СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слова, обозначающие предметы. Составление предложений с глаголами

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся 2 класса на тему "Слова, обозначающие предметы. Составление предложений с глаголами"

Просмотр содержимого документа
«Слова, обозначающие предметы. Составление предложений с глаголами»

Копорова Ульяна Дмитриевна Б-СДО-31

Слова, обозначающие предметы. Составление предложений с глаголами

Подгрупповое занятие

  1. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришел гость. Но перед тем, как с ним познакомиться, проверьте, что у вас лежит на парте (пенал, тетрадь, ручка, карандаш простой, цветные карандаши). Проверили? Молодцы! А теперь отгадайте загадку:

Хвост пушистый, рыжий мех,
Хитрый зверь – умнее всех.
Носит отчество она
В сказках… Патрикеевна.

(достаем игрушку лисы). Молодцы, угадали. Это Лиса Патрикеевна

Лиса Патрикеевна: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Я пришла к вам не просто так. Белки в лесу надо мной смеются, говорят, что я глупая! Помогите мне узнать хоть что-нибудь, хотя бы про предметы.

Логопед: Ребята, Лиса Патрикеевна хочет, чтобы мы помогли ей узнать, что такое слова, обозначающие предметы, поможем?

  1. Речевая разминка

Давайте расскажем Лисе Патрикеевне стихотворение. Я буду говорить, а вы повторяйте за мной.

Вот и осень наступила

Вслед за летом, точно в срок,

И в садах позолотила

Каждый маленький листок.

Листья стайками летят

В нашем парке …. Листопад!

А теперь давайте выполним несколько артикуляционных упражнений.

Артикуляционная гимнастика:

1. Окошко (широко открываем рот, как будто нам жарко, а теперь закрываем, потому что стало холодно)

2. Блинчик ( приоткройте рот, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу, подержите)

3. Дудочка (с закрытым ртом вытягиваем губы, обратите внимание, что зубы должны быть сомкнуты, а губы напряжены)

4. Качели (приоткройте рот, улыбнитесь, кончик языка уберите за верхние зубы, потом за нижние)

5. Индюки болтают (языком быстро двигаем по верхней губе и произносим - «бл-бл-бл»)

6. Часики (откройте рот, улыбнитесь, кончик языка, как часовую стрелку, переводите из одного уголка рта в другой)

Упражнения на развитие речевого дыхания

Осенние листочки

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый — а-а-а…

Рябиновый — и-и-и…

Березовый — о-о-о…

Дубовый — у-у-у…

М. Картушина

Гласные звуки произносятся на выдохе (тренируем длительность и плавность речевого выдоха).

  1. Повторение изученного материала

Логопед: Ребята, на прошлом занятии вы с Еленой Валентиновной говорили про лес. Давайте вспомним, какие животные, кроме лисы, еще живут в лесу. Посмотрите на картинку, скажите, кто на ней изображен.



Чем питаются лесные животные?

Как вы думаете, дикие животные могут жить вместе с людьми дома? Почему?

Физминутка

Давайте немного отдохнем. Повторяйте за мной.

Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть. ( Сжимание и разжимание пальцев)
Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад) 
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные 
Как лисы бродят по лесочку.( движения руками перед собой)
Волк озирается кругом, (Руки на поясе, повороты головы 
И мы головки повернем. (влево – вправо)
Теперь садимся тише, тише, ( Сесть на корточки) 
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в локтях)
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда,
А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)

  1. Изучение нового материала

Логопед указывает на предметы, находящиеся в кабинете и задаёт вопрос: ЧТО?

Ученики должны ответить одним словом, например: стол, доска…

 ВОПРОСЫ:

-Кто спрашивал? (ВЫ)

-Кто отвечал (МЫ)

-Как я спрашивала? (ЧТО?) «Слово что - вопрос?

-Какой вопрос я задавала? (Что?) Этот вопрос мы ставим к словам, которые обозначают предметы.

-Сегодня на уроке, мы познакомимся со словами, обозначающими предметы и отвечающими на вопросы КТО? ЧТО?

Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

Логопед выставляет на доску картинки:

1 ряд- изображающие неживые предметы, 2 ряд - изображающие живые предметы.

