Внеурочное занятие.
Проект
с использованием квест -технологии
(2 часа)
«Словари русского языка»
Пояснительная записка
Как помочь школьникам учиться самостоятельно? Лев Толстой писал: «Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Когда на уроке школьники работают над мини-проектами, они учатся творить.
Всем известно, что основная цель метода проектов – это предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации. Такой подход к распределению ролей учителя и ученика на уроке отвечает требованиям современности, так как мобилизует учащихся, позволяет каждому самостоятельно получать знания для мини-проекта, работать в группе, общаться, распределять доли участия всех членов группы, трудиться творчески, представлять результаты своей деятельности одноклассникам.
Проектные задания по русскому языку и литературе в 6-х классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей.
Цели проекта:
Учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, анализировать и обобщать факты.
Учить работать в группах, обмениваться информацией, выражать свою точку зрения и обосновывать её, анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Создать условия для вовлечения каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс.
Задачи проекта:
Расширить знания школьников о словарях, показать их многообразие и назначение каждого.
Закрепить навыки практической работы со словарями.
Развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА.
Этап проектной деятельности | Алгоритм деятельности учителя | Алгоритм деятельности учащихся |
I. Поисково- исследовательский. (краткая формулировка задач, поиск и анализ проблемы). | 1. Формирование идеи проекта. 2. Формулировка целей и задач проекта. 3. Формулирование вы- вода о значении словарей в жизни человека. | Выбор вида проектной деятельности (слайдовая презентация) Распределение обязанностей в группе: теоретик, практик, докладчик, иллюстратор т.-систематизирует информацию; п.-создает письменный вариант презентации; д.-представляет проект и. – рисует обложку |
II. Технологический. (анализ идей, подбор материала, систематизация информации) | Стимулирование учащихся на активную деятельность; консультирование; помощь в создании слайдов | Самостоятельная работа над созданием слайдов (подбор иллюстративного и теоретического мате- риала) |
III. Практическая реализация проекта. (создание чернового варианта проекта, внесение изменений, поправок в проект, исправление ошибок, недочетов; оформление презентации, набор текста). | Контроль и координация проектной работы; коррекция деятельности учащихся; помощь в создании чернового варианта. | Работа над стилистикой, орфографией и пунктуацией, над смысловой и наглядной наполняемостью проекта; работа над дикцией, |
IV. Заключительный. Представление проекта на уроке | Помощь в подготовке защиты проекта: выводы, значение проекта. | Выступление, защита проекта, самооценка. |
На стадии актуализации знаний использована технология «Квеста» Квест – это форма организации урока (занятия), которую можно использовать на этапе обобщения и систематизации изученного материала с целью расширения и углубления знаний по теме. Можно запланировать серию квест-уроков, связанных общей тематикой; а можно провести единичный урок самостоятельного открытия новых знаний, поскольку квест является самодостаточной формой организации учебного занятия. Можно использовать выход в Интернет, а можно ограничиться подборкой словарей, дети с большим интересом работают со справочной литературой.
Ход занятия
1.Вступительное слово.
2.Актуализация знаний. Квест «Найдутся нужные слова»
Организация образовательного пространства: групповая форма работы; предполагается деление класса на 6 групп; ученические столы (парты) расставлены соответствующим образом, чтобы группа могла оформлять продукт работы и обмениваться информацией; на столах размещаем маршрутные листы с заданиями.
1. Станция «Орфография» Задание: с помощью орфографического словаря определите, как пишется слово ап?ел?яция. Сколько букв Л пишется в этом слове? Запишите получившееся число. Ответ: 2 (апелляция)
2. Станция «Морфемика» Задание: с помощью морфемного или словообразовательного словаря определите, сколько суффиксов имеет слово утренник. Запишите получившееся число. Ответ: 2 (утр-енн-ик)
3. Станция «Орфоэпия» Задание: с помощью словаря ударений определите, на какой слог падает ударение в слове шарфы. Запишите номер слога. Ответ: 1 (шАрфы)
4. Станция «Лексика» Задание: с помощью словаря иностранных слов или толкового словаря определите, что означает слово лексикография.
