Словарь прототипов комедии «Горе от ума».
Несмотря на многочисленные догадки современников о том, кто послужил прототипом того или иного персонажа комедии, достоверность этих предположений невелика. Нет никаких указаний на конкретных исторических лиц и у самого автора. Все исследования в области литературных прототипов опираются на сбивчивые, неточные и противоречивые показания, часто из вторых или третьих рук. В настоящем словаре сделана попытка обобщить размышления различных литературоведов на данную тему.
ГЛАВНЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Александр Андреевич Чацкий
Грибоедов Александр Сергеевич – русский писатель, композитор и дипломат, автор комедии «Горе от ума».
О сходстве литературного героя и его автора говорит то, что в образе Чацкого отразились черты характера и взгляды самого Грибоедова. Он был, по воспоминаниям современников, человеком горячим, порывистым, независимым, а подчас и резким. В монологах Чацкого выражено отношение его создателя к бюрократии, подражанию иноземца, к крепостному праву и т.п. Герой, как и сам Грибоедов, «пишет, переводит». В пьесе сказано, что Чацкий три года был в чужих краях (как и автор). Говоря, что лечился на «кислых водах» (так тогда назывались Кавказские воды), Чацкий вспоминает Кавказ, который посещал и Грибоедов.
Кюхельбекер Вильгельм Карлович – русский поэт, декабрист, друг А.С. Пушкина. Участник восстания на Сенатской площади (1825); приговорен к тюремному заключению и вечной ссылке.
Некоторые черты Чацкого взяты Грибоедовым у его друга Кюхельбекера, отличавшегося некоторой нелепостью в поведении и способностью попадать в трагикомичные ситуации.
Чаадаев Петр Яковлевич – русский религиозный философ.
Современники видели намек на Чаадаева уже в имени главного героя. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: Чадский. Фамилию же Чаадаева нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев».
Кроме того, если не прототипом, то типом для Чацкого могли служить многие декабристы, знакомые создателю «Горя от ума».
Павел Афанасьевич Фамусов
Грибоедов Алексей Федорович – дядя А.С. Грибоедова.
«Вот характер, который почти исчез в наше время, но двадцать лет тому назад был господствующим, характер моего дяди, – писал автор «Горя от ума». – Историку предоставлю объяснить, почему в тогдашнем поколении развита была повсюду какая-то смесь пороков и любезности; извне рыцарство в нравах, а в сердцах отсутствие всякого чувства. Тогда уже многие дуэлировались, но всякий пылал непреодолимою страстью обманывать женщин в любви, мужчин в карты или иначе; по службе начальник уловлял подчиненного в разные подлости обещаниями, которых не мог исполнить, покровительством, не основанном ни на какой истине. Объяснимся круглее: у всякого была в душе бесчестность и лживость на языке. Кажется, нынче этого нет, а может быть и есть; но дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как лев дрался с турками при Суворове, потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями».
В комедии Чацкий говорит:
Не тот ли. Вы к кому меня еще с пелен.
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитей возили на поклон?
Напоминает Грибоедова и щелрое гостеприимство Фамусова, о котором поэт К.Н. Батюшков писал в феврале 1810 г.: «Сегодня ужасный маскарад у г-на Грибоедова, вся Москва будет».
Разумеется, это сходство касается лишь нескольких психологических и бытовых черт.
Офросимов Павел Афанасьевич
«Старик Офросимов… Он, как Фамусов, – Павел Афанасьевич, да и фамилия Фамусова (может быть, от лат. fama, пошлая молва) отдаленно напоминает Афросимова, как писали и говорили тогда все. Он генерал-майор в отставке, богат и важен, один из директоров Дворянского Собрания, московский туз» (Гершензон. Грибоедовская Москва).
Софья Павловна Фамусова
Грибоедова Софья Алексеевна – дочь А.Ф. Грибоедова, вышла замуж за С.А. Римского-Корсакова.
Совпадения действительно убедительные: отец Софьи был вдовец, любил читать нравоучения и не одобрял литературных занятий племянника. Софья и Грибоедов росли вместе, и даже угроза Фамусова отослать дочь «в деревню, к тетке, в гулшь, в Саратов» находит подтверждение: у теток Софьи были имения именно в Саратовской губернии. Хотя мало вероятно, чтобы драматическая ситуация Софьи Фамусовой подсказана исключительно обстоятельствами реальных жизненных отношений. Автор «Горя от ума» был так тесно связан с семьей своего дяди, так дружен с двоюродными сестрами, что никогда не решился бы сделать их мотивом сценической интриги.
