СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок с презентацией и самоанализом.

Просмотр содержимого документа
«2 этап»

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

Цели урока:

Образовательные:

- повторить условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными;

- формировать умение различать частицу и приставку не.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, интерес к изучению предмета;

Развивающие:

совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, навыки синтаксического разбора сложных предложений;

Коррекционно-развивающие:

- способствовать обогащению лексического состава речи, совершенствовать мыслительные операции.

ХОД УРОКА:

I. 1. Орг. момент. Объявление темы и целей урока.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа и тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»

2. Посмотрите на экран. Перед вами три картины. Какой темой объединены данные изображения? (осень) СЛАЙД 1,2,3

- внимательно посмотрите на следующий слайд: перед вами словосочетания, которые описывают осень, давайте попробуем вместе определить, как же пишется НЕ слитно или раздельно СЛАД 4

осень (не)повод грустить
(не)слышны июля грозы
(не)настная погода
речка (не)замерзла
(не)угомонный листопад
птицы кричат (не)громко
(не)покрытая снегом трава
еще (не)пожелтевшая листва
(не)все листья опали
листья падают совсем (не)слышно

- проверим себя СЛАЙД 5 и запишем словосочетания в тетрадь: упр.1

осень – не повод грустить

не слышны июля грозы

ненастная погода

речка не замерзла

неугомонный листопад

птицы кричат негромко

не покрытая снегом трава

еще не пожелтевшая листва

не все листья опали

листья падают совсем не слышно

- Сколько ошибок мы с вами допустили? (……)

3. Самостоятельная работа по учебнику.

- Чтобы еще раз вспомнить правила и не допускать ошибок в будущем, давайте откроем учебник на стр. 17 и прочитаем правила параграфа 5 (Читаем по очереди) СЛАЙД 6

- Чтобы закрепить прочитанное, перескажите друг другу то, о чем прочитали.

- Краткий опрос по правилу (отмечено в учебнике)

4. Чтобы вам было проще работать на уроке, я распечатала для вас вспомогательные таблицы, которые вы дома вклеите в свои тетради для правил. СЛАЙД 7

- Посмотрите внимательно на таблицу. Для удобства я выведу вам такую же табличку на экран.

- Какой разряд имен прилагательных может писаться с НЕ слитно? (только качественные)

- Обратите внимание на правописание НЕ с глаголами, у которых есть приставка ДО

5. Пробное учебное действие. В тетрадях запишем упр 29

- Прочитайте задание.

- Комментированное письмо у доски по одному.

- Объясните с помощью таблицы и правила из учебника выбор написания НЕ с частями речи.

- Частицу НЕ обводим в квадрат.

6. Здоровье сберегающие технологии. Физ.минутка СЛАЙД 8


По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: "Поработать нужно!"

- Слова какой части речи в нашей разминке мы употребили чаще всего? (деепричастия)

6. Закрепление. Индивидуальная работа с взаимопроверкой. Упр. 2

- Записываем под диктовку словосочетания.

невзрачный вид, ничуть не интересный рассказ, несмотря на то, что…, недосмотреть за ребёнком, не решив вопроса, не просохший после дождя, далеко не убедительный довод, не жалко времени, нисколько не интересно, ни с чем не сравнимый день, нелепый наряд, никому не известный автор, идти незачем, не освещённый солнцем лес, обратиться не к кому

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга, ключ и система оценивания на экране СЛАЙД 9,10,11

- Проверяем, оцениваем, меняемся тетрадями

- Кто написал на «5»? На «4»?

7. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Давайте подведем итог. У каждого из вас на парте лежит листок с маленькой анкетой, подпишите его, заполните и передайте мне


Фамилия, имя:

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен


8. Домашнее задание:

написать сочинение-миниатюру «Осенняя пора», включив в него словосочетания из упр 1.




Часть речи.

Раздельно.

Слитно.

Имя существительное.

Есть противопоставление с союзом «а» (не правда, а ложь).

1. Не употребляется без НЕ (невольник).

2. Можно заменить синонимом без НЕ (неправда = ложь).

Качественные полные и краткие прилагательные.

.

1.Есть противопоставление с союзом «а» ( не правдивый, а лживый; не правдив, а лжив).

2. Впереди есть слова: вовсе не, отнюдь не, ничуть не, далеко не, нисколько не

(вовсе не правдивый).

1. Не употребляется без НЕ  (ненастный).

