Словарь основных терминов
программа «Деревянные духовые инструменты: актуальные вопросы методики преподавания в ДМШ и ДШИ»
Adagio (адажио) 1) обозначение темпа: медленно (медленнее, чем анданте, но подвижнее, чем лярго); 2) часть произведения или отдельная пьеса в данном темпе.
Arco (арко) буквально «смычок»: указание coll'arco для исполнителей на струнных инструментах – играть смычком, а не пиццикато.
Абвивалентность двойственность отношения к чему-либо, в особенности — двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.
Адаптация процесс приспособления строения и функций организмов к условиям существования.
Аккорд совместное звучание нескольких связанных между собой тонов.
Акселерация (от лат. acceleratio — ускорение) — ускоренное развитие живого организма. Обычно используется для описания ускоренного физиологического развития человека, наблюдаемого в последние 150 лет, но в принципе термин применим и к другим живым организмам.
Алеаторика современный метод композиции, основанный на внесении элементов случайности в структуру произведения.
Артикуляция способ подачи звука при игре на инструментах или пении, аналогично произношению в речевом общении.
Безопасное поведение поведение человека в любой ситуации, местности, не создавая никаких угроз для жизни и здоровья окружающих
Велнес от англ. wellness — достижение состояния душевного и физического благополучия, (этот термин также используется в экономике при обозначении продвижения услуг и товаров, связанных с улучшением состояния здоровья и самочувствия человека).
Децелерация массовая задержка детей в физическом и психическом развитии.
Здоровьесберегающая технология это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Игровые технологии пожалуй, самые действенные на уроках. Игра является самым древним приёмом обучения.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Информационный проект проект, направленный на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения представления для широкой аудитории.
Исследовательский проект Проект, включающий обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов.
Коммуникабельность способность к общению, к установке связей, контактов, общительность; совместимость (способность к совм. работе) разнотипных систем передачи информации. В психологии общения — умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми.
Конформность склонность изменять первоначальные оценки под влиянием мнения других.
Критическое мышление система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Латентность от лат. latentis — скрытый, невидимый: свойство объектов или процессов находиться в скрытом состоянии, не проявляя себя явным образом.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности.
Мотивация (от лат. movere — двигать, толкать) в основном понимается как побуждение к действию, динамический процесс психофизиологического плана, определяющий направленность, организованность, активность и устойчивость поведения человека, деятельно удовлетворяющего свои потребности.
Музыкальная педагогика отрасль педагогической науки (педагогическая дисциплина), занимающаяся передачей учащимся всего комплекса музыковедческих знаний, изучением и разработкой наиболее эффективных путей, способов, форм организации и методов музыкального обучения и воспитания, а также формирования творческих умений, опыта и практических навыков в различных областях музыкального искусства.
Музыкальный образ это неосязаемый персонаж композиции, вобравший в себя букет звуков, мыслей композитора, исполнителей и слушателей в единый энергетический центр без времени и ориентира реального пространства.
Оценивание процесс соотнесения хода и результата деятельности с намеченным эталоном для установления уровня и качества освоения обучающимися программного материала и определения и принятия ими образовательных задач для дальнейшего продвижения в учении.
Педагогическая технология это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Позитивный настрой «внутренний стержень» человека, который помогает преодолевать трудности. Умение правильно себя настраивать воплощается в проявлении эмоций радости, интереса, в жизнеутверждающем настроении.
Практико–ориентрованные проекты это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть, ориентация на определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления.
Проблемное обучение организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержаниемобучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения.
Проект работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Продуктивный метод обучения основе продуктивного обучения лежит положение о том, что в своей деятельности педагогу следует исходить не из целей парадигмы знаний, а из конкретных задач реальной практической деятельности.
Репродуктивный метод обучения метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила.
Социально-личностное развитие процесс и результат двух взаимосвязанных и взаимо¬обу¬слов¬ленных процессов: социализации и интерио¬ризации, которые направлены на вхождение ребенка в социокуль¬турную среду.
Социокультурная среда это многомерное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности.
Теория музыки наука, формулирующая правила и принципы, лежащие в основе сочинения музыки.
Штрихи исполнение звуков поочерёдно движением смычка вверх и вниз (деташе), исполнение ряда звуков непрерывным движением смычка (легато), ведение смычка у подставки (суль понтичелло) и др.
Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.
Этюд пьеса, основанная на применении определенного технического приема игры ипредназначенная для усовершенствования мастерства исполнителя