СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарь педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

терминологический словарь современного педагога

Просмотр содержимого документа
«Словарь педагога»

Словарь педагога

Терминологический словарь современного педагога


Гностическая деятельность - это проверка и оценка результатов педагогического процесса, анализ его хода и эффективности.
Организаторская деятельность - это деятельность по обеспечению условий протекания педагогического процесса.
Проектировочная деятельность - это определение цели, задач, содержания педагогического процесса это замысел его протекания.
Педагогический мониторинг - это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса (отслеживание его хода, результатов, перспектив развития).
Педагогическая технология - это организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой.
План - заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
Форма педагогического процесса - это внешний вид, устройство педагогического процесса.
Метод - это основной способ взаимодействия учителя и учащегося, направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса.
Прием - это дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода.
Цель - это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.
Задача - конкретное выражение цели.
Модель – образец (эталон, стандарт). 
Концепция – совокупность ведущих идей, теоретических положений для освещения каких-либо видов деятельности, явлений.
Функциональная грамотность - умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности.
Функции образовательного процесса - образовательная, развивающая, воспитательная.
Инновация - новообразование, обновление (появление новых форм или элементов чего- либо).
Новаторство - деятельность по внесению и осуществлению новых, прогрессивных идей, приемов в педагогическом процессе.
Творчество - оригинальное, высокоэффективное решение задач педагогического процесса.
Учитель – лицо, занимающееся   преподаванием какого-нибудь предмета в школе.
Педагог – человек, профессионально занимающийся преподавательской деятельностью и воспитательной работой.


