СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«сленг моих сверстников »

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый проект по русскому языку

Просмотр содержимого документа
««сленг моих сверстников »»













Исследовательская работа:

«СЛЕНГ МОИХ СВЕРСТНИКОВ »



















Выполнил:

Маркин Максим,

учащийся 5 А класса

Руководитель:

Макарова С.С.,

учитель русского языка





Оглавление

Стр.

  1. Введение 3

  2. Основная часть 4

  3. Заключение 6

  4. Список литературы 7

  5. Приложение 8











































Введение

На уроках русского языка мы изучали раздел языкознания «Лексика». Я узнала, что словарный состав языка постоянно пополняется новыми словами. Существует много источников образования слов в русском языке. Русский язык - это «живой» язык, и в наше время рождаются новые слова, изменяются, объединяются в группы, среди которых выделяются жаргонизмы, т.е. разновидности речи какой-либо группы людей. Особую часть жаргона составляет школьный сленг. Меня заинтересовала история школьного сленга, его особенности. Наблюдая за речью своих ровесников, я заметил, что некоторые ученики очень часто употребляют сленг. Хорошо это или плохо? Я решил в этом разобраться.

Считаю, что актуальность этой темы очевидна.

Цель: исследование возникновения и употребления сленга одноклассниками.

Задачи:

- подобрать и проанализировать литературу по теме исследования с помощью руководителя;

- определить понятие «сленг»;

- исследовать речь одноклассников на использование сленга;

- составить мини-словарик сленга одноклассников.

Гипотеза: уместен ли сленг в речи одноклассников.

Предмет исследования: речь одноклассников.

Объект исследования: учащиеся 5 А и 5 Б классов МБОУ «Никольская СОШ».

Методы исследования:

- наблюдение;

- изучение научной литературы по данной теме;

- анкетирование учащихся 5 А и 5 Б классов;

- анализ анкет.

Практическая значимость:

-составление мини – словарика сленга учащихся 5 –х классов;

- использование материала на факультативе по русскому языку, на уроках русского языка при изучении темы «Лексика».

Место исследования: МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского муниципального района РТ.

Время исследования:

-вводный этап : изучение литературы по теме (сентябрь – ноябрь 2022 г.);

- основной этап: изучение речи учащихся 5-х классов ( декабрь- февраль 2022-2023 г.);

- заключительный: написание работы (март 2023 г.).

Новизна работы заключается в том, что в ней рассматривается не молодежная лексика в целом, а употребление сленга у подростков 10 – 11 лет в МБОУ «Никольская СОШ».

Структура работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.

Основная часть

I.

Моя руководительница посоветовала мне начать исследование с обращения к теоретическим основам изучаемой проблемы. Она предложила для изучения труды известных ученых-лингвистов: Эды Моисеевны Береговской, Алексея Александровича Шахматова, Ильи Романовича Гальперина и др.

Сведения о лексике школьного сленга содержится в словарных и научных работах конца 19 в. начало 20 в. В научной публикации Э.М. Береговской « Молодежный сленг: формирование и функционирование» пишет, что появление молодежного сленга, интенсивное его развитие связывается с историческими катаклизмами. Бурный всплеск и изучение разных пластов русской речи произошел поле революции 1917 года. В 1918 был создан Институт живого слова, одним из направлений которого было изучение языка молодежи. Речь подростков, учащихся того времени окрасилась множеством «блатных словечек», влияющих, как отмечает автор, на поведение молодежи.

И. Р. Гальперин в своей статье « О термине сленг», ссылался на неопределенность этой категории, вообще отрицал ее существование. Он не допускал существование сленга в качестве самостоятельной категории и предлагал использовать его в качестве синонима термина «жаргон».

Академик А.А. Шахматов предлагал обращать на подобные явления внимание, а не увлекаться пропагандой отрицания сленга и указание, как надо говорить.

Каково же значение слова сленг? Чтобы ответить на этот вопрос я обратилась к различным толковым и энциклопедическим словарям. Вот что я выяснила:

  1. Современная энциклопедия

Сленг (англ. slang), 1) то же, что жаргон, преимущественно в англоязычных странах. 2) Вариант разговорной речи (в т.ч. экспрессивно окрашенные элементы этой речи), не совпадающий с нормой литературного языка.