Алексей Степанович Молчалин
О прототипе Молчалина современники Грибоедова высказывали множество версий. Известный историк литературы XIX в. А.Н. Веселовский пишет: «Молчалин срисован с одного усердного посетителя всех знатных прихожих, умершего уже давно в сане почетного опекуна».
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ГЕРОИ
Сергей Сергеевич Скалозуб
Римский-Корсаков Сергей Александрович – армейский офицер, служил в бородинском полку, женился на С.А. Грибоедовой.
Скобелев И.Н. – генерал от инфантерии и военный писатель.
Платон Михайлович Горич
Огарев Илья Иванович – служил на Кавказе, где и встречался с Грибоедовым. Впоследствии был архангельским и пермским губернатором.
А.Н. Веселовский пишет: «В лице добродушного и неповоротливого, честного малого Платона Михайловича Горичева Грибоедов не задумался изобразить своего старого приятеля и родственника, Илью Ивановича Огарева, и, по старым рассказам, сам же приехал к другу и признался, что вставил его в свою комедию».
Волков Александр Александрович – московский комендант, позднее московский обер-полицмейстер.
Наталья Дмитриевна Горич
Волкова Софья Александровна – урожденная Римская-Корсакова.
«…не с Софьи ли Волковой списал Грибоедов Наталью Дмитриевну? Потому что лет пять спустя разве не могла, не должна была Наталья Дмитриевна говорить мужу или брату то, что в 1820 г. писала Софья брату Грише: «Избегай всего, что может возбудить неудовольствие твоих начальников. Пусть они даже истуканы – это все равно. Не следует искать в них всегда совершенства: таким манером ты никогда не найдешь между ними сносных…». И Софья Волкова всегда в заботах о муже: «здоровьем очень слаб… все ревматизм и головные боли», и муж ее кстати – московский комендант, а Наталья Дмитриевна о своем уверена, что
Когда бы службу продолжал,
Конечно, был бы он московским комендантом». (Гершензон. Грибоедовская Москва).
Анфиса Ниловна Хлестова
Офросимова Настасья Дмитриевна – московская барыня, известная своим умом, крутым характером, откровенностью и причудами.
«Нет сомнения, что Грибоедов должен был ее знать. Это одна из самых видных фигур в тогдашней Москве; ни к кому в такой мере, как к ней, не могут быть применены слова Фамусова:
А дамы? – сунься кто, попробуй, овладей;
Судьи всему везде, над ними нет судей…
Скомандовать велите перед фрунтом!
Присутствовать пошлите их в Сенат!
Она действительно властно командовала в московском обществе. Ее боялись, как огня, не только ее сыновья, рослые гвардейские офицеры, которых она держала в страхе пощечинами, но и все, кто встречался с нею» (Гершензон. Грибоедовская Москва).
Грибоедова Настасья Федоровна – мать А.С. Грибоедова.
Репетилов
Шатилов Николай Александрович – сослуживец Грибоедова по Иркутскому гусарскому полку, картежник, зять композитора А.А. Алябьева.
С.Н. Бегичев пишет: «Господин этот был добрый малый, очень пустой и одержимый несчастной страстью беспрестанно острить и говорить каламбуры. Этим наконец он так надоел Грибоедову, что тот купил альманах анекдотов Биевра и как только тот каламбурил, к нему сейчас обращался с вопросом: «На какой странице?» - «Свое, ей-богу, свое «, – отвечал он всегда. Остряк этот был в Москве, когда Грибоедов привез туда оконченную комедию. Автор сам прочел ему роль Репетилова. Тот расхохотался, говоря: «Я знаю, на кого ты тут метишь!»».
Антон Антонович Загорецкий
Элькан А.Л. – театральный критик и переводчик; переводчик в Департаменте путей сообщения и публичных зданий, титулярный советник; агент III отделения.
Элькана называли не только прототипом Загорецкого в «Горе от ума», но и прототипом Адама Петровича Шприха в «Маскараде» М.Ю. Лермонтова.
4