На уроках русского языка во 2-ом классе обязательным этапом урока является «Минутка чистописания». Чтобы избежать рутинности в переписывании слогов, буквосочетаний, слов и т.д. я составила цикл дидактических игр «Слоговое лото», которые являются «переходным мостиком» к изучаемой теме урока или к знакомству с новым словарным словом.
Цель таких игр – разностороннее развитие личности младшего школьника, что соответствует государственным образовательным стандартам общего образования второго поколения.
Вытекающие задачи:
Привитие интереса к учебному предмету «Русский язык»
Развитие всех видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, каллиграфическое письмо)
Совершенствование важнейших практических умений и навыков, обучение универсальным учебным действиям.
Формирование детского речевого творчества через систему комплексной работы со звуком, буквой, словом, понятием; привлекая дополнительные информационные источники (словари, энциклопедии т.д.)
Повышение орфографической зоркости и словарного запаса младшего школьника
Создание потребности и желания использовать изученный материал на уроках и во внеурочном речевом общении. Ведь последнее, как известно, условие жизни человека, условие его нормального развития и бытия, что и подтверждается словами М.М.Бахтина, ставшими теперь почти что афоризмом: «Быть – значит общаться…»
Алгоритм проведения игры:
а). Чтение написанных буквосочетаний
б). Классификация буквосочетаний на группы по определенным признакам (работа ведется на индивидуальных досках, пишут маркером, работают сообща в паре)
в). Аукцион слов, полученных из буквосочетаний
г). Угадывание и выделение правильного слова (или слов)
д). Прогнозирование его значения и правописания
е). Проверка по толковому или орфографическому словарю
ж). Фиксация темы, понятия, словарного слова
Принцип дидактической игры «Слоговое лото» лежит в основе деятельностного метода, который я часто использую на уроках русского языка, как при открытии новых знаний, так и при решении частных задач.
Ненавязчивая игровая форма работы может сопровождаться стихотворением, которое приносит на урок литературный персонаж Незнайка, Хоббит и др.
Вот сейчас напишем слоги,
И из них мы сложим слово.
Слова наши разные:
Добрые, прекрасные,
Но они нам всем нужны-
Учат разуму они.
Тема: Слова – предметы.
1 урок. Ты // ед // ид // пре // при // дм // м’э // мет //
- На какие группы можно разбить написанное?
1). Закрытые и открытые слоги; не слоги


ед ты дм
ид пре
мет при
2). Слова; части слова; сокращенные слова




ты пре ед (единицы)

при дм (дециметр)
мет
- Какие слова можно собрать из слогов?
(ПРИМЕТЫ ПРЕДМЕТЫ)
- Что означают эти слова?
(После ответов детей целесообразно обратиться к «Толковому словарю», направив детей на нужное слово «предметы». После звукового анализа слова зачеркиваем в строчке чистописания слог ид, т.к. это орфоэпическая модель, а выбираем орфографическую и оформляем учебную тему урока:
СЛОВА – ПРЕДМЕТЫ. [ПР’ИДМ’ЭТЫ]
Далее, обращаемся к учебнику Р.Бунеевых «Русский язык» Раздел «Слово».
Подтверждаем правильность выбора слова и его написания, фиксируем ситуацию успеха и продолжаю работу по теме урока.


2 урок. Не // душ // оа // нн // ши // ев // ны // лён// е //
- Какие знакомые буквосочетания опасных мест увидели? (нн, ши)
- На какие группы можно разбить написанное?
(Возможно повторение групп из предыдущего урока и алгоритм игры повторяется.
Фиксация темы: одушевлённые и неодушевлённые предметы)


[ адушывл’оный’э]
3 урок. Во // ва // со // ей // ро // ра // бьи // би // оро // оло // на // ка //
- Назовите знакомые орфограммы (оро, оло, бьи)
Повторение алгоритма игры по классификациям на группы.
- Какие слова получились? Запись транскрипции:
[сарока], [варона], [вараб’эй], [вараб’и].
Прогнозируем, где могут быть опасные места в слове, затем ищем подтверждение в орфографическом словаре, вычеркиваем лишние слоги из строки чистописания. Запись с комментированием в тетрадь: сорока, ворона, воробей, воробьи.
- К какой группе предметов отнесём названия этих птиц: одушевленные или неодушевленные?
- Почему? Задайте вопросы.
Фиксация темы и отработка по теме: «Учусь задавать вопросы кто? и что?»
1 2 3 4 5 6
4 урок. Е // су // ны // щест // тель // ви //
- Попробуйте составить новое слово по подсказке: 246531.
Существительные
- Кто знает, что обозначает это слово?
- Вслушайтесь в его произношение: что-то существует, существенное.
Фиксация темы: Существительные – так лингвисты называют слова – предметы. Это научное понятие. Мы сегодня будем учиться находить имена существительные в тексте.
Русский язык – язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых…
Кажется, что все-то нам давным-давно известно о слове. Ну, слово и слово. Просто и понятно. А ведь СЛОВО – НАСТОЯЩЕЕ ЧУДО, САМОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ, ЧТО ЕСТЬ НА СВЕТЕ!