Урок русского языка во 2 классе "А"
Тема: «Слова с безударными гласными в корне. (Закрепление). Птицы - наши друзья"
Учитель Ноздрунова Г.Н.
Цели: 1. Формирование умения распознавать в словах проверяемые и не проверяемые безударные гласные.
Развитие орфографической зоркости, умения выделять корень в слове, развитие речи, памяти, логического мышления.
Воспитание наблюдательности, пытливости, заботливого отношения к птицам.
Оборудование: таблица "На кормушке", рисунки птиц, карточки для индивидуальной работы.
Запись на доске: Берегите птиц! Не разоряйте птичьих гнезд!
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте ребята, тихо сели.
Сообщение цели урока. Работа по теме.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение слов с безударными гласными в корне. Будем учиться правильно подбирать проверочные слова, выделять нужную орфограмму в корне. Сделаем мы это, рассуждая, о наших друзьях, которые живут с нами - птицах
Откройте тетради, подпишите число, классная работа.
Вводная беседа
Какое время года сейчас по календарю? Месяц?
В древние времена на Руси декабрь называли "студень" с этого месяца начиналась зима, приходила стужа, становилось студено (холодно), а отсюда и название месяца.
(Читаю стихотворение "Морозы" Е. Блашниной).
Морозы жестокие в этом году,
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в ее конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц;
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
В этом году начало декабря теплое, но это ненадолго. Придут морозы, и птицам будет холодно и голодно. Поможем!? Что для этого нужно сделать? Их нужно подкормить. И тогда им будет легко пережить холода,
Какую пользу приносят птицы?
3. Чистописание.
В названиях птиц часто встречаются сочетания с гласной "О" (РО, ЛО, ВО)
Назовите "соседей" буквы "О" по алфавиту? (Н, П).
Какой звук буква "О" обозначает? (гласный)
Каким может быть звук "О" в словах? (ударный и безударный)
Напишем красиво букву "О", а так же сочетания "РО", "ЛО", "ВО" два раза.
Вспомним птиц, в названии которых встречается буква "О"
.Серенький воришка скачет все смелей
Быстрый и проворный (Воробей)
. На шесте его дворец
А зовут его (Скворец)
.Над лесами, над лугами, над просторами полей
Рассыпает нежно трели голосистый (Соловей)
Поставьте ударение и подумайте, какая орфограмма объединяет эти слова? (в корне есть безударные гласные)
Всегда ли можно подобрать проверочное слово? (не всегда)
К каким словам можно подобрать проверочное слово? (скворец, соловей одну гласную в корне можно проверить - соловушка)
Как называются слова, где нельзя проверить безударную гласную - словарные.
Кто из этих птиц улетает на зиму в теплые края (скворец и соловей).
Да, ребята, многие птицы покидают наши края, а есть те, которые зимуют вместе с нами. Об этих птицах вы можете найти книги на нашей выставке, которая так и называется "Кто зимует вместе с нами" и узнать много интересного о зимующих птицах.
4. Я думаю, что вы наблюдательные дети и хорошо знаете птиц, которые обитают в наших краях.
Там, где есть безударная гласная в корне. Оденьте ее в "зеленую рубашку".
(набор картинок)
С_ва - совы, С_ница - синий, Сн_гири - снег, С_рока -
(словарное слово), В_рона -(словарное слово)
Каким словам можно подобрать проверочные слова, а к каким нельзя.
Какая птица вести приносит? (Сорока).
Самостоятельная работа по карточкам.
Так вот и нам сорока принесла "телеграммы с заданиями". (Работа по карточкам). Самопроверка. Две три карточки оцениваются учителем.
III. ФИЗМИНУТКА
Повторение алгоритма проверки безударных гласных в корне.
Ребята! Сорока птица любопытная, давайте ее оставим на уроке. Ей так хочется задать вам вопросы.
Какие гласные создают особую трудность при письме?
(А,О, И, Е, Я)
Что надо знать и уметь, что бы правильно писать слова с этими буквами.
А) Выяснить смысл слова.
Б) Выделить корень.
Г) Поставить ударение.
Д) Найти безударную гласную.
Е) Подобрать проверочное родственное слово.
Давайте покажем сороке, как мы умеем проверять безударные гласные.
На снегу написано предложение, но птицы оставили следы, и несколько букв исчезло. Вставьте нужные буквы, объясните их написание.
Хол_дно и гол_дно птицам в л_сной глуши. Мальчик повесил
к_рмушку на б_льшой дуб.
Какие буквы вставили? Почему? Подчеркнуть главные члены предложения, какие еще орфограммы встречаются в данных предложениях (одного человека у доски на отметку)
Второй учащийся разбирает фонетически слово мальчик. (7 букв
и 6 звуков, отметка)
Разбор слова по составу.
Сорока внимательно слушает, ей тоже захотелось поработать, посмотрим, правильно ли она разобрала слова по составу?
Снежный, Зимушка (дети находят ошибки и выполняют в тетради
разбор слов).
Работа по картинке (развитие речи).
Ребята, хорошо поступают те, кто подкармливает птиц. Рассмотрим картинку. Что мы видим на картинке? (кормушку и птиц). Кто прилетел к кормушке на завтрак, какие птицы? Кто ее смастерил? Как можно ее озаглавить? (Птичья столовая, на кормушке).
Откройте учебник на странице 95, найдите упражнение 265. Прочитаем стихотворение "Мы кормушку смастерили". (Это упражнение по заданию учебника вам на дом).
Какие строчки стихотворения можно подписать под картинкой? (Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли),
Запишите эти две строчки к себе в тетрадь. Выделите точкой безударные гласные в корне слова в словах - кормушка, смастерили, столовая. Как можно проверить?
Составление рассказа по вопросам и опорным словам.
Кто сделал столовую для птиц? Ребята
Какие птицы прилетели на обед?
- Ребята, а вы умеете мастерить кормушку?
Совсем недавно среди школ проводился конкурс на лучшую кормушку. Учащиеся нашей школы занял второе место в этом конкурсе. Они показали большое умение и знания как мастерить кормушку.
IV. Итог урока
Страшны ли нам теперь безударные гласные? Нам не унять метели, Не растопить снега. Но что бы птицы пели - Это в моих руках.
Берегите птиц! хором читаем с доски.
Домашнее задание стр. 95 упр. 265.
1.
а
а
а
и
о
е
2.
о
и
о
е
о
е
3.
е
о
о
а
е
4.
о
е
о
о
а
е