СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слитное и раздельное написание не с глаголами,существительными и прилагательными.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Слитное и раздельное написание не с глаголами,существительными и прилагательными.»

Разработка урока по русскому языку. 6 класс.

«Слитное и раздельное написание не с глаголами,

существительными и прилагательными».

Оборудование:

  1. Русский язык. 6 кл.: учеб. для ОУ/ под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. –М.: Дрофа, 2013./

  2. Раздаточный материал.

Тип урока: проблемно-поисковый, повторительно - обобщающий.

Цель урока:

1.Выявить уровень сформированного навыка правописания НЕ с глаголами, именами существительными и прилагательными у учащихся (для учителя).

2. Систематизировать полученные знания о правописании НЕ с глаголами, именами существительными и прилагательными (для учащихся).


Ход урока.


1.Организационный момент.

- Я рада видеть вас всех в этом классе. Надеюсь на вашу поддержку и нашу общую плодотворную работу. Не забываем оценивать свои действия в специальных листах – ЛИСТАХ ОЦЕНИВАНИЯ . Подпишите их.


2. Проверка домашнего задания.

- Дома вы выполнили 61-ое упражнение. Как озаглавили текст? Назовите слова, в которых вставляли окончание. Объясните свой выбор.

- Чтобы написать правильно окончание, что необходимо сделать в первую очередь?

- Чтобы не ошибиться в правописании окончания глагола, что надо сделать?

- Чтобы не ошибиться в правописании окончания имени существительного..?

- Чтобы не ошибиться в правописании окончания имени прилагательного..?

- ОЦЕНИТЕ, как вы справились с домашним заданием. Поставьте отметку в оценочные листы.

- Сдайте тетради на проверку.

- Запишите в тетрадях №2:

Двадцать первое сентября.

Классная работа.

3. Активизация опорных знаний.

- Найдите в листах), которые лежат у вас на столах, задание 1. Выполните его.

(1 ученик выполняет у доски)

Задание 1. Распределите данные слова в группы. Запишите их в тетрадь в три столбика. Будьте внимательны!

(Не) годовать, (не)уважать, (не)смелый, (не) любить, (не)приятель, , (не)ряшливый,

(не)доумевать, (не)нависть, (не) быть, (не) погода, (не)интересный,



Ответ:

(Не) годовать,

(не) уважать,

(не) любить,

(не) доумевать,

(не) быть

(не)смелый,

(не)ряшливый,

(не)интересный.

(не) приятель,

(не) нависть,

(не) погода.



- ОЦЕНИТЕ себя: как вы справились с заданием №1.

4.Целеполагание.

Проблемный вопрос:

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (ученики формулируют тему урока, записывают в тетради)

- Что вы знаете по теме урока?

- Что хотели бы узнать?

- Сформулируйте цель для себя…


5. Исследование языкового материала.

Задания №2 

- Ребята, прочитайте слова и ответьте на вопросы: 1.Что между ними общего?

2.Чем они отличаются друг от друга? Почему?

Негодовать Не болеть

Недоумевать Не читать

Ненавидеть Не помогать

Недомогать Не найти

Ненавидеть Не любить

Нездоровится Не отвечать


Задание 3 

- Ребята, давайте вспомним лексическое значение слов-глаголов, которые пишутся с не слитно.

(Работая в парах, учащиеся должны стрелочками правильно указать значение глагола).

– это значит заставлять, принуждать делать что-то. 4

2.Негодовать

– это значит сомневаться, колебаться. 1

3.Неистовствовать

– это значит находиться в болезненном состоянии. 5

4.Неволить

– это значит находиться в состоянии нездоровья. 6

5.Недомогать

– это значит проявлять ярость. 3

6.Нездоровится

– это значит выражать возмущение, крайнее неудовольствие. 2


- ОЦЕНИТЕ себя: как вы справились с заданием№3.


ВЫВОД: - Сформулируйте правило написания не с глаголами. (Ученики формулируют вывод)


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Прослушайте внимательно стихотворение. В нём рассказывается о словах, которые без НЕ не употребляются. По ходу моего чтения, как только вы услышите слова, которые без -НЕ не употребляются в нашей речи, вы должны поднять руки вверх. Итак, начинаем:


Бори́с Влади́мирович Заходе́р

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением.

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всём была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная.

