СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарь терминов по Древней Греции

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Словарь терминов по Древней Греции»

АВТАРКИЯ - (греч. аutarkeia - самостоятельный) - экономическая и политическая независимость полисов, их самостоятельный, самодовлеющий характер.

АВТОКРАТОР - (греч. auto - само, kratos - властный) - звание единоличного предводителя, какого - либо греческого союза. Например, стратегами - автократорами Коринфского союза, созданного для борьбы с персами, являлись Филипп и Александр Македонский.

АВТОХТОНЫ - (греч. autos - сам, chthon - земля: родившиеся из самой земли), коренные обитатели данной страны, туземцы.

АГЕЛА - (греч а - стадо) - воспитательные группы полноправных юношей до 17 лет в Спарте Целью агел была подготовка настоящих воинов путем жестких физических упражнении.

АГОН - (греч. аgon - борьба) - античный принцип соревновательности, состязательности, охватывающий все виды человеческой деятельности, начиная от спорта, заканчивая агонами в ремесле, пении, поэзии, философии

АКАДЕМИЯ - (греч. akademia) - роща, посвященная мифическому герою Академу на окраине Афин, где находился гимнасий и про ходили встречи молодежи с интересными людьми Академию в начале 4 века до н. э. о для своих занятий философ Платон. Слово стало обозначает место где занимаются наукой.

АКРОПОЛЬ - (греч. akros - верхний, polis - город) - укрепленная часть города, цитадель, занимающая в полисе господствующую высоту. В Афинах, стараниями стратега Перикла, в последней трети 5 века до н. э. Акрополь стал роскошным архитектурным центром города.

АМФИКТИОНИЯ - (греч. amphiktionos - соседи) - религиозно - политический союз племен и полисов, созданный для решения общих проблем и не допущения конфликтов, часто на основе какого - либо уважаемого храма. Например, известна Дельфийская амфиктиония при храме бога Аполлона в Дельфах.

АПЕЛЛА - (греч. apella - народное собрание) — собрание полноправных граждан свыше 30 лет в Спарте для решения политических, военных и иных вопросов. Апелла собиралась на берегу реки Эврот. Считалась высшим законодательным органом власти, реально просто утверждала предложенные царями или герусией решения.

АРЕОПАГ - (греч. Areos - Арей, pagos - холм) - первоначально совет родовых старейшин в Афинах. Заседал на холме, посвящен ном богу войны Аресу на Акрополе. По мере развития демократии постепенно терял политической и военное значение. После реформы Эфиальта 462 года до н.э. превратился в верховный уголовный суд по делам об умышленных убийствах и святотатстве.

АРИСТОКРАТ - (греч. aristoi - лучший) - представитель родовой аристократии в полисах.

АРИСТОКРАТИЯ - (греч. aristois - лучшие, kratos - власть) - система правления в полисах, когда высшие государственные должности сконцентрированы в руках представителей родовой знати. Наиболее яркий пример - Спарта.

АРХОНТ - (греч. arhontos - правитель, начальствующий) - член афинского Ареопага, первоначально назначался пожизненно, за тем выбирался из числа наиболее уважаемых граждан полиса.

АРХЭ - (греч. arche - господство, власть) - Второй этап существования Афинского морского союза, возникшего как объединение греч. полисов под предводительством Афин после греко-персидских войн 80- 70 гг. 5 века до н.э. В Архэ входило около 200 полисов, казна союза находилась в Афинах. Архэ распалось после поражения Афин в Пелопоннесской войне в 404 году до н.э.

БАСИЛЕЙ - (греч. basileos - вождь) - в Микенский период Греции правитель небольшого государства, в эпоху Гомера глава племени или общины, обладавший всеми видами власти. В Спарте - титул царя.

БУЛЕ - (греч. bule - совет) - По реформе Солона Совет 400, затем по реформе Клисфена Совет 500 в Афинах. Избирался сроком на один год по 50 человек от 10 территориальных фил. Готовил повестку для Народных Собраний, обладал распорядительной властью.

ВАРВАР - (греч. barbaros - чужеземец) - презрительное название не эллинов, людей говорящих на не понятном языке.

ВСАДНИКИ - (греч.hippeus - класс всадников) - особое сословие богатых граждан полиса, способных содержать боевого коня. Вторая категория афинских граждан по реформам Солона - люди, имевшие годовой доход в 300 медимнов. Обладали всей пол нотой гражданских прав.

ГЕКАТОМБА - (греч. 1iе1а - сто быков) - крупное торжественное жертвоприношение от лица всей общины, посвященное какому - либо празднику или событию.

