СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарно - орфографические упражнения на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье раскрываются этапы знакомства обучающихся с новым словарным словом. Здесь широко представлены различные виды упражнений, в том числе и занимательные, направленные на запоминание написания словарных слов. Содержание упражнений разнообразит работу учителя, поможет ему сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи. 

Просмотр содержимого документа
«Словарно - орфографические упражнения на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО»

Словарно - орфографические упражнения

на уроках русского языка в начальной школе

в условиях реализации ФГОС НОО


Из опыта работы учителя начальных классов

Жеребицкой Ирины Николаевны


В условиях реализации ФГОС НОО главной задачей современной начальной школы является развитие речи и мышления учащихся. Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Одним из показателей умственного и речевого развития учащихся служит богатство его словарного запаса. Чем богаче словарный запас обучающихся, тем красочнее и содержательнее его устная и письменная речь. Одной из важнейших задач развития речи является упорядочение словарной работы, управление процессами обогащения словаря школьников.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых не проверяется правилами. Такие слова мы называем словарными. Одной из главных задач учителя начальных классов является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. Известный ученый – методист А. В. Текучев утверждал, что «словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка».

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них обучающиеся получают уже в первом классе. Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

Нужно исходить из того, что в русском языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Учитель должен управлять этим процессом и применять такие методы и приёмы, которые помогут ребёнку облегчить процесс запоминания, обеспечат правильность и полноту усвоения словарных слов, исключая механическое заучивание.

Обучение написанию слов с непроверяемыми орфограммами нужно проводить с опорой на дидактический материал, включающий в себя наиболее часто употребляемые слова. Их следует отбирать из учебников, изучаемых в данном классе, художественных произведений, словарей и других источников. Языковым материалом для проведения словарно-орфографических упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты-отрывки из художественных произведений.

Работа со словами с непроверяемыми написаниями складывается из следующих этапов:

  1. Первоначальное знакомство со словом.

  2. Упражнения, направленные на запоминание зрительно – графического образа слова.

  3. Проверка усвоения написания слов обучающимися.

Рассмотрим каждый этап работы над словами с непроверяемыми написаниями подробнее.

Правильная подача словарно – орфографического материала, привлечение к нему активного внимания обучающихся на начальном этапе знакомства с ним имеет большое значение, так как помогает сократить все последующие упражнения.

Классический способ знакомства с новым словарным словом может иметь следующую структуру:

1. Чтение слова ребенком с доски, со слайда, со страницы учебника.

2. Выяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова — воспользоваться словарем) и проговаривание написания слова.

3. Запись словарного слова в тетрадь.

4. Орфографическая работа над словом: постановка ударения, выделение (подчёркивание) трудной буквы, деление слова на слоги и для переноса.

5. Заучивание правописания данного слова: подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадок, поговорок с данным словом.

6. Запись слова в собственный орфографический словарик.

Упражнение в подборе однокоренных слов к изучаемому слову можно провести устно или письменно. Лучше эти слова записать в столбик, чтобы ярче выделялись те части слова, которые пишутся одинаково. Такая форма записи поможет лучшему запоминанию правописания изучаемых слов.

Огород Берёза

огородный берёзовый

огородник березняк

В практике моей работы сложился следующий порядок работы над новым словарным словом. Этапы знакомства с новыми словарными словами представлены в таблицах.

Заяц

1. Небольшой пугливый зверёк с длинными задними ногами и длинными ушами.

2. Пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда – либо.

Однокоренные слова: зайчик, зайка, заинька, зайчишка, зайчонок, зайчиха, заячий.

Синонимы: заяц, косой

Когда так говорят?

1. Заячья душа (о трусливом, робком, нерешительном человеке)

2. Убить двух зайцев (одновременно выполнить два дела, добиться осуществления двух целей)

Пословицы и поговорки

Хорош заяц белый, а охотник – смелый.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Загадки

1. Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку (Заяц)

2.Летом шубку серую, а зимой белую носит попрыгайчик – боязливый … (зайчик)


Осина – лиственное дерево с серо - зелёной гладкой корой.

Однокоренные слова: осина, осинка, осинник, осиновый, подосиновик.

Сочетаемость слов: высокая, старая, ветвистая, сухая осина.

Когда так говорят? Дрожать как осиновый лист (очень сильно дрожать)

Загадки

1. Что за дерево стоит: ветра нет, а вся дрожит?

2. В чаще, где она стоит, ветер не гуляет,

И без ветра вся дрожит, и сучки роняет. (Осина)


Яблоко – плод яблони.

Однокоренные слова: яблоко, яблочко, яблочный.

Сочетаемость слов: сочное, румяное, сладкое, вкусное, кислое, маленькое, крупное, нежное.

Когда так говорят? Яблоку негде упасть (очень тесно)

Загадки

1. Я румяную Матрёшку от подруг не оторву.

Подожду, когда Матрёшка упадёт сама в траву.

2. Покуда было малым, не падало оно

А выросло – упало. Не правда ли, смешно?

Пословицы

Яблоко от яблони недалеко падает.

Только глупец яблоню рубит, чтобы достать яблоко.


