СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
по теме «Сопровождение образования детей с ОВЗ»
АДАПТАЦИЯ (социальная) — приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности. В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности, при поступлении в общественные учебно- воспитательные учреждения (детский сад, школа), при вхождении в новый коллектив.
АМБЛИОПИЯ – ослабление зрения функционального и вторичного характера (при отсутствии структурных изменений зрительного анализатора), не поддающееся коррекции с помощью очков или контактных линз.
АНАМНЕЗ — сообщение больного или его близких об условиях жизни, предшествующих заболеванию (история возникновения заболевания). В психологии применяется как метод исследования деятельности человека.
БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА – обеспечение доступности, беспрепятственности, безопасности, удобства экстерьера и интерьера образовательной организации для лиц с ОВЗ и инвалидностью.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это та деятельность, которая определяет (задает, назначает) основное направление развития в том или ином возрасте. В самом понятии "ведущая деятельность" содержится представление о рукотворном, культурно-обусловленном характере психического развития.
ДЕТИ с ограниченными возможностями здоровья – группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии. Эволюция понятия: «аномальные», «с отклонениями в развитии», «с особыми образовательными потребностями», «с ограниченными возможностями здоровья».
ДЕТИ с особыми образовательными потребностями – не является правоустанавливающим понятием, используется применительно к обучающимся с несоответствием своих возможностей «общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения».
ДЕПРИВАЦИЯ — психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей ребенка в удовлетворении его насущных биологических и социальных потребностей. Д. бывает зрительная, слуховая, речевая, эмоциональная и др.
ДИАГНОСТИКА - определение, учение о методах распознания какого- либо явления, действия, события и т.п. ДИССОЦИАЦИЯ — нарушение связности психических процессов, неосознанность конкретных раздражений, мотивов действий и самих действий.
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — временное отставание развития психики или еѐ отдельных функций.
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ – группа различных видов отклонений в развитии речи, имеющая различную этиологию, патогенез, степень выраженности. При ЗРР нарушается ход речевого развития, проявляются несоответствия нормальному онтогенезу, отставание в темпе.
ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании. Педагогически запущенный ребенок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности. Условно выделяют несколько стадий запущенности. Первая рассматривается как предрасполагающая (в основном соответствует дошкольному возрасту). Вторая стадия характеризуется появлением у младших школьников начальных форм негативного отношения к нормам и правилам жизни в детском коллективе. Третья и четвертая стадии запущенности педагогической наиболее часто проявляются в подростковом возрасте. Признаки третьей и четвертой стадий встречаются и у старших школьников. Их поведение отличается большей скрытностью, умением закамуфлировать неблаговидные поступки «правильными словами» и т. п.
ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ — актуальный уровень знаний, умений и навыков ребенка, проявляющийся на данном этапе его развития и обнаруживающийся в ситуации конкретного диагностического обследования.
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ — уровень знаний, умений и навыков, который ребенок может достичь самостоятельно или с помощью взрослого, потенциальные возможности развития ребенка.
ИМПРИТИНГ – приобретение или начало функционирования какой- либо формы поведения без специального научения с момента рождения сразу же в практически готовом виде в результате ее прямого включения под влиянием какого-либо стимула, закодированного в генетической программе созревания и функционирования данной формы поведения. Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты; Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
ИНКЛЮЗИЯ – это вовлечение в процесс каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, 83 удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ - способ обеспечения каждым обучающимся и воспитуемым эффективного усвоения общих требований и задач. Методики и технологии индивидуального подхода позволяют достигать определенных успехов в усвоении образовательных стандартов учащимися, различающимися по уровню своего подготовленности к участию в образовательном процессе.
ИНТЕЛЛЕКТ – совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.
ИНТЕГРАЦИЯ – восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – это совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов и при участии педагогов – специалистов.
ИНТЕГРИРУЕМЫЙ РЕБЕНОК – ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья и способный посещать уроки в общеобразовательной школе, получая дополнительную специальную коррекционную помощь.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – постепенное превращение какого-либо процесса или явления из внешнего для организма во внутреннее, например, из практически осуществляемого индивидуального или коллективного действия во внутренне психологическое свойство или способность человека.