ГЕЛИЭЯ - (греч. heliaia - суд) - общегражданский суд созданный Солоном в 594 году до н.э. Состоял из 6000 гелиастов из всех сословий, избираемых жребием на Народном Собрании. Занимался разбором уголовных и гражданских дел, принимал отчеты полисных магистратов.

ГЕОМОРЫ - (греч. geomoroi - земледельцы) - в период архаики сельскохозяйственное население Эллады. Обычно простые крестьяне.

ГЕРУСИЯ - (греч. gerusia - собрание стариков) - Совет старейшин-геронтов в Спарте, состоящий из 28 геронтов и двух царей. Обладал исполнительной и законодательной властью. Геронты должны быть не моложе 60-ти лет, избирались на заседании апеллы пожизненно.

ГЕТЕРА - (греч. hetaira - подруга) - образованная не замужняя женщина, находящаяся на содержании состоятельных граждан полисов.

ГЕТЕРИЯ - (греч. hetairia - союз друзей) - первоначально группы молодых аристократов, позже в полисах тайные антидемократические союзы аристократов.

ГЛИПТИКА - (греч. gliphio - вырезаю) - искусство резьбы по камню.

ГОМЕИ - (греч. gomoios - равные) - свободные полноправные спартиаты, граждане Спарты, высшая категория спартанской общины. По преданию их насчитывалось около 10000 человек.

ГОПЛИТ - (греч. hoplon - оружие) - тяжеловооруженные воины, имеющие щит, шлем, панцирь, меч и копье. Сражались обычно в фаланге.

ДЕМ - (греч. Dem – округ) - одна из ста территориальных единиц в Аттике, установленная реформатором Клисфеном в 509 году до н.э.

ДЕМАГОГ - (греч. demegorio - говорящий перед народом) - в эпоху расцвета полисов политический деятель, пользующийся поддержкой демоса. В период кризиса полиса демагог - ловкий беспринципный политик, манипулирующий общественный сознанием.

ДЕМИУРГИ - (греч. demiurgos - ремесленник) - в полисах ремесленники. Позже в переносном смысле слова - творцы, созидатели.

ДЕМОКРАТИЯ - (греч. demos - народ, kratos - власть) - система организации полисной власти, при которой реальными полномочиями обладали Народное собрание и народный суд. Все граждане имели право избираться на должности любых полисных магистратов.

ДЕМОС - (греч. demos - народ) - свободное полноправное население полисов, обладающее всей полнотой прав.

ДИАКРИИ - (греч. Deakria - горная часть Аттики) - одна из трех политических партий, образовавшихся в Афинах после реформ Солона. Лидером являлся Писистрат. Партия выступала за радикальное продолжение реформ.

ДИАЛОГ - (греч. dialogos - разговор двоих) - излюбленная форма раз мышления и рассуждения в Элладе. Она представляла собой как бы возможный спор - обсуждение двумя собеседниками некоего вопроса.

ДОКИМАСИЯ - (греч. docimasia - испытание) - проверка членов гражданской общины на соответствие их общественного статуса или имущественного положения.

ЗЕВГИТЫ - (греч. zevgites - упряжка быков) - граждане - середняки, третья цензовая группа афинских граждан по реформе Солона, имеющие ежегодный доход в размере 200 медимнов. Составляли основу полисного коллектива.

ИЛОТ - (греч. hilot - изгнанные) - покоренное спартанцами население Мессении в Пелопоннессе, низведенное до положёния государственных рабов, обслуживающих свободных спартиатов.

КЛЕР - (греч. kler - надел, жребий) - земельный надел гражданина полиса

КЛЕРУХИЯ - (греч. kleruchia - надел) - военно-земледельческая колония, члены которой не теряли прав граждан материнского полиса.

КОМЕДИЯ - (греч. komos - веселое шествие, ode - песня) - первоначально веселые шуточные, часто скабрезные песни крестьян во время праздника бога вина Диониса. Затем театральный жанр. Наиболее известным античным комедиографом был афинянин Аристофан.

КРИПТИЯ - (греч. kriptos - скрытый, тайный) - особые тайные экспедиции спартанских юношей с целью убийства илотов, носившие характер инициаций.

КСЕН - (греч. ksenos - гость, чужой). - гражданин полиса, связанный узами гостеприимства, побратимства с человеком из другой общины.

ЛИТУРГИЯ - (греч. leiturgia - общественная служба) - специальный налог на богатых граждан в полисах. Как правило, существовал в виде хорегии и триерархии.

ЛОГОГРАФ - (греч. logos- слово, graphe - описание) - название первых греческих историков, описывавших историю своих родных полисов.

