Этапы урока
|
Формы, методы, методические приёмы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Вид и форма
контроля
|
Осуществляемые
действия
|
Формируемые
умения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
I. Организация начала урока
|
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
|
Приветствие учащихся.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок
|
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют
|
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
|
Фронтальный.
Наблюдение учителя
|
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
|
|
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем и запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Все вы готовы к уроку. Настроение у всех хорошее. Проверим готовность к уроку
|
наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
|
|
|
II.Актуализация опорных знаний.
1.Чтение скороговорок наизусть
|
Коллективная.
Словесный.
Работа с скороговоркой
|
Ученик читает
|
Слушают скороговорку.
|
Повторяют за учеником скороговорку
|
Коллективный.
Устные ответы
|
2. Составление рассказа по сюжетному рисунку «Дружная семья» (учебник, с. 10)
|
Фронтальная, индивидуальная.
Наглядный, словесный.
Работа с рисунком, беседа, составление рассказа
|
– Рассмотрите рисунок. Можно ли его назвать «Дружная семья»?
– Какое время года изображено?
– Кто к кому приехал в гости?
– Рады ли все встрече?
– Сколько слов в предложении «Бабушка рада встрече»?
– Составьте предложение из трех слов о мальчике, о девочке, о папе.
– Расскажите о своей семье
|
Рассматривают рисунок.
Отвечают на вопросы учителя.
Составляют рассказ по рисунку. Считают количество слов в предложении.
Составляют предложения: Мальчик несет машину. Девочка несет куклу. Папа открыл багажник.
Рассказывают о своей семье
|
Анализируют рисунок. Составляют небольшой рассказ по сюжетной картинке и на основе жизненных впечатлений; отвечают на вопросы к иллюстрации; строят высказывания о своей семье. Рассуждают о том, какие взаимоотношения должны быть в дружной семье; приводят примеры проявления своего уважительного отношения к старшим членам семьи, заботы о младших
|
Индивидуальный.
Рассказ по рисунку и на основе жизненных впечатлений
|
3. Дидактическое упражнение (учебник, с. 10)
|
Индивидуальная.
Практический.
Дидактическое упражнение
|
– Вспомните, на какие части можно разделить слово.
– Соотнесите рисунки и схемы
|
Рассматривают рисунки, схемы, считают количество слогов в словах, соотносят рисунки и схемы
|
Устанавливают слоговой состав слов, называющих изображённые предметы. Соотносят предметную картинку
и схему слова;
|
Индивидуальный.
Соотнесение рисунка и схемы
|
Физкультминутка
|
Коллективная.
Практический
|
Движение руками под музыку
|
выполняют движения по тексту
|
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня,
|
Фронтальный.
Правильное выполнение упражнений
|
III. Постановка учебной задачи.
Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели.
Работа со схемой слова. Постановка ударения
|
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
|
Учитель показывает рисунок кота.
– К нам пришел кот. Давайте дадим ему кличку.
– Скажите это слово хором сразу. Теперь пусть каждый произнесет это слово и понаблюдает, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, то есть каждый его слог.
– Какой же это слог? – Правильно, этот слог выделяется в слове с большей силой голоса, протяжным произношением. Этот слог ударный
– Посмотрите на схему этого слова (рисует схему слова).
– Сколько в ней выделено частей (слогов)?
– Над какой из них сверху косая черточка?
– Какая из частей этого слова – первая или вторая – произносится с большей силой голоса, протяжно?
– Значит, на первую часть падает ударение, черточка сверху и обозначает то, что ударным является первый слог.
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит
|
Дают имя мальчику
на рисунке. Произносят имя мальчика, например Миша.
Один из слогов произносят с большей силой голоса, более протяжно Называют ударный слог (первый).
Называют количество слогов (два).
Находят отмеченный черточкой слог.
. Определяют ударный слог
|
Принимают учебную задачу урока; осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. Произносят слова по слогам.
Воспринимают слово как объект изучения, материал Выделяют ударный слог при произнесении слова (большей силой голоса, протяжным произношением). Определяют на слух ударный слог в словах для анализа.
|
Фронтальный.