Требования к учителю – деловые качества, свойства личности, педагогическое мастерство.
Деловые качества – целеустремленность, организованность, требовательность, конкретность и деловитость в работе, последовательность и настойчивость в ней.
Свойства личности – гражданская позиция, моральная чистота, принципиальность, любовь к детям и педагогическому труду, педагогический такт, педагогический оптимизм, творческий подход к целям воспитания.
Педагогическая техника – форма организации поведения учителя.
Развитие – поступательное движение, переход от старого к новому, процесс смены низших ступеней высшими.
Формирование - становление личности под воздействием различных факторов, результат на данный момент.
Социализация – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.
Объект – тот, на кого направлены мысли и действия.
Субъект – тот, кто познает, мыслит, действует.
Педагогика – наука о воспитании и обучении, составляющих единый педагогический процесс.
Искусство (педагогическое) – высокая степень педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство – высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты. 
Педагогические убеждения – совокупность педагогических знаний, осмысленных учителем, принятых им как истинные, вызывающие уверенность в правильности своих решений и готовность действовать в соответствии с ними.
Знания – понимание и сохранение в памяти фактов науки и вытекающих из них выводов, теорий, законов и других теоретических обобщений.
Умение – владение способами применять усвоенные знания на практике.
Педагогические умения –
- гностические - умение анализировать содержание и способы воздействия на учеников, анализировать собственную деятельность и своих учеников, умение определить и сформулировать цель, определить состав, взаимодействие средств и условия достижения цели.
- проектировочные – умение планировать педагогическую деятельность, предвидеть ее ход и способы реализации;
- организаторские – умение мобилизовать учащихся на нужное дело, координировать свои действия и действия своих учеников; 
- коммуникативные – умение общаться с людьми, владеть нормами современного литературного языка, точностью, образностью словоупотребления, эмоциональностью речи;
-  прикладные – умение рисовать, оформлять, петь и т. д.
-  мотивационные – умение развивать способности учащихся, формировать у них рациональные приемы учебной деятельности, умение учитывать личностные свойства учеников;
- контрольно-аналитические – умение определять объект контроля и анализа, определять адекватные формы и методы контроля и анализа, умение разрабатывать инструментарий контроля и анализа, осуществлять обработку и систематизацию данных, оценивать результаты и процесс учения; оценивать результаты и процесс учения на основе «нормативного», «сопоставительного» и «личностного» сравнения, умение определять ситуации успеха и проблемы процесса обучения, их причины;
- адаптационные – умение варьировать содержанием учебной дисциплины, формами и приемами обучения, умение импровизировать в неожиданной ситуации, быть адекватным сложившейся учебной ситуации;
- предметные – целостное владение содержанием учебной дисциплины, частных методик, умение структурировать и интегрировать содержание обучения и воспитания, владеть собственно предметными умениями.
Игра – свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений.
Игра деловая – метод имитации совместной деятельности людей, используемый в обучении, принятии решений проектирования, исследовании. Виды: управленческие, исследовательские, учебные, производственные.
Мониторинг – форма организации исследований, обеспечивающая непрерывное поступление информации о том или ином объекте.
Планирование – функция управления, включающая в себя разработку плана на основе достоверной информации, а также процесс реализации намеченных мероприятий и контроль за их выполнением.
Психосберегающие технологии – совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, в котором выполняются, как минимум, четыре требования:
- учет индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, типы памяти и т. д.
- недопускание чрезмерной, интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки;
- обеспечение морально - психологического климата в коллективе, поддержание и укрепление психического здоровья детей;
- обучение средством психической самозащиты.
Самостоятельная работа – метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебные задачи, проявляя усилие и активность. (Л. Жарова)
Самостоятельная работа учащихся - это осуществление познавательной деятельности без непосредственной помощи и контроля учителя (Л. Границкая)
Управление – целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата.
Преемственность – установление необходимой связи и правильного соотношения между частями на разных ступенях обучения.
Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Качество образования – соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результат) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника.
Педагогические диагностики – количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений с помощью специально разработанных научных методов.
Эффективность процесса – результативность, полученная в ходе достижения цели.
Действенность процесса – получение продуктивного результата, который обязательно используется в другом процессе, в другом действии, кроме данного.
Менеджмент – специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека (Ю. Конаржевский).
Адаптивная система обучения – это комплексная система управления обучением, которая гарантирует адаптацию к индивидуальным особенностям учащегося.
Присутствие технологии заявляет о себе:
- целеполаганием, четкой системой соподчиненных целей;
- заданностью общего результата;
- прогностичностью, предсказуемостью результатов;
- вариативностью способов организации процесса, возможностью выбора способа;
- возможностью индивидуального процесса обучения по темпу, уровню усвоения, сложности задания, т. е. обеспечение индивидуальной зоны ближайшего развития; 
- постоянной обратной связью, имеющей  нетравмирующий  коррекционный характер;
- целостностью и завершенностью педагогического процесса.
Обученность – уровень овладения  ЗУНами, способами деятельности.
Обучаемость – группа качеств личности, обеспечивающая овладение знаниями и развитие, способность к научению.
Креативность – способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, целенаправленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Фромм.)
Креативность – способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.