МЕТЕК - (греч. metek - чужак) - переселенцы из других полисов, живущий на территории чужой общины без получения гражданских прав.

МЕТРОПОЛИЯ - (греч. meter - мать, polis- город) - материнский полис, выводящий колонию.

МИСТЕРИИ - (греч. mysterion - тайна) - тайные закрытые религиозные священнодействия. Известны вакхические и элевсинские.

МУЗЕЙ, МУСЕЙОН - (греч. Mythoi - Музы) - храм, посвященный Музам, богиням - покровителям различных видов творчества. Известен Александрийский Музей, центр эллинистической науки и культуры.

НЕОДАМОДЫ - (греч. neodamodes - новый гражданин) - новые, недавно введенные в гражданский статус люди в Спарте. Ими могли стать периэки и илоты, доказавшие свою исключительную верность Спарте. Обычно пополнение рядов граждан совершалось после крупных войн, где спартиаты несли большие потери.

НОМОФЕТ - (греч. nomotetes - законодатель) - законодатель в полисах.

ОБЫ - (греч. оbе - часть народа) поселения граждан в Лакедемоне. Столица этого государства, Спарта состояла из пяти об, называемых так же комами.

ОЙКОС - (греч. oikos - дом, жилище) - хозяйство гражданина, его дом, семья.

ОЙКИСТ - (греч. oikistes - основатель колонии) - глава коллектива, создающего колонию, часто инициатор самого выведения колонии.

ОЙКУМЕНА - (греч. oikumena - обитаемая земля) - заселенная, обжитая людьми территория Земли.

ОЛИГАРХИЯ - (греч. oligos - немногий, archer - власть) - система власти в полисах, где реальными управленческими полномочиями обладали наиболее богатые граждане, то есть представители высших цензовых разрядов.

ОРАКУЛ - (греч. oracl - предсказание) - предсказание, выдержанное в стихотворной форме, полученное от пифий по какому - либо поводу или в ответ на запрос. Часто знамение.

ОРХЕСТРА - (греч. orchestra - площадка) - место для хора в античном театре.

ОСТРАКИЗМ - (греч. ostrakon - глиняный черепок) - изгнание потенциальных тиранов из полиса путем тайного голосования надписями на черепках. Остракизм проводился раз в несколько лет на Народном Собрании. Введен в 509 году до н.э. Клисфеном. Подвергнувшиеся остракизму изгонялись из полиса на 10 лет без конфискации имущества.

ОХЛОКРАТИЯ - (греч. ochlos - толпа, kratos - власть) - система власти, когда власть в полисах оказывалась у граждан низших цензовых разрядов. Синоним не управляемой вольницы.

ПАНАФИНЕИ - (греч. Panaphenaina) - ежегодный праздник в Аттике в честь богини Афины.

ПАРАЛЫ - (греч. paralos - прибрежный) - одна из трех политических партий, образовавшихся в Афинах после реформ Солона. Представляла интересы средних слоев населения, связанным с ремеслом, торговлей, мореплаванием. Выступала за укрепление реформ Солона. Лидерами являлся Мегакл Алкмеонид.

ПЕДИЭИ - (греч. pedias - равнина) - одна из трех политических партий, образовавшихся в Афинах после реформ Солона. Представляла интересы аристократов - землевладельцев, выступавших против реформ Солона. Лидерами являлись Гиггпоклид и Ликург.

ПЕЛЬТАСТ - (греч. pelte - щит) - тип средне вооруженного воина, появившийся в начале 4 века до н.э. после реформы афинского полководца Ификрата.

ПЕНТАКОСИОМЕДИМНЫ - (греч. Pentacos - пятьсот, medimnos - мера зерна) - высший цензовый разряд по реформе Солона, имеющий в год 500 медимнов зерна. Граждане, имеющие право занимать высшие государственные должности.

ПЕПЛОС - (греч. peplos - покрывало) - женская одежда из прямоугольного куска ткани.

ПЕРИЭКИ - (греч. peri - вокруг, oikos - живущий) - не полноправная часть населения Спарты, по своему статусу занимавшие промежуточное положение между спартиатами и илотами. Не имея политических прав, они, тем не менее, имели право на занятие ремеслом и торговлей.

ПЕДОНОМ - (Греч. paideutes - воспитатель) - учитель в древнегреческих школах.

ПИФИЯ - (греч. pyphia - предсказательница) - жрица при храме бога Аполлона в Дельфах, которая, находясь в состоянии наркотического возбуждения, предсказывала будущее в ответ на запросы, то есть давала так называемые оракулы.

