Двенадцатое декабря. Классная работа.
Я приобрел книжонку, - сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика.
- Почему Вы говорите так пренебрежительно, - возмутился я.
- Но ведь она тоненькая, да и формат небольшой, - ответил собеседник.
Так я выяснил, что мой собеседник путает слова «книжечка» и «книжонка» , не замечает разницы в их значении…
Дом-домишко-домище-домик
- ИШК- (ирония, уменьш-ласк),
- -ИК- (уменьш-ласк),
- -ИЩ- (преувелич).
Теория
Суффикс -ек Он используется, когда при изменении слова по падежам, гласный звук из него выпадает. Например: орешек – орешка (проверочное слово).
В проверочном слове, мы видим выпадение гласной буквы е. Сыночек – сыночка (проверочное слово). Опять же мы наблюдаем выпадение гласной е в проверочном слове. Другие примеры: кусочек – кусочка, веночек – веночка, человечек – человечка, цветочек – цветочка.
Теория
Суффикс –ик Он используется, когда при изменении слова по падежам, гласный звук из него не выпадает. Например: столик – столика (проверочное слово), бегемотик – бегемотика, нолик – нолика, обормотик – обормотика, солдатик – солдатика, домик - домика.
Теория
Суффиксы -ечк, -еньк Эти суффиксы используются после мягких согласных и после шипящих, а также после гласных. Например: чашечка, доченька, рученька, маечка, заечка, новенький, книжечка. Эти суффиксы часто используются для образования уменьшительно-ласкательных форм имен личных. Например: Юлечка, Танечка, Сенечка, Олечка, Сашечка, Сонечка.
Теория
Суффиксы -очк, -оньк Эти суффиксы используются во всех остальных случаях. Например: сказочка, глазоньки, тетрадочка, парочка, яблонька. Эти суффиксы также используются для образования уменьшительно-ласкательных форм имен личных. Например: Димочка, Ромочка, Тимочка.
Теория
Суффикс -ул Этот суффикс часто используется для того, чтобы образовать уменьшительно-ласкательную форму от имен личных и названий родственных связей. Например: лапатуля, Димуля, сынуля, мамуля, бабуля, дедуля, Машуля, Сашуля.
Практическое задание
- Запишите слова, прибавьте к ним суффиксы оценки, выделите суффикс, запишите его значение. Работа проводится в парах.
Нос, глаз, изба, мороз, жара.
Самостоятельная работа.
Задание 1.
От данных слов образуйте имена существительные с уменьшительными суффиксами –ек, -ик, -чик или –ок. Запишите эти существительные в формах именительного падежа единственного и множественного числа. Обозначьте суффиксы существительных.
Самостоятельная работа.
Задание 1.
Вариант 1. Бант, мост, ящик, карман, флигель, платок, горох, друг, сапог, огурец.
Вариант 2. Станок, поясок, шкаф, каблук, узор, пиджак, земляк, дубок, стих, пастух.
Вариант 3. Сад, листок, дождь, жук, кирпич, футляр, костюм, ножик, червяк, цветок.
Самостоятельная работа.
Задание 2.
Образуйте от данных слов существительные, используя указанные суффиксы. Перепишите, обозначая эти суффиксы.
Самостоятельная работа.
Задание 2.
1) –ец или –иц- а: хлеб, каша, мороз, книга, сюжет, метель.
2) –ечк или –к : блюдо, Ваня, Соня, семя, пуговица, Феня.
3) –ец -о или –иц- о: серебро, платье, пальто, строение, здоровье.
4) –оньк- или –еньк- : лиса, река, дорога, Лиза, заря.
5) –ёнк-, -оньк- или –к- : изба, река, яблоня, нога, басня, смородина, трещина, глаза, жемчужина, кухня, вишня.