Конспект урока русского языка во 2з классе
по теме: "Работа над словарными словами"
подготовила учитель начальных классов Ковальчук Т.В.
Цель: формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать.
Задачи: продолжить освоение понятия “непроверяемая орфограмма”; умение пользоваться орфографическим словарем для решения задач письма; использовать изученные орфографические правила при письме.
Оборудование: учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В. Г. Горецкий (2 класс, 1 часть), орфографический словарик школьника , карточки со словарными словами (для групповой работы), карточки со словарными словами (для доски), компьютер, интерактивная доска.
Ход урока (2 –й урок по теме)
Организационный момент.
– Ребята, проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник, орфографический словарик, рабочая тетрадь, дневник и пенал.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Интересные задачи,
Игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!
Актуализация знаний.
Отгадайте загадки
На дворе сидит,
Дом сторожит.
Громко лает,
Чужих не впускает. (С_бака)
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (За_ц)
Сено день и ночь жуёт,
Много молока даёт. (К_рова)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи – меня ищи. (К_пуста)
Всюду в столице счастливые лица,
Только в России такая столица.
Всех городов и селений глава
Самый прекраснейший город … (М_сква)
( По мере отгадывания загадок слова-отгадки с пропущенными буквами прикрепляю на доску)
- Ребята, посмотрите внимательно на эти слова.
Можем ли мы подобрать проверочное слово и определить какую же букву нужно писать в каждом из этих слов? ( Мы не можем подобрать проверочные слова)
- Как вы думаете, что объединяет все эти слова?
(Это словарные слова)
– Какие слова называют словарными?
(Это слова с непроверяемыми безударными гласными)
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать эти слова?
(Их следует запомнить или проверить написание по орфографическому словарю.)
-Ребята, кто догадался, как называется тема нашего урока?
(Словарные слова) (Тему урока записываю на доске)
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Какие учебные задачи мы будем решать? ( Ответы детей)
Основной этап.
Работа в тетради.
- Ребята, запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа.
А теперь запишите словарные слова, которые вы видите на доске, вставляя пропущенные буквы. Эти буквы нужно подчеркнуть и поставить ударение в каждом слове.
(Работа в парах)
-Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа по парте по орфографическому словарю.
-Возвращаем тетради. Поднимите вверх зелёный карандаш те, у кого нет ошибок в словах. Молодцы!
- Поднимите вверх жёлтый карандаш те, у кого была допущена 1 ошибка, красный - 2 ошибки. Ребята, вам нужно быть внимательнее и постараться запомнить написание этих слов.
Музыкальная физминутка
-Сегодня на уроке у нас новое словарное слово: земляника. ( Записываю слово на доске).
-Ребята, оказывается, что в разных языках название ягоды земляника связывается с понятием земля. Ягоды нередко почти лежат на земле. В немецком языке эту ягоду называют земляная ягода. Но слова земля и земляника не являются однокоренными. В слове земляника корень земляник. В этом слове безударные гласные в корне проверить нельзя, значит, это словарное слово.
-Запишите это слово в тетрадь, повторив на строке 2 раза. Поставьте ударение в слове и подчеркните безударные гласные. Написание этого слова нужно запомнить.
-Ребята, давайте составим предложение со словом земляника. (Ответы детей)
-Запишите в тетрадь предложение:
В лесу растёт земляника. ( 1 ученик у доски)
- Обозначьте начало и конец предложения, подчеркните главные члены предложения. В слове земляника выделите корень, поставьте ударение и подчеркните безударные гласные в корне слова.
-Посмотрите на экран.
Слайд 1.
т…традь ябл…ко к…пуста
б…рёза м…л…ко р…бота
д…ревня …дежда к…р…ндаш
вет…р п…суда сах…р
-Что вы можете сказать об этих словах?
(Это словарные слова)
- Молодцы! Да, мы с вами уже учили эти слова.
- По какому признаку распределены слова в группы? ( В 1-м столбике в словарных словах пропущена буква е, …)
-Запишите слова каждой группы в алфавитном порядке. Что для этого вам нужно вспомнить? (Алфавит)
Работа с учебником.
- с.104 упр. 163
-Ребята 1 ряда записывают 1-ю группу слов, 2 ряд – 2-ю группу слов, 3-й ряд – 3-ю группу слов.
-А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание?
Слайд 2.
тетрадь яблоко капуста
берёза молоко работа
деревня одежда карандаш
ветер посуда сахар
-Поднимите вверх зелёный карандаш те, у кого нет ошибок в словах, жёлтый карандаш те, у кого была допущена 1 ошибка, красный - 2 ошибки.
- Я вижу, что многие ребята выполнили задание верно. Молодцы!
Физкультминутка.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Закрепление изученного материала. (Работа в группах)
- Ребята, давайте вспомним правила работы в группе. (Ответы детей)
- Прочитайте слова на карточке:
Алфав…т, л…ства, зв…зда, ч…сы, н…ябрь, м…ряк,
л...гушка, б…льница.
-Вставьте пропущенные буквы и над каждым словом напишите цифру 1 или 2. Цифра 1 – написание пропущенных букв в этих словах можно проверить, цифра 2 –
написание пропущенных букв в этих словах надо запомнить (словарные слова).
Проверяем.
Слайд 3.
2 1 1 1 2 1
Алфавит, листва, звезда, часы, ноябрь, моряк,
2 1
лягушка, больница.
-Поднимите вверх зелёный карандаш те, кто выполнил задание верно, жёлтый карандаш те, у кого была допущена 1-2 ошибки, красный – 3 и более ошибок.
- Я вижу, что многие ребята выполнили задание верно.
Административный словарный диктант ( на листочках).
Здравствуйте, прощай, родина, быстро, рисунок, лопата, ягода, до свидания, сахар, одежда.
Рефлексия.
Итог урока.
– Какие же слова в русском языке называются словарными? (Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю.)
– Какой верный помощник у вас есть, если встретится слово, в котором орфограмму проверить нельзя? (Это орфографический словарь.)
- Молодцы!
Отметки за урок.
Домашнее задание.