ПОЛИС - (греч. polis - город, государство, община) - гражданское сообщество, особая форма общины в эпоху античности, самоуправляющийся раннегосударственный коллектив.

ПРИТАНЕЯ - (греч. pritaneia - председательство) - группа в 50 человек, представляющая в Совете 500 одну из городских фил, получавшая по очереди на месяц властные полномочия.

ПРОСТАТ - (греч. prostates - защитник, покровитель) - политик - защитник демоса в период социальных преобразований в по лисах.

РИТОРИКА - (греч. rhetor - оратор) - наука о законах красноречия, умение выстраивать свое выступление перед публикой.

СЕЙСАХФИЯ - (греч. seisachteia - стряхивание от бремени) - мероприятие, проведенное в Афинах реформатором Солоном. Ее суть заключалась в списании всех долгов земледельцев. Внешне это производилось в виде выбрасывания с земель крестьян закладных камней, на которых писались суммы долгов.

СИММАХИЯ - (греч. syn - вместе, machomai - сражаюсь) - военный союз греческих полисов направленный против общего врага. Существовала Делосская симмахия, основанная в 479 году до н.э. под эгидой Афин, для продолжения борьбы против персов. Считалась союзом равных, но из-за чрезмерной гегемонии Афин позже переродилась в Архэ - Первый Афинский морской союз.

СИССИТИЯ - (греч. syssytos - сотрапезник) - обязательные общественные обеды в Спарте, введенные по реформам Ликурга Одновременно сиссития была общественной и военной единицей, «союзом палатки», в которую входило до 20 человек, связанных между собой отношениями дружбы и родства.

СОФИСТ - (греч. sophistes - мудрец) - профессиональный платный учитель философии и риторики в полисах Эллады, для которого не существовало моральных или религиозных ценностей. На рубеже 5 - 4 веков до н.э. в Афинах наиболее прославились Протагор и Горгий.

СТРАТЕГ - (греч. strategos - ведущий войска) - член коллегии 10 стратегов в Афинах по реформе Клисфена. Обладали всей полно той власти, избирались на один год, командовали по очереди. Позже в более широком смысле слова - командующий армией.

ТЕАТР - (греч. teates - зритель) - место, где осуществлялись постановки трагедий, драм и комедий. Возникновение театра связано с праздником Великих дионисий, утвержденным тираном Афин Писистратом в середине б века до н.э.

ТИРАН - (греч. tyrannos - властитель) - не легитимный правитель, узурпатор власти в полисах.

ТИРАНИЯ - (греч. tyrannis - неограниченная власть) - форма единоличного господства в полисах, установленная обычно насильственным путем. Различают раннюю, или Старшую тиранию, способствовавшую ослаблению власти родовой аристократии и позднюю, или Младшую, откровенно эгоистическую и лишенную прогрессивного значения.

ТРАГЕДИЯ - (греч. tragos - козел, ode - песнь) - изначально гимны на религиозные и мифологические темы, исполнявшиеся на полисных праздниках людьми, наряжавшимися сатирами, мифическими козлоногими существами. Затем после появления особых актеров, отвечающих хору, трагедии привели к появлению греческого театра, где они играли ведущую роль как особый род выступления.

ТРАПЕЗИТЫ - (греч. trapedza - стол менялы) - менялы, банкиры и ростовщики в полисах. Так же члены торгово-банковских сообществ.

ТРИЕРА - (греч. trieres - три ряда гребцов) - основной тип гребного боевого корабля эллинов, принимавший на борт до 400 человек, часто использовавший в качестве средства боя укреп ленный на носу судна таран.

ТРИЕРАРХИЯ - (греч. trierarchia - командование кораблем) - специальная полисная повинность для богатых граждан, которые были обязаны в период войны на свои средства строить для полиса боевые корабли и оплачивать службу экипажа. Одна из разновидностей литургии.

ТРИТТИЯ - (греч. trittys - треть) - третья часть территориальной филы, введенная афинским реформатором Клисфеном в 509 году до н.э.

ФАЛАНГА - (греч. phalanx- ствол) - боевое построение и сам принцип ведения боя, когда воины действуют плотными колоннами гоплитов, состоящих из 8 - 30 шеренг, ощетинившихся копьями.

ФЕТЫ - (греч. pheticos - поденщики) - название низшей четвертой цензовой категории афинских граждан по реформе Солона в 394 году до н.э. до реформ Перикла феты не имели право занимать высшие государственные посты.