ИНТЕГРАЦИЯ ИНТЕРНАЛЬНАЯ – интеграция внутри системы специального образования (дети со сложными, сочетанными дефектами в развитии).
ИНТЕГРАЦИЯ КОМБИНИРОВАННАЯ – обучение или воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих уровень психофизического и речевого развития, близкий к возрастной норме) по 1–2 человека в массовых группах (классах). При этом дети получают постоянную коррекционную помощь у специалистов (сурдопедагога, тифлопедагога, дефектолога, логопеда).
ИНТЕГРАЦИЯ ЭКСТЕРНАЛЬНАЯ – взаимодействие специального и массового образования (интеграция в общеобразовательные учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья), это влечет за собой улучшение обучения детей со специальными нуждами в массовых школах.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить. Поскольку мнения на этот счет заметно расходятся, расходятся и трактовки термина. В целом качество современного образования определяется рядом 84 факторов, обусловливающих его социальную эффективность, таки как: а) содержание, включающее лучшие достижения духовной культуры и опыта в той или иной сфере деятельности; б) высокая компетентность педагогических работников и других образователей; в) новейшие образовательные технологии и соответствующая им материально- техническая оснащенность; г) гуманистическая направленность; д) полнота удовлетворения потребностей населения в знаниях, понимании, умениях.
КВАЛИФИКАЦИЯ - мера освоения профессии или специальности, характеризуемая по степени готовности ее носителя к выполнению задач определенного уровня сложности. В более широком употреблении термин обозначает готовность субъекта к успешному разрешению проблем и выполнению задач, сопряженных с тем или иным видом деятельности, и в этом смысле близок по значению терминам компетентность и грамотность. Постановка вопроса о квалификации человека (профессиональной, жизненной, социальной, академической) имеет в виду ранжированную оценку его способностей к деятельности того или иного уровня сложности, тем самым позволяя говорить о ступенях квалификационного роста.
КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ опирается на определяющее или генерализированное умение и самообразовательную готовность, включает практический контекст, который не ограничен, не специфичен, имеет определенную степень универсальности (А.В. Баранников).
КОМПЕНСАЦИЯ — восполнение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций вследствие аномалий развития, перенесенных заболеваний и травм. Процесс компенсации физиологических функций не требует специального обучения и происходит путем автоматической перестройки, в которой важную роль играет так называемая оценка успешности приспособительных реакций, осуществляемая в центральной нервной системе. Компенсация на уровне сложных психических процессов протекает путем сознательного переобучения и осуществляется с помощью ряда вспомогательных средств (например, компенсация недостаточной функции запоминания осуществляется путем рациональной организации запоминаемого материала, привлечения дополнительного материала, использования приема мнемотехники). В целом при компенсации высших психических функций особую роль играет подключение сохранных анализаторов. Важное значение для решения проблем компенсации имеют концепции психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Л. Лурия и др. о развитии высших психических функций.
КОРРЕКЦИЯ - совокупность педагогических и лечебных мер, направленных на исправление недостатков в развитии и поведении ребенка.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ - интегральная профессионально-личностная характеристика педагога. Она определяет качество его деятельности, выражается в способности действовать адекватно, самостоятельно и 85 ответственно в постоянно меняющейся профессиональной ситуации, отражает готовность к самооценке и к саморазвитию; проявляется в профессиональной активности педагога, которая позволяет характеризовать его как субъекта педагогической деятельности и общения.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ - общий оценочный термин, обозначающий способность к деятельности "со знанием дела". Обычно употребляется применительно к лицам определенного социально-профессионального статуса, характеризуя меру соответствия их понимания, знаний и умений, реальному уровню сложности выполняемых ими задач и разрешаемых проблем. В отличие от термина "квалификация", нейтрального в нравственно-этическом отношении, имеет в виду способность оплачиваемого работника принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям служебного и общественного долга. В этом контексте компетентность понимается как личностное качество субъекта специализированной деятельности в системе социального и технологического разделения труда.
