СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слова категории состояния в системах частей речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал для наблюдений и анализа на доске

Её лицо было грустно.

Она смотрела грустно.

Ей было грустно.

Задание: найдите одинаковые слова и определите, к каким частям речи они относятся. - Рассмотрим первое предложение.

- Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).

Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.

В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.

Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?

Дидактический материал для наблюдений и анализа на доске

Её лицо было грустно.

Она смотрела грустно.

Ей было грустно.

Задание: найдите одинаковые слова и определите, к каким частям речи они относятся. - Рассмотрим первое предложение.

- Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).

Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.

В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.

Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?

Дидактический материал для наблюдений и анализа на доске

Её лицо было грустно.

Она смотрела грустно.

Ей было грустно.

Задание: найдите одинаковые слова и определите, к каким частям речи они относятся. - Рассмотрим первое предложение.

- Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).

Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.

В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.

Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?

Дидактический материал для наблюдений и анализа на доске

Её лицо было грустно.

Она смотрела грустно.

Ей было грустно.

Задание: найдите одинаковые слова и определите, к каким частям речи они относятся. - Рассмотрим первое предложение.

- Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).

Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.

В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.

Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?

Дидактический материал для наблюдений и анализа на доске

Её лицо было грустно.

Она смотрела грустно.

Ей было грустно.

Задание: найдите одинаковые слова и определите, к каким частям речи они относятся. - Рассмотрим первое предложение.

- Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).

Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.

В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.

Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?

Дидактический материал для наблюдений и анализа на доске

Её лицо было грустно.

Она смотрела грустно.

Ей было грустно.

Задание: найдите одинаковые слова и определите, к каким частям речи они относятся. - Рассмотрим первое предложение.

- Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).

Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.

В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.

Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?

Дидактический материал для наблюдений и анализа на доске

Её лицо было грустно.

Она смотрела грустно.

Ей было грустно.

Задание: найдите одинаковые слова и определите, к каким частям речи они относятся. - Рассмотрим первое предложение.

- Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).

Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.

В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.

Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?

Дидактический материал для наблюдений и анализа на доске

Её лицо было грустно.

Она смотрела грустно.

Ей было грустно.

Задание: найдите одинаковые слова и определите, к каким частям речи они относятся. - Рассмотрим первое предложение.

- Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).

Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.

В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.

Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?

Дидактический материал для наблюдений и анализа на доске

Её лицо было грустно.

Она смотрела грустно.

Ей было грустно.

Задание: найдите одинаковые слова и определите, к каким частям речи они относятся. - Рассмотрим первое предложение.

- Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).

Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.

В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.

Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?

Просмотр содержимого документа
«Слова категории состояния в системах частей речи»


Класс. 7

Предмет. Русский язык

Тема. Слова категории состояния в системах частей речи

Цель: дать представление о словах категории состояния, их отличие от наречий, кратких прилагательных, глаголов

Планируемые результаты:

предметные: углубить понятие о словах категории состояния, развивать  умения находить слова категории состояния в тексте, опираясь на кластер, исследовательских навыков: классификация характерных признаков; 

метапредметные: развить умения различать, сравнивать, обобщать, выбирать правильный ответ, руководствуясь полученными знаниями;

личностные: привить желание к самосовершенствованию, мотивированности к постоянному самообразованию.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: таблица, раздаточный материал


Ход урока

I. Организационный момент. Подготовка учащихся к работе. 

II. Актуализация опорных знаний   

Опрос по теме «Наречие»

 III. Подведение к теме урока (проблемная ситуация)

Дидактический материал для наблюдений и анализа на доске

Её лицо было грустно.

Она смотрела грустно.

Ей было грустно.

Задание: найдите одинаковые слова и определите, к каким частям речи они относятся. - Рассмотрим первое предложение.

- Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).

Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.

В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.

Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?

  1. Это неизменяемая часть речи

  2. Употребляется в предложении без подлежащего

  3. Является сказуемым

- Что обозначает это слово «грустно»? (Состояние человека)

- Как будут называться эти слова, если они обозначают состояние?

Это слова категории состояния. Поэтому тема нашего урока «Слова категории состояния».

