Словесные игры по дороге домой
«Какой формы?»
1 вариант: Предложите ребенку назвать предметы круглой (овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной) формы.
Например: круглое яблоко (помидор, мяч, солнце и т.д.)
2 вариант: Взрослый называет предмет, а ребенок говорит, какой формы этот предмет.
Например: яблоко – круглое, огурец – овальный и т.д.
«Какого цвета?»
1 вариант: Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, оранжевого, синего, голубого, фиолетового) цвета.
Например: красный – помидор, пожарная машина, сигнал светофора и т.д.
2 вариант: Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предметы красного цвета, которые он видит. Это могут быть машины, дома, одежда людей и др.
«Узкое – широкое»
Предложите ребенку посмотреть вокруг, рассмотрите, где едут машины, где ходят люди. Сравните проезжую часть и тротуар по ширине. (Дороги бывают узкие и широкие).
Таким же образом можно рассмотреть длинные и короткие дорожки.
«Высоко – низко»
1 вариант: Взрослый предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы, которые находятся высоко (низко). Например: солнышко – высоко, а земля низко.
2 вариант: Можно предложить назвать высокие и низкие предметы.
«Съедобное – несъедобное»
1 вариант: Взрослый называет предмет, а ребенок определяет можно его съесть или нет.
Например: огурец – съедобный, ботинок – несъедобный.
2 вариант: Взрослый называет сразу три предмета, а ребенок выбирает, что съедобное (несъедобное)
Например: ботинок, огурец, солнце.
3 вариант: Предложить ребенку назвать самому съедобные и несъедобные предметы.
«Послушай звуки»
Игра на развитие фонематического слуха.
Взрослый предлагает ребенку послушать, а потом назвать какие звуки он услышал на улице (сигнал машины, хруст снега, шуршание листьев, разговор людей, крики и т.д.).
«Скажи какой»
Предлагается слово (существительное), к которому нужно придумать как можно больше признаков. Кто назовет больше прилагательных, тот и выиграл. Делать это можно по очереди. Тогда победителем будет тот, кто придумает и назовет признак последним.
Например, «цветок» (садовый, полевой, душистый, ранний, весенний, любимый, желтый, пестрый, большой, махровый, долгожданный, капризный, комнатный и т. д. Одних цветовых оттенков можно назвать бесчисленное множество).
Подобные игры хорошо пополняют словарный запас ребенка, расширяют кругозор.
Игра«Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Игра«Отгадай, что это»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
Игра«Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее»: Примеры:
- Кукла, мяч, стул, юла.
- Тюльпан, лилия, помидор, ромашка.
- Корова, петух, гусь, индюк.
- Клен, лист, дуб, береза.
- Стол, стул, диван, чайник.
- Юбка, брюки, ботинки, платье.
«Классификация»
Назвать одним словом предметы одного класса. Например:
Яблоко, апельсин, груша – фрукты;
Трамвай, поезд, автобус – транспорт;
Клубника, виноград, вишня – ягоды, и т. д.
И наоборот: цветы – назови три названия;
Птицы – три названия;
Мебель – три названия и т. д.
«Говори наоборот»
Предложите ребенку игру: «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький». Можно использовать следующие пары слов:
Веселый – грустный
Быстрый – медленный
Пустой – полный
Худой – толстый
Умный – глупый
Тяжелый – легкий
Белый – черный
Твердый – мягкий
Высокий – низкий
Далекий – близкий
Шершавый – гладкий, и т.д.
«Я положил в мешок»
Взрослый начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Ребенок повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Взрослый (либо третий играющий) повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Содержимое мешка может быть разнообразным, например: одежда, обувь, посуда, животные, мебель, ягоды, овощи, и т.д.
«Кто, что делает?»
Задача ребенка придумать как можно больше слов к слову (кошка, воробей, машина, дерево...) Кошка - мяукает, бежит, прыгает, шипит..., машина -едет, гудит, везет грузы...
«Цепочка слов»: называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. Пример: сова – апельсин – носок – кот…