Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Первомайская средняя школа"
Практические достижения профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы Ирляновой Натальи Евгеньевны
« Ученик- это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь.»
(В. А. Сухомлинский )
г.о.г Первомайск, 2022
«Словарная работа на уроках русского языка и литературы как средство обогащения словарного запаса учащихся 5-9 классов и развития их общей коммуникативной культуры»
«Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий»
К.Г. Паустовский
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования.
Научно – исследовательские условия:
Изучение работ Ф.И.Буслаева, И. И. Срезневского, К.Д.Ушинского
Изучение опыта коллег.
Методические условия: Семантизация слов, разработка уроков, внеурочных мероприятий, дидактического материала.
Организационно – педагогические условия:
участие в вебинарах на различных сайтах:
«Просвещение», «Фоксфорд», «Дрофа»,
выступления на РМО, ШМО; публикации
в интернете.
Актуальность личного педагогического вклада
Снижение мотивации учебной деятельности,
сознательного отношения к овладению знаниями
Низкая речевая культура многих современных школьников, снижение уровня грамотности учащихся
Неспособность воспринимать и перерабатывать значительные объёмы устной и письменной текстовой информации
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.
Ф.И. Буслаев
«О преподавании отечественного языка»,
« Историческая грамматика русского языка»
И.И. Срезневский
«Мысли об истории русского языка»
К.Д. Ушинский . «Родное слово»
Руководство к преподаванию по «Родному слову»
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель: Создание условий для развития познавательной активности обучающихся, обобщение и систематизация форм работы на уроках русского языка и литературы, направленных на обогащение словарного запаса учащихся и развития их общей коммуникативной культуры.
Задачи:
Определить значение словарно-семантической работы на уроке.
Выделить ведущие методы и приемы, способствующие обогащению словарного запаса учащихся и повышению их общей коммуникативной культуры.
Произвести отбор эффективных приемов и методов обогащения словарного запаса учащихся и успешного решения устных и письменных коммуникативных задач.
Ведущая педагогическая идея:
поиск эффективных путей, действенных средств и методов словарной работы, создание для учащихся условий, способствующих обогащению словарного запаса и повышению общей коммуникативной культуры
Новизна опыта
Практическая значимость
систематизация комбинаций элементов известных методик
с целью выявления наиболее эффективных приемов формирования у учащихся богатой, разнообразной, образной и грамотной речи
научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, быть востребованными и успешными, создать условия,
в которых проявится потребность и готовность ученика к самообразованию
и самовоспитанию.
Деятельностный аспект личного вклада
C истема дидактических принципов
Принцип деятельности
Принцип
творчества
Принцип
непрерывности
Принцип
вариативности
Принцип
психологической комфортности
Принцип
целостности
Принцип
минимакса
Семантизация незнакомых слов – одна из задач обогащения словарного запаса учащихся.
Приемы семантизации :
Приемы работы по обогащению словарного запаса учащихся
Работа со словарями разного типа (слайды)
Составление словарей
Написание мини-сочинений по опорным словам
Письмо по памяти
Основная единица обучения –
слово
Составление словарной
статьи
Работа с текстом
Диктант («Узнай меня»)
Работа со словами (Дидактические словарные игры)
Устное словесное рисование
Упражнения по развитию речи
Составление языкового комментария к тексту изложения
Упражнения
на развитие кретивного мышления
Работа со словарями разного типа позволяет
формировать у учащихся умения работать со словарем
ознакомить с основными видами словарей
освоение структуры лингвистического словаря
формировать привычку обращения к словарям в ситуации необходимости поиска информации
обучение составлению собственного словарика
Создание словарей разного типа
- Портрет слова для лингвистического или энциклопедического словаря
- Лингвокультурологический словарь
- Словарь литературных произведений и отдельных авторов
- Паспорт слова
Результаты работы
- повышение внимания учащихся к значению слова;
- формирование навыка работы со справочной литературой;
- повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика;
- приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
- формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать.
- активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся;
- формирование личностных качеств личности, расширение кругозора учащихся.
Диагностическая словарная работа
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
- Учительский. Сайт Ирляновой Н.Е.
- (проект «Инфоурок»)
- Портал Мультиурок
- Школьный сайт
Выступления на методических объединениях различного уровня , заседаниях педагогического совета, на конференциях, семинарах
Литература:
1. Ф.И. Буслаев. Преподавание отечественного языка. М: Просвещение, 1992.
2. Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах. Мн: Новое знание, 2004.
3. Печенева Т.А. Уроки русского языка, 6 класс. Мн: Юнипресс, 2004.
4. Мурина Л.А. Уроки русского языка в 5 классе. Мн: Народная асвета, 2011.
5. Мурина Л.А. Уроки русского языка в 6 классе. Мн: Народная асвета, 2011.
6. Строк Л.И. Практический материал по русскому языку, 5 класс. Мн: Лексис, 2002.
7. Гаптар И.И., Гвоздович Г.А., Гурская Ю.А.Дидактический материал по русскому языку,5класс. Мн.: Лексис, 2002.
8.М.В. Федорова. Уроки русского языка в 7 классе. М: Просвещение, 2002
9. И.В. Шустина. Кроссворды для школьников. Яросл: Академия развития, 1997
10. К.Д. Ушинский Избранные педагогические сочинения. М:Педагогика, 1974.
11. Пешковский А.М. Наш язык.. М- Л., 1983.
1. http ://www.rulex.ru И.И.Срезневский « Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте».
2. http ://book.libertorrent.com И.И.Срезневский «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам».
3. http ://biography.yaxy.ru Биография И.И.Срезневского.
Спасибо за внимание!