2. Можно заменить синонимом без НЕ (неправдивый=лживый, неправдив = лжив)

Наречия на - О,- Е




1.Есть противопоставление с союзом «а» (не богато, а бедно; не часто, а редко)

2. Впереди есть слова: вовсе не, отнюдь не, ничуть не, далеко не, нисколько не (отнюдь не плохо, нисколько не убедительно)

3. Не жалко, не скучно, не холодно и т.д., когда наречия обозначают состояние человека и природы

1. Не употребляется без НЕ (нелепо, недоумевающе)

2. Можно заменить синонимом без НЕ (неплохо=хорошо, немного=мало)

Полные причастия.

1. У причастия есть зависимое слово (не решённый мной).

2. Есть противопоставление с союзом «а» (не решённыйа списанный пример).


1. Не употребляется без НЕ  (недоумевающий).

2. Нет зависимого слова (нерешённый пример).

3. Нет противопоставления с союзом «а».

Краткие причастия.

Всегда раздельно

рассказ не прочитан, поле не вспахано

Глагол.

1. Если можно употребить без НЕ (не было, не мог).

2. НЕ  до…. (действие не закончено: не доел суп, не дочитал главу).

 

1. Если без НЕ не употребляются (ненавидеть, негодовать)

2. НЕДО… (выполнено меньше ста процентов, меньше нормы: недобрать баллов, недостаёт красок).

Деепричастие.

Если употребляется без НЕ: не зная, не думая.

Если без НЕ не употребляются: ненавидя, неистовствуя, негодуя, недоумевая.

Схема самоанализа урока русского языка.

Эта схема подойдет для самооценки любого предмета

1. Общая характеристика класса, которая включает в себя анализ в процентном соотношении:

общего развития учеников;

знаний учеников по русскому языку;

личностного развития.

2. Взаимосвязь изучаемого с пройденным ранее материалом.

3. Характеристика целей занятия:

образовательная;

воспитательная;

развивающая.

4. План занятия. Характеристика:

учебный материал, который будет рассматриваться на уроке;

методы преподавания;

приемы преподавания;

формы организации деятельности учеников.

5. Анализ этапов урока. Как использованные педагогические и дидактические приемы повлияли на усвоение учениками изучаемого материала?

6. Анализ компонентов урока:

целесообразность применения;

конечная результативность.

7. Функциональность:

оправдана ли выбранная структура занятия;

соответствует ли уровень заданий общему уровню класса;

анализ качества отношений между классом и педагогом.

8. Оценка конечного результата:

определение того, насколько запланированная цель достигнута на занятии;

если не достигнута, то по каким причинам это произошло;

вывод.


Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение.

Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Темп и ритм урока были высокими, но комфортными. Дети привыкли работать активно и быстро. Действия учителя и учеников были завершёнными. 
         В ходе урока дети повторили условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи, вспомнили материал 5, 6, 7 классов и узнали новые для себя правила «правописание глаголов с частицей НЕ в составе НЕДО…».

Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Письменная работа велась в тетрадях и на доске.

Работоспособность учащихся в течение всего урока была высокой. Этому способствовали активные методы обучения, нестандартная форма урока, хорошее владение учащимися теоретическими знаниями.

Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Создана ситуация успеха для каждого учащегося. Учащиеся чувствовали себя комфортно.  Эмоциональное состояние учащихся соответствовало эмоциональному состоянию учителя. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Стиль общения учителя с учениками - демократический. На уроке менялись виды деятельности, оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения.

Цели в течение урока были достигнуты.

Урок имел форму познавательной и обобщающей фронтальной деятельности. При выполнении заданий ученики показывают и закрепляют свои знания по изученной теме, а также развивают новые знания.

Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.

Труд детей был оценён, были выставлены  положительные отметки.

Недочёты в работе:…………………………………




Просмотр содержимого презентации
«2 этап»

СЛИТНО ИЛИ РАЗДЕЛЬНО?  осень (не)повод грустить  (не)слышны июля грозы  (не)настная погода  речка (не)замерзла  (не)угомонный листопад  птицы кричат (не)громко  (не)покрытая снегом трава  еще (не)пожелтевшая листва  (не)все листья опали  листья падают совсем (не)слышно

СЛИТНО ИЛИ РАЗДЕЛЬНО? осень (не)повод грустить (не)слышны июля грозы (не)настная погода речка (не)замерзла (не)угомонный листопад птицы кричат (не)громко (не)покрытая снегом трава еще (не)пожелтевшая листва (не)все листья опали листья падают совсем (не)слышно

ПРОВЕРЯЕМ осень не п овод грустить не с лышны июля грозы нен астная погода речка не з амерзла неу гомонный листопад  птицы кричат нег ромко  не п окрытая снегом трава  еще не п ожелтевшая листва  не в се листья опали  листья падают совсем не с лышно

ПРОВЕРЯЕМ

осень не п овод грустить

не с лышны июля грозы

нен астная погода

речка не з амерзла

неу гомонный листопад

птицы кричат нег ромко

не п окрытая снегом трава

еще не п ожелтевшая листва

не в се листья опали

листья падают совсем не с лышно

Часть речи.

