№ | Определение | Нормативно-правовой документ |
1. | Абилитация – используется в международной практике комплекс услуг, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития клиента. | Глоссарий социальной работы / Авт.-сост. Е.И. Холостова, - М., 2007. - с. 155. |
2. | Адаптация социальная – система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности. | Национальный стандарт Российской Федерации Социальное обслуживание населения ГОСТ Р 52495-2005. - п. 2.1.7. |
3. | Аморальный образ жизни – образ жизни не соответствующий общепринятым нормам (пьянство, дебоши, употребление наркотических и психотропных веществ). | Глоссарий социальной работы / Авт.-сост. Е.И. Холостова, - М., 2007. - с. 33 |
4. | Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. | Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1. |
5. | Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц. | Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1. |
6. | Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. | Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1. |
7. | Благополучие – это обычное, без отклонений от нормы, нежелательных явлений состояние кого-либо. | Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого – М., 1998. - с. 11. |
8. | Группы риска - это категории людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика, биологической гибели. | С.В. Тетерский Введение в социальную работу.- М., 2005. - с. 47. |
9. | Группа социального риска - граждане, которые подвержены опасным отрицательным воздействиям, подрывающим социальную безопасность общества. Традиционные группы риска – это алкоголики, наркоманы, проститутки, гомосексуалисты, бомжи. | Краткий словарь терминов и определений И.М. Барсукова., Л.Т. Дулинова, И.Е. Кокарев. - М., 2004. - с. 36 |
10. | Дети группы риска - это та категория детей, подростков, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних. | Наставничество – индивидуальная форма сопровождения подростков группы риска: метод. сборник / Под ред. Е.Н. Панченко. - с. 41. |
11. | Дети группы риска – 1) дети, которые уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных воздействий или воздействий окружающей среды (например, дети, оставшиеся без попечения родителей); 2) дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, поведением, не адекватным нормам и требованиям ближайшего окружения (семьи, школы, детского сада). | Проблемы детской беспризорности и безнадзорности: система понятий: справочное пособие / Под ред. Н.П. Ивановой. - с. 23. |
12. | Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети-инвалиды; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети – жертвы насилия; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. | Национальный стандарт Российской Федерации Социальное обслуживание населения ГОСТ Р 52495-2005. |
13. | Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными). | Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года. - ст. 1. |
14. | Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. | Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года. - ст. 1. |
15. | Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. | Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1. |
16. | Лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а так же которые остались без попечения единственного или обоих родителей. | Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года. - ст. 1. |
17. | Навык – способ выполнения действий и операций, ставший в результате многократных упражнений автоматизированным. | Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М., 2002. - с. 73. |
18. | Насилие в семье – любой акт насилия, совершенный по отношению к члену семьи, который причиняет или может причинить экономический, физический, сексуальный или психологический вред или страдания члену семьи, включая угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольные лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни. | Всеобщая декларация прав человека |
19. | Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет | Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1. |
20. | Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. | Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1. |
21. | Опыт (в философии) - основанное на практике эмпирическое познание действительности, единство умений и знаний; в психологии - качество (подструктура) личности, группы, сформированное в процессе их деятельности, обучения и воспитания, обобщающее знания, навыки, умения и привычки. | Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого – М., 1998. - с. 56. |
22. | Опыт жизненный - это неповторимый своеобразный синтез всевозможных знаний, умений, навыков, впечатлений, чувств, других психических актов и состояний, который формируется в течение человеческой жизни и может быть использован при решении возникающих перед человеком проблем. | Социальная работа и педагогика словарь справочник / Под ред. Н.Ф. Басова. – Кострома, 2009. - с. 42. |
23. | Опыт педагогический а) совокупность полученных на практике навыков и приемов воспитания и обучения; б) планомерно поставленный частный или общий эксперимент по какому-либо вопросу педагогической практики. Первичным звеном накопления и распространения О. п. является учебно-воспитательное учреждение, где наглядно выступают достижения лучших учителей. Опыт лучших учителей передается непосредственно в беседах с молодыми учителями, демонстрируется при проведении открытых уроков или внеклассных воспитательных мероприятий. В более обобщенном виде он распространяется в докладах на заседаниях предметных комиссий, методических объединений и педагогических советов. Если опыт учителей выходит за пределы конкретных условий данной школы и приобретает более общий характер, его выявляют и распространяют на уровне района, города, области и т. д. | Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого – М., 1998. - с. 56. |