Такой порядок знакомства с новым словарным словом «оживляет» урок, повышает познавательную активность учащихся, мобилизует их память, внимание, развивает речь, расширяет кругозор.

Упражнения, направленные на запоминание зрительно – графического образа слова, проводятся на каждом уроке русского языка в начальной школе. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут быть отдельные слова, словосочетания и предложения, пословицы и поговорки. Приведу виды упражнений, которые провожу на этапе запоминания написания словарных слов.

1. Учитель читает загадку, дети записывают отгадки в тетрадях.

Растёт на грядке зелёная ветка

А на ней красные детки. (Помидор)


Дом зелёный тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки (Горох)


Сверху зелено, внизу красно, в землю вросло. (Морковь)


Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали –

Втрое больше накопали (Картофель)


Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста)


2. Записать одним словом

  • Крупный населённый пункт (Город)

  • Отдельное жилое помещение в доме, состоящее из одной или нескольких комнат (Квартира)

  • Ребёнок или подросток женского пола (Девочка)

  • Указание местожительства (Адрес)

  • Упакованные вещи, которые пассажир берёт с собой в дорогу (Багаж)

  • Дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями и кустарниками (Аллея)

  • Вид транспорта для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям (Вагон)

  • Главный город страны (Столица)

  • Специалист в области сельского хозяйства (Агроном)


3. Прошу вас все слова назвать, где – оро – надо написать (ворона, сорока, город, горох, корова и т. д.)

Здесь можно предложить учащимся загадки

- Уродился я неплох –

С грядки хвастался … (Горох)

Берегите уши, нос, здесь ведь прячется … (Мороз)


4. Подберите синоним и запишите новое слово.

Друг (товарищ), боец (солдат), труд (работа), холод (мороз), школьник (ученик), пёс (собака), путь (дорога), хотеть (желать), папа (отец).


5. Подберите антоним и запишите новое слово

Чужбина (родина), юг (север), неряшливый (аккуратный), нападение (оборона), можно (нельзя), трус (герой).


6. Игра «Расшифруй слово».

2 10 13 6 20 26 16 22 7 18

(БИЛЕТ) (ШОФЕР)

33 2 13 16 12 16

(ЯБЛОКО)

7. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из «Словаря».

  • Сапоги, ботинки — это обувь, а ... — это одежда.

  • Заяц, ... — это звери, а ..., ... — это птицы.

  • Пенал, ... — это учебные принадлежности, а ..., ... — это инструменты.

  • Морковь, ..., ... — это овощи.

8. Ответьте на вопросы одним словарным словом.

Кто живет в лесу?

В чем хранятся ручки и карандаши?

Какой овощ растет в огороде?

з



ц



п




л


о





ц

9. Игра «Из каких слов выпали гласные?»

д…р…вн… п…ртр…т

м…л…т…к с…л...м…

п…м…тн…к т…л…ф…н

к…м…нд…р п…т…ш…ств….

Определите род данных имён существительных.

10. Игра «Собери слово».

Бе, да, по; пус, ка, та; ро, мет; роз, мо; же, ин, нер; ды, од, наж; тор, трак.

11. Игра «Угадай слово».

1) Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.

ПО (победа, погода, понедельник), ГО (город, горох, гореть, горизонт)

2) И наоборот, можно дать конец слова, учащиеся придумывают начало:

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг погрызли мышки,

От слов начало откусили,

Из книжки в норку утащили.

…рюля, ...поги, …суда, …рёза, …сква, …ревня, …кета.

3)

о






овёс






овощи






огород


12. Игра «Кто как голос подаёт?»

Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один связный рассказ. Озаглавьте его.

П…тух чирикает

С…рока лает

С…бака мычит

К…рова кукарекает

В…рона стрекочет

В…робей каркает


13. «Найди словарные слова».

Дети выписывают из текста слова с непроверяемой безударной гласной. Текст может быть записан на доске, на слайде, на индивидуальной карточке.

В лесу созрела крупная земляника. По шоссе едет автомобиль. В центре города открылся новый магазин. Дежурный следит за порядком в классе. Мой отец работает на заводе инженером. В этом году собрали богатый урожай пшеницы. Сверхзвуковая ракета полетела в космос.

Урожай, урожай! Наше лето провожай!

Сколько сладкого гороха!

Огурцы как на подбор!

На гряде сорвать неплохо

Крупный красный помидор!

Пробежишься огородом

Съешь морковку мимоходом. (Е. Трутнева)


14. «Лишнее слово» 
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или в качестве подготовки к изучению нового материала. Например, тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». 
СОРОКА, ВОРОНА, ПЕТУХ, КОРОВА, ДОРОГА.
Заранее тщательно подбираются слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения детей:
1. «Лишним» может быть слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух – всего 5.
2. «Лишним» может быть слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове только 2. 
3. «Лишнее» слово петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную .
4. «Лишним» может быть слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос кто?, а слово дорога – на вопрос что? Произнося каждое слово несколько раз, дети быстрее запоминают его написание.
15. «Тематическое меню»

В рамках изучения определённой темы можно поработать со словарными словами следующим образом. Даны словарные слова. К ним предлагаются разные задания:
1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).

