СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку во 2 классе по программе "Перспектива". 

Просмотр содержимого документа
«Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)»

Тема: Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)


Цели: Познакомить со словами похожими по звучанию и написанию, но разными по значению «омонимами».
Планируемые результаты:
Предметные:

  • Углубить знания о словах, одинаковых по звучанию, но разных по значению;

  • Знать значение термина омонимы;

  • Различать омонимы и многозначные слова;

  • Показать роль омонимов в речи;

  • Развивать речь при объяснении значения слов - омонимов, при составление предложений с ними.

Метапредметные:

  • Понимать, что конкретное значение слова может проявляться только в тексте;

  • Уметь сравнивать слова по значению и звучанию;

Личностные:

  • Формировать стремление делать свою речь точной, избегать в ней двухсмысленности.


Ход урока.

  1. Орг.момент.

На доске рисунки облачков. На них изображены схематично лица, отражающие три разных эмоциональных состояния (радость, грусть, нейтральное состояние).

- Ребята, давайте посмотрим, как вы умете разбираться в выражениях эмоций. Какое настроение у этих облачков?

(Грустное)

- Как иначе мы можем обозначить это настроение (Печальное).

- А эти облачка как себя чувствуют? Какие они? (Радостные, веселые)

- Вот другая группа облачков. Что вы о них можете сказать? (Они серьезные, ни радостные, ни грустные – спокойные).

- Поднимите руки те, у кого настроение как у первого (второго, третьего) облака. Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение, надеюсь, что оно сохранится до конца урока.

  1. Актуализация знаний.

Словарная работа.

- Что еще принесли нам облака кроме настроения?

- Давайте заглянем за них. Что же мы видим? Слова, в которых не хватает букв. Давайте заполним эти пропуски и поможем облачкам.

М _ряк, в_юга, сл_варь, бере_, лист_я, с_сна, гр_за, моро_.

- Запишем слова по группам согласно их орфограммам. Назовите орфограммы каждого столбика.

Моряк вьюга берег

Словарь листья мороз

Сосна

Гроза



  1. Самоопределение к деятельности.

(На доске картинки слов игла, звезда).

- Скажите, что вы видите на картинках?

- Что означают эти слова?

- Как называются эти слова?

- Многозначные слова называют предметы, которые имеют сходный признак.

(Открываем другую доску. Там рисунки лука и крана).

- Скажите, что теперь вы видите?

- Что означают эти слова?

- Имеют ли эти предметы сходство?

- Мы с вами знаем, что многозначные слова пишутся одинаково и имеют сходный признак.

- Можем ли мы эти слова назвать многозначными?

- А вот как называются такие слова, мы сегодня и узнаем на уроке!

4. Изучение новой темы.

- Сегодня мы продолжим работу над развитием речи и познакомимся со словами, о которых говорят так:

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

Но всем сходствам вопреки

Мы по смыслу далеки.

- Попробуем разобраться, что это за слова на протяжении всего урока.

- А сейчас догадайтесь, почему мама и сын не сумели договориться. Вот такая ситуация:

Мама варит варенье и мешает его ложкой. Сын подходит к ней и предлагает:

- «Давай я буду тебе мешать!» Мама пугается и машет руками:

- «Нет, не надо мне мешать!»

- Почему же мама отнеслась так странно к словам сына? (она его не поняла)

- Что хотел сделать сын? (помочь маме перемешивать варенье)

- Почему она его не поняла? (слово МЕШАТЬ имеет еще и другое значение).

- А что решила мама? (Сын не даст ей работать)

- Какие же значения мы можем увидеть у слова МЕШАТЬ? (1 - Мешать варенье (суп, раствор) - перемешивать взбалтывать, чтобы кушанье не пригорело, или вещество растворилось.

2 - Мешать кому-то – не давать работать, отвлекать, создавать помеху.)

- Итак, мы получили слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению.

( Вывесить слово слово МЕШАТЬ на доску)

- Наша задача – выяснить, есть ли еще в русском языке подобные слова. Давайте посмотрим на странице 25 упражнение 33.

- Определим значение слова ЛУК.

- Составим предложения с этим словом. (На грядке вырос зеленый лук. Папа сделал Мише хороший лук.)

- Ребята, при письме нам нужно быть внимательными и помнить про ошибкоопасные места. Чтобы избежать ошибок, давайте вместе уточним орфограммы, которые видим и слышим в словах этого предложения.

НА (предлог) ГРЯДКЕ (парный согласный в середине слова) ВЫРОС (безударный гласный О – проверочное слово – РОСТ) ЗЕЛЕНЫЙ (безударный гласный проверочное – ЗЕЛЕНЬ) ЛУК (парный согласный в слове. Проверочное – ЛУКА).

МИША (имя собств. – большая буква), ХОРОШИЙ (словарное слово).

Итак, мы получили еще одно слово с этими признаками.

( Добавляю на доску слово ЛУК к слову МЕШАТЬ).

  1. Физминутка.

  2. Работа по теме урока.

- А сейчас отгадайте загадку:

Штучка-одноручка,

Носик стальной,

Хвостик деревянный,

Всё лето на лугу,

А зимой — на крюку. (Коса)

- Запишем предложение: Коси, коса, пока роса!

- А сейчас доскажите слово в рифму:

А у девочки краса, её длинная … (Коса).

- Запишем предложение: У Кати густая коса.

(слово КОСА вывесить на доску)

- Продолжим дальше!