24. | Патронат социальный – это система взаимоотношений социальной службы с семьей, которая выступает в качестве клиента, находящегося в трудной жизненной ситуации | Семья для ребенка: сборник науч. метод. материалов / Под ред. Н.М. Драничниковой, Ж..А. Захаровой. - Кострома, 2006. - с. 71. |
25. | Патронаж социально-педагогический – это квалифицированная и адресная помощь приемным родителям при реализации ими родительской роли и социализирующей функции в условиях замещающей семьи | Семья для ребенка: сборник науч. метод. материалов / Под ред. Н.М. Драничниковой, Ж..А. Захаровой. - Кострома, 2006. - с. 72. |
26. | Правонарушитель - тот, кто совершил правонарушение, преступник. | Толковый словарь / Под ред. Ефремовой. Т. Ф. 2000. - с. 55. |
27. | Профилактика - использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании. В П. психофизического развития ребенка выделяют первичную, вторичную и третичную: первичная П. - предупреждение возникновения у детей дефектов, отклонений в психофизическом развитии; вторичная П. - предупреждение перехода нарушений развития в хронические формы, возникновения вторичных дефектов; третичная П. - социально-трудовая адаптация лиц, страдающих дефектами. | Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого – М., 1998. - с. 67. |
28. | Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. | Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1. |
29. | Профилактика социальная - профилактическая деятельность, осуществляемая для реализации принципа социальной справедливости. | Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого – М., 1998. - с. 67. |
30. | Реабилитация (лат. rehabilitatio) 1) восстановление в правах; 2) восстановление доброго имени, репутации; 3) восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий. | Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого – М., 1998. - с. 78. |
31. | Реабилитация социальная – система мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. | Национальный стандарт Российской Федерации Социальное обслуживание населения ГОСТ Р 52495-2005. - п. 2.1.8. |
32. | Реабилитация социально-педагогическая – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе. | Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М., 2002. - с. 72. |
33. | Ресоциализация – восстановление у несовершеннолетних утраченных или не полностью сформированных социальных умений и навыков, необходимых ему для успешного функционирования в социальной среде. | Ресоциализация несовершеннолетних в условиях государственного попечения / Под ред. Захаровой Ж.А., - М., 2010, - с. 43. |
34. | Самоопределение – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. | Социальная работа и педагогика словарь справочник / Под ред. Н.Ф. Басова. – Кострома, 2009. - с. 82. |
35. | Самоопределение социальное - выбор личностью своей социальной роли и социальной позиции в системе социальных отношений на основе осмысления своих целей. | Социальная работа и педагогика словарь справочник / Под ред. Н.Ф. Басова. – Кострома, 2009. - с. 82. |
36. | Семья – лица, связанные родством и (или) свойством, совместно, как правило, проживающие и ведущие совместное хозяйство. | Национальный стандарт Российской Федерации Социальное обслуживание населения ГОСТ Р 52495-2005. - п. 2.1.19. |
37. | Семья группы риска – семья, имеющая в своем составе алкоголиков, наркоманов, токсикоманов, или лиц, совершающих правонарушения или другие антиобщественные действия. | Национальный стандарт Российской Федерации Социальное обслуживание населения ГОСТ Р 52495-2005. - п. 2.4.5. |
38. | Семья замещающая – форма семейного и жизнеустройства ребенка, который утратил связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации. | Семья для ребенка: сборник науч. метод. материалов / Под ред. Н.М. Драничниковой, Ж..А. Захаровой. - Кострома, 2006. - с. 58. |
39. | Семья кровная – это семья где дети и родители являются биологическими родственниками | Семья для ребенка: сборник науч. метод. материалов / Под ред. Н.М. Драничниковой, Ж..А. Захаровой. - Кострома, 2006. - с. 59. |
40. | Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации – это семья, которая не в состоянии выполнять свои функции, особенно в отношении детей, в силу объективных социально-экономических условий, вести нормальную жизнедеятельность (болезнь или инвалидность членов семьи, малообеспеченность, безработица, конфликты, изоляция). | Ресоциализация несовершеннолетних в условиях государственного попечения / Под ред. Захаровой Ж.А., - М., 2010, - с. 21. |
41. | Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. | Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1. |
42. | Семьи неблагополучные – это семьи, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания. | Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.,2002. - с. 89. |
43. | Среда (среда жизнедеятельности) – окружающие человека социально – бытовые условия, обстановка, а также люди, связанные с ним общностью этих условий. | Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.,2002. - с. 93 |
44. | Среда социальная - конкретное проявление общественных отношений, в которых развиваются конкретная личность, социальная общность; социальные условия их развития. | Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.,2002. - с. 93. |
45. | Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может самостоятельно преодолеть. | Национальный стандарт Российской Федерации Социальное обслуживание населения ГОСТ Р 52495-2005. - п. 2.1.5. |