МУЗЫКАЛЬЫЙ СЛОВАРЬ ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ (1 КЛАСС).
Мелодия – основное средство музыкальной выразительности; основа музыки, содержание произведения, его стержень, передает главные художественные образы.
Пауза – (прекращение, перерыв) — временное молчание, перерыв в звучании музыкального произведения в целом или какой-либо его части или отдельного голоса. Также паузой называют знак, обозначающий длительность этого молчания.

Музыкальные и шумовые звуки.


Музыкальные звуки имеют: высоту, длительность, громкость, тембр.
Динамика – изменение громкости звучания.
Тембр – окраска звука.
Темп – скорость движения в музыке.
Три кита: марш, песня, танец.

Инструменты симфонического оркестра:
Струнные - скрипки, альт, виолончель, контрабас, арфа.
Духовые – деревянные: флейта, гобой, фагот, кларнет;
Медные духовые: труба, волторна, тромбон, туба.
Ударные: литавры, барабаны, колокола, треугольник, виброфон, металлофон.
Танцы: «Менуэт» - старинный французский танец с мягкими окончаниями фраз. В переводе с французского – мелкий шаг (в размере 3\4).
«Гавот» - старинный французский танец торжественного характера (в размере 4\4).
«Вальс» - трехдольный танец с акцентом на первую долю.
«Полька» - чешский танец в размере 2\4, задорный по характеру, в переводе с чешского означает – «половинка».
«Полонез» - польский торжественный танец в размере 4\4.
«Симфония» - в переводе с греческого - «созвучие».
Кульминация мелодии – это вершина мелодической волны.
Кантилена – (итал. cantilena «песенка» от лат. cantilena «пение») — широкая, свободно льющаяся напевная музыка как вокальная, так и инструментальная. Кроме того, термин также обозначает напевность самой музыки или манеры её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии. Оба эти значения восходят к названию средневекового музыкально-поэтического жанра.
Речитатив - вокальная музыкальная форма, не подчинённая симметрическому ритму, род певучего разговора. Воспроизводит ритмический и интонационный рисунок естественной речи.
Скерцо – (итал. scherzo — буквально «шутка») — часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, с острохарактерными ритмическими и гармоническими оборотами.
Орган – клавишно – духовой древний инструмент.
Балет = музыка + танец и пантомима + декорации.
Дивертисмент – это ряд танцев развлекательного характера.
Действие в балете = сцены = номера танцев.
Колыбельная песня – песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии. Один из древнейших жанров фольклора. В основном колыбельную поёт мать своему ребёнку. У всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.
«Три подружки» - 
Фактура – в переводе с латинского – «обработка», «строение», то есть расположение голосов в музыкальном пространстве.
Тутти – Все вместе.
Соло – один.
Контрапункт – точка против точки – соединение двух или нескольких мелодий.
Полифония – вид многоголосия, в котором все голоса равноправны.
Гомофония – ведещее значение имеет один один голос, а остальные ему аккомпонируют.
Имитация – в переводе с латинского подражание. Один голос «подражает» другому, повторяя тот же мотив, но чуть позже.
Фуга – в переводе с латинского – «бег». Так называют сложное полифоническое произведение.
Опера = музыка + вокальное пение + декорации.
Рояль – король инструментов.
Русский народный оркестр: домра малая, домра альт, домра бас;
балалайка прима, балалайка секунда, балалайка альт, балалайка бас, балалайка контрабас;
баяны;
ударные: тарелки, барабаны, ложки, литавры, бубен, трещотки, колокольчики.
Петр Ильич Чайковский – русский композитор. «Детский альбом»: «Утренняя молитва», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Вальс», «Полька», «Песня жаворонка», «В церкви», «Баба Яга».
1840 – 1893 г.
Опера «Евгений Онегин»: Вступление, «Полонез».
Балет «Щелкунчик»: «Китайский танец», «Арабский танец», «Танец пастушков», «Марш», «Танец Феи Драже».
Эдвард Григ – норвежский композитор. «В пещере горного короля», «Утро», «Весной».
1843 – 1907 г.
Николай Андреевич Римский – Корсаков – русский композитор. Опера «Сказка о царе Салтане»: «Три чуда», «Полет шмеля», «Хор Охо-хо-нюшки».
Опера «Садко»: «Пляска рыбок», «Океан – море».
Симфоническая сюита «Шахеразада»: «Море и Синдбадов корабль».
1844 – 1908 г.
Сергей Сергеевич Прокофьев – русский композитор.
Балет «Золушка»: «Часы», «Па – де –де».
1891 – 1953г.
«Симфония №1» «Классическая» часть 3 «Гавот».
Симфоническая сказка «Петя и волк».
Михаил Иванович Глинка – русский композитор. Опера «Руслан и Людмила»:
(1804 – 1857г.) «Марш Черномора», «Рондо Фарлафа», «Какое чудное мгновенье».
Франц Шуберт – австрийский композитор. «Аве Мария», «Шарманщик», «Лесной царь», «В путь», вокальный цикл «Прекрасная мельничиха».
1797 – 1828 г.
Антонио Вивальди – итальянский композитор. «Времена года».
1678 – 1741 г.
Модест Петрович Мусоргский – русский композитор. Фортепианная сюита «Картинки с выставки»: «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Баба Яга», «Прогулка», вокальный цикл «Детская»: «С няней», «В углу», опера «Борис Годунов»: «Великий колокольный звон».
1839 – 1881 г.
Вольфганг Амадей Моцарт – венский композитор. «Соната для фортепиано №11. Рондо», опера «Свадьба Фигаро»: «Ария Барбарины», «Ария Фигаро».
1756 – 1791 г.
Игорь Фёдорович Стравинский – русский композитор. «Балет «Жар – птица», «Пляс Жар – птицы».
1882 – 1971 г.
Антон Григорьевич Рубинштейн – русский композитор. «Мелодия».
1829 – 1894 г.
Анатолий Константинович Лядов – русский композитор. «Кикимора» - народное сказание для оркестра.
1855-1914 г.
Александр Сергеевич Даргомыжский – русский композитор. «Старый капрал», «Мельник».
1813 – 1869г.
Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор. «Токката и фуга ре минор».
1685-1750г.
Людвиг ван Бетховен – немецкий композитор. «Соната для фортепиано №8».
1770-1827г.
Дмитрий Борисович Кабалевский – советский композитор. «Три подружки».
1904-1987г.