СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарная работа на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы и методы, улучшающие словарный состав обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Словарная работа на уроках русского языка и литературы»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Первомайская средняя школа"

Практические достижения профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы Ирляновой Натальи Евгеньевны

« Ученик- это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь.»

(В. А. Сухомлинский )

г.о.г Первомайск, 2022

«Словарная работа на уроках русского языка и литературы как средство обогащения словарного запаса учащихся 5-9 классов и развития их общей коммуникативной культуры»    «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий» К.Г. Паустовский

«Словарная работа на уроках русского языка и литературы как средство обогащения словарного запаса учащихся 5-9 классов и развития их общей коммуникативной культуры»

«Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий»

К.Г. Паустовский

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования.   Научно – исследовательские условия: Изучение работ Ф.И.Буслаева, И. И. Срезневского, К.Д.Ушинского Изучение опыта коллег.  Методические условия:  Семантизация слов, разработка уроков, внеурочных мероприятий, дидактического материала.  Организационно – педагогические условия: участие в вебинарах на различных сайтах: «Просвещение», «Фоксфорд», «Дрофа», выступления на РМО, ШМО; публикации в интернете.

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования.

Научно – исследовательские условия:

Изучение работ Ф.И.Буслаева, И. И. Срезневского, К.Д.Ушинского

Изучение опыта коллег.

Методические условия: Семантизация слов, разработка уроков, внеурочных мероприятий, дидактического материала.

Организационно – педагогические условия:

участие в вебинарах на различных сайтах:

«Просвещение», «Фоксфорд», «Дрофа»,

выступления на РМО, ШМО; публикации

в интернете.

Актуальность личного  педагогического вклада Снижение мотивации учебной деятельности,  сознательного отношения к овладению знаниями Низкая речевая культура многих современных школьников, снижение уровня грамотности учащихся Неспособность воспринимать и перерабатывать значительные объёмы устной и письменной текстовой информации

Актуальность личного педагогического вклада

Снижение мотивации учебной деятельности,

сознательного отношения к овладению знаниями

Низкая речевая культура многих современных школьников, снижение уровня грамотности учащихся

Неспособность воспринимать и перерабатывать значительные объёмы устной и письменной текстовой информации

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.   Ф.И. Буслаев «О преподавании отечественного языка», « Историческая грамматика русского языка» И.И. Срезневский «Мысли об истории русского языка» К.Д. Ушинский . «Родное слово» Руководство к преподаванию по «Родному слову»

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.

Ф.И. Буслаев

«О преподавании отечественного языка»,

« Историческая грамматика русского языка»

И.И. Срезневский

«Мысли об истории русского языка»

К.Д. Ушинский . «Родное слово»

Руководство к преподаванию по «Родному слову»

Цель и задачи  педагогической деятельности   Цель:  Создание условий для развития познавательной активности обучающихся,  обобщение и систематизация форм работы на уроках русского языка и литературы, направленных на обогащение словарного запаса учащихся и развития их общей коммуникативной культуры. Задачи: Определить значение словарно-семантической работы на уроке. Выделить ведущие методы и приемы, способствующие обогащению словарного запаса учащихся и повышению их общей коммуникативной культуры. Произвести отбор эффективных приемов и методов обогащения словарного запаса учащихся и успешного решения устных и письменных коммуникативных задач.

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель: Создание условий для развития познавательной активности обучающихся, обобщение и систематизация форм работы на уроках русского языка и литературы, направленных на обогащение словарного запаса учащихся и развития их общей коммуникативной культуры.

Задачи:

Определить значение словарно-семантической работы на уроке.

Выделить ведущие методы и приемы, способствующие обогащению словарного запаса учащихся и повышению их общей коммуникативной культуры.

Произвести отбор эффективных приемов и методов обогащения словарного запаса учащихся и успешного решения устных и письменных коммуникативных задач.

 Ведущая педагогическая идея:   поиск эффективных путей, действенных средств и методов словарной работы, создание для учащихся условий, способствующих обогащению словарного запаса и повышению общей коммуникативной культуры

Ведущая педагогическая идея:

поиск эффективных путей, действенных средств и методов словарной работы, создание для учащихся условий, способствующих обогащению словарного запаса и повышению общей коммуникативной культуры

Новизна опыта Практическая значимость систематизация комбинаций элементов известных методик с целью выявления наиболее эффективных приемов формирования у учащихся богатой, разнообразной, образной и грамотной речи научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, быть востребованными и успешными, создать условия, в которых проявится потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.

Новизна опыта

Практическая значимость

систематизация комбинаций элементов известных методик

с целью выявления наиболее эффективных приемов формирования у учащихся богатой, разнообразной, образной и грамотной речи

научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, быть востребованными и успешными, создать условия,

в которых проявится потребность и готовность ученика к самообразованию

и самовоспитанию.

Деятельностный аспект личного вклада C истема дидактических принципов Принцип деятельности   Принцип  творчества   Принцип  непрерывности     Принцип  вариативности    Принцип  психологической комфортности    Принцип  целостности    Принцип  минимакса  

Деятельностный аспект личного вклада

C истема дидактических принципов

Принцип деятельности  

Принцип 

творчества  

Принцип 

непрерывности    

Принцип 

вариативности   

Принцип 

психологической комфортности   

Принцип 

целостности   

Принцип 

минимакса  

Семантизация незнакомых слов – одна из задач обогащения словарного запаса учащихся.   Приемы семантизации :

Семантизация незнакомых слов – одна из задач обогащения словарного запаса учащихся.