- Ребята, это новая часть речи или мы встречались с такими словами?

(Это новая часть речи)

- Докажите это.

Определите тему урока, цель и задачи.



Задачи урока

  • Распознавать: что? (СКС);

  • Научиться: чему? (находить СКС в тексте и отличать их от других частей речи).



IV. Объявление темы. Постановка цели, задач.

(Запись даты и темы урока в тетради)


V. Работа по теме урока

1. Работа с таблицей «Разграничение разных частей речи: наречий, кратких прилагательных, слов категории состояния.»

Вопросы

Краткое

Прилагательное

Наречие

Слово категории состояния (СКС)

К какому слову относится?

Существительное

Глагол

Не зависит от других слов

На какой вопрос отвечает?

Каков? какова? каковы?

Как? где?

как? каково?

Что обозначает?

Признак предмета

Признак действия, признак другого признака

Состояние природы, человека, оценку действия

Каким членом предложения является?

Сказуемое

Обстоятельство

Сказуемое в предложении без подлежащего

Как изменяется?

По родам, числам, падежам

Не изменяется

Не изменяется

Сделаем выводы.

- Что называется словами категории состояния?

2. Составление кластера. 

Слова категории состояния:

  1. Это неизменяемая часть речи

  2. Обозначает состояние человека, природы, оценку действия

  3. Отвечают на вопросы как? каково?

  4. Не зависит от других слов

  5. Синтаксическая роль – сказуемое в безличном предложении

3. Работа учащихся с предложениями.

Задание: записать предложения, подчеркнуть грамматическую основу, обозначить части речи слов, входящих в грамматическую основу.

Девушка красиво танцевала. (Обстоятельство, выраженное наречием)

Дерево весной красиво. (Именная часть составного именного сказуемого, выраженная кратким прилагательным)

Вокруг так красиво! (Сказуемое в безличном предложении, выраженное словом категории состояния)

ФИЗМИНУТКА

4.Работа в парах.

Заполните таблицу(по рядам)

В избе было тепло и сухо. Мне больно. По утрам было еще темно. Васе одному скучно. Ему лень сойти с крыльца. Досадно, что скоро придется покинуть вас. Человеку холодно  без песни. В городе спокойноМожно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах нельзя. Выполнить твою просьбу мне не трудно. Мне стыдно не выполнить задание.

Душевное и физическое состояние человека

1ряд

Состояние природы и окружающей среды

2 ряд

Оценка действий

3 ряд

больно, скучно, холодно, досадно

тепло, сухо, темно, спокойно

лень, можно, нельзя, трудно, стыдно

Проверка работы.

VI. Работа по закреплению материала

Определить к какой части речи относятся одинаковые слова в предложениях


  1. Видно, выспался он худо (нар.)

  2. За морем житьё не худо (кр.пр.)

  3. Тут и вовсе ему худо (СКС)

  1. Где-то близко у калитки тихо звякнуло кольцо (нар.)                

  2. Утро тихо, радостно и молодо (кр.пр.)

  3. На улице тихо после дождя. (СКС)

  1. С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя  (нар.)

  2. Лазурное море спокойно (кр.пр.)

  3. На душе у меня спокойно (СКС)

  4. И тяжело Нева дышала (нар.)

  5. На сердце тяжело и грустно (СКС)

  6. Небо от нависших туч тяжело (кр.прил.)

VII. Итоги. Рефлексия. Оценки.

- Сегодня на уроке мы говорили о новой для вас части речи.

Учитель подводит итоги. (Возвращаемся к целям урока)

1. Что узнали?

2. Чему научились?

3. Что сумели сделать?

Рефлексия.

- Совершили сегодня какое-нибудь, пусть даже маленькое, открытие?

- Как себя чувствовали на уроке? Нарисуйте на листочках смайлик, отражающий ваше состояние. (ПОКАЖИТЕ СМАЙЛИК)

- Что было интересным для вас? Что было неинтересным?

Оценки за урок.

VIIIДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Подберите цитаты, в которых бы слова  пора, жаль, охота, неохота, выступали в роли категории состояния.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!