- Из меня берут порою речки свой исток,

А в руках твоих открою я любой замок.

- Догадались что это? (ключ)

(вывесить карточку со словом КЛЮЧ к словам ЛУК, МЕШАТЬ, КОСА).

- Итак, мы выявили уже 4 слова в родном языке, которые пишутся и звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения. И, что важно, у предметов, которые обозначаются этими словами, нет никакого внешнего сходства и нет сходства в том, как эти предметы употребляются.

- Что же это за группа слов?

- Обратимся к профессору Самоварову: откроем учебники на стр. 25 и прочитаем высказывание профессора. (Ученик читает)

- Омонимы никак не связаны по смыслу.

- Именно этим ОМОНИМЫ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ!

- Что же мы выяснили?

- Как называются слова ЛУК, МЕШАТЬ, КОСА, КЛЮЧ? (Омонимы)

- Но если эти слова одинаково пишутся и звучат, как же нам понять, какое именно слово имеется в виду? (выслушать 2-3 ответа детей).

- С каждым из слов можно составить предложение, тогда можно понять, о каком значении идет речь.

7. Рефлексия.

- Прочитайте стихотворение и найдите в нём омонимы и многозначные слова.

Мы на Неве лю­бо­ва­лись мор­жа­ми,

Как они пла­ва­ли, стис­ну­ты льда­ми.

А ино­стра­нец по имени Билл

Был с нами рядом и всех уди­вил:

«Вы го­во­ри­те, что это мор­жи­ха,

Что ж она в ша­поч­ке, слов­но плов­чи­ха?»...

«Жаль, – я ска­зал, – что моск­ви­чи в фи­на­ле

У ле­нин­град­цев очки ото­бра­ли».

А ино­стра­нец по имени Билл

Был с нами рядом и всех уди­вил:

«Дайте, – ска­зал, – до Нью-Йор­ка до­брать­ся,

Вышлю очки до­ро­гим ле­нин­град­цам».

- Вспомним наши облачка. Какое вы выберите облачко сейчас? Почему?

8. Итог урока.

- Какие слова мы называем ОМОНИМАМИ?

- Как мы можем отличить омонимы от многозначных слов?

Д.з. упражнение 34.

- Благодарю вас всех за прекрасную работу!



Мы на Неве лю­бо­ва­лись мор­жа­ми,

Как они пла­ва­ли, стис­ну­ты льда­ми.

А ино­стра­нец по имени Билл

Был с нами рядом и всех уди­вил:

«Вы го­во­ри­те, что это мор­жи­ха,

Что ж она в ша­поч­ке, слов­но плов­чи­ха?»...

«Жаль, – я ска­зал, – что моск­ви­чи в фи­на­ле

У ле­нин­град­цев очки ото­бра­ли».

А ино­стра­нец по имени Билл

Был с нами рядом и всех уди­вил:

«Дайте, – ска­зал, – до Нью-Йор­ка до­брать­ся,

Вышлю очки до­ро­гим ле­нин­град­цам».



Мы на Неве лю­бо­ва­лись мор­жа­ми,

Как они пла­ва­ли, стис­ну­ты льда­ми.

А ино­стра­нец по имени Билл

Был с нами рядом и всех уди­вил:

«Вы го­во­ри­те, что это мор­жи­ха,

Что ж она в ша­поч­ке, слов­но плов­чи­ха?»...

«Жаль, – я ска­зал, – что моск­ви­чи в фи­на­ле

У ле­нин­град­цев очки ото­бра­ли».

А ино­стра­нец по имени Билл

Был с нами рядом и всех уди­вил:

«Дайте, – ска­зал, – до Нью-Йор­ка до­брать­ся,

Вышлю очки до­ро­гим ле­нин­град­цам».





Мы на Неве лю­бо­ва­лись мор­жа­ми,

Как они пла­ва­ли, стис­ну­ты льда­ми.

А ино­стра­нец по имени Билл

Был с нами рядом и всех уди­вил:

«Вы го­во­ри­те, что это мор­жи­ха,

Что ж она в ша­поч­ке, слов­но плов­чи­ха?»...

«Жаль, – я ска­зал, – что моск­ви­чи в фи­на­ле

У ле­нин­град­цев очки ото­бра­ли».

А ино­стра­нец по имени Билл

Был с нами рядом и всех уди­вил:

«Дайте, – ска­зал, – до Нью-Йор­ка до­брать­ся,

Вышлю очки до­ро­гим ле­нин­град­цам».



Мы на Неве лю­бо­ва­лись мор­жа­ми,

Как они пла­ва­ли, стис­ну­ты льда­ми.

А ино­стра­нец по имени Билл

Был с нами рядом и всех уди­вил:

«Вы го­во­ри­те, что это мор­жи­ха,

Что ж она в ша­поч­ке, слов­но плов­чи­ха?»...

«Жаль, – я ска­зал, – что моск­ви­чи в фи­на­ле

У ле­нин­град­цев очки ото­бра­ли».

А ино­стра­нец по имени Билл

Был с нами рядом и всех уди­вил:

«Дайте, – ска­зал, – до Нью-Йор­ка до­брать­ся,

Вышлю очки до­ро­гим ле­нин­град­цам».







КЛЮЧ



ЛУК

МЕШАТЬ



КОСА





МОРО ___





М_РЯК









В_ЮГА





СЛ_ВАРЬ







БЕРЕ_







ЛИСТ_Я







С_СНА









ГР_ЗА










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!