Запишите номер правильного ответа: 1) составление словарей; 2) наука, изучающая словарный состав языка; 3) словарный запас одного человека; 4) правила написания слов. Какие слова используются в оставшихся трех значениях? Ответ: 1 (2 – лексикология, 3 – лексикон, 4 – орфография)
5. Возвращаемся на станцию «Орфография» Задание: с помощью орфографического словаря определите, в скольких словах пропущена буква т: блес…нуть, искус…ный мастер, лес…ница, кос…ные убеждения. Запишите получившееся число. Ответ: 1 (лестница)
6. Станция «Фразеология» Задание: с помощью толкового или фразеологического словаря определите, какие «числа» пропущены в устойчивых выражениях: быть на … небе от счастья, … в поле не воин. Какое число получится, если их сложить? Запишите получившееся число. Ответ: 8 (на седьмом небе, один в поле не воин: 7+1=8)
7. Снова проезжаем станцию «Орфография» Задание. С помощью орфографического словаря определите, в скольких словах из этого списка пишется буква е: зап…рать дверь, пр…бывать на станцию, хвататься за солом…нку, золотой ключ…к. Запишите получившееся число.
Ответ: 0
8. Заканчиваем на станции «Пунктуация» Задание: Сколько запятых пропущено в этом предложении? Мы услышали глухой шум и увидели Терек разливающийся по разным направлениям. Запишите получившееся число. Ответ: 1 (Мы услышали глухой шум и увидели Терек, разливающийся по разным направлениям)
Итоговое задание: у вас получилась последовательность чисел. Это дата. Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию? Ответ: 22111801 – это дата 22.11.1801 – день рождения В. И. Даля
Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию? Что вы знаете об этом человеке, вспомните, чем знаменит Владимир Иванович Даль.
Оценивание работы групп.
3. Защита проектов. (Представление словарей)
Вашим домашним заданием было представить словарь, придумать и нарисовать к нему обложку. создать презентацию, отобрав нужную информацию.
Первая группа- Толковый словарь
Вторая группа – Орфографический словарь
Третья группа – Словарь синонимов
Четвертая группа – Словарь антонимов
Пятая группа – Фразеологический словарь
Шестая группа – Словарь иностранных слов
4. Рефлексия. Прием «Три М» Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе прохождения квеста и работы над проектом и его защитой, и предложить одно действие, которое улучшило бы работу в будущем.
5. Подведение итогов, выставление оценок.
6. Домашнее задание. Написать синквейн на тему «Словари»
Фотоотчет занятия.
Список использованной литературы
1. Большой орфографический словарь русского языка. – М. – ЮНВЕС. – 1999.
2. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка / Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. – СПб.: Отделение издательства «Просвещение», 1992.
3. Введенская Л. А.Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. Издание второе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4. – М.: Русский язык, 1978.
5. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение,1987.
6. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006.
7. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. – 4-е изд., стер. – М.: Русский язык, 2001.
8. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2001.
9. Учебный словарь синонимов русского языка/ Авт. В. И. Зимин, Л. П. Алекторова и др. – М.: Школа-Пресс, 1994.
10. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е.
Орфографический словарь: Для учащихся сред. школы. – 37-е изд. – М.: Просвещение, 1982.
11. Фразеологический словарь русского языка / Сост. Л. А. Воинова и др.; Под. Ред. И с послесл. А. И. Молоткова. – 6-е изд., испр. И доп. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001.
12. Шанский Н. М. Школьный фразеологический словарь русского языка. Значение и происхождение словосочетаний/ Н. М. Шанский, В. И. Зимин, А. В. Филиппов. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
13. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / В. В. Одинцов, В. В. Иванов, Г. П. Смолицкая и др.; Под ред. В. В. Иванова. – М.: Просвещение, 1990.
14. Шматкова Н. П.
Игра «Умники и умницы», посвящённая лингвистическим словарям // Русский язык: Издательский дом «Первое сентября». – 2006. -- №18. – С.40-4
15. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07