СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарные слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над словарными словами ( 2 урок по даннойтеме).

Просмотр содержимого документа
«Словарные слова»

Конспект урока русского языка во 2з классе

по теме: "Работа над словарными словами"

подготовила учитель начальных классов Ковальчук Т.В.


Цель: формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать.

Задачи: продолжить освоение понятия “непроверяемая орфограмма”; умение пользоваться орфографическим словарем для решения задач письма;  использовать изученные орфографические правила при письме.

Оборудование: учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В. Г. Горецкий (2 класс, 1 часть), орфографический словарик школьника , карточки со словарными словами (для групповой работы), карточки со словарными словами (для доски), компьютер, интерактивная доска.


Ход урока (2 –й урок по теме)

Организационный момент.

– Ребята, проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник, орфографический словарик, рабочая тетрадь, дневник и пенал.


Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Интересные задачи,

Игры, шутки, всё для вас.

Пожелаю всем удачи –

За работу! В добрый час!


Актуализация знаний.


Отгадайте загадки


На дворе сидит,

Дом сторожит.

Громко лает,

Чужих не впускает. (С_бака)





Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (За_ц)


Сено день и ночь жуёт,

Много молока даёт. (К_рова)


Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи – меня ищи. (К_пуста)


Всюду в столице счастливые лица,

Только в России такая столица.

Всех городов и селений глава

Самый прекраснейший город … (М_сква)


( По мере отгадывания загадок слова-отгадки с пропущенными буквами прикрепляю на доску)


- Ребята, посмотрите внимательно на эти слова.

Можем ли мы подобрать проверочное слово и определить какую же букву нужно писать в каждом из этих слов? ( Мы не можем подобрать проверочные слова)

- Как вы думаете, что объединяет все эти слова?

(Это словарные слова)

– Какие слова называют словарными?

(Это слова с непроверяемыми безударными гласными)

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать эти слова?

(Их следует запомнить или проверить написание по орфографическому словарю.)

-Ребята, кто догадался, как называется тема нашего урока?

(Словарные слова) (Тему урока записываю на доске)

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Какие учебные задачи мы будем решать? ( Ответы детей)



Основной этап.

Работа в тетради.

- Ребята, запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа.

А теперь запишите словарные слова, которые вы видите на доске, вставляя пропущенные буквы. Эти буквы нужно подчеркнуть и поставить ударение в каждом слове.


(Работа в парах)

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа по парте по орфографическому словарю.


-Возвращаем тетради. Поднимите вверх зелёный карандаш те, у кого нет ошибок в словах. Молодцы!

- Поднимите вверх жёлтый карандаш те, у кого была допущена 1 ошибка, красный - 2 ошибки. Ребята, вам нужно быть внимательнее и постараться запомнить написание этих слов.


Музыкальная физминутка


-Сегодня на уроке у нас новое словарное слово: земляника. ( Записываю слово на доске).

-Ребята, оказывается, что в разных языках название ягоды земляника связывается с понятием земля. Ягоды нередко почти лежат на земле. В немецком языке эту ягоду называют земляная ягода. Но слова земля и земляника не являются однокоренными. В слове земляника корень земляник. В этом слове безударные гласные в корне проверить нельзя, значит, это словарное слово.

-Запишите это слово в тетрадь, повторив на строке 2 раза. Поставьте ударение в слове и подчеркните безударные гласные. Написание этого слова нужно запомнить.

-Ребята, давайте составим предложение со словом земляника. (Ответы детей)

-Запишите в тетрадь предложение:

В лесу растёт земляника. ( 1 ученик у доски)


- Обозначьте начало и конец предложения, подчеркните главные члены предложения. В слове земляника выделите корень, поставьте ударение и подчеркните безударные гласные в корне слова.




-Посмотрите на экран.

Слайд 1.

т…традь ябл…ко к…пуста

б…рёза м…л…ко р…бота

д…ревня …дежда к…р…ндаш

вет…р п…суда сах…р

-Что вы можете сказать об этих словах?

(Это словарные слова)

- Молодцы! Да, мы с вами уже учили эти слова.

- По какому признаку распределены слова в группы? ( В 1-м столбике в словарных словах пропущена буква е, …)

-Запишите слова каждой группы в алфавитном порядке. Что для этого вам нужно вспомнить? (Алфавит)


Работа с учебником.

- с.104 упр. 163

-Ребята 1 ряда записывают 1-ю группу слов, 2 ряд – 2-ю группу слов, 3-й ряд – 3-ю группу слов.


-А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание?

Слайд 2.

тетрадь яблоко капуста

берёза молоко работа

деревня одежда карандаш

ветер посуда сахар

-Поднимите вверх зелёный карандаш те, у кого нет ошибок в словах, жёлтый карандаш те, у кого была допущена 1 ошибка, красный - 2 ошибки.

- Я вижу, что многие ребята выполнили задание верно. Молодцы!


Физкультминутка.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

Закрепление изученного материала. (Работа в группах)

- Ребята, давайте вспомним правила работы в группе. (Ответы детей)

- Прочитайте слова на карточке:

Алфав…т, л…ства, зв…зда, ч…сы, н…ябрь, м…ряк,

л...гушка, б…льница.


-Вставьте пропущенные буквы и над каждым словом напишите цифру 1 или 2. Цифра 1 – написание пропущенных букв в этих словах можно проверить, цифра 2 –

написание пропущенных букв в этих словах надо запомнить (словарные слова).


Проверяем.

Слайд 3.

2 1 1 1 2 1

Алфавит, листва, звезда, часы, ноябрь, моряк,

2 1

лягушка, больница.


-Поднимите вверх зелёный карандаш те, кто выполнил задание верно, жёлтый карандаш те, у кого была допущена 1-2 ошибки, красный – 3 и более ошибок.

- Я вижу, что многие ребята выполнили задание верно.


Административный словарный диктант ( на листочках).

Здравствуйте, прощай, родина, быстро, рисунок, лопата, ягода, до свидания, сахар, одежда.

Рефлексия.

Итог урока.

– Какие же слова в русском языке называются словарными? (Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю.)

– Какой верный помощник у вас есть, если встретится слово, в котором орфограмму проверить нельзя? (Это орфографический словарь.)

- Молодцы!


Отметки за урок.


Домашнее задание.