ФИЛА - (греч. phyle - племя) - родоплеменное объединение в Элладе на первых этапах греческой истории. Например, в Аттике насчитывалось четыре родовые филы. Затем, после реформ Клисфена филы стали территориальными единицами. В Аттике их стало 10.

ФОРОС - (греч. phoros - сбор) - специальный денежный или натуральный налог на членов делосской симмахии - афинской Архэ.

ФРАТРИЯ - (греч. phratria - братство) - в раннее время объединение братских родов (старших и младших). Позднее, родовое религиозное объединение.

ХОРА - (греч. chora - район) - сельская округа полиса, место проживания земле владельцев.

ХОРЕГИЯ - (греч. сhоrе - опека об артистах) - специальная полисная повинность для богатых граждан, которые были обязаны в период подготовки к театральным представлениям оплачивать постановку той или иной драмs, трагедии или комедии, и работу актеров. Одна из разновидностей литургии.

ЭВПАТРИДЫ - (греч. еuраtridеs - родовитый) - афинская родовая знать, крупнейшие землевладельцы Аттики.

ЭККЛЕСИЯ - (греч. ессlеsia - сходка) - народное собрание в полисах, высший законодательный орган власти, контролирующий при этом деятельность всей властной системы и полисных магистратов.

ЭЛЛИН - (греч.) - самоназвание греков, представлявших себя в виде потомков мифического прародителя Эллина. У него, в свою очередь, были сыновья Ион, Эол и Дор, от которых произошли основные эллинские племена.

ЭПИГОНЫ - (греч. ерigones - родившиеся после) - дети диадохов, то есть сподвижников Александра Македонского, так же участвовавшие в борьбе за власть после его смерти.

ЭПИСТАТ - (греч. ерistasia - глава) - глава Совета 500 в Афинах, заново избираемый каждый день.

ЭПОНИМ - (греч. ерiоnоmа - дающий имя) - тот, чье имя давалось году, городу, местности и т. д. Особый эпитет первого из 9 афинских архонтов, по имени которого именовался год.

ЭПОС - (греч. ероs - слово, рассказ) - литературный поэтический жанр, которым писали авторы (аэды и рапсоды) на героические и нравственные темы.

ЭСИМНЕТ - (греч. аisymnetes - судья) - общественный посредник, при миритель враждующих групп населения в период реформ. Например, Солон. Так же должностные лица и судьи в полисах.

ЭФЕБИЯ - (греч. ерfiеbо - юноша) - государственное воспитательное объединение в полисах, где проходили двухлетнюю военную службу юноши, достигшие 18 лет.

ЭФОР - (греч. ерhoros - наблюдатели) - члены коллегии пяти в Спарте. Высший контрольный орган власти, имевший право собирать апеллу, герусию и лишать власти царей.

ЭФОРАТ - (греч. еphoros - наблюдатели) - коллегия Пяти в Спарте. Орган власти присматривающий за царями и контролирующий выполнение законов Ликурга и других постановлений гражданами Спарты.

АГОРА - (agora), у древних греков народное собрание, а также место, где оно происходило. Обычно это была центральная торговая площадь города, по сторонам которой находились храмы, часто важнейшие государственные учреждения и портики с мастерскими и торговыми лавками. В период архаики площадь складывалась стихийно, в эпоху классики и эллинизма имела регулярную планировку. Агора являлась средоточием общественной жизни древнегреческих полисов.

АКРОПОЛЬ - (греч. akropolis), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен Акрополь в Афинах.

АМФИПРОСТИЛЬ - (греч. amphiprostylos), тип древнегреческого прямоугольного в плане храма, имеющего колонные портики на торцовых фасадах.

АНИМИЗМ - (от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.

АНТРОПОМОРФИЗМ - уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ.

АПЕЙРОН (греч. apeiron — бесконечное, беспредельное), термин древнегреческой философии; у ранних философов — свойство первоэлементов, у Платона и пифагорейцев — синоним материи. Анализ понятия дан Аристотелем в «Физике».

