Разработка урока по русскому языку. 6 класс.
«Слитное и раздельное написание не с глаголами,
существительными и прилагательными».
Оборудование:
Русский язык. 6 кл.: учеб. для ОУ/ под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. –М.: Дрофа, 2013./
Раздаточный материал.
Тип урока: проблемно-поисковый, повторительно - обобщающий.
Цель урока:
1.Выявить уровень сформированного навыка правописания НЕ с глаголами, именами существительными и прилагательными у учащихся (для учителя).
2. Систематизировать полученные знания о правописании НЕ с глаголами, именами существительными и прилагательными (для учащихся).
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Я рада видеть вас всех в этом классе. Надеюсь на вашу поддержку и нашу общую плодотворную работу. Не забываем оценивать свои действия в специальных листах – ЛИСТАХ ОЦЕНИВАНИЯ . Подпишите их.
2. Проверка домашнего задания.
- Дома вы выполнили 61-ое упражнение. Как озаглавили текст? Назовите слова, в которых вставляли окончание. Объясните свой выбор.
- Чтобы написать правильно окончание, что необходимо сделать в первую очередь?
- Чтобы не ошибиться в правописании окончания глагола, что надо сделать?
- Чтобы не ошибиться в правописании окончания имени существительного..?
- Чтобы не ошибиться в правописании окончания имени прилагательного..?
- ОЦЕНИТЕ, как вы справились с домашним заданием. Поставьте отметку в оценочные листы.
- Сдайте тетради на проверку.
- Запишите в тетрадях №2:
Двадцать первое сентября.
Классная работа.
3. Активизация опорных знаний.
- Найдите в листах), которые лежат у вас на столах, задание 1. Выполните его.
(1 ученик выполняет у доски)
Задание 1. Распределите данные слова в группы. Запишите их в тетрадь в три столбика. Будьте внимательны!
(Не) годовать, (не)уважать, (не)смелый, (не) любить, (не)приятель, , (не)ряшливый,
(не)доумевать, (не)нависть, (не) быть, (не) погода, (не)интересный,
Ответ:
(Не) годовать,
(не) уважать,
(не) любить,
(не) доумевать,
(не) быть
(не)смелый,
(не)ряшливый,
(не)интересный.
(не) приятель,
(не) нависть,
(не) погода.
- ОЦЕНИТЕ себя: как вы справились с заданием №1.
4.Целеполагание.
Проблемный вопрос:
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (ученики формулируют тему урока, записывают в тетради)
- Что вы знаете по теме урока?
- Что хотели бы узнать?
- Сформулируйте цель для себя…
5. Исследование языкового материала.
Задания №2
- Ребята, прочитайте слова и ответьте на вопросы: 1.Что между ними общего?
2.Чем они отличаются друг от друга? Почему?
Негодовать Не болеть
Недоумевать Не читать
Ненавидеть Не помогать
Недомогать Не найти
Ненавидеть Не любить
Нездоровится Не отвечать
Задание 3
- Ребята, давайте вспомним лексическое значение слов-глаголов, которые пишутся с не слитно.
(Работая в парах, учащиеся должны стрелочками правильно указать значение глагола).
– это значит заставлять, принуждать делать что-то. 4
2.Негодовать
– это значит сомневаться, колебаться. 1
3.Неистовствовать
– это значит находиться в болезненном состоянии. 5
4.Неволить
– это значит находиться в состоянии нездоровья. 6
5.Недомогать
– это значит проявлять ярость. 3
6.Нездоровится
– это значит выражать возмущение, крайнее неудовольствие. 2
- ОЦЕНИТЕ себя: как вы справились с заданием№3.
ВЫВОД: - Сформулируйте правило написания не с глаголами. (Ученики формулируют вывод)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Прослушайте внимательно стихотворение. В нём рассказывается о словах, которые без НЕ не употребляются. По ходу моего чтения, как только вы услышите слова, которые без -НЕ не употребляются в нашей речи, вы должны поднять руки вверх. Итак, начинаем:
Бори́с Влади́мирович Заходе́р
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением.
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
6. Работа с учебником.
