СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словари русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие. Проект с использованием квест-технологии "Словари русского языка"

Просмотр содержимого документа
«Словари русского языка»

Внеурочное занятие.

Проект

с использованием квест -технологии

(2 часа)

«Словари русского языка»

Пояснительная записка

Как помочь школьникам учиться самостоятельно? Лев Толстой писал: «Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Когда на уроке школьники работают над мини-проектами, они учатся творить.

Всем известно, что основная цель метода проектов – это предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации. Такой подход к распределению ролей учителя и ученика на уроке отвечает требованиям современности, так как мобилизует учащихся, позволяет каждому самостоятельно получать знания для мини-проекта, работать в группе, общаться, распределять доли участия всех членов группы, трудиться творчески, представлять результаты своей деятельности одноклассникам.

Проектные задания по русскому языку и литературе в 6-х классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей.

Цели проекта:

  • Учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, анализировать и обобщать факты.

  • Учить работать в группах, обмениваться информацией, выражать свою точку зрения и обосновывать её, анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

  • Создать условия для вовлечения каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс.

Задачи проекта:

  • Расширить знания школьников о словарях, показать их многообразие и назначение каждого.

  • Закрепить навыки практической работы со словарями.

  • Развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело.

Формировать навыки исследовательской деятельности.




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА.

Этап проектной деятельности

Алгоритм деятельности учителя

Алгоритм деятельности учащихся

I. Поисково- исследовательский.

(краткая формулировка задач, поиск и анализ проблемы).

1. Формирование идеи

проекта.

2. Формулировка целей

и задач проекта.

3. Формулирование вы-

вода о значении словарей

в жизни человека.





Выбор вида проектной

деятельности

(слайдовая презентация)

Распределение обязанностей в группе: теоретик, практик, докладчик, иллюстратор

т.-систематизирует информацию;

п.-создает письменный

вариант презентации;

д.-представляет проект

и. – рисует обложку

II. Технологический.

(анализ идей, подбор материала, систематизация информации)

Стимулирование учащихся на активную деятельность;

консультирование;

помощь в создании слайдов

Самостоятельная работа

над созданием слайдов

(подбор иллюстративного и теоретического мате-

риала)

III. Практическая реализация проекта.

(создание чернового варианта проекта, внесение

изменений, поправок в

проект, исправление ошибок, недочетов; оформление презентации, набор текста).

Контроль и координация

проектной работы;

коррекция деятельности

учащихся;

помощь в создании чернового варианта.

Работа над стилистикой,

орфографией и пунктуацией, над смысловой и

наглядной наполняемостью проекта;

работа над дикцией,

IV. Заключительный.

Представление проекта

на уроке

Помощь в подготовке

защиты проекта: выводы,

значение проекта.

Выступление,

защита проекта,

самооценка.



На стадии актуализации знаний использована технология «Квеста» Квест – это форма организации урока (занятия), которую можно использовать на этапе обобщения и систематизации изученного материала с целью расширения и углубления знаний по теме. Можно запланировать серию квест-уроков, связанных общей тематикой; а можно провести единичный урок самостоятельного открытия новых знаний, поскольку квест является самодостаточной формой организации учебного занятия. Можно использовать выход в Интернет, а можно ограничиться подборкой словарей, дети с большим интересом работают со справочной литературой.

Ход занятия

1.Вступительное слово.

2.Актуализация знаний. Квест «Найдутся нужные слова»

Организация образовательного пространства: групповая форма работы; предполагается деление класса на 6 групп; ученические столы (парты) расставлены соответствующим образом, чтобы группа могла оформлять продукт работы и обмениваться информацией; на столах размещаем маршрутные листы с заданиями.


1. Станция «Орфография» Задание: с помощью орфографического словаря определите, как пишется слово ап?ел?яция. Сколько букв Л пишется в этом слове? Запишите получившееся число. Ответ: 2 (апелляция)

2. Станция «Морфемика» Задание: с помощью морфемного или словообразовательного словаря определите, сколько суффиксов имеет слово утренник. Запишите получившееся число. Ответ: 2 (утр-енн-ик)

3. Станция «Орфоэпия» Задание: с помощью словаря ударений определите, на какой слог падает ударение в слове шарфы. Запишите номер слога. Ответ: 1 (шАрфы)

4. Станция «Лексика» Задание: с помощью словаря иностранных слов или толкового словаря определите, что означает слово лексикография.