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха


6. Работа с учебником.

-Теперь давайте вернемся к первому нами выполненному заданию. Назовите имена существительные и прилагательные, которые могут без НЕ употребляться.

(неприятель, непогода, несмелый и неинтересный)

- А почему они пишутся с НЕ слитно? ( озвучивают свои предположения…)

– Откройте учебник на странице 27 (параграф № 8). Найдите и прочитайте в теоретическом материале ту часть, где говорится о том, при каком условии НЕ пишется с именами существительными и прилагательными слитно? Отвечайте, опираясь на материал учебника.

(Если к существительному или прилагательному можно подобрать синоним без не.)

- Что такое синонимы? (слова разные по звучанию, но близкие по значению)

– Ребята, подберите синонимы, синонимичные словосочетания к словам

Неприятель – враг

Непогода – слякоть, плохая погода

Несмелый – трусливый, робкий, боязливый

Неинтересный – унылый, кислый, скучный


ВЫВОД: - При каком условии имена существительные и прилагательные пишутся слитно?

(если к ним можно подобрать синонимы)


- Продолжаем работу с учебником. Найдите и прочитайте в теоретическом материале ту часть, где говорится о том, при каком условии не с именами существительными и прилагательными пишется раздельно?

1. Если слово без не не употребляется:

ненависть,
негодование,
недоумение.

2. Если слово можно заменить синонимом без не:

неудача (поражение),
несчастье (горе).

1. При чистом отрицании:

Свет не резкий. Это не тигр.

2. При наличии противопоставления союзом а.

Это не правда, а ложь.

Игра была не интересной, а случной.

ЗАПИШИТЕ ПРИМЕРЫ В ТЕТРАДЬ


- ОЦЕНИТЕ свою работу с теоретическим материалом учебника.


7. Закрепление. Выполнение упражнения 64.

1) Это неаккуратный человек - на нем мятая одежда. Пишем НЕ с прилагательным слитно.

Этот человек не аккуратный, а неряшливый. В этом предложении есть противопоставление, писать надо раздельно.

У Федора неаккуратный почерк, поэтому написать поздравление поручили другому.

У Кати не аккуратная подруга, а неряшливая.

2) Неправда была в каждом слове. – Петя сказал не правду, а ложь.

3) Неприятель занял позиции вокруг города. – По данному делу Михаил не приятель, а соперник.

Он мне не приятель, а просто знакомый

3) Несправедливость обижает любого человека. – В его решении не справедливость, а предвзятость.

4) Несчастье постучалось в их тихий дом. – Не счастье, а горе объединило этих людей.


- ОЦЕНИТЕ себя: как вы справились с заданием упражнения 64; легко ли было придумать предложения?


ВЫВОД: - Когда же имена существительные и прилагательные с НЕ надо писать раздельно?


8. Проверочная работа .

Ключ:

1. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) нельзя его (не)волить 2) (не)растаял 3) (не)увидел

2. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно: 

1) (не)удивлялся 2) (не)обидит 3) (не)здоровится

3. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно: 

1) (не)был в школе 2) (не)узнаешь 3) (не)навидел

4. Подчеркните слово, которое не употребляется без НЕнепогода, ненастье, несчастье.

5. Укажите прилагательное, которое с НЕ пишется то слитно, то раздельно:

1) нелюдимый; 2) нелепый; 3) неаккуратный.

Взаимопроверка.

Поменяйтесь листочками. Поставьте отметку за выполнение 5 заданий (1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3»).

9. Оценки. В оценочных листах ребята себе выставляют общую оценку за урок.

Листы с заданиями, проверочную работу и оценочные листы сдают учителю.


10. Итоги.

- Как пишется НЕ с глаголам?

- Закончите предложение: И глаголы, и имена существительные, и имена прилагательные пишутся слитно, если…

- При каком условии имена существительные и прилагательные пишутся слитно?

При каком условии имена существительные и прилагательные пишутся раздельно?

11. Рефлексия. У каждого ученика карточки с оцениванием.На обратной стороне запишите следующее. Прошу выбрать одно предложение и закончить его.


Продолжите предложения:


1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовал, что…

8. Я научился…

9.У меня получилось …

10.Я смог…


12. Домашнее задание: выполнить упражнения № 63,66

Читают задание. Если возникают вопросы, задают их.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!