-Теперь давайте вернемся к первому нами выполненному заданию. Назовите имена существительные и прилагательные, которые могут без НЕ употребляться.
(неприятель, непогода, несмелый и неинтересный)
- А почему они пишутся с НЕ слитно? ( озвучивают свои предположения…)
– Откройте учебник на странице 27 (параграф № 8). Найдите и прочитайте в теоретическом материале ту часть, где говорится о том, при каком условии НЕ пишется с именами существительными и прилагательными слитно? Отвечайте, опираясь на материал учебника.
(Если к существительному или прилагательному можно подобрать синоним без не.)
- Что такое синонимы? (слова разные по звучанию, но близкие по значению)
– Ребята, подберите синонимы, синонимичные словосочетания к словам
Неприятель – враг
Непогода – слякоть, плохая погода
Несмелый – трусливый, робкий, боязливый
Неинтересный – унылый, кислый, скучный
ВЫВОД: - При каком условии имена существительные и прилагательные пишутся слитно?
(если к ним можно подобрать синонимы)
- Продолжаем работу с учебником. Найдите и прочитайте в теоретическом материале ту часть, где говорится о том, при каком условии не с именами существительными и прилагательными пишется раздельно?
1. Если слово без не не употребляется:
ненависть,
негодование,
недоумение.
2. Если слово можно заменить синонимом без не:
неудача (поражение),
несчастье (горе).
1. При чистом отрицании:
Свет не резкий. Это не тигр.
2. При наличии противопоставления союзом а.
Это не правда, а ложь.
Игра была не интересной, а случной.
ЗАПИШИТЕ ПРИМЕРЫ В ТЕТРАДЬ
- ОЦЕНИТЕ свою работу с теоретическим материалом учебника.
7. Закрепление. Выполнение упражнения 64.
1) Это неаккуратный человек - на нем мятая одежда. Пишем НЕ с прилагательным слитно.
Этот человек не аккуратный, а неряшливый. В этом предложении есть противопоставление, писать надо раздельно.
У Федора неаккуратный почерк, поэтому написать поздравление поручили другому.
У Кати не аккуратная подруга, а неряшливая.
2) Неправда была в каждом слове. – Петя сказал не правду, а ложь.
3) Неприятель занял позиции вокруг города. – По данному делу Михаил не приятель, а соперник.
Он мне не приятель, а просто знакомый
3) Несправедливость обижает любого человека. – В его решении не справедливость, а предвзятость.
4) Несчастье постучалось в их тихий дом. – Не счастье, а горе объединило этих людей.
- ОЦЕНИТЕ себя: как вы справились с заданием упражнения 64; легко ли было придумать предложения?
ВЫВОД: - Когда же имена существительные и прилагательные с НЕ надо писать раздельно?
8. Проверочная работа .
Ключ:
1. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) нельзя его (не)волить 2) (не)растаял 3) (не)увидел
2. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)удивлялся 2) (не)обидит 3) (не)здоровится
3. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)был в школе 2) (не)узнаешь 3) (не)навидел
4. Подчеркните слово, которое не употребляется без НЕ: непогода, ненастье, несчастье.
5. Укажите прилагательное, которое с НЕ пишется то слитно, то раздельно:
1) нелюдимый; 2) нелепый; 3) неаккуратный.
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь листочками. Поставьте отметку за выполнение 5 заданий (1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3»).
9. Оценки. В оценочных листах ребята себе выставляют общую оценку за урок.
Листы с заданиями, проверочную работу и оценочные листы сдают учителю.
10. Итоги.
- Как пишется НЕ с глаголам?
- Закончите предложение: И глаголы, и имена существительные, и имена прилагательные пишутся слитно, если…
- При каком условии имена существительные и прилагательные пишутся слитно?
- При каком условии имена существительные и прилагательные пишутся раздельно?
11. Рефлексия. У каждого ученика карточки с оцениванием.На обратной стороне запишите следующее. Прошу выбрать одно предложение и закончить его.
Продолжите предложения:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я научился…
9.У меня получилось …
10.Я смог…
12. Домашнее задание: выполнить упражнения № 63,66
Читают задание. Если возникают вопросы, задают их.