  1. Большой современный толковый словарь русского языка

Совокупность слов и выражений, употребляемых представителями определенных групп, профессий и т.п. и составляющих слой разговорной лексики, не соответствующей нормам литературного языка ( обычно применительно к англоязычным странам ) .

  1. Википедия

Сленг (англ. slang) — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и т. д.).

  1. И.Юганова и Ф.Югановой «Словарь русского

сленга. Сленговые слова и выражения 60–90-х годов»

Учитывая определения понятия «сленг», я поняла, что к сленгу относятся слова разговорной речи, не совпадающие с нормами литературного языка.

Специально о школьном сленге в словарях ничего не написано.

Тем не менее во время написания своей работы эти словари мне очень пригодились.

II.

Любой сленг представляет собой специфический лексикон. Он является потребностью школьников в самовыражении, помогает выделиться, установить свои правила, сделать жизнь ярче. Как и прежде, источниками пополнения школьного сленга являются иностранные языки, заимствования из языка музыкантов и спортсменов. Новым источником стал компьютерный язык и общение в соцсетях. Впрочем, как раньше, так и теперь источником сленга является обычный литературный язык. Просто смысл отдельных слов нормальной речи школьниками переиначивается.

Как же разговаривают учащиеся нашей школы? Чтобы ответить на этот вопрос, я прислушивалась к речи, провела анкетирование учащихся 4 – 5 классов нашей школы и выяснила, что они являются активными пользователями нелитературной лексики. Также я отметила отрицательную сторону употребления сленга. Многие из опрошенных считают, что сленг не портит их речь, а украшает. Наиболее распространенные сленговые слова и выражения, которые используют в речи учащиеся моей школы: прикол (шутка), бабло (деньки), башка (голова), гонишь (врешь), тормоз (очень медленно мыслящий человек), достал (надоел), зашибись, лафа (очень хорошо), стибрить (украсть), пасть (рот), офигеть, очуметь, зашибись (удивительно), облом (неудача), по барабану (все равно).

В анкетировании приняло участие 25 человек.

Были предложены следующие вопросы.

  1. Используете ли вы сленг в речи?

Да – 20 уч-ся – 80%

Нет – 5 уч-ся – 20%


  1. С какой целью употребляете сленг в речи?

Сокращаю слова -2 уч-ся - 10%

Не замечаю - 6 уч-ся – 30%

«Выскакивают» - 12 уч-ся – 60%


  1. Могли бы вы обойтись без сленга?

Можно обойтись – 11 уч-ся - 55 %

Не думал об этом – 9 уч-ся – 45%


  1. Нужны ли эти слова в речи?

Нет – 20 уч-ся – 80%

Да – 2 уч-ся – 8%

Иногда – 3 уч-ся – 12%


  1. Причины использования сленга

групповая солидарность – 7 уч-ся – 35%

делают речь понятнее – 2 уч-ся – 10 %

модно, современно – 11 уч-ся – 55 %


  1. Твой словарь сленговых слов (записать несколько слов)



В результате беседы и анкетирования я выяснила, что учащиеся 4- 5 классов моей школы являются активными пользователями нелитературной лексики. Для учащихся сленг допустим для более эмоциональной передачи своих чувств друзьям, к тому же людям, употребляющим данную группу слов, они относятся терпимо, немало учащихся – положительно, отмечают, что в кругу их друзей иногда употребляются сленговые слова. Данная группа слов является в речи неотъемлемой частью, занимает большое место в их словаре. Они используют их сами и слышат от своих сверстников так часто, что порой кажется, будто без этих слов они даже не поймут друг друга.

Заключение

Подводя основные итоги в данной работе, необходимо отметить, что проведенное исследование позволило наиболее точно представить картину речи учащихся 4-5 классов. В ходе исследования я выяснила, что сленг является неотъемлемой частью речи учащихся, и чем старше ребята, тем активнее проявляется в их лексиконе нелитературная лексика. И сленг был, есть и, по-видимому, будет в школьной лексике. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке.

Как видим, сленг занимает значительное место в речи современных школьников , тем самым отличая ее от речи старшего поколения. А это значит, что часто нас взрослые просто не понимают, потому что им эти слова просто-напросто непонятны.

Следует отметить, что употребляя в своей речи нелитературную лексику (в частности сленг), мы коверкаем наш «великий, могучий русский язык». Поэтому мы, подрастающее поколение, должны помнить, что наш язык – это живой организм. Он отражает нашу жизнь, историю и культуру страны, поэтому мы не должны, не имеем права портить язык. Наше общее дело – защищать его, бороться за чистоту, ясность, смысловую точность языка. Поэтому всякая речевая неряшливость, сленг, коверканье языка нетерпимы ни в быту, ни в школьной, ни в какой другой обстановке.

