Родной (русский) язык и литературное чтение.
Класс: 1
Тема: Слова и предметы. Рисунки и предметы в общении. Слова и слоги. Звучание и значение слова.
Цель. Выяснить, что у предметов и слов, их называющих, разная работа.
Предметные задачи
• создать условия для развития у учащихся умения:
- использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;
Метапредметные задачи
• создать условия для развития у учащихся умения:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- определять общую цель и пути ее достижения;
- работать с книгой;
- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- слушать собеседника, вести диалог;
Ход урока.
I- Русский язык – наш родной язык: по-русски мы говорим, думаем, пишем. Но ведь есть и другие языки. Можете ли вы назвать некоторые из них?(ответы детей)
– У каждого народа – свой язык. Чем один язык отличается от другого? (словами)
Да, один язык от другого отличается словами. Вы знаете какие-нибудь слова на английском языке? А говорить по-английски вы умеете? А по-немецки говорить умеете? Почему? На каком языке говорим мы с вами?
Посмотрите на предмет и скажите, как его название звучит по-русски? по-английски? по-немецки?
Учитель показывает рисунок кошки
– Предмет один, а слова, которыми мы этот предмет называем, на разных языках звучат по-разному.
А русские слова вы знаете? Пусть каждый из вас скажет одно русское слово. Слова обозначим карточкой и будем их собирать в коробочку. Посмотрим, как много слов вы знаете.
Учитель проходит по рядам и собирает карточки
– Молодцы! Вы, конечно, знаете очень много русских слов и говорить по-русски умеете. А знаете ли вы, что такое слово?
Дети отвечают.
– Сейчас вы еще не можете правильно ответить на этот вопрос: «Что такое слово?» – но уже к концу урока узнаете о слове много нового.
Я вам сейчас покажу одну вещь. Вы все ее хорошо знаете. Называть ее не нужно. Скажите, что с ней можно сделать?
Учитель показывает игрушку машинку
- потрогать, покатать, разобрать.(ответы детей)
- А теперь я спрячу эту вещь и скажу слово машинка. Что можно сделать со словом машинка? Можно ли со словом машинка сделать то же, что мы сделали с вещью? Можно ли слово машинка поставить в вазочку, положить на стол, покатать, разобрать? Что же можно сделать со словом?
- Слово машинка можно произнести, услышать, прочитать, написать.
- Положить на стол, покатать, разобрать, как мы это делали с предметом, слово нельзя. Так чем же различаются предмет машинка и слово машинка?
Дети отвечают.
– Узнали вы сегодня что-то новое о слове? Что можно делать со словами? А что можно делать с вещами и предметами?
Слова и предметы – это не одно и то же. Слова можно говорить, писать, слушать, читать, а вещи можно передавать друг другу, трогать руками, прятать, и еще много такого можно делать с предметами, чего со словом не сделаешь.
Вы все очень хорошо отвечали
II. Рисунки и предметы в общении.
1.Ребята, давайте посмотрим только ли с помощью слов можно общаться друг с другом. Рассмотрим ситуации:
— Посмотрите на рисунки на парте. Аня и Ваня решили попробовать поговорить друг с другом, используя предметы, а не слова.
Догадайтесь, что хочет сказать Ваня Ане, протягивая ей мячик . («Пойдём играть в мяч». А может быть, он хочет сказать: «Пойдём смотреть игру в мяч».)
— Что хочет сказать Аня Ване, подавая ему зонтик и резиновые сапоги? (На улице идёт дождь, надень сапоги и возьми зонтик. Но может быть, это означает совсем другое: «На улице установилась сухая погода. Убери сапоги и зонтик в шкаф».)
— Легко ли детям понять друг друга?
2. Игровые ситуации на использование предметов в общении вместо слов.
— Попробуем и мы пообщаться таким способом.
На столе учителя лежат предметы: ручка, скакалка, мяч и т. п. Учитель показывает тот или иной предмет ученикам, а они должны догадаться, что он этим хочет сказать. Например, показ ручки вызывает несколько вариантов сообщения: «Я нашла ручку. Чья это ручка?», «Возьмите ручки, будем писать» и т. д.
Ученики приходят к выводу, что достичь взаимопонимания нелегко.
3.. Анализ коммуникативных ситуаций по использованию в общении предметов в качестве знаков.
— Представьте, что вы увидели поле, ограждённое колышками и верёвкой. Что этим хотел сказать человек? (Не ходить — это моё поле.)
— Если в свой день рождения вы увидите на столе букет цветов, догадаетесь ли вы, что хотели сказать этим ваши родные и друзья?
4. Привлечение внимания к культуре общения.
— Порой предметы, оставленные человеком, сообщают информацию другим людям, даже если человек этого не хотел. Например, ученик ехал в автобусе, а когда вышел, то возле его сиденья осталась гора шелухи от семечек. О чём сообщила остальным пассажирам оставленная шелуха? (Ехал невоспитанный, некультурный человек.)
5 Подведение к выводу.
— Чем удобны вывески с рисунками на зданиях? (Даже не знающие языка и плохо читающие люди могут понять, о чём они сообщают.)
-Обращение к личному опыту учащихся.
— Есть ли вокруг вас здания, на вывесках которых, кроме букв или вместо них, имеются рисунки? Как вы узнаёте, о чём сообщается на этих вывесках: с помощью рисунков или уже умеете читать буквы?
- Творческое задание ( в альбомах).
— Придумайте вывески с рисунками, сообщающими, что в этом здании находится театр, а в том — цирк.
I I I- Слова и слоги
- Из чего состоит наша речь? Из чего состоит предложение? А из чего состоит слово? Какую проблему мы будем сегодня решать на уроке?
- Правильно определить, сколько слогов в слове нам поможет алгоритм.
– Произнесите слово папа, приблизив ладошку ко рту. Сколько раз струя воздуха коснулась ладошки при произношении этого слова? Сколько слогов в этом слове? А сколько гласных звуков? Повторить опыт со словами дом, урок, машина.
Делают вывод, что в слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков:
Поиграем в игру «Слова и слоги»
Если произносится слово с одним слогом, дети поворачиваются к друг другу лицом и хлопают в ладоши, если с двумя слогами – приседают.
Кот, шина, нос, аист, вода, дом, сон, клен, лист, репа, утро, замок, зверек, лес.
IV. Звучание и значение слова.
На доске картинки ягод (калина и малина)
Кто видел ягоды калины, пробовал их? Чем отличаются ягоды малины? Это разные ягоды, поэтому вы видите модели двух слов. Покажите, где в моделях отражено значение слов. (В рисунках.) Где обозначено звучание слов? (В звуковых схемах.) Сколько звуков в каждом слове? (По шесть звуков.) Сравните: одинаковые это звуки или разные? Произнесите протяжно слово малина, выделяя каждый звук. (В процессе проговаривания слова дети ведут пальчиком по звуковым схемам: м-а-л-и-н-а, к-а-л-и-н-а.)
Сравнивая звучание и значение слов малина и калина, учащиеся должны прийти к выводу: с изменением даже одного, первого, звука меняется всё слово, его смысл.
— Стоило изменить один звук, и горькая ягода превратилась в сладкую.
— Стоило изменить один звук в слове, и значение слова изменилось, «горькая ягода» превратилась в «сладкую малину».
V.Рефлексия
- Понравился ли вам урок?
- Что больше всего понравилось?