Тест – задания, дающие возможность быстро выявить и оценить степень развития определенных психологических качеств, а также уровень знаний, умений и навыков.
Рефлексия – способность человека сосредоточиться на себе самом, анализировать и оценивать собственную деятельность.
Развивающее обучение – обучение, в котором развитие личности не является попутным и стихийным продуктом деятельности, а служит непосредственной целью и результатом всего процесса.
Парадигма – исходная концептуальная идея, модель постановки и решения проблем.
Отметка – качественное и количественное выражение по заданной матрице (шкале) учебной успешности школьников.
Оценка – суждение о качестве выполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности обучающихся.
Концепция – определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности.
Педагогическая компетентность – знания и опыт, дающие возможность профессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания.
Индивидуальное обучение – форма организации обучения, предусматривающая работу педагога с каждым отдельным учеником.
Индивидуализация обучения – такая организация обучения, которая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого.
Адаптация – приспособление к жизненной среде с целью выживания и преодоления ограниченной этой среды для осуществления программы саморазвития и самообеспечения.
Анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы. Синоним научного исследования вообще. Метод исследования, который позволяет разложить изучаемые педагогикой объекты на единицы, части, дает возможность рассматривать педагогические принципы и явления в их развитии, устанавливать сложные связи между ними, открывать закономерности обучения и воспитания, прогнозировать ситуации.
Изучить – научно исследовать, познать, внимательно наблюдая.
Обобщить – сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении.
Распространить – сделать доступным, известным для многих.
Внедрить – ввести, укрепить в чем-нибудь.
Гипотеза – (от греческого - основание, предположение) - предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.
Эксперимент – (от лат. - проба, опыт) – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления общества.
Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.
Гистограмма – столбчатая диаграмма, вид графического изображения количественного распределения по какому- либо признаку, обычно представляет собой совокупность смежных прямоугольников, построенных на одной прямой.
Толерантность – 1. устойчивость, невосприимчивость; 2. терпимое отношение к людям или событиям.
ДРК – дни диагностики, регулирования и коррекции, проводимые в школах с целью рационализации процессов управления.
Контроль – это сравнение того, что есть, с тем, что должно быть, это проверка того, все ли происходит в соответствии с принятым планом, действующими инструкциями и установленными принципами.
Образовательная среда – совокупность специально организованных условий, процессов и социальных взаимодействий, оказывающих обучающее и воспитывающее влияние на личность.
Обратная связь – это передача информации между взаимодействующими участниками педагогического процесса, это причинно-следственная детерминация действия каждого из них.
Ранжирование – способ оценки какой-либо величины, когда ее значению приписывается место в последовательности величин, определяемое при помощи порядковой шкалы.
Рейтинг – оценивание и нормирование информации об определенном субъекте процессов, явлений в образовательной системе.
Маркетинг -  (англ. markeming) – система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых ими товаров.
Культура - уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знаний или деятельности (культура труда, культура речи…) – степень общественного и умственного развития, присущая кому-либо.
Методическая культура – система идеалов, ценностей, норм, обеспечивающая ориентацию в конкретной педагогической деятельности (идеологический ярус).
Методическая культура – освоенная учителем система содержания, способов, форм педагогической деятельности, степень развития индивидуальных способностей учителя, актуальных для педагогической деятельности.
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ – это единство методов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ)– это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся (обучаемого и обучающегося), осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям – количеству обучаемых, месту обучения, продолжительности учебных занятий и т.д.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПЕДАГОГОВ – это самопроизвольно возникшая или целенаправленно созданная группа учителей, психологов, членов администрации, приглашенных специалистов, признанная решать те или иные задачи школы, членов объединения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ -  это форма учительского сообщества, наиболее давняя и традиционно существующая, организующая методическую работу с педкадрами во всех ее проявлениях.
КАФЕДРА – это профессиональное объединение педагогов, которое представляет собой творческие сообщества преподавателей одного или смежных предметов, которые, кроме собственной педагогической, ведут еще и научно-исследовательскую работу по своему профилю.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки и профессионального мастерства в межкурсовой период. (В.И. Зверева)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства педагогов школы. (М.М. Поташник)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА – это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса. (Н.В. Немова).
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА – это особый вид педагогической и исследовательской деятельности как самих учителей так и руководителей школы, который не нужно путать или отождествлять ни с деятельностью по управлению школой, ни с инновационной деятельностью по разработке и введению новшеств с педагогической – по обучению и воспитанию школьников.
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – это повышение квалификации, которое осуществляется на протяжении всей трудовой деятельности в целях последовательного расширения и углубления знаний.
ЛИТЕРАТУРА
1.    Загвязинский В.И. Теория обучения. Современные интерпретации. – М.; 2001
2.    Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.; 1999
3.    Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления. – М.; 2002
4.    Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М.; 1998
5.    Третьяков П.И. Регион: управление образованием по результатам. – М.; 2001
6.    Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школ. – М.; 2001
7.    Ж. Завуч, 37, 2000 год