АРХАИКА (от греч. archaikos — старинный, древний), в искусствознании — ранний период древнегреческой культуры.Архаический период не отделен от геометрического резкой хронологической границей: его начало приблизительно определяется 8 в. до н. э., конец — началом 5 в., иногда — концом первой четверти 5 в. Историческим фоном архаического периода была Великая греческая колонизация, раздвинувшая пределы известного грекам мира (до Черного моря, западных пределов Средиземного моря, государств и народов Древнего Востока). В Греции обретает свои очертания определившаяся окончательно в 5 в. до н. э. полисная система; в 7 и 6 вв. в греческих городах повсеместно возникают тирании. В архаическую эпоху появляется и расцветает лирика (Сапфо, Алкей, Алкман, Ивик, Анакреонт и др.), не пресекается эпический жанр (продолжатели гомеровского эпоса), зарождается особый жанр историографии (логограф Гекатей Милетский ), появляются первые драматурги (Феспид и др.), формируется сама система драматургического театрального действа. Характерной чертой греческой архаической культуры и всей греческой цивилизации в целом становится агонистика: соревновательность пронизывает все сферы деятельности греков, от спортивных, мусических, театральных, поэтических состязаний до области искусства, что оказывает несомненное влияние на все ускоряющееся развитие и изменение всех отраслей знания и опыта у греков. В архаический период рождается философия — первым назвал себя философом Пифагор, крупнейшими философами, а скорее еще в древнем смысле мудрецами были представители милетской (ионийской) школы Фалес, Гераклит и др. В это же время возникает и понятие философской школы, передающей и развивающей традицию от своего основателя: само развитие философских школ становится постепенно одним из связующих греческую мысль стержней вплоть до конца собственно античной цивилизации.

АРХИТРАВ (от греч. archi — старший и лат. trabs — балка), нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, лежащая на капителях колонн; имеет вид балки — широкой, гладкой (в дорическом и тосканском ордерах) или разделенной на три горизонтальных уступа — фасции (в ионическом и коринфском ордерах).

АФИНЫ, Древний город-государство (полис) в Аттике, игравший ведущую роль в экономической, политической и культурной жизни Др. Греции; классический образец рабовладельческой демократии, достигшей расцвета при Перикле (2-я пол. 5 в. до н. э.).

БАЗА (франц. base, от греч. basis), основание, основа чего-либо; в архитектуре — основание, подножие колонны или столба.

БЫТИЕ философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как элемент понятийной опозиции (напр., бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность.) Проблемы бытия изучает философская дисциплина «онтология».

ВОЛЮТА (итал. voluta, букв. — завиток), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с «глазком» в центре. Составная часть ордерных капителей ; архитектурная деталь карнизов, порталов, дверей, окон.

ГЕРОДОТ ( лат. Herodotus, греч. Иродотос) (около 484 до н.э., Галикарнас, Малая Азия — около 426 до н. э., Фурия, Великая Греция), древнегреческий историк, названный Цицероном «отцом истории» («О законах», I,1,5). Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта; дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Монументальный труд Геродота, посвященный истории Греко-персидских войн и описанию стран и народов, воевавших с персами, — первое полностью дошедшее до нас историческое сочинение древности и одновременно первый в истории античной литературы памятник художественной прозы. Первоначально он носил название «История» (др.-греч. «исследование, изыскание»); в 3 веке до н.э. александрийские ученые разделили его на девять книг, дав каждой из них имя одной из девяти муз — первая книга получила имя музы истории Клио.


ГИППОКРАТ ( лат. Hippocrates, греч. Иппократис), (около 460 до н.э., остров Кос — 377 до н.э.), древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины. В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах.
Гиппократ родился на острове Кос (архипелаг Южные Спорады, юго-восток Эгейского моря) в семье потомственных врачевателей, возводивших свою родословную к Асклепию — богу медицины. В течение своей жизни Гиппократ много путешествовал, объездил Грецию, Малую Азию, побывал в Ливии и Тавриде, основал на родине медицинскую школу.
Гиппократ признан родоначальником медицинской науки. Ему принадлежат сочинения «О воздухе, воде и местности», «Прогностика», «Диета в острых болезнях», «Эпидемии» в двух томах, «Афоризмы», «Вправление сочленений», «Переломы», «Раны головы». В отличие от своих предшественников Гиппократ полагал, что болезни не ниспосланы богами, а обусловлены вполне объяснимыми причинами, например, воздействием окружающей среды. В книге «О природе человека» он выдвинул гипотезу о том, что здоровье основывается на балансе четырех телесных соков: крови, мокроты, желтой и черной желчи. Нарушение этого баланса вызывает болезнь. Задачу врача Гиппократ видел в изучении индивидуальных особенностей больного, в обеспечении мобилизации сил организма для восстановления здоровья. В медицинской этике Гиппократ, выдвинул четыре принципа лечения: не вредить больному; противоположное лечить противоположным; помогать природе; щадить больного.
Гиппократ установил стадии развития болезней, заложил основы античной хирургии, разработал способы применения повязок, лечения переломов и вывихов, ввел в медицину понятия анамнеза, прогноза, этиологии; разделил людей по темпераментам (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики). Его учение оказало большое влияние на представления медиков последующих эпох. Главные принципы современной врачебной морали основываются на разработанной еще в античности «клятве Гиппократа».


