СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарь прототипов комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть использован во время изучения комедии. 

Просмотр содержимого документа
«Словарь прототипов комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"»

Словарь прототипов комедии «Горе от ума».

Несмотря на многочисленные догадки современников о том, кто послужил прототипом того или иного персонажа комедии, достоверность этих предположений невелика. Нет никаких указаний на конкретных исторических лиц и у самого автора. Все исследования в области литературных прототипов опираются на сбивчивые, неточные и противоречивые показания, часто из вторых или третьих рук. В настоящем словаре сделана попытка обобщить размышления различных литературоведов на данную тему.



ГЛАВНЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА



Александр Андреевич Чацкий



Грибоедов Александр Сергеевич – русский писатель, композитор и дипломат, автор комедии «Горе от ума».

О сходстве литературного героя и его автора говорит то, что в образе Чацкого отразились черты характера и взгляды самого Грибоедова. Он был, по воспоминаниям современников, человеком горячим, порывистым, независимым, а подчас и резким. В монологах Чацкого выражено отношение его создателя к бюрократии, подражанию иноземца, к крепостному праву и т.п. Герой, как и сам Грибоедов, «пишет, переводит». В пьесе сказано, что Чацкий три года был в чужих краях (как и автор). Говоря, что лечился на «кислых водах» (так тогда назывались Кавказские воды), Чацкий вспоминает Кавказ, который посещал и Грибоедов.



Кюхельбекер Вильгельм Карлович – русский поэт, декабрист, друг А.С. Пушкина. Участник восстания на Сенатской площади (1825); приговорен к тюремному заключению и вечной ссылке.

Некоторые черты Чацкого взяты Грибоедовым у его друга Кюхельбекера, отличавшегося некоторой нелепостью в поведении и способностью попадать в трагикомичные ситуации.



Чаадаев Петр Яковлевич – русский религиозный философ.

Современники видели намек на Чаадаева уже в имени главного героя. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: Чадский. Фамилию же Чаадаева нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев».



Кроме того, если не прототипом, то типом для Чацкого могли служить многие декабристы, знакомые создателю «Горя от ума».





Павел Афанасьевич Фамусов



Грибоедов Алексей Федорович – дядя А.С. Грибоедова.

«Вот характер, который почти исчез в наше время, но двадцать лет тому назад был господствующим, характер моего дяди, – писал автор «Горя от ума». – Историку предоставлю объяснить, почему в тогдашнем поколении развита была повсюду какая-то смесь пороков и любезности; извне рыцарство в нравах, а в сердцах отсутствие всякого чувства. Тогда уже многие дуэлировались, но всякий пылал непреодолимою страстью обманывать женщин в любви, мужчин в карты или иначе; по службе начальник уловлял подчиненного в разные подлости обещаниями, которых не мог исполнить, покровительством, не основанном ни на какой истине. Объяснимся круглее: у всякого была в душе бесчестность и лживость на языке. Кажется, нынче этого нет, а может быть и есть; но дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как лев дрался с турками при Суворове, потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями».

В комедии Чацкий говорит:

Не тот ли. Вы к кому меня еще с пелен.

Для замыслов каких-то непонятных,

Дитей возили на поклон?

Напоминает Грибоедова и щелрое гостеприимство Фамусова, о котором поэт К.Н. Батюшков писал в феврале 1810 г.: «Сегодня ужасный маскарад у г-на Грибоедова, вся Москва будет».

Разумеется, это сходство касается лишь нескольких психологических и бытовых черт.



Офросимов Павел Афанасьевич

«Старик Офросимов… Он, как Фамусов, – Павел Афанасьевич, да и фамилия Фамусова (может быть, от лат. fama, пошлая молва) отдаленно напоминает Афросимова, как писали и говорили тогда все. Он генерал-майор в отставке, богат и важен, один из директоров Дворянского Собрания, московский туз» (Гершензон. Грибоедовская Москва).





Софья Павловна Фамусова



Грибоедова Софья Алексеевна – дочь А.Ф. Грибоедова, вышла замуж за С.А. Римского-Корсакова.

