СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарь-справочник для специалистов работающих с семьями,находящимися в социально-опасном положении

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словарь справочник по семьям в категории СОП.

Просмотр содержимого документа
«Словарь-справочник для специалистов работающих с семьями,находящимися в социально-опасном положении»

СЛОВАРЬ – СПРАВОЧНИК ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ


Определение

Нормативно-правовой документ

1.

Абилитация – используется в международной практике комплекс услуг, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития клиента.

Глоссарий социальной работы / Авт.-сост. Е.И. Холостова, - М., 2007. - с. 155.

2.

Адаптация социальная – система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности.

Национальный стандарт Российской Федерации Социальное обслуживание населения ГОСТ Р 52495-2005. - п. 2.1.7.

3.

Аморальный образ жизни – образ жизни не соответствующий общепринятым нормам (пьянство, дебоши, употребление наркотических и психотропных веществ).

Глоссарий социальной работы / Авт.-сост. Е.И. Холостова, - М., 2007. - с. 33

4.

Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1.

5.

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.

Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1.

6.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1.

7.

Благополучие – это обычное, без отклонений от нормы, нежелательных явлений состояние кого-либо.

Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого – М., 1998. - с. 11.

8.

Группы риска - это категории людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика, биологической гибели.

С.В. Тетерский Введение в социальную работу.- М., 2005. - с. 47.

9.

Группа социального риска - граждане, которые подвержены опасным отрицательным воздействиям, подрывающим социальную безопасность общества. Традиционные группы риска – это алкоголики, наркоманы, проститутки, гомосексуалисты, бомжи.

Краткий словарь терминов и определений И.М. Барсукова., Л.Т. Дулинова, 
И.Е. Кокарев. - М., 2004. - с. 36

10.

Дети группы риска - это та категория детей, подростков, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Наставничество – индивидуальная форма сопровождения подростков группы риска: метод. сборник / Под ред. Е.Н. Панченко. - с. 41.

11.

Дети группы риска – 1) дети, которые уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных воздействий или воздействий окружающей среды (например, дети, оставшиеся без попечения родителей); 2) дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, поведением, не адекватным нормам и требованиям ближайшего окружения (семьи, школы, детского сада).

Проблемы детской беспризорности и безнадзорности: система понятий: справочное пособие / Под ред. Н.П. Ивановой. - с. 23.

12.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети-инвалиды; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети – жертвы насилия; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Национальный стандарт Российской Федерации
Социальное обслуживание населения ГОСТ Р 52495-2005.

13.

Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными).

Федеральный закон № 159-ФЗ  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года. - ст. 1.

14.

Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года. - ст. 1.

15.

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1.

16.

Лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а так же которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года. - ст. 1.

17.

Навык – способ выполнения действий и операций, ставший в результате многократных упражнений автоматизированным.

Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М., 2002. - с. 73.

18.

Насилие в семье – любой акт насилия, совершенный по отношению к члену семьи, который причиняет или может причинить экономический, физический, сексуальный или психологический вред или страдания члену семьи, включая угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольные лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни.

Всеобщая декларация прав человека

19.

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет

Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1.

20.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1.

21.

Опыт (в философии) - основанное на практике эмпирическое познание действительности, единство умений и знаний; в психологии - качество (подструктура) личности, группы, сформированное в процессе их деятельности, обучения и воспитания, обобщающее знания, навыки, умения и привычки.

Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого – М., 1998. - с. 56.

22.

Опыт жизненный - это неповторимый своеобразный синтез всевозможных знаний, умений, навыков, впечатлений, чувств, других психических актов и состояний, который формируется в течение человеческой жизни и может быть использован при решении возникающих перед человеком проблем.

Социальная работа и педагогика словарь справочник / Под ред. Н.Ф. Басова. – Кострома,  2009. - с. 42.

23.

Опыт педагогический
а) совокупность полученных на практике навыков и приемов воспитания и обучения;
б) планомерно поставленный частный или общий эксперимент по какому-либо вопросу педагогической практики. Первичным звеном накопления и распространения О. п. является учебно-воспитательное учреждение, где наглядно выступают достижения лучших учителей. Опыт лучших учителей передается непосредственно в беседах с молодыми учителями, демонстрируется при проведении открытых уроков или внеклассных воспитательных мероприятий. В более обобщенном виде он распространяется в докладах на заседаниях предметных комиссий, методических объединений и педагогических советов. Если опыт учителей выходит за пределы конкретных условий данной школы и приобретает более общий характер, его выявляют и распространяют на уровне района, города, области и т. д.

Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого – М., 1998. - с. 56.

24.