ДЕМОКРАТИЯ (от греч. demos — народ), форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти.
Основные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) демократию. Термин «демократия» употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (напр., партийная демократия, производственная демократия).

ДИОНИС ( Вакх), в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, виноградарства и виноделия, сын Зевса и фиванской царевны Семелы. Бог восточного (фракийского или лидийского) происхождения, культ которого в Греции утвердился сравнительно поздно и с большими трудностями. Хотя имя Диониса найдено еще на табличках критского линейного письма «B» (14 в. до н. э.), его развитие и утверждение связано с периодом роста полисов в материковой Греции (8-7 вв. до н. э.), когда единый культ Диониса вытеснил культы местных богов и героев. Как божество земледельческого круга, он нередко противопоставлялся солнечному Аполлону — богу родовой аристократии. В философии и искусстве новейшего времени это переосмыслено как противопоставление двух начал, бытующих в природе человека, светлого (аполлониевского) и темного (дионисийского). Дионис — олимпиец, но в число олимпийских богов вошел сравнительно поздно.


ДОГМАТИК (греч. Dogmatikos, от dogma — учение), песнопение в честь Пресвятой Богородицы, завершающее стихиры на «Господи воззвах» воскресной великой Вечерни, в котором содержится догматическое учение о воплощении Господа Иисуса Христа и соединении в Его лице двух естеств — Божественного и человеческого. Составление догматиков восьми гласов приписывается преподобному Иоанну Дамаскину. Догматики помещаются в Октоихе. Аналогичные песнопения малой Вечерни называются малыми догматиками.

ДРАМА (греч. drama, букв. — действие), 1) род литературный, принадлежащий одновремено двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О'Нил, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и др.
2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» А. Островского, «На дне» М. Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.

ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, от греч. idea — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое — первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно. Основные формы идеализма — объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии — Платон, Плотин, Прокл; в новое время — Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.). В обыденном словоупотреблении «идеалист» (от слова «идеал») часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.

КАПИТЕЛЬ (от позднелат. capitellum — головка), венчающая часть колонны, столба или пилястры.

КОЛОННА (франц. colonne), архитектурно обработанная круглая в сечении вертикальная опора, элемент несущей конструкции зданий и архитектурных ордеров. Состоит из ствола, капители и базы. Отдельно стоящие колонны обычно служат памятниками.

ЛИРИКА (от греч. lyrikos — произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, напр.: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 вв., Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России — А. С. Пушкин, А. А. Блок.

МЕГАРОН (греч. megaron, букв. — большой зал), тип древнейшего греческого жилища (3-2-е тыс. до н. э.): прямоугольный зал (иногда разделенный 1-2 продольными рядами столбов) с очагом и входным портиком.

МЕТОПЫ (греч., ед. ч. metope), прямоугольные, почти квадратные плиты, часто украшенные скульптурой, составляющие в чередовании с триглифами фриз дорического ордера.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ (миросозерцание), система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.

ОДИССЕЙ (греч., лат. Улисс, Ulisses, Ulixes), в греческой мифологии царь Итаки, участник осады Трои, главный герой «Одиссеи». Славился умом, хитростью, изворотливостью и отвагой.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ в античности древнейшие и самые знаменитые из всегреческих игр. Справлялись в честь Зевса Олимпийского через каждые четыре года, летом, в Элиде (области на северо-западе Пелопоннеса) в Священном городе Олимпии у подножия горы Олимп и холма Кроноса — Крониона.

ОНТОЛОГИЯ (от греч. on, род. падеж ontos — сущее и logos — слово, понятие, учение), учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т. е. как метафизика бытия. Термин «онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе Х. Вольфа.

ОРДЕР, архитектурный о пределенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент). Классическая система ордеров сложилась в Др. Греции; основные ордера получили название от племен и областей: дорический, ионический, коринфский. Разновидность дорического ордера — тосканский, коринфского и ионического — композитный.


ОРДЕР ДОРИЧЕСКИЙ о дин из трех основных архитектурных ордеров. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан каннелюрами; капитель состоит из эхина и абака. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз; фриз по горизонтали делится на триглифы и метопы.


ОРДЕР ИОНИЧЕСКИЙ о дин из трех основных архитектурных ордеров. Имеет стройную колонну с базой, стволом, прорезанным вертикальными желобками (каннелюрами); капитель состоит из 2 крупных завитков (волют). Антаблемент иногда без фриза, архитрав — из трех горизонтальных полос; фриз часто сплошь покрывался рельефом.