Приемы семантизации :

  Приемы работы по обогащению  словарного запаса учащихся    Работа со словарями разного типа (слайды) Составление словарей Написание мини-сочинений по опорным словам Письмо по памяти Основная единица обучения – слово Составление словарной статьи Работа с текстом Диктант («Узнай меня») Работа со словами (Дидактические словарные игры) Устное словесное рисование Упражнения по развитию речи Составление языкового комментария к тексту изложения Упражнения на развитие кретивного мышления

Приемы работы по обогащению словарного запаса учащихся

Работа со словарями разного типа (слайды)

Составление словарей

Написание мини-сочинений по опорным словам

Письмо по памяти

Основная единица обучения –

слово

Составление словарной

статьи

Работа с текстом

Диктант («Узнай меня»)

Работа со словами (Дидактические словарные игры)

Устное словесное рисование

Упражнения по развитию речи

Составление языкового комментария к тексту изложения

Упражнения

на развитие кретивного мышления

Работа со словарями разного типа позволяет формировать у учащихся умения работать со словарем ознакомить с основными видами словарей освоение структуры лингвистического словаря формировать привычку обращения к словарям в ситуации необходимости поиска информации  обучение составлению собственного словарика

Работа со словарями разного типа позволяет

формировать у учащихся умения работать со словарем

ознакомить с основными видами словарей

освоение структуры лингвистического словаря

формировать привычку обращения к словарям в ситуации необходимости поиска информации

обучение составлению собственного словарика

Создание словарей разного типа Портрет слова для лингвистического или энциклопедического словаря  Толковый словарь  Словарь устаревших слов  Лингвокультурологический словарь Словарь литературных произведений и отдельных авторов Паспорт слова

Создание словарей разного типа

  • Портрет слова для лингвистического или энциклопедического словаря

  • Толковый словарь

  • Словарь устаревших слов

  • Лингвокультурологический словарь
  • Словарь литературных произведений и отдельных авторов
  • Паспорт слова

Результаты работы повышение внимания учащихся к значению слова; формирование навыка работы со справочной литературой; повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика; приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность; формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать. активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся; формирование личностных качеств личности, расширение кругозора учащихся.

Результаты работы

  • повышение внимания учащихся к значению слова;
  • формирование навыка работы со справочной литературой;
  • повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика;
  • приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
  • формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать.
  • активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся;
  • формирование личностных качеств личности, расширение кругозора учащихся.
Диагностическая словарная работа

Диагностическая словарная работа

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности Учительский. Сайт Ирляновой Н.Е. (проект «Инфоурок») Портал Мультиурок Школьный сайт  Выступления на методических объединениях различного уровня , заседаниях педагогического совета,  на конференциях, семинарах

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

  • Учительский. Сайт Ирляновой Н.Е.
  • (проект «Инфоурок»)
  • Портал Мультиурок
  • Школьный сайт

Выступления на методических объединениях различного уровня , заседаниях педагогического совета, на конференциях, семинарах

Литература: 1. Ф.И. Буслаев. Преподавание отечественного языка. М: Просвещение, 1992. 2. Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах. Мн: Новое знание, 2004. 3. Печенева Т.А. Уроки русского языка, 6 класс. Мн: Юнипресс, 2004. 4. Мурина Л.А. Уроки русского языка в 5 классе. Мн: Народная асвета, 2011. 5. Мурина Л.А. Уроки русского языка в 6 классе. Мн: Народная асвета, 2011. 6. Строк Л.И. Практический материал по русскому языку, 5 класс. Мн: Лексис, 2002. 7. Гаптар И.И., Гвоздович Г.А., Гурская Ю.А.Дидактический материал по русскому языку,5класс. Мн.: Лексис, 2002. 8.М.В. Федорова. Уроки русского языка в 7 классе. М: Просвещение, 2002 9. И.В. Шустина. Кроссворды для школьников. Яросл: Академия развития, 1997 10. К.Д. Ушинский Избранные педагогические сочинения. М:Педагогика, 1974. 11. Пешковский А.М. Наш язык.. М- Л., 1983. Интернет ресурсы: 1. http ://www.rulex.ru   И.И.Срезневский « Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте».  2. http ://book.libertorrent.com   И.И.Срезневский «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам».  3. http ://biography.yaxy.ru   Биография И.И.Срезневского.

Литература:

1. Ф.И. Буслаев. Преподавание отечественного языка. М: Просвещение, 1992.

2. Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах. Мн: Новое знание, 2004.

3. Печенева Т.А. Уроки русского языка, 6 класс. Мн: Юнипресс, 2004.

4. Мурина Л.А. Уроки русского языка в 5 классе. Мн: Народная асвета, 2011.

5. Мурина Л.А. Уроки русского языка в 6 классе. Мн: Народная асвета, 2011.

6. Строк Л.И. Практический материал по русскому языку, 5 класс. Мн: Лексис, 2002.

7. Гаптар И.И., Гвоздович Г.А., Гурская Ю.А.Дидактический материал по русскому языку,5класс. Мн.: Лексис, 2002.

8.М.В. Федорова. Уроки русского языка в 7 классе. М: Просвещение, 2002

9. И.В. Шустина. Кроссворды для школьников. Яросл: Академия развития, 1997

10. К.Д. Ушинский Избранные педагогические сочинения. М:Педагогика, 1974.

11. Пешковский А.М. Наш язык.. М- Л., 1983.

  • Интернет ресурсы:

1. http ://www.rulex.ru   И.И.Срезневский « Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте».

2. http ://book.libertorrent.com   И.И.Срезневский «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам».

3. http ://biography.yaxy.ru   Биография И.И.Срезневского.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!