Этап занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | Теоретическое обоснование |
I. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! -Произнесите звук столько раз сколько раз я хлопну в ладоши: (показываю карточку с буквой А) !!!, !!; (показываю карточку с буквой О) !!, !!!!; (показываю карточку с буквой У) !!, !; (показываю карточку с буквой И) !!!, !!; - Молодцы! Сядьте на свои места, приготовьте руки. (Игра «Кулак, ребро, ладонь») - Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату. | Смотрят на карточку с буквой, запоминают, какой звук будут произносить. Произносят звук в соответствие с заданием учителя (столько же раз и в таком же темпе), хорошо артикулируя. Садятся на места, кладут руки на парту, стараются выполнить задание учителя без ошибок, разминают пальчики, готовят руку к письму. Записывают в тетради дату. | Регулятивные УУД: проявляют волевую саморегуляцию. сопоставляют свою работу с образцом, отличают верно выполненное задание от неверного Коммуникативные УУД: умеют слушать Личностные УУД: создают положительный эмоциональный настрой. |
II. Постановка учебной задачи | - Вспомним, какие звуки мы произносили во время разминки. (А, О, У, И). - Какие это звуки? (Гласные) - Каким цветом их обозначают на схеме? (Красным цветом) Прикрепляю к доске красную фишку. - Посмотрите на доску. На карточках у меня было записано слово, но оно рассыпалось. Давайте его соберем. (На карточках слоги ПО ЛЯН КА) - Как называются части, на которые рассыпалось слово? (Слоги) -Правильно, слоги. Сегодня мы будем работать со слогами, делить слова на слоги, составлять слова из рассыпанных слогов. - Почему сегодня на занятии нам нужно помнить о гласных звуках, почему мы их повторили? | Называют звуки. Отвечают на вопросы. Читают слоги на карточках (карточки со слогами прикреплены к доске). Составляют слово. Один человек составляет слово у доски. Отвечают на вопросы. Формулируют правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. | Регулятивные УУД: выделяют и осознают то, что уже усвоено Познавательные УУД: осуществляют слоговой синтез, строят речевые высказывания, находят и выделяют необходимую информацию. Коммуникативные УУД: участвуют в обсуждении, доносят свою позицию до других, умеют выслушивать мнение других Личностные УУД: формируют мотивацию к обучению и познанию, развивают способность к саморазвитию. |
III. Слоговой анализ и синтез на уровне слова 1) Слоговой синтез. Закрепление правила деления слов на слоги. | - Запишите слово ПОЛЯНКА в своих тетрадях, подчеркните гласные буквы. - Сколько гласных букв? Сколько слогов? (Полянка появляется на слайде) Слайд 2 - Посмотрите на следующее рассыпанное слово (На карточках слово О ЗЕ РО) - Соберите слово. Запишите в тетради. Подчеркните гласные буквы. - Сколько гласных букв? Сколько слогов? (Озеро появляется на слайде) Слайд 2 | Записывают слово. Самостоятельно подчеркивают гласные буквы. Отвечают на вопросы. Читают слоги на карточках. Составляют слово. Один человек составляет слово у доски. Записывают слово в тетрадь. Подчеркивают гласные буквы. Отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД: выделяют и осознают то, что уже усвоено. Познавательные УУД: осуществляют слоговой синтез, усваивают понятия «слог», «гласный звук», строят речевые высказывания. Коммуникативные УУД: участвуют в обсуждении, доносят свою позицию до других, умеют выслушивать мнение других. Личностные УУД: развивают способность к саморазвитию. |
2) Слоговой анализ и синтез. Графическая запись слов. Активизация словаря по теме «Хвойные деревья» | - На нашей полянке чего-то не хватает. Отгадаем загадки и увидим, что появится на картинке. - Отгадайте загадку, запишите слово графически. Ее всегда в лесу найдем- Пойдем гулять и встретим. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. (Ель) Слайд 3 У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. (Сосна) Слайд 4 Вроде сосен, вроде елок, А зимою без иголок. (Лиственница) Слайд 5 - Что общего у всех деревьев, о которых мы говорили? (Вместо листьев иголки) - Как называют такие деревья? (Хвойные) - Молодцы! Мы вспомнили хвойные деревья, и они появились на картинке. (Появляются на Слайде 6) | О тгадывают загадки. По одному у доски, остальные в тетрадях записывают отгадки графически – делят на слоги, выделяют гласный звук и записывают букву, ставят ударение. | Регулятивные УУД: составляют последовательность действий, сопоставляют свою работу с образцом, развивают саморегуляцию. Познавательные УУД: производят слоговой анализ, моделируют, структурируют знания и умения, строят речевые высказывания, развивают логическое мышление. Коммуникативные УУД: доносят свою позицию до других, высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы, умеют слушать других. Личностные УУД: развивают учебную активность |
Физкультминутка | Назову слог – присесть, назову слово – поднять руки вверх, встать на носочки, потянуться: та, сор, кот, ры, рыба, танец, лу, лук, за, заяц, эн, жа, лужа. | Вспоминают различие между понятиями «слог» и «слово». Выполняют упражнения. | Регулятивные УУД: развивают саморегуляцию Познавательные УУД: усваивают понятия «слог» и «слово» Личностные УУД: осознают важность сохранения и укрепления здоровья |