КОРРЕКЦИЯ - совокупность педагогических и лечебных мер, направленных на исправление недостатков в развитии и поведении ребенка.
КРИТЕРИЙ - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.
КРИТЕРИЙ – признак, на основании которого производится оценка.
ЛИЧНОСТЬ - характеристика человека в его уникальных свойствах, отличающих его от других представителей своих социальных групп.
ЛИЧНОСТЬ - человек, который занимает функциональное место, действует в рамках полномочий, позволяющих принимать решения.
МАСТЕРСТВО - высокая степень овладения определенным видом специализированной деятельности; основывается на глубоком понимании дела, сочетаемом с развитыми умениями осуществлять рациональные и эффективные действия.
МЕТОД – способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни.
МЕТОД – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - термин, не имеющий общепринятого определения. Пока что он отражает не столько утвердившуюся в жизни реалию, сколько идею о том, как изменить к лучшему сложившуюся образовательную практику с тем, чтобы повысить ее социальную эффективность, то есть сделать ее более соответствующей логике развития человека и его интересам на различных стадиях жизненного цикла. Непрерывно образования мыслится как стадийный и целостный в своих элементах пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Его основные этапы: а) обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь, - 86 детско-юношеское образование; б) учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности, - образование взрослых. Непрерывность образования иногда трактуется формально, как непрекращаемость учебное деятельности, ее продолжение после завершения так называемого базового образования. В философии под непрерывностью понимается целостность процесса, состоящего из отдельных дискретно идущих стадий. Применительно к пожизненному образовательному процессу это означает, что он должен состоять из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, то есть в той или иной мере формального образования, дающего человеку право на благоприятные для него изменения социального статуса. Преемственная связь между отдельными ступенями и их интеграция в единое целое достигаются посредством надлежаще построенного неформального и информального образования, они же обеспечивают человеку свободу познавательной активности и выбора увлечений.
ОБРАЗОВАНИЕ - одна из важнейших сфер деятельности, направленная на формирование человека, его образа во взаимосвязанных процессах обучения и воспитания. Образование осуществляет как трансляцию сложившихся, так и создание новых культурных образцов.
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ - составная часть системы образования, ее относительно обособленное подразделение, основной задачей которого является содействие всестороннему развитию человека в период его самостоятельной жизни. В этом смысле образование взрослых является социальным институтом, преемственно продолжающим процесс превращения имеющегося в обществе социально-культурного опыта в достояние всех его членов и через это обеспечивающим пожизненное обогащение творческого потенциала личности. От детско-юношеского образования отличается тремя главными особенностями: а) спецификой контингента - субъектами учебной деятельности являются лица, вовлеченные в сферу профессионального труда, имеющие опыт такого рода занятости или потенциально свободные к участию в ней; б) своеобразием образовательных учреждений, форм и методов их деятельности - их ориентация на образовательные потребности лиц, являющихся субъектами различных видов практической деятельности, и на режим их социальной жизни; в) содержанием целей и задач образовательного процесса, особенностями форм и методов педагогической работы с субъектами учебной деятельности - преимущественный акцент на основание нового (современного, прогрессивного) социально-культурного опыта и на формирование способности к его обогащению собственным вкладом; использование по большей части активных форм и методов обучения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов. Образовательная среда обладает большой степенью сложности, поскольку имеет несколько уровней - от федерального, регионального до основного 87 своего первоэлемента - образовательной среды конкретного учебного заведения и класса. Среда создается также индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает свое собственное пространство вхождения в историю и культуру, свое видение ценностей и приоритетов познания. И поскольку всякое знание личностно (как показали М.Полани, С.Тулмин), то образовательная среда каждого есть в конечном счете особое - личностное - пространство познания и развития. Современная образовательная среда складывается, в том числе во взаимодействии новых образовательных комплексов-систем, инновационных и традиционных моделей, сложных систем стандартов образования, сложного интегрирующего содержание учебных программ и планов, высокотехнологичных образовательных средств и образовательного материала, и, главное, нового качества взаимоотношений, диалогического общения между субъектами образования: детьми, их родителями и педагогами.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - это комплекс, состоящий из: некоторого представления планируемых результатов обучения; средств диагностики текущего состояния обучаемых; набора моделей обучения; критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий. Сегодня понятие образовательной технологии может рассматриваться широко как область педагогической науки и как конкретная образовательная технология. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий и требующее создания специальных условий для получения образования при освоении образовательных программ.