Совпадения действительно убедительные: отец Софьи был вдовец, любил читать нравоучения и не одобрял литературных занятий племянника. Софья и Грибоедов росли вместе, и даже угроза Фамусова отослать дочь «в деревню, к тетке, в гулшь, в Саратов» находит подтверждение: у теток Софьи были имения именно в Саратовской губернии. Хотя мало вероятно, чтобы драматическая ситуация Софьи Фамусовой подсказана исключительно обстоятельствами реальных жизненных отношений. Автор «Горя от ума» был так тесно связан с семьей своего дяди, так дружен с двоюродными сестрами, что никогда не решился бы сделать их мотивом сценической интриги.





Алексей Степанович Молчалин



О прототипе Молчалина современники Грибоедова высказывали множество версий. Известный историк литературы XIX в. А.Н. Веселовский пишет: «Молчалин срисован с одного усердного посетителя всех знатных прихожих, умершего уже давно в сане почетного опекуна».





ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ГЕРОИ



Сергей Сергеевич Скалозуб



Римский-Корсаков Сергей Александрович – армейский офицер, служил в бородинском полку, женился на С.А. Грибоедовой.



Скобелев И.Н. – генерал от инфантерии и военный писатель.



Платон Михайлович Горич



Огарев Илья Иванович – служил на Кавказе, где и встречался с Грибоедовым. Впоследствии был архангельским и пермским губернатором.

А.Н. Веселовский пишет: «В лице добродушного и неповоротливого, честного малого Платона Михайловича Горичева Грибоедов не задумался изобразить своего старого приятеля и родственника, Илью Ивановича Огарева, и, по старым рассказам, сам же приехал к другу и признался, что вставил его в свою комедию».



Волков Александр Александрович – московский комендант, позднее московский обер-полицмейстер.



Наталья Дмитриевна Горич



Волкова Софья Александровна – урожденная Римская-Корсакова.

«…не с Софьи ли Волковой списал Грибоедов Наталью Дмитриевну? Потому что лет пять спустя разве не могла, не должна была Наталья Дмитриевна говорить мужу или брату то, что в 1820 г. писала Софья брату Грише: «Избегай всего, что может возбудить неудовольствие твоих начальников. Пусть они даже истуканы – это все равно. Не следует искать в них всегда совершенства: таким манером ты никогда не найдешь между ними сносных…». И Софья Волкова всегда в заботах о муже: «здоровьем очень слаб… все ревматизм и головные боли», и муж ее кстати – московский комендант, а Наталья Дмитриевна о своем уверена, что

Когда бы службу продолжал,

Конечно, был бы он московским комендантом». (Гершензон. Грибоедовская Москва).



Анфиса Ниловна Хлестова



Офросимова Настасья Дмитриевна – московская барыня, известная своим умом, крутым характером, откровенностью и причудами.

«Нет сомнения, что Грибоедов должен был ее знать. Это одна из самых видных фигур в тогдашней Москве; ни к кому в такой мере, как к ней, не могут быть применены слова Фамусова:

А дамы? – сунься кто, попробуй, овладей;

Судьи всему везде, над ними нет судей…

Скомандовать велите перед фрунтом!

Присутствовать пошлите их в Сенат!

Она действительно властно командовала в московском обществе. Ее боялись, как огня, не только ее сыновья, рослые гвардейские офицеры, которых она держала в страхе пощечинами, но и все, кто встречался с нею» (Гершензон. Грибоедовская Москва).



Грибоедова Настасья Федоровна – мать А.С. Грибоедова.



Репетилов



Шатилов Николай Александрович – сослуживец Грибоедова по Иркутскому гусарскому полку, картежник, зять композитора А.А. Алябьева.

С.Н. Бегичев пишет: «Господин этот был добрый малый, очень пустой и одержимый несчастной страстью беспрестанно острить и говорить каламбуры. Этим наконец он так надоел Грибоедову, что тот купил альманах анекдотов Биевра и как только тот каламбурил, к нему сейчас обращался с вопросом: «На какой странице?» - «Свое, ей-богу, свое «, – отвечал он всегда. Остряк этот был в Москве, когда Грибоедов привез туда оконченную комедию. Автор сам прочел ему роль Репетилова. Тот расхохотался, говоря: «Я знаю, на кого ты тут метишь!»».



Антон Антонович Загорецкий



Элькан А.Л. – театральный критик и переводчик; переводчик в Департаменте путей сообщения и публичных зданий, титулярный советник; агент III отделения.

Элькана называли не только прототипом Загорецкого в «Горе от ума», но и прототипом Адама Петровича Шприха в «Маскараде» М.Ю. Лермонтова.









4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!