Раздельно.

Имя существительное.

Есть противопоставление с союзом «а» ( не правда, а   ложь ).

Качественные полные и краткие прилагательные.

Слитно.

Наречия на - О,- Е

1.Есть противопоставление с союзом «а» (  не правдивый, а лживый; не правдив, а лжив ).

.

1. Не употребляется без НЕ ( невольник ).

2. Впереди есть слова: вовсе не, отнюдь не, ничуть не, далеко не, нисколько не

1.Есть противопоставление с союзом «а» (не богато, а бедно; не часто, а редко)

2. Можно заменить синонимом без НЕ ( неправда  =  ложь ).

1. Не употребляется без НЕ  ( ненастный ).

Полные причастия.

2. Впереди есть слова: вовсе не, отнюдь не, ничуть не, далеко не, нисколько не (отнюдь не плохо, нисколько не убедительно)

Краткие причастия.

1. У причастия есть зависимое слово  (не решённый   мной ).

1. Не употребляется без НЕ (нелепо, недоумевающе)

2. Можно заменить синонимом без НЕ ( неправдивый=лживый , неправдив = лжив)

( вовсе не правдивый) .

2. Можно заменить синонимом без НЕ (неплохо=хорошо, немного=мало)

Глагол.

2. Есть противопоставление с союзом «а» ( не решённыйа списанный пример ).

Всегда раздельно

3. Не жалко, не скучно, не холодно и т.д., когда наречия обозначают состояние человека и природы

1. Не употребляется без НЕ  ( недоумевающий ).

Деепричастие.

1. Если можно употребить без НЕ ( не было, не мог).

рассказ не прочитан, поле не вспахано

2. Нет зависимого слова ( нерешённый пример ).

2. НЕ  до…. (действие не закончено:  не доел суп, не дочитал главу ).

Если употребляется без НЕ : не зная, не думая .

1. Если без НЕ не употребляются ( ненавидеть, негодовать )

3. Нет противопоставления с союзом «а».

 

2. НЕДО… (выполнено меньше ста процентов, меньше нормы: недобрать баллов, недостаёт красок ).

Если без НЕ не употребляются: ненавидя, неистовствуя, негодуя, недоумевая .

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  По швам руки ОПУСКАЯ,  Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,  Корпус влево НАКЛОНЯЯ,  Затем вправо ПРОГИБАЯ,  Головою ПОМОТАВ  ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...  ОТДОХНУВ немного дружно,  Скажем:

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА По швам руки ОПУСКАЯ, Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ, Корпус влево НАКЛОНЯЯ, Затем вправо ПРОГИБАЯ, Головою ПОМОТАВ ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ... ОТДОХНУВ немного дружно, Скажем: "Поработать нужно!"

КЛЮЧ (часть 1)   невзрачный вид,  ничуть не интересный рассказ,  несмотря на то, что…,  недосмотреть за ребёнком,  не решив вопроса,  не просохший после дождя,  далеко не убедительный довод,  не жалко времени,

КЛЮЧ (часть 1) невзрачный вид, ничуть не интересный рассказ, несмотря на то, что…, недосмотреть за ребёнком, не решив вопроса, не просохший после дождя, далеко не убедительный довод, не жалко времени,

КЛЮЧ (часть 2)   нисколько не интересно,  ни с чем не сравнимый день,  нелепый наряд,  никому не известный автор,  идти незачем,  не освещённый солнцем лес,  обратиться не к кому

КЛЮЧ (часть 2) нисколько не интересно, ни с чем не сравнимый день, нелепый наряд, никому не известный автор, идти незачем, не освещённый солнцем лес, обратиться не к кому

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ    Количество ошибок Оценка  0 – 1 «5»  2 – 3 «4»  4 – 5 «3»  больше 5 «2»

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ Количество ошибок Оценка 0 – 1 «5» 2 – 3 «4» 4 – 5 «3» больше 5 «2»