШ № 51 г. Липецка, 9 лет.
  • Педагог: Малинкина Надежда Викторовна (библиотекарь).
  • На фотографии – победитель городского конкурса декоративно-прикладного творчества «Аленький цветочек» (1 место) Кондрашова Настя вместе с педагогом Малинкиной Н.В. на награждении. Февраль 2016.
Надеемся, что наш педагогический опыт кому-то придется по душе и что впереди нас ждет ещё много побед. Уже с Малишевой Амалией, ученицей 3 класса, разрабатываем новую работу на конкурсы. От такого творчества получит удовольствие не только взрослый, но даже карапуз!
  • Надеемся, что наш педагогический опыт кому-то придется по душе и что впереди нас ждет ещё много побед. Уже с Малишевой Амалией, ученицей 3 класса, разрабатываем новую работу на конкурсы.
  • От такого творчества получит удовольствие не только взрослый, но даже карапуз!
Вы можете использовать данный шаблон для создания своих презентаций,  но в своей презентации вы должны указать источник шаблона:  Зинина Светлана Александровна , учитель истории и обществознания муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №43 г. Волгограда Сайт: http://pedsovet.su/

Вы можете использовать данный шаблон для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона:

Зинина Светлана Александровна ,

учитель истории и обществознания муниципального образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №43

г. Волгограда

Сайт: http://pedsovet.su/