Затем ставит вопрос к картинкам первого ряда : что?

Второго ряда - кто?

ВОПРОСЫ:

-Какой вопрос я задавала сначала? (ЧТО?)

-Какой вопрос я задавала потом? (КТО?)

-Почему к одним предметам я ставила вопрос что?, а к другим - кто?

(Потому что одни предметы неживые, а другие – живые). Правильно, для живых предметов мы используем вопрос – кто?, для неживых – что?.

Упражнения для развития слухового и зрительного восприятия.

    Задание 1.

Рассмотрите картинки (картинки закрываются). Назвать сначала те, которые обозначают живые предметы, затем те, которые обозначают  неживые предметы.

   Задание 2.

Прослушать слова.  Назвать сначала те, которые обозначают живые предметы, затем те, которые обозначают  неживые предметы (логопед называет ряд слов только один раз).

-Медведь, лягушка, диван, певец, скрипка, ветка.

Задание 3.

У каждого ученика карточки с изображениями живых и неживых предметов, разложить их  на 2 группы


Физминутка (подготовка мышц к письму – пальчиковая гимнастика)

Лисичка
Разминаем пальчики, раз, два, три!
Разминаем пальчики ну-ка, посмотри!
(сгибание и разгибание всех пальцев)
Вот бежит лисичка, раз, два, три!
Хитрая сестричка, ну-ка, посмотри!
(пальцы бегут по столу)
Лепим, лепим личико, раз, два, три!
Что же получилось? Ну-ка, посмотри!
(«лепим»)
Хитрая лисичка – вот она!
Рыжая сестричка хороша!
(«гладим лисичку» другой рукой)
Вот лисичка злая, ой-ой-ой!
От нее, скорее убегу домой.
(пальцы бегут по столу)
У лисички нашей грустный вид,
Сидит одна лисичка и грустит.
(поддерживаем руками подбородок)
Улыбнись лисичка, погляди на нас,
Тебя мы не оставим ни на час!
(улыбаемся и стряхиваем руки)

  1. Выполнение упражнений по теме занятия

Работа в тетрадях.

На доске висят картинки по порядку, в тетрадях закрасить бусины, если изображение обозначает живое - красная бусина, неживой предмет - зеленая  бусина. Слова: ученик, тарелка, лиса, пальто, сорока, коньки, собака, морковь.

 КТО? (красный кружок)                                                                          

 ЧТО? (зеленый кружок)

Запишите слова, изображенные на картинке. Подчеркните красным цветом живые предметы, а зеленым – неживые.



Лиса Патрикеевна: Спасибо, ребята, теперь я поняла, что есть такие слова, которые предметы обозначают, но, я не знаю, как составлять с ними предложения, чтобы я могла сказать белкам, что могу сделать с предметом. Помогите, пожалуйста.

Логопед: Ну что, ребята, поможешь еще раз Лисе Патрикеевне? Посмотрите на картинки, скажите, что мы делаем с этими предметами. Скажите полным предложением.

Я варю суп в кастрюле.

Я ем ложкой суп.

Я кипячу чайник.

Мама жарит картошку на сковороде.

Я пью чай из кружки.

Бабушка налила в кувшин воды.

Папа намазал булку маслом.

Маша помыла блюдце.

Молодцы, ребята, запишите предложения в тетрадь (диктуем).

  1. Повторение изученного материала

Логопед: Итак, ребята, давайте вспомним, какие слова обозначают предметы, на какие вопросы они отвечают?

Посмотрите на картинки, назовите предметы, которые отвечают на вопрос кто? Какие предметы отвечают на вопрос что?

  1. Подведение итогов урока

Логопед: Ребята, как вы думаете, мы помогли Лисе Патрикеевне?

Лиса Патрикеевна: Ребята, спасибо за помощь, теперь я стала умнее, и белки не будут смеяться надо мной. До свидания!

Логопед: Молодцы, ребята, помогли лисе. Чему вы сегодня научились? Что вам понравилось? Что вам не понравилось?

Самооценка и оценка детей.

Домашнее задание: придумать 10 слов, обозначающих живые предметы, 10 слов, обозначающих неживые предметы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!