ОРДЕР КОРИНФСКИЙ о дин из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками (каннелюрами), и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканфа и небольших волют.


ОСНОВАНИЕ здания (сооружения) - массив грунта (горной породы), непосредственно воспринимающий нагрузку от здания (сооружения). Различают основание естественное, когда грунты находятся в условиях природного залегания, и искусственное, когда грунты предварительно уплотнены или закреплены.

ПАРФЕНОН х рам Афины Парфенос на Акрополе в Афинах, памятник древнегреческой высокой классики. Мраморный дорический периптер с ионическим скульптурным фризом (447-438 до н. э., архитекторы Иктин и Калликрат) замечателен величественной красотой форм и пропорций. Статуи фронтонов, рельефы метоп и фриза (окончены в 432 до н. э.) созданы под руководством Фидия. Разрушен в 1687; частично восстановлен.

ПЕРИПТЕР - основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики: прямоугольное в плане здание, с четырех сторон обрамленное колоннадой.

ПОЛИС (греч. polis, лат. сivitas), город-государство, форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Др. Греции и Др. Италии. Полисы составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения города в полис не входила и не имела прав граждан (метеки, периэки, вольноотпущенники, лишенные всяких прав рабы). Форма власти в полисе была различной (олигархия, демократия и др.).

ПОЭМА (греч. poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею) — «Илиаду», «Одиссею», «Песнь о Роланде», что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее «наследственных» черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность). Со времени романтизма специфически «поэмное» событие — само столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами («Медный всадник» А. С. Пушкина). В современной поэме эпическое требование «зримой» событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом; автор — участник или вдохновенный комментатор события (В. В. Маяковский, А. Т. Твардовский). В 20 в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма («Поэма без Героя» А. А. Ахматовой).
2) В музыке — небольшая лирическая пьеса свободной структуры, крупное одночастное симфоническое произведение, обычно программное (симфоническая поэма ), иногда хоровое или вокально-инструментальное сочинение.

ПРОСТИЛЬ (от греч. pro — впереди и stylos — колонна), тип античного храма: прямоугольное в плане здание с одним рядом колонн на главном фасаде.

РЕЛИКВИИ (от лат. reliquiae — остатки, останки), в различных религиях мощи или особо чтимые предметы, объект религиозного поклонения. В переносном смысле — предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом.

СОФОКЛ ( ок. 496-406 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, один из трех великих представителей античной трагедии, занимающий по времени жизни и характеру творчества место между Эсхилом и Еврипидом. Мировоззрение и мастерство Софокла отмечены стремлением к равновесию нового и старого: славя мощь свободного человека, предостерегал против нарушения «божеских законов», т. е. традиционных религиозных и гражданских норм жизни; усложняя психологические характеристики, сохранял общую монументальность образов и композиции. Трагедии Софокла («Эдип-царь», «Антигона», «Электра» и др.) — классический образец жанра.

ТРИГЛИФ (греч. triglyphos), в архитектуре — прямоугольная вертикальная каменная плита с продольными врезами. Чередуясь с метопами, триглифы составляют фриз дорического ордера.

ФЕМИСТОКЛ (ок. 525 — ок. 460 до н. э.), афинский полководец, вождь демократической группировки, в период греко-персидских войн с 493/492 архонт и стратег (неоднократно). Сыграл решающую роль в организации общегреческих сил сопротивления. Добился превращения Афин в морскую державу и создания Делосского союза.

ФИВЫ древнегреческий город в Беотии, центр Беотийского союза греческих городов с 6 в. до н. э. С кон. 4 в. до н. э. значительной роли не играл.

ФРИЗ (франц. frise), 1) в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере членится на триглифы и метопы, в ионическом и коринфском иногда заполняется рельефами. 2) Декоративная композиция (изображение или орнамент) в виде горизонтальной полосы (наверху стены, на предмете, кайма на паркете или ковре и т. д.).

ЦЕЛЛА (лат. cella), главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis — гражданский, государственный),
1) синоним культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация). 3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс). 4) В некоторых идеалистических теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.

ЭПОС (греч. epos — слово, повествование), 1) то же, что эпопея, а также древние историко-героические песни (напр., былины). 2) Род литературный(наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос схватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность). Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). До 18 в. ведущий жанр литературы. Эпос — эпическая поэма. Источник ее сюжета — народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная («Илиада» Гомера, «Энеида» Вергилия). В 18-19 вв. ведущим жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). Древние жанры эпоса — повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы. На основе этой же тенденции складывается роман-эпопея («Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!