3) Слоговой анализ и синтез. Активизация словаря по теме «Лиственные деревья» | - Какие еще бывают деревья? (Лиственные) - Вспомним лиственные деревья. Представьте, что у нас урок математики. Попробуем решить примеры и отгадать слова. - Запишите слова в тетрадь. Подчеркните гласные буквы. Задание появляется на слайде, ответ в виде картинок. Осы – ы + и + на = осина Слайд 7 Душ – ш + б = дуб Слайд 8 Берег – рег +рё + за = берёза Слайд 9 Пальто – паль +поль = тополь Слайд 10 Малина – ма +па – на = липа Слайд 11 - Молодцы! Вы очень хорошо отгадали все лиственные деревья, и они появились на нашей полянке. (Появляются на слайде) Слайд 12 | Отвечают на вопрос. Отгадывают шарады, появляющиеся на слайде. Отгадку видят на картинке, вспоминают, как выглядят лиственные деревья. Записывают слова в тетрадь. Подчеркивают гласные буквы. | Регулятивные УУД: составляют последовательность действий, развивают саморегуляцию, Познавательные УУД: производят слоговой анализ и синтез, структурируют знания и умения, дополняют и расширяют имеющиеся знания. Коммуникативные УУД: умеют слушать других. Личностные УУД: развивают учебную активность |
4) Слоговой анализ. Работа с цифровыми линейками. | - Прочитайте слово, поднимите цифру, соответствующую количеству слогов. -Объясните, почему. | Дети читают слова из предыдущего задания. Показывают на цифровой линейке цифру, соответствующую количеству слогов в слове. Опорой служат подчеркнутые гласные буквы. Объясняют, повторяют, если нужно правило. | Регулятивные УУД: осознают качество и уровень усвоения знаний. Познавательные УУД: производят слоговой синтез, ориентируются в своей системе знаний. Коммуникативные УУД: доносят свою позицию до других, высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы, умеют слушать других. Личностные УУД: развивают учебную активность |
5)Деление слов на слоги. Самостоятельная работа. | - Запишите слова в три столбика в зависимости от количества слогов (слова записаны на карточках): Школа, берег, лес, облака, мост, солнышко, дерево, небо. Самопроверка (на слайде) Слайд 13 - Молодцы! Вы хорошо работали, как настоящие школьники. На нашей полянке появилась школа. (На слайде появляется изображение школы) Слайд 14 | Дети получают карточки со словами. Записывают слова в три столбика в зависимости от количества слогов. Проверяют правильность выполнения задания. | Регулятивные УУД: осознают качество и уровень усвоения знаний, составляют план решения поставленной задачи, развивают самоконтроль. Познавательные УУД: производят слоговой синтез, ориентируются в своей системе знаний. Личностные УУД: развивают учебную активность |
Физкультминутка Игра с мячом «Исправь, если неверно» | - Я буду кидать вам мяч, и говорить предложение, а вы найдите в нем ошибку, киньте мяч обратно и скажите правильно: На листочках дерево. Лист срывает жирафа с дерева. Дерево посадило мальчика. Дерево бодро стучало по дятлу. Дерево ударило в молнию. По белке прыгает дуб. Желуди едят свиней. Гроздья рябины охотно клюют снегирей. | Дети ловят мяч. Выявляют ошибку, допущенную при формулировке предложения. Формулируют предложение правильно, возвращая мяч учителю. | Регулятивные УУД: развивают саморегуляцию Познавательные УУД: формируют навык связного высказывания. Личностные УУД: осознают важность сохранения и укрепления здоровья |
IV. Слоговой анализ и синтез на уровне предложения | - Посмотрите, какая красивая картинка у нас получилась. Для того, чтобы попасть в школу, нам нужен мостик. Чтобы его построить, поработаем с предложениями. - Скажите, где стоит школа? На берегу озера школа. - Запишем предложение графически. - Сколько слов в предложении? - Разделить каждое слово на слоги; записать гласные; поставить ударение. - Повторите предложение по графической записи. - Запишите предложение себе в тетрадь. Аналогично проводится работа с предложениями: Около школы лес. В лесу растут красивые деревья. - Молодцы! Посмотрите, какой красивый мостик появился на рисунке. (На Слайде 14 появляется изображение мостика) Подведем итоги занятия. | Дети рассматривают получившуюся в течение занятия сюжетную картинку, составляют по ней предложения под руководством учителя. Записывают предложения графически, при этом один человек работает у доски, остальные у себя в тетрадях. После повторения по графической записи записывают предложение в тетрадь. | Регулятивные УУД: составляют последовательность действий, сопоставляют свою работу с образцом. Познавательные УУД: осознанно производят слоговой анализ, моделируют, используют знаково-символические средства, структурируют знания и умения, строят речевые высказывания. Коммуникативные УУД: доносят свою позицию до других, высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы, сотрудничают с учителем, умеют слушать других. Личностные УУД: развивают учебную активность |
V. Итог занятия 1) Проверка знаний. Тест. | - Поднимите карточки со знаками + или - (согласны или нет с утверждением) В слове столько слогов, сколько в нем согласных звуков. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Слог обязательно содержит гласную букву. Слог бывает без согласных букв. Слог может состоять из одной буквы. В слове ДОМ 3 слога. В слове ПАРК 1 слог. | Дети слушают предложение, поднимают карточки «+» или «-» | Регулятивные УУД: выделяют и осознают что уже усвоено, а что еще нужно усвоить, развивают контроль Личностные УУД: понимают значение границ собственного знания и незнания |
2) Рефлексия | - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. - Какое правило необходимо запомнить с сегодняшнего занятия? - Оцените свою работу на занятии («Дерево успеха») | Повторяют правило. Оценивают свою работу – прикрепляют к Дереву успеха красные, зеленые или желтые листочки в зависимости от количества допущенных ошибок. | Регулятивные УУД: самостоятельно определяют критерии оценивания, дают оценку деятельности. Познавательные УУД: анализируют, обобщают. Личностные УУД: стремятся к самоизменению, к приобретению новых знаний, выражают положительное отношение к процессу познания |