Запишите номер правильного ответа: 1) составление словарей; 2) наука, изучающая словарный состав языка; 3) словарный запас одного человека; 4) правила написания слов. Какие слова используются в оставшихся трех значениях? Ответ: 1 (2 – лексикология, 3 – лексикон, 4 – орфография)

5. Возвращаемся на станцию «Орфография» Задание: с помощью орфографического словаря определите, в скольких словах пропущена буква т: блес…нуть, искус…ный мастер, лес…ница, кос…ные убеждения. Запишите получившееся число. Ответ: 1 (лестница)

6. Станция «Фразеология» Задание: с помощью толкового или фразеологического словаря определите, какие «числа» пропущены в устойчивых выражениях: быть на … небе от счастья, … в поле не воин. Какое число получится, если их сложить? Запишите получившееся число. Ответ: 8 (на седьмом небе, один в поле не воин: 7+1=8)

7. Снова проезжаем станцию «Орфография» Задание. С помощью орфографического словаря определите, в скольких словах из этого списка пишется буква е: зап…рать дверь, пр…бывать на станцию, хвататься за солом…нку, золотой ключ…к. Запишите получившееся число.

Ответ: 0

8. Заканчиваем на станции «Пунктуация» Задание: Сколько запятых пропущено в этом предложении? Мы услышали глухой шум и увидели Терек разливающийся по разным направлениям. Запишите получившееся число. Ответ: 1 (Мы услышали глухой шум и увидели Терек, разливающийся по разным направлениям)

Итоговое задание: у вас получилась последовательность чисел. Это дата. Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию? Ответ: 22111801 – это дата 22.11.1801 – день рождения В. И. Даля

Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию? Что вы знаете об этом человеке, вспомните, чем знаменит Владимир Иванович Даль.

Оценивание работы групп.

3. Защита проектов. (Представление словарей)

Вашим домашним заданием было представить словарь, придумать и нарисовать к нему обложку. создать презентацию, отобрав нужную информацию.

    1. Первая группа- Толковый словарь

    2. Вторая группа – Орфографический словарь

    3. Третья группа – Словарь синонимов

    4. Четвертая группа – Словарь антонимов

    5. Пятая группа – Фразеологический словарь

    6. Шестая группа – Словарь иностранных слов

4. Рефлексия. Прием «Три М» Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе прохождения квеста и работы над проектом и его защитой, и предложить одно действие, которое улучшило бы работу в будущем.

5. Подведение итогов, выставление оценок

6. Домашнее задание. Написать синквейн на тему «Словари»











Фотоотчет занятия.































Список использованной литературы


1. Большой орфографический словарь русского языка. – М. – ЮНВЕС. – 1999.

2. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка / Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. – СПб.: Отделение издательства «Просвещение», 1992.

3. Введенская Л. А.Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. Издание второе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4. – М.: Русский язык, 1978.

5. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение,1987.

6. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006.

7. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. – 4-е изд., стер. – М.: Русский язык, 2001.

8. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2001.

9. Учебный словарь синонимов русского языка/ Авт. В. И. Зимин, Л. П. Алекторова и др. – М.: Школа-Пресс, 1994.

10. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е.
Орфографический словарь: Для учащихся сред. школы. – 37-е изд. – М.: Просвещение, 1982.

11. Фразеологический словарь русского языка / Сост. Л. А. Воинова и др.; Под. Ред. И с послесл. А. И. Молоткова. – 6-е изд., испр. И доп. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001.

12. Шанский Н. М. Школьный фразеологический словарь русского языка. Значение и происхождение словосочетаний/ Н. М. Шанский, В. И. Зимин, А. В. Филиппов. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

13. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / В. В. Одинцов, В. В. Иванов, Г. П. Смолицкая и др.; Под ред. В. В. Иванова. – М.: Просвещение, 1990.

14. Шматкова Н. П.
Игра «Умники и умницы», посвящённая лингвистическим словарям // Русский язык: Издательский дом «Первое сентября». – 2006. -- №18. – С.40-4

15. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!