Б…рёза, …… К…ртина, ….

М…рковь, …… Х…..ей, ……..
2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам (в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных»).
3. Измени форму числа, падеж (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам…».
4. Образуй одушевлённые родственные слова к данным словарным словам.
Например: р…бота - рабочий, к...манда - …..
5. Допиши к словарным словам имена собственные ( в теме «Заглавная буква в именах собственных»). Например, к…рова (Зорька, Бурёнка, Майка), с…бака (Рекс, Полкан, Дружок), город (Смоленск, Воронеж, Омск)
6. Образуй от данного словарного слова другую часть речи (в теме «Части речи»). Например, …б…рона - оборонять, р…бота – работать, р…сун…к – рисовать, и т.д.


16. «Кто правильнее?»

Кого так называют: тракторист, шофёр, председатель, агроном, инженер, директор...


17. «Подбираем слова из словаря»

Подберите подходящее по смыслу слово из «Словаря». Напишите составленные словосочетания.

а) Жареный ..., восточный ..., солёный ..., тракторный ..., сладкий ..., сытный ..., школьный ..., прекрасная ..., огородные ....

б) Переходить (что?) ..., ехать (на чем?) ..., сварить (из чего?) ..., рисовать (чем?) ..., выращивать (что?) ..., гордиться (кем?) ....


18. «Читаем слова»

40а (сорока) 100лица (столица) Р1а (Родина)

19. «Вставь пропущенные буквы»

Два м…дведя в одной б…рлоге не живут. С…бака не лает на того, чей хлеб ест. Два с…пога пара. Сам погибай, а т…варища выручай.


20. «Доскажи словечко»

Дайте мне скорей ответ!

Вот пройдёт немного лет

И с Земли быстрее света

К звёздам полетит … (ракета)

В. Косовицкий

Папин номер наберём,

Трубку к уху поднесём.

С папой свяжет быстро он –

Наш мобильный … (телефон)

Е. Васильева

На листочках там и тут

Фиолетовый салют.

Это в тёплый майский день

Распускается … (сирень)

Н. Иванова

Под большими городами

Всё подземными ходами

Перепутано хитро? –

Возит там людей … (метро)

В. Косовицкий

На ледяной площадке крик,

К воротам рвётся ученик.

Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!»

Весёлая игра … (хоккей)

В. Аникин

Кто не ведает границ?

Кто летит быстрее птиц?

Кто свободней всех на свете?

Догадались? Это … (ветер)

Н. Антонова

21. Метаграммы

Метаграмма – это загадка, в которой зашифрованы слова, состоящие из одинакового количества букв. Например, можно объединить в метаграмму слова, которые различаются только одной буквой.


Мои кусты легко узнать:

Цвету я гроздьями весною.

Но замените мягкий знак

На букву «а» - и я завою. (Сирень – сирена)


С буквой «З» - оно блестит,

В сейфах банковских лежит.

С буквой «Б» - гнилое место,

Там земля, как будто тесто. (Золото – болото)


22. Ребусы


Ма До


Машина Дорога


Наиболее распространённым видом словарно – орфографических упражнений на этапе закрепления и обобщения знаний обучающихся о словах с непроверяемыми написаниями являются диктанты. Их можно рассматривать как обучающий и как контролирующий вид работы над трудными словами.

1. Зрительный диктант с предварительным разбором.

Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. В случае необходимости выясняют значение слова.

2. Картинный диктант:

  • учитель показывает картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его;

  • учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения;

  • учитель показывает картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставят знак ударения.

3. Диктант по памяти:

  • записать по памяти слова по теме «Школа», «Птицы», «Растения», «Инструменты» (молоток, лопата, топор);

  • записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е (а, о)

4. Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный).

Учитель предлагает детям либо картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:

1) записать в первый столбик слова — названия животных, во второй — слова — названия птиц;

2) записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную е, во второй — слова, в написании которых надо запомнить гласную о, в третий — слова, в написании которых надо запомнить гласную букву а (посуда, кастрюля, инженер, комбайн, магазин, аптека, впереди, космонавт);

5. Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.

6. Творческий диктант.

Заменить развернутое определение, одним словом.

  • Человек, возглавляющий предприятие, организацию (Директор)

  • Помещение, в котором торгуют разными товарами (Магазин)

  • Антоним к слову «белый» (Чёрный)

  • Четвертый день недели (Четверг)

  • Прием пищи в середине дня (Обед)

  • Произведение чисел восьми и двух (Шестнадцать)

Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написанных слов, а может осуществляться через самопроверку с доски, со слайда, или с помощью сигнальных карточек.

Таким образом, для достижения хороших результатов в правописании слов с непроверяемым написанием необходима тщательная, хорошо продуманная работа, задания должны быть интересными и разнообразными. Работа со словами из словаря должна проводиться систематически, плавно вводиться в материал, изучаемый на уроке. Запоминание должно быть осмысленным, а не механическим. Словарно - орфографическая работа на уроках русского языка позволит учителю заинтересовать школьников значением изучаемых слов, обогатит и расширит их словарный запас, поможет сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!