Дидактический материал для наблюдений и анализа на доске
Её лицо было грустно.
Она смотрела грустно.
Ей было грустно.
Задание: найдите одинаковые слова и определите, к каким частям речи они относятся. - Рассмотрим первое предложение.
- Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).
Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.
В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.
Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?
Дидактический материал для наблюдений и анализа на доске
Её лицо было грустно.
Она смотрела грустно.
Ей было грустно.
Задание: найдите одинаковые слова и определите, к каким частям речи они относятся. - Рассмотрим первое предложение.
- Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).
Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.
В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.
Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?
Дидактический материал для наблюдений и анализа на доске
Её лицо было грустно.
Она смотрела грустно.
Ей было грустно.
Задание: найдите одинаковые слова и определите, к каким частям речи они относятся. - Рассмотрим первое предложение.
- Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).
Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.
В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.
Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?
Дидактический материал для наблюдений и анализа на доске
Её лицо было грустно.
Она смотрела грустно.
Ей было грустно.
Задание: найдите одинаковые слова и определите, к каким частям речи они относятся. - Рассмотрим первое предложение.
- Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).
Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.
В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.
Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?
Дидактический материал для наблюдений и анализа на доске
Её лицо было грустно.
Она смотрела грустно.
Ей было грустно.
Задание: найдите одинаковые слова и определите, к каким частям речи они относятся. - Рассмотрим первое предложение.
- Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).
Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.
В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.
Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?
Дидактический материал для наблюдений и анализа на доске
Её лицо было грустно.
Она смотрела грустно.
Ей было грустно.
Задание: найдите одинаковые слова и определите, к каким частям речи они относятся. - Рассмотрим первое предложение.
- Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).
Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.
В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.
Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?
Дидактический материал для наблюдений и анализа на доске
Её лицо было грустно.
Она смотрела грустно.
Ей было грустно.
Задание: найдите одинаковые слова и определите, к каким частям речи они относятся. - Рассмотрим первое предложение.
- Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).
Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.
В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.
Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?
Дидактический материал для наблюдений и анализа на доске
Её лицо было грустно.
Она смотрела грустно.
Ей было грустно.
Задание: найдите одинаковые слова и определите, к каким частям речи они относятся. - Рассмотрим первое предложение.
- Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).
Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.
В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.
Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?
Дидактический материал для наблюдений и анализа на доске
Её лицо было грустно.
Она смотрела грустно.
Ей было грустно.
Задание: найдите одинаковые слова и определите, к каким частям речи они относятся. - Рассмотрим первое предложение.
- Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).
Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.
В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.
Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?
Просмотр содержимого документа
«Слова категории состояния в системах частей речи»
Класс. 7
Предмет. Русский язык
Тема. Слова категории состояния в системах частей речи
Цель: дать представление о словах категории состояния, их отличие от наречий, кратких прилагательных, глаголов
Планируемые результаты:
предметные: углубить понятие о словах категории состояния, развивать умения находить слова категории состояния в тексте, опираясь на кластер, исследовательских навыков: классификация характерных признаков;
метапредметные: развить умения различать, сравнивать, обобщать, выбирать правильный ответ, руководствуясь полученными знаниями;
личностные: привить желание к самосовершенствованию, мотивированности к постоянному самообразованию.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: таблица, раздаточный материал
Ход урока
I. Организационный момент. Подготовка учащихся к работе.
II. Актуализация опорных знаний
Опрос по теме «Наречие»
III. Подведение к теме урока (проблемная ситуация)
Дидактический материал для наблюдений и анализа на доске
Её лицо было грустно.
Она смотрела грустно.
Ей было грустно.
Задание: найдите одинаковые слова и определите, к каким частям речи они относятся. - Рассмотрим первое предложение.
- Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).
Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.
В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.
Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?
Это неизменяемая часть речи
Употребляется в предложении без подлежащего
Является сказуемым
- Что обозначает это слово «грустно»? (Состояние человека)
- Как будут называться эти слова, если они обозначают состояние?
Это слова категории состояния. Поэтому тема нашего урока «Слова категории состояния».