Патронат социальный – это система взаимоотношений социальной службы с семьей, которая выступает в качестве клиента, находящегося в трудной жизненной ситуации

Семья для ребенка: сборник науч. метод. материалов / Под ред. Н.М. Драничниковой, Ж..А. Захаровой. - Кострома, 2006. - с. 71.

25.

Патронаж социально-педагогический – это квалифицированная и адресная помощь приемным родителям при реализации ими родительской роли и социализирующей функции в условиях замещающей семьи

Семья для ребенка: сборник науч. метод. материалов / Под ред. Н.М. Драничниковой, Ж..А. Захаровой. - Кострома, 2006. - с. 72.

26.

Правонарушитель - тот, кто совершил правонарушение, преступник.

Толковый словарь / Под ред. Ефремовой. Т. Ф. 2000. - с. 55.

27.

Профилактика - использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании. В П. психофизического развития ребенка выделяют первичную, вторичную и третичную:
первичная П. - предупреждение возникновения у детей дефектов, отклонений в психофизическом развитии;
вторичная П. - предупреждение перехода нарушений развития в хронические формы, возникновения вторичных дефектов;
третичная П. - социально-трудовая адаптация лиц, страдающих дефектами.

Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого – М., 1998. - с. 67.

28.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1. 

29.

Профилактика социальная - профилактическая деятельность, осуществляемая для реализации принципа социальной справедливости.

Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого – М., 1998. - с. 67.

30.

Реабилитация (лат. rehabilitatio)
1) восстановление в правах;
2) восстановление доброго имени, репутации;
3) восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий.

Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого – М., 1998. - с. 78.

31.

Реабилитация социальная – система мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.

Национальный стандарт Российской Федерации
Социальное обслуживание населения
ГОСТ Р 52495-2005. - п. 2.1.8.

32.

Реабилитация социально-педагогическая – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе.

Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М., 2002. - с. 72.

33.

Ресоциализация – восстановление у несовершеннолетних утраченных или не полностью сформированных социальных умений и навыков, необходимых ему для успешного функционирования в социальной среде.

Ресоциализация несовершеннолетних в условиях государственного попечения / Под ред. Захаровой Ж.А., - М., 2010, - с. 43.

34.

Самоопределение – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.

Социальная работа и педагогика словарь справочник / Под ред. Н.Ф. Басова. – Кострома,  2009. - с. 82.

35.

Самоопределение социальное - выбор личностью своей социальной роли и социальной позиции в системе социальных отношений на основе осмысления своих целей.

Социальная работа и педагогика словарь справочник / Под ред. Н.Ф. Басова. – Кострома,  2009. - с. 82.

36.

Семья – лица, связанные родством и (или) свойством, совместно, как правило, проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Национальный стандарт Российской Федерации
Социальное обслуживание населения
ГОСТ Р 52495-2005. - п. 2.1.19.

37.

Семья группы риска – семья, имеющая в своем составе алкоголиков, наркоманов, токсикоманов, или лиц, совершающих правонарушения или другие антиобщественные действия.

Национальный стандарт Российской Федерации
Социальное обслуживание населения
ГОСТ Р 52495-2005. - п. 2.4.5.

38.

Семья замещающая – форма семейного и жизнеустройства ребенка, который утратил связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации.

Семья для ребенка: сборник науч. метод. материалов / Под ред. Н.М. Драничниковой, Ж..А. Захаровой. - Кострома, 2006. - с. 58.

39.

Семья кровная – это семья где дети и родители являются биологическими родственниками

Семья для ребенка: сборник науч. метод. материалов / Под ред. Н.М. Драничниковой, Ж..А. Захаровой. - Кострома, 2006. - с. 59.

40.

Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации – это семья, которая не в состоянии выполнять свои функции, особенно в отношении детей, в силу объективных социально-экономических условий, вести нормальную жизнедеятельность (болезнь или инвалидность членов семьи, малообеспеченность, безработица, конфликты, изоляция).

Ресоциализация несовершеннолетних в условиях государственного попечения / Под ред. Захаровой Ж.А., - М., 2010, - с. 21.

41.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1.

42.

Семьи неблагополучные – это семьи, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания.

Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.,2002. - с. 89.

43.

Среда (среда жизнедеятельности) – окружающие человека социально – бытовые условия, обстановка, а также люди, связанные с ним общностью этих условий.

Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.,2002. - с. 93

44.

Среда социальная - конкретное проявление общественных отношений, в которых развиваются конкретная личность, социальная общность; социальные условия их развития.

Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.,2002. - с. 93.

45.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может самостоятельно преодолеть.

Национальный стандарт Российской Федерации
Социальное обслуживание населения
ГОСТ Р 52495-2005. - п. 2.1.5.