Свою исследование я бы хотела закончить стихотворением Дуничева Андрея :


Калеча речь свою, ломая часто слог,

Порою топчем мы всю красоту наследства….

Что знаем с малых лет, чем дорожили с детства….

И вырастет хамьё – вот времени итог.


Красив он и могуч, всегда внушали нам.

Но забываем мы, подчас ругаясь матом,

Что нам дано хранить, исчезнет вдруг куда – то….

А вместо русских слов, останется лишь хлам.


Давайте же, друзья, ценить родную речь,

И только лишь тогда, сумеем мы сберечь

Любовь к былинам, сказаньям и сатире.


Забудем улиц брань, жаргон и злобный мат.

Красивый наш язык, не знает пусть преград….

По всей стране, во всём огромном мире.



Список литературы



1.Береговская Е. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование// Вопр. Языкознания. – 1996г. №3.

2.Борисова Е.Г. О некоторых особенностях современного жаргона молодежи.РЯШ.,1987 г.,№3.

3. Гальперин, И.Р. О термине «сленг» / И. Р. Гальперин // Вопросы языкознания. – 2001. - №1. – С. 17- 21.

4. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т. М.: АСТ, 2006 г.

5. Никитина Т.Г. Так говорит молодежь. Словарь молодежного сленга. Изд. 2-ое, испр. И доп. Спб.: Фолио-пресс, 1999. 588 с.

6.Юганов И., Юганова Ф. «Словарь русского сленга. Сленговые слова и выражения 60–90-х годов» М., 1997.

Интернет – ресурсы:

http://www.aforizmov.net/

https://ru.wikipedia.org/

http://enc-dic.com/

http://slovar.cc/rus/

























Приложение 1


Словарь сленговых слов учащихся 5 –х классов

А

Адьёс – пока

Б

Бабки – деньги

Без обид – не обижайся

Батя (батяня) – отец

Бразе – брат

Бабло – деньги

Бубен – голова

В

Вау – выражение восторга, восхищения

Валяй – делай

Вопрос не по адресу – отказ от ответа на поставленный вопрос

В натуре – по-настоящему

В принципе – наверно

Г

Геймер – человек, играющий в компьютер.

Гонишь – врёшь

Д

Ден – Денис

Дискач – дискотека

Детка – девочка

Досвидос – до свидания

Е

Ес –выражение восторга, радости

Ё

Ёу- эй

Ж

Железно - хорошо

З

Закройся – замолчи

К

Комп – компьютер

Клава – клавиатура

Колян – Коля

Клёво – хорошо, замечательно, здорово

Круто – современно, стильно

Капец – конец

Кореш – друг

Корефан – друг

Крутяк – интересная весть, вещь, захватывающее событие

Колись – раскрой секрет

Контроша – контрольная работа

Кликуха – кличка

Л

Лузер – неудачник

М

Махач – драка

Матка – математика.

Мобила – мобильный телефон

Макс – Максим.

Мотик – мотоцикл

Музон – музыка

Н

На фига – зачем

Ни фига – ничего

Напульсник – браслет

Ништяк – всё в порядке

Никитос – Никита

Нормаль – нормально

О

Отвянь – отстань

Окей – конечно, хорошо

Облом – неудача

Офигеть – обалдеть

П

Пара – два

Пипец – конец, выражение досады

Природа – урок природоведения

Р

Разводить – обманывать

С

Скатывать – списывать

Свалить – уйти, убежать

Сфоткаться – сфотографироваться

Слышь ты – употребляется в качестве обращения, для привлечения внимания.

Стрёмно – некрасиво, позорно

Т

Трояк – три

Труба – телефон

Тубзик – туалет

Телек – телевизор

Типо – как бы

Тормоз – глупый

Тачка – автомобиль

У

Училка – учительница

Ф

Фотик – фотоаппарат

Финиш- конец, итог, выражение восторга, удивления.

Фуфло – подделка, обман

Футбик – футбол

Х

Хавчик – еда

Ч

Чел – человек

Чувак – человек

Ш

Шкет – маленького роста человек

Шо-шо – что

Шнобиль – нос






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!