- Ребята, это новая часть речи или мы встречались с такими словами?
(Это новая часть речи)
- Докажите это.
Определите тему урока, цель и задачи.
Задачи урока
Распознавать: что? (СКС);
Научиться: чему? (находить СКС в тексте и отличать их от других частей речи).
IV. Объявление темы. Постановка цели, задач.
(Запись даты и темы урока в тетради)
V. Работа по теме урока
1. Работа с таблицей «Разграничение разных частей речи: наречий, кратких прилагательных, слов категории состояния.»
Вопросы | Краткое Прилагательное | Наречие | Слово категории состояния (СКС) |
К какому слову относится? | Существительное | Глагол | Не зависит от других слов |
На какой вопрос отвечает? | Каков? какова? каковы? | Как? где? | как? каково? |
Что обозначает? | Признак предмета | Признак действия, признак другого признака | Состояние природы, человека, оценку действия |
Каким членом предложения является? | Сказуемое | Обстоятельство | Сказуемое в предложении без подлежащего |
Как изменяется? | По родам, числам, падежам | Не изменяется | Не изменяется |
Сделаем выводы.
- Что называется словами категории состояния?
2. Составление кластера.
Слова категории состояния:
Это неизменяемая часть речи
Обозначает состояние человека, природы, оценку действия
Отвечают на вопросы как? каково?
Не зависит от других слов
Синтаксическая роль – сказуемое в безличном предложении
3. Работа учащихся с предложениями.
Задание: записать предложения, подчеркнуть грамматическую основу, обозначить части речи слов, входящих в грамматическую основу.
Девушка красиво танцевала. (Обстоятельство, выраженное наречием)
Дерево весной красиво. (Именная часть составного именного сказуемого, выраженная кратким прилагательным)
Вокруг так красиво! (Сказуемое в безличном предложении, выраженное словом категории состояния)
ФИЗМИНУТКА
4.Работа в парах.
Заполните таблицу(по рядам)
В избе было тепло и сухо. Мне больно. По утрам было еще темно. Васе одному скучно. Ему лень сойти с крыльца. Досадно, что скоро придется покинуть вас. Человеку холодно без песни. В городе спокойно. Можно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах нельзя. Выполнить твою просьбу мне не трудно. Мне стыдно не выполнить задание.
Душевное и физическое состояние человека 1ряд | Состояние природы и окружающей среды 2 ряд | Оценка действий 3 ряд |
больно, скучно, холодно, досадно | тепло, сухо, темно, спокойно | лень, можно, нельзя, трудно, стыдно |
Проверка работы.
VI. Работа по закреплению материала
Определить к какой части речи относятся одинаковые слова в предложениях
Видно, выспался он худо (нар.)
За морем житьё не худо (кр.пр.)
Тут и вовсе ему худо (СКС)
Где-то близко у калитки тихо звякнуло кольцо (нар.)
Утро тихо, радостно и молодо (кр.пр.)
На улице тихо после дождя. (СКС)
С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя (нар.)
Лазурное море спокойно (кр.пр.)
На душе у меня спокойно (СКС)
И тяжело Нева дышала (нар.)
На сердце тяжело и грустно (СКС)
Небо от нависших туч тяжело (кр.прил.)
VII. Итоги. Рефлексия. Оценки.
- Сегодня на уроке мы говорили о новой для вас части речи.
Учитель подводит итоги. (Возвращаемся к целям урока)
1. Что узнали?
2. Чему научились?
3. Что сумели сделать?
Рефлексия.
- Совершили сегодня какое-нибудь, пусть даже маленькое, открытие?
- Как себя чувствовали на уроке? Нарисуйте на листочках смайлик, отражающий ваше состояние. (ПОКАЖИТЕ СМАЙЛИК)
- Что было интересным для вас? Что было неинтересным?
Оценки за урок.
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Подберите цитаты, в которых бы слова пора, жаль, охота, неохота, выступали в роли категории состояния.