Анализ слова, устные ответы
|
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
|
Коллективная.
Словесный.
Работа с сюжетным рисунком,
|
– Злая мачеха прогоняет царевну из дома, и та находит приют у семи богатырей.
|
Слушают учителя, рассматривают иллюстрацию
|
Эмоционально проживают рассказ учителя, чтение фрагмента сказки
|
Коллективный, индивидуальный.
|
1. Работа с сюжетным рисунком (иллюстрация к сказке
А. С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи
богатырях»), беседа, составление рассказа (учебник, с. 11)
|
беседа, составление рассказа
|
Учитель читает отрывок из сказки, сюжет которого изображен на рисунке.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: «Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал,
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
И царевна к ним сошла,
Честь хозяяам отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась…
Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги; человек безмерной силы, стойкости и отваги. – Что вы видите на картинке?
– Как бы вы ее назвали?
|
Отвечают на вопросы учителя:
– «Как обедали богатыри» «Скоро обед»
|
Отвечают на вопросы учителя по иллюстрации к сказке.
Рассказывают сказку
с опорой на иллюстрации.
Составляют диалог.
Озаглавливают иллюстрацию.
Называют способы выделения ударного слога в слове (в том числе: «позвать» слово, «спросить» слово)
|
Устные ответы, рассказ
|
Закрепление знаний и способов действий.
Составление схем предложений
|
Индивидуальная.Практический.
Составление схем предл
|
– Составьте схемы предложений:
Царевна приготовила обед.
Богатыри довольны царевной
|
Составляют схемы предложений
|
Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи
|
Индивидуальный.
Составление схем предложений
|
Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)
|
Коллективная. Практический
|
|
Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке.
|
Осуществляют профилактику переутомления
|
Коллективный. Правильное выполнение упражнений
|
1. Дидактическое упражнение «Посуда» (учебник, с. 11)
|
Индивидуальная.
Практический.
Дидактическое упражнение
|
– Перечислите предметы, изображенные в нижней части страницы.
– Назовите эти предметы одним словом.
Посудой называются такие предметы, в которые можно что-то налить или насыпать.
– Назовите слова, состоящие из трех слогов.
– Какой слог ударный?
– Назовите слова, состоящие из двух слогов.
– Какой слог ударный?
|
– Кружка, чайник, кастрюля, стакан, тарелка.
– Посуда.
– Каст-рю-ля, та-рел-ка.
– Круж-ка, чай-ник, ста-кан.
– Слова состоят из двух слогов, первый слог ударный
|
Осуществляют синтез как составление целого из частей. Соотносят слово, называющее изображённый предмет, со схемой-моделью, обосновывают свой выбор.
Обозначают ударный слог на схеме слова условным знаком. Подбирают слова к заданным схемам и
|
Индивидуальный.
Дидактическое упражнение
|
|
|
– Почему под рисунками, на которых изображены кружка, чайник, схемы одинаковые?
– Чем отличается слово стакан от этих слов?
|
– Местом ударения
|
приводят примеры слов с ударением на первом, втором или третьем слоге. Классифицируют слова по количеству слогов
и месту ударения
|
|
2. Дидактическая игра «Накрой стол для игрушек». Работа со схемой
|
Коллективная.
Практический.
Игра, работа со схемой
|
На стол, за которым сидят игрушки, надо поставить такую посуду, название которой соответствует схеме:
Примечание. Если дети назовут слова: ложка, вилка, нож, то ответ признается неверным, так как названные предметы не посуда, а столовые принадлежности
|
Чашка, ваза, блюдце
|
Различают посуду
и столовые принадлежности. Соотносят слово, называющее изображённый предмет, со схемой-моделью, обосновывают свой выбор. Контролируют действия партнера
|
Коллективный.
Игра
|
VI. Рефлексивно-оценочный.
|
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
|
– Какие знания помогли на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Спасибо за урок
|
Отвечают на вопросы учителя
|
Определяют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности. Анализируют свою работу
|
Фронтальный. Устные ответы. Индивидуальный.
Самооценка
|