ОБУЧЕНИЕ - часть образовательного процесса, заключающаяся в целенаправленной передаче человеку культурно-исторического опыта посредством образовательных институтов. Обучение направлено на формирование у обучающегося (самообучающегося) определенных знаний и способностей, необходимых для осуществления актуальной и будущей деятельности.
ОБУЧАЕМОСТЬ – 1. способность человека к научению.2. индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.
ОЛИГОФРЕНИЯ – особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций.
ОНТОГЕНЕЗ - процесс развития индивидуального организма. В психологии под онтогенезом подразумевается формирование основных структур психики в течение детства индивида. 88
ОПЫТ - 1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). 2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. 3. Воспроизведение какого–н. явления экспериментальным путѐм, создание чего–н. нового в определѐнных условиях с целью исследования, испытания. 4. Попытка осуществить что–н., пробное осуществление чего–н.
ПАТОГЕНЕЗ - раздел патологии, изучающий взаимосвязь внутренних механизмов, лежащих в основе возникновения и развития болезненного процесса в организме.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ может быть представлена в трех сферах: научной, процессуально-описательной, процессуально- действенной. Означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогическиx целей.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ (Pedagogical technologies) - сложные и открытые системы приемов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями; концептуально взаимоувязанных между собой задач и содержания, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащегося. В зависимости оттого, какие общеобразовательные цели признаются приоритетными, и от того, насколько им соответствуют задачи, содержание, методы и формы образования, складывается традиционная или личностно-ориентированная, информационная либо развивающая, продуктивная или малоэффективная (дающая сбои и "брак") педагогическая технология.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ - форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (в акмеологическом понимании) рассматривается как устойчивые свойства субъекта, обеспечивающие высокую продуктивность педагогической деятельности, ее гуманистическую направленность. Педагогическая акмеология выявляет уровни и этапы профессионализма деятельности и зрелости личности педагога. Основными из них являются уровни: овладения профессией; 89 педагогического мастерства; самоактуализации педагога в профессии; педагогического творчества.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - это эксперимент особого рода, задачей которого является выяснение сравнительной эффективности применяемых нововведений в организационный и учебно-воспитательный процесс.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ - учебная деятельность, направленная на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций. Предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Одна из форм освоения прогрессивного опыта, целью корой является повышение эффективности труда. ПОДХОД - совокупность приѐмов, способов (в воздействии на кого- что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела).
ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - система базовых идей, которые необходимо реализовать в процессе конструирования системы образовательных учреждений, сопровождающих человека в различные периоды его жизни. К числу таковых относятся: а) поступательность в формировании и обогащении творческого потенциала личности; б) вертикальная и горизонтальная целостность пожизненного образовательного процесса; в) интеграция учебной и практической деятельности; г) учет особенностей структуры и содержания образовательных потребностей человека на различных стадиях его жизненного цикла; д) содержательная преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы; е) единство профессионального, общего и гуманитарного образования; ж) самообразование в периоды между стадиями организованной учебной деятельности; з) интеграция формальной, неформальной и информальной составляющих пожизненного образовательного процесса.
ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ - базовые фундаментальные идеи и теоретические положения, определяющие подходы к его организации в целом, а также к деятельности его отдельных подразделений и учреждений. Подразделяются на три категории: а) социально-политические, выражающие отношение общества и его властных структур к учебной деятельности взрослого населения, определяющие идеологию и государственную политику в этой области; б) организационные, обусловливающие общие подходы к конструированию системы его учреждений; в) дидактические, лежащие в основе формирования образовательных программ и выбора технологий их реализации. ПРОГНОЗ - основанное на специальном исследовании заключение о предстоящем развитии и исходе чего–н.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных 90 профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью; характеристика, подлежащая дальнейшему развитию.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЛИЧНОСТИ - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (по Н.В.Кузьминой) - способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности учащегося с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется. Основные элементы компетентности (по Н.В.Кузьминой): методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся; психолого-педагогическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых; рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность; специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМО- ДЕЙСТВИЕ - взаимодействие специально направленное на достижение профессионально значимых целей, предполагающее разрешение учебных и практических задач, сформулированных в результате анализа реальных проблем профессиональной действительности, субъекты взаимодействия выступают в роли коллег, партнеров в профессиональной сфере и в этом взаимодействии происходит их развитие, изменение как профессионалов.
ПРОФЕССИЯ - это объективно необходимый, определенный через интенцию, особый вид деятельности, связанный с этим фрагментом реальности. Т.е., профессия есть деятельность, обладающая собственной целью, имеющая собственный продукт, нормы и средства, которые, в конечном счете, детерминированы социальной функцией и технологией той сферы общественной жизни, которую данная деятельность обслуживает.
ПРОФЕССИЯ определяется как: 1. область приложения сил человека, или область, в которой человек осуществляет свои функции как субъект труда; 2. общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями; 3. подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация), присущая человеку, благодаря которой он оказывается в состоянии выполнить определенного рода трудовые функции; 4. деятельность, работа профессионала, т.е. сам процесс реализации трудовых и притом профессионально выполняемых функций.
РАЗВИТИЕ - процесс количественных (рост, эволюция) и качественных изменений (скачков) в природе, обществе, человеке. Развитие имеет своим результатом переход от низшего качественного состояния к высшему (прогресс), либо от высшего к низшему (регресс). Прогрессивное развитие, без провалов и катастроф, возможно только в случае сохранения низших форм в высших формах в "снятом" виде.
САМООБРАЗОВАНИЕ - в той или иной мере систематическая учебная деятельность, построенная на самостоятельном (вне стен учебного заведения) изучении какого-то вопроса или проблемы с периодическими консультациями специалиста или без оных. Эффективность самообразования зависит от развитости и интеллектуальных умений, а также от установок человека на учебную деятельность, от его отношения к знаниям, равно как от его волевых и других личностных качеств. Самообразование имеет индивидуальные и групповые формы, последние способствуют формированию умений и навыков совместной интеллектуальной деятельности. В системе непрерывного образования самообразование выполняет роль связующего звена между дискретно идущими ступенями и стадиями организованной учебы, придавая образовательному процессу целостный и восходящий характер.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - процесс и результат индивидуального выбора тех или иных ценностей, идеалов, целей, позиций и соответствующего отказа от других, невыбранных. Самоопределение осуществляется в общественных отношениях (деятельности), в которых предоставляют человеку целый спектр внешних для него воздействий, возможностей, перспектив. Тем самым создается необходимость и возможность ответственного выбора (отказа) чего-то из них.
Слабовидящий – лицо с остротой зрения от 0,05 до 0,2 единиц (от 3 до 40 м.).
Слабослышащий – лицо с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, при сохранении способности к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха.
Слепоглухота — врождѐнные или приобретѐнные в раннем возрасте (до овладения речью) слепота и глухота и связанная с отсутствием слуха немота. Существуют различные степени потери слуха и зрения, а также их сочетания: тотально слепоглухие, у которых наблюдается полное отсутствие зрения и слуха; практически слепоглухие, минимальные остатки зрительной или слуховой функций, на которые можно опираться; слабовидящие глухие; слабослышащие слепые; слабовидящие слабослышащие.
Слепота — полное отсутствие зрения или его серьѐзное повреждение. Различают полную слепоту (амавроз) и частичное выпадение поля зрения 92 (скотома) или половин полей зрения (гемианопсия). Выделяют цветовую слепоту (дальтонизм).
Соматические заболевания – телесные заболевания. В данную группу заболеваний объединяют болезни, вызываемые внешними воздействиями или внутренними нарушением работы органов и систем, не связанные с психической деятельностью человека. К соматическим заболеваниям относятся заболевания: сердца и сосудов; дыхательной системы; поражения печени и почек; ряд поражений желудочно-кишечного тракта; травмы; ожоги и ранения; наследственные генетические; инфекции и спровоцированные ими поражения внутренних органов; паразитарные инвазии; эндокринные.
СОПРОВОЖДЕНИЕ – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение временных проблем в развития наиболее позитивным, эффективным методом. В процессе сопровождения всегда присутствуют два субъекта: носитель проблемы (сопровождаемый) и помогающий решить проблему (сопровождающий). Важна активность обеих сторон – участников процесса разрешения проблемы. Выделяются следующие группы основных проблем, решаемых в процессе психолого-педагогического сопровождения: 1. Определение образовательно-профессионального пути. 2. Овладение базовым процессом деятельности (процессом обучения, процессом профессиональной деятельности). 3. Овладение практикой межличностного взаимодействия и взаимоотношений. 4. Сохранение жизни и здоровья. 5. Овладение дополнительными процессами деятельности (структурировать свободное время, культура отдыха и т.п.).
СОПРОВОЖДЕНИЕ — это метод, предназначенный для решения проблем развития ребенка. Это абсолютно естественный метод, который, даже не задумываясь над этим, на практике применяют ежедневно родители ребенка, его педагоги, взрослые и сверстники. От других методов сопровождение отличает: 1. комплексный характер (это метод психолого-педагогической медико-социальной помощи); 2. «нахождение на стороне ребенка» (при учете роли других участников проблемной ситуации); 3. непрерывность (помощь завершается только в момент разрешения проблемы или диагностики устойчивой тенденции к разрешению); 4. педагогичность (важно не решить проблему за ребенка, а научить его решать такие проблемы самостоятельно). Сурдопедагог – лицо, осуществляющее обучение и воспитание глухих и слабослышащих студентов, а также реабилитацию детей с кохлеарными имплантами (прибор, позволяющий компенсировать потерю слуха).
Сурдопереводчик – лицо, владеющее жестовым языком, осуществляющее деятельность по сопровождению процесса обучения и внеучебной деятельности студентов с нарушениями слуха для их полноценного участия в учебной и внеучебной жизни университета.
Тифлопедагог – лицо, осуществляющее помощь в обучении слепых и слабовидящих студентов с учетом своеобразия их познавательной деятельности и компенсации нарушенных (недоразвитых) функций (внимания, памяти, мышления, эмоций) и оказывающее помощь в овладении специальными тифлотехническими средствами.
Тьютор – наставник, избираемый на добровольных началах из числа обучающихся старших курсов, сотрудников и преподавателей факультета (института, филиала), призванный способствовать, посредством социально- психологической технологии «равный-равному», адаптации обучающихся в образовательное пространство, развитию их коммуникативных и организационно-управленческих компетенций, формированию устойчивой учебной мотивации, выбору индивидуальной научно-образовательной траектории, актуализации инновационного потенциала обучающегося, формированию здорового образа жизни и ценности здоровья.
УРОВЕНЬ профессиональной компетентности рассматривается как содержательная характеристика деятельности педагога.
УСЛОВИЯ - правила, существующие, установленные в той или иной области жизни, деятельности, обеспечивающие нормальную работу; обстановка, в которой происходит, протекает что-либо.
ФОРМА – устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов, которая предусматривает реализацию методов обучения.
ЧЕЛОВЕК КАК ВОЗМОЖНОСТЬ - человек в становлении, в нереализованности своего потенциала, в способностях к изменениям, к построению и осуществлению проекта самого себя.
ЧЕЛОВЕК КАК РЕСУРС - человек как источник воспроизводства и развития коллективной деятельности, сохранения и обновления ее содержания, понимания и переформулировки целей и задач. С понятием "ресурс" тесно связано понятие "резерв". Человек как резерв (кадровый и т.п.) - это результат использования человеческого ресурса для подготовки его к включению в коллективную деятельность на определенной позиции и в обозримом будущем.
Шрифт Брайля — рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими людьми.
ЭТИОЛОГИЯ - учение о причинах болезни.
